Анализ финансового состояния на примере АО Казахтелеком

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:00, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования является открытое акционерное общество «Казахтелеком», предметом анализа - финансовые процессы предприятия и конечные финансово - хозяйственные результаты его деятельности.
Основная цель выпускной работы – исследование финансов и запасов данных предприятий.

Содержание

Введение
9
1
Финансовый анализ как база принятия управленческих решений
13
1.1
Роль финансового анализа в современных условиях
13
1.2
Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа
21
1.3
Методика анализа финансового состояния предприятия
31
2
Анализ финансового состояния на примере павлодарского филиала акционерного общества «Казахтелеком»
50
2.1
Характеристика деятельности за период с 2003 по 2004 года
экспресс–анализ деятельности предприятия
50
2.2
Анализ ликвидности и платежеспособности
58
2.3
Анализ финансовой устойчивости и деловой активности
64
2.4
Анализ доходности и рентабельности
72
3
Пути повышения финансового состояния
79

Заключение
95

Список использованных источников
97

Приложение А. Организационная структура по ПОДТ АО «Казахтелеком»
99

Приложение Б. Бухгалтерский баланс по ПОДТ АО «Казахтелеком» за 2003-2004 годы
100

Приложение В. Отчет о движении денежных средств ПОДТ АО«Казахтелеком» за 2003-2004 годы
102

Приложение Г. Методика расчета относительных показателей ликвидности
103

Приложение Д. Коэффициенты финансовой устойчивости
104

Приложение Е. Формирование внутренней стратегии предприятия
105

Приложение Ж. Финансовая политика предприятия
106

Приложение З. Недостатки деятельности предприятия и пути их решения
107

Приложение И. Пути снижения дебиторской задолженности
108

Приложение К. Графическая часть

Работа содержит 8 файлов

Аннотация.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

ВВедение и часть 1.doc

— 190.00 Кб (Открыть, Скачать)

часть2,3, закл..doc

— 743.50 Кб (Открыть, Скачать)

учет и аудит доходов и расходов.doc

— 1.20 Мб (Открыть, Скачать)

Курсовая Ю.doc

— 132.00 Кб (Открыть, Скачать)

аудит подольский.doc

— 1.27 Мб (Открыть, Скачать)

Аудит.doc

— 1.35 Мб (Скачать)

Состав и содержание финансовой отчетности подчинены  задаче комплексного удовлетворения информационных потребностей ее пользователей. Поэтому при формировании мнения о достоверности финансовой отчетности  аудитор должен оценить, насколько содержание каждого элемента отчетности соответствует информационной задаче.

Информационные задачи для элементов финансовой отчетности можно охарактеризовать следующим образом:

Бухгалтерский баланс – достоверное отражение имущественного и финансового положения организации на отчетную дату.

Отчет о прибылях и убытках - характеристика финансовых результатов хозяйственной деятельности субъекта за отчетный период

        Отчет о движении денежных  средств – информация, характеризующая наличие, поступление и расходование  денежных средств субъекта в отчетном периоде.

Отчет об изменениях в  капитале - изменения в  капитале организации между двумя отчетными периодами отражают увеличение или уменьшение чистых активов в течение отчетного периода в зависимости от конкретного принципа оценки, принятого и раскрытого в финансовой отчетности за исключением операций с собственниками, таких как вклады в уставный капитал и дивиденды. Общее изменение в капитале представляет собой суммарный доход (убыток), возникший в результате деятельности организации в течение отчетного периода.

Пояснительная записка обладает не меньшей информативностью, чем ее основные отчетные формы. Она должна раскрывать учетную политику субъекта и обеспечивать пользователей финансовой отчетности дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в ее основные формы, но которые необходимы пользователям финансовой отчетности и по мере развития рыночных отношений ей будет придаваться особое значение.

Проверка финансовой отчетности начинается с общего обзора отчетных форм. При  этом, прежде всего обращается внимание на заполнение адресной части форм. Здесь должно быть указано полное наименование организации в соответствии с учредительными документами, вид деятельности организации должен соответствовать его Уставу, а в случае лицензирования данного вида деятельности – проверить наличие лицензии и срока ее действия.

Затем проверяется правильность заполнения отчетов по форме (наличие всех предусмотренных  показателей, отсутствие подчисток  и помарок) и определяются те участки  учета, где аудиторский риск наиболее значителен, то есть где наиболее вероятна возможность мошенничества или ошибок в учете и  отчетности для данного клиента. В зависимости от этого выявляются те операции и активы, которые должны быть проверены боле тщательно, и те, где можно довериться информации клиента.

