Анализ финансового состояния на примере АО Казахтелеком

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:00, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования является открытое акционерное общество «Казахтелеком», предметом анализа - финансовые процессы предприятия и конечные финансово - хозяйственные результаты его деятельности.
Основная цель выпускной работы – исследование финансов и запасов данных предприятий.

Содержание

Введение
9
1
Финансовый анализ как база принятия управленческих решений
13
1.1
Роль финансового анализа в современных условиях
13
1.2
Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа
21
1.3
Методика анализа финансового состояния предприятия
31
2
Анализ финансового состояния на примере павлодарского филиала акционерного общества «Казахтелеком»
50
2.1
Характеристика деятельности за период с 2003 по 2004 года
экспресс–анализ деятельности предприятия
50
2.2
Анализ ликвидности и платежеспособности
58
2.3
Анализ финансовой устойчивости и деловой активности
64
2.4
Анализ доходности и рентабельности
72
3
Пути повышения финансового состояния
79

Заключение
95

Список использованных источников
97

Приложение А. Организационная структура по ПОДТ АО «Казахтелеком»
99

Приложение Б. Бухгалтерский баланс по ПОДТ АО «Казахтелеком» за 2003-2004 годы
100

Приложение В. Отчет о движении денежных средств ПОДТ АО«Казахтелеком» за 2003-2004 годы
102

Приложение Г. Методика расчета относительных показателей ликвидности
103

Приложение Д. Коэффициенты финансовой устойчивости
104

Приложение Е. Формирование внутренней стратегии предприятия
105

Приложение Ж. Финансовая политика предприятия
106

Приложение З. Недостатки деятельности предприятия и пути их решения
107

Приложение И. Пути снижения дебиторской задолженности
108

Приложение К. Графическая часть

Работа содержит 8 файлов

Аннотация.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

ВВедение и часть 1.doc

— 190.00 Кб (Открыть, Скачать)

часть2,3, закл..doc

— 743.50 Кб (Открыть, Скачать)

учет и аудит доходов и расходов.doc

— 1.20 Мб (Открыть, Скачать)

Курсовая Ю.doc

— 132.00 Кб (Открыть, Скачать)

аудит подольский.doc

— 1.27 Мб (Открыть, Скачать)

Аудит.doc

— 1.35 Мб (Скачать)
  1. Сущность и значение аудита

 

Аудит представляет собой проверку финансовой отчетности юридических  лиц с целью выражения мнения о достоверности и объективности  финансовой отчетности в соответствии с требованиями, установленными законодательством  Республики Казахстан. /2, ст.4 /

Потребность в аудите возникает  когда права собственности и  управление предприятием разделяются.  Однако существуют определенные преимущества, присущие аудиту финансовой отчетности, даже в случае отсутствия законодательного требования к проведению такого аудита.

Сущность аудиторской деятельности заключается в том, что она  является предпринимательской деятельностью  аудиторских фирм (аудиторов), которые  предлагают услуги клиентам по независимой  проверке финансовой отчетности, платежно-расчетной документации; оказанию различных услуг и консультаций; ведению и восстановлению  бухгалтерского учета; оценке активов и обязательств организации; составлению налоговой декларации; проведению экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности  и др.

Цель аудита финансовой отчетности - предоставление возможности аудитору дать заключение (выразить мнение) в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам в соответствии с установленной концептуальной основой составления финансовой отчетности. /3, /.

Несмотря на стандартное определение  цели аудита, на самом деле под целью  аудита следует понимать ту цель, которую  ставит перед аудитором клиент. /4, с. 8/

В условиях  рыночных отношений  многие предприятия, банки, страховые компании, транспортные и коммерческие организации вступают в различные контрактные (договорные) отношения по использованию имущества, выполнению работ и услуг, проведению коммерческих операций, займов денежных средств и инвестиций. Достоверность этих отношений между участниками сделок в получении необходимой  информации может подтвердить в результате проверки лишь независимый аудитор.

Частные и коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы  лишены возможности самостоятельно убеждаться в том, все ли многочисленные финансовые и хозяйственные операции в их сфере выполнены в соответствии с законодательством и правильно отражены в бухгалтерских записях, а также в квартальных и годовых отчетах. Независимая аудиторская проверка  деятельности организаций и соблюдении ими законодательства необходима и государству для принятия соответствующих мер в области экономики, финансирования, кредитования, инвестирования и налогообложения. Аудиторские проверки, проводимые по отдельным предприятиям, отраслям  национальной экономики и регионам, необходимы государственным органам республики, министерствам и ведомствам, судам, прокуратуре и др. для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

 Значение аудита состоит в достижении интересов соответствующих сторон. Это интересы:

  • экономических субъектов (фирм, акционерных обществ) в лице их владельцев;
  • государства в лице налоговой службы;
  • различных пользователей финансовой отчетности;
  • аудиторов в защите интересов собственника и государства, в обеспечении учета и отчетности.