Далее необходимо провести счетную и логическую проверку, т.е. проверить сопоставимость и взаимоувязку показателей, отраженных в различных формах финансовой отчетности.

Основные требования, предъявляемые  к составлению и представлению  финансовой отчетности, с точки зрения аудитора:

  1. Финансовая отчетность должна отражать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении субъекта хозяйствования, а также финансовых результатах ее деятельности.
  2. Все части финансовой отчетности представляют собой единое целое и взаимосвязаны  между собой. Аудитор должен подтверждать достоверность не только данных, отраженных во всех предусмотренных формах,  а также установить, что между показателями, содержащимися во всех формах финансовой отчетности, существует взаимосвязь и они не противоречивы.
  3. Финансовая отчетность должна включать показатели  деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы. Организации, имеющие дочерние компании, кроме финансового отчета материнской компании составляют и представляют консолидированную (сводную) отчетность. Перед аудиторами встает вопрос о достоверности такой отчетности, т.к. аудиторская фирма не всегда может проверить своими силами все филиалы, представительства и обособленные подразделения. В таком случае, возникает необходимость использовать при формировании мнения о достоверности финансовой отчетности результаты работы других аудиторов.
  4. Содержание и формы финансовой отчетности применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному. Если данные не сопоставимы, то необходима их корректировка. Аудитор должен получить доказательства, что необходимые корректировки были произведены и каждая корректировка раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу. В РК, что касается обеспечения сопоставимости показателей различных отчетных периодов, то данный вопрос обычно не занимает внимания бухгалтеров.
  5. Финансовая отчетность открытая для ознакомления  пользователей, организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с финансовой отчетностью. В сроки, установленные законодательством РК, организация обязана обеспечить представление годовой финансовой отчетности: органам государственной налоговой службы, органу государственной статистики, каждому учредителю (участнику), для нужд других заинтересованных пользователей в случаях, определенных законодательством. Также предусмотрена процедура публикации финансовой отчетности, включая итоговую часть аудиторского заключения.

Достижение основной цели аудита –  формирование объективного мнения о  достоверности финансовой отчетности – обеспечивается путем достижения отдельных (более конкретных) подцелей аудита, таких как: наличие, права и обязательства, явление, полнота, оценка,  точность, измерение,  представление и раскрытие (МСА 500 «Аудиторское доказательство).

Аудитор должен углубиться в финансовую отчетность, пройти в обратном порядке этапы ее подготовки и получить на каждом уровне обработки учетной информации достаточные доказательства для формирования объективного итогового мнения  ее достоверности.

Для осуществления непосредственно  процесса проверки необходимо финансовую отчетность подразделить на сегменты (элементы) и сформулировать подцели аудита для каждого сегмента. Процесс последовательного подразделения финансовой отчетности на статьи, статей – на счета бухгалтерского учета, счетов – на хозяйственные операции называется  дезагрегированием  финансовой отчетности (данное понятие приводится у Ю.А Данилевского).

Дезагрегирование финансовой отчетности осуществляется в несколько этапов.

Первый этап – подразделение финансовой отчетности на статьи.

На втором этапе аудитор должен определить структуру каждой статьи финансовой отчетности и установить взаимосвязь между ее статьями и соответствующими счетами бухгалтерского учета. Для статей бухгалтерского баланса определяются счета, сальдо счетов которых включены в данную статью. Для статей отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности устанавливается взаимосвязь со счетами, обороты по которым участвовали в формировании  показателей отчета.

На третьем этапе следует подразделить информацию, отраженную на счетах бухгалтерского учета, на элементы, которыми являются финансово-хозяйственные операции.

Тестируя хозяйственные операции на соответствие вышеперечисленным  критериям (подцелям аудита) аудитор  получает доказательства в отношении  сальдо и оборотов по счетам, на которых  отражены хозяйственные операции, т.е. устанавливается степень достоверности показателей финансовой отчетности, содержание которых определяется на основе информации, учтенной на счетах бухгалтерского учета.

Процесс дезагрегирования финансовой отчетности с позиций достижения целей аудита можно назвать сегментированием аудита. А элементы, в отношении которых будут проводиться аудиторские процедуры в целях получения доказательств на соответствие установленным критериям, можно назвать сегментами аудита.

Таким образом, цель аудита финансовой отчетности достигается путем достижения подцелей, установленных для каждого сегмента аудита. Подразделение финансовой отчетности на элементы облегчает работу с ней, помогает в распределении конкретных задач между членами аудиторской группы при организации процесса аудита. В итоге основным тестируемым элементом является хозяйственная операция. Эта последовательность достижения цели аудита – основа организации процесса аудиторской проверки.

Для достижения целей аудита финансовой отчетности в международной практике применяются два подхода  к организации процесса аудита: пообъектный и циклический.

При пообъектном подходе выделяемые сегменты аудита фактически совпадают  с объектами бухгалтерского учета.

Выделение в качестве сегментов  аудита циклов хозяйственных операций проводится с учетом содержания финансово-хозяйственной деятельности компании. В качестве сегментов можно выделить следующие циклы аудита:

  • Цикл приобретения;
  • Цикл производства;
  • Цикл реализации, получения доходов и формирования финансового результата;
  • Цикл оплаты;
  • Цикл использования дохода и формирования капитала;
  • Цикл инвестирования.

Классификация операций по циклам соответствующей  деятельности является эффективным  способом проверки. Хотя число и  последовательность циклов в различных компаниях могут быть неодинаковыми, существуют циклы, общие для всех компаний.

Выделение циклов хозяйственных операций позволяет применять в ходе аудита метод направленного тестирования, суть которого заключается в следующем. В силу природы двойной записи, искажение по записи по кредиту одного счета приведет к искажению дебетовой записи по корреспондирующему счету, и наоборот. Направленное тестирование означает, что если аудитор тестирует дебет одного счета на предмет завышения, то одновременно тестируется кредит корреспондирующего счета на предмет занижения. Целенаправленно проверив  дебетовые записи  одного счета, аудитор может сделать вывод о подтверждении (неподтверждении) кредитовых записей по корреспондирующим счетам. Например, если тестируются кредитовые записи в цикле приобретения (т. е. величина кредиторской задолженности), то одновременно тестируются дебетовые записи корреспондирующих счетов (т.е. счета учета долгосрочных инвестиций, материалов).

Данный подход применяется по двум направлениям:

  • тестирование дебетовых записей на предмет завышения;
  • тестирование кредитовых записей на предмет занижения.

Это означает, что аудитор проверяет  расходы и активы на предмет завышения, а обязательства  и доходы на предмет  занижения. Метод направленного  тестирования позволяет оптимизировать затраты труда и времени, необходимые для проведения аудита.

Таким образом, финансовая отчетность должна представлять достоверную информацию об имущественном и финансовом состоянии  организации и о финансовых результатах его деятельности. Это требование адресовано составителям финансовой отчетности, но в полной мере это относится и аудиторским организациям,  сопричастным к подтверждению этой финансовой отчетности. Искажение отчетности, с целью завышения прибыли, несколько не типично для отечественных организаций, которые стремятся скорее к занижению показателей дохода, с целью «минимизации» налогов. В то же время существуют обстоятельства, когда организация ищет способы для увеличения доходной части своей финансовой отчетности. Как правило, такое случается при необходимости предоставления финансовой отчетности потенциальным инвесторам и банковским учреждениям. 

В условиях рынка предприятия вступают в договорные отношения по использованию  имущества, денежных средств, инвестиций и проведению коммерческих  операций. Доверительность этих отношений должна подкрепиться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Важное место в системе контроля отводится аудиторским службам, призванным осуществлять независимую экспертизу и анализ бухгалтерской отчетности предприятий и организаций.

 Аудит- это независимая экспертиза  финансовой отчетности предприятия  аудиторами и аудиторскими организациями  и иных документов, а также  бухгалтерской отчетности, с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций, и дачи заключения о ней клиенту для принятия им соответствующих экономических решений.

 

10. Этапы планирования  аудита

 

Первым начальным этапом аудиторской проверки является этап планирования. Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Аудитор должен планировать аудиторскую проверку так, чтобы обеспечить эффективное проведение аудита.

Планирование аудита начинается еще до написания письма-обязательства и заключения договора с субъектом о проведении аудиторской проверки. Цель планирования аудита – определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:

    1. предварительное планирование;
    2. подготовка и составление общего плана;
    3. подготовка и составление программы.

Информация о работе Анализ финансового состояния на примере АО Казахтелеком