Потребность же в проведении аудита основывается на интересах пользователей финансовой отчетности. Внутренним пользователям (акционерам, совету директоров, работникам самого предприятия) необходима объективная  финансовая информация, не содержащая ошибок и искажений для правильного принятия управленческих решений. Проявляют интерес к состоянию финансового состояния организации и внешние пользователи (банки, кредиторы, потенциальные инвесторы, а также общественность).

Осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две основные функции:

  • сбора и оценки доказательств для подтверждения полноты и достоверности финансовой отчетности;
  • проверку соответствия  данных финансовой отчетности общепринятым стандартам учета.

Основная задача аудиторских служб состоит в обеспечении качественных проверок соблюдения законодательства, регулирующего финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта, ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и обеспечением пользователей информацией о  финансовом положении. В деловой среде предприниматели, чьи отчетные данные не подтверждены аудиторским заключением, может быть меньше доверия. Для этого им потребуются длительные партнерские отношения, которые будут доказывать стабильность экономических отношений.

Для обеспечения качественной проверки аудиторским фирмам необходима полная информационная  база в виде программного обеспечения, справочной литературы по бухгалтерским, юридическим и общеэкономическим  вопросам.

Одной из важных задач аудиторских фирм является обеспечение рентабельности своей деятельности как и любого экономического субъекта. Аудиторская работа требует высокой квалификации, большого внимания и профессионализма. Естественно он должен высоко оплачиваться в соответствии со статусом этой профессии. Вместе с тем, в погоне за большими доходами и количеством обслуживаемых клиентов  аудиторы не могут позволить себе неразборчивый подбор клиентов. Здесь необходим тонкий и деликатный подбор клиентов, чтобы в будущем избежать угрозы репутации аудиторской фирме.

Задачей аудиторских фирм является также  и систематическое  проведение маркетинговых  исследований в области расширения аудиторских услуг

2. Становление и развитие аудита  в РК

Развитие аудита в нашей стране  начинается с появления в 1987 году акционерного общества  «Инаудит». Оно  образовано согласно специальному постановлению Совета Министров СССР. Значение ее создания для дальнейшего развития аудита в нашей стране трудно переоценить.

АО являлось юридическим лицом, цель которого состояло в оказании аудиторских и консультационных услуг действующим в СССР и за границей совместным предприятиям. Совет Министров СССР представил фирме «Инаудит» широкие права, среди них права на:

  • ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности совместных предприятий и организаций;
  • проверки бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет и других документов, наличие денежных сумм и ценных бумаг, наличия и правильности расходования материальных ценностей;
  • получение от учреждений Госбанка СССР и других кредитных учреждений необходимых сведений, справок, копий документов, связанных с операциями соответствующих организаций и предприятий, о состоянии счетов и оборотов по ним;
  • получение от предприятий и организаций отчетной документации и иной документации в согласованных объемах;
  • публикацию в СССР и за границей своего устава, баланса, счета прибылей и убытков, а также различных материалов о деятельности фирмы «Инаудит» и прочее.

Хотя фирма имела более высокую  организационно-правовую форму по сравнению  с хозрасчетными ревизионными группами, все же она была создана на базе государственного контрольного органа, а ее учредителями были союзные министерства. Сохранить «Инаудит» как единую структуру не удалось, она распалась на несколько самостоятельных аудиторских фирм. Одной из причин оказалось то, что в фирме работало большое количество профессиональных специалистов и настоящих лидеров, у которых появилась возможность создать и возглавить собственные фирмы.

В 1989-1993 гг. была предпринята попытка  принять законодательный акт об аудиторской деятельности в СССР. В этот период в стране появилось множество коммерческих организаций, в том числе и аудиторских фирм. Последние регистрировались как товарищества с ограниченной ответственностью. В 1989 году при контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов КазССР была создана хозрасчетная ревизионная группа, затем на ее базе в 1990 году решением правительства организована первая аудиторская фирма " Хозрасчетный аудиторский центр" и ее территориальные отделения. Накопленный опыт, постоянно увеличивающийся объем аудиторских услуг, а также в известной мере рекомендации мировой аудиторской практики позволили в 1992 году преобразовать хозрасчетный центр в независимую акционерную аудиторскую компанию "Казахстанаудит". Она является первой в республике независимой профессиональной компанией по оказанию аудиторских услуг, основанной на частной форме собственности и имеющей лицензию на право проведения аудита от правительства.

Заслуга "Казахстанаудит" в становлении  аудита и его популяризации в Казахстане велика. Она стала основным разработчиком  проекта закона об аудиторской деятельности в нашей республике и главным консультантом при его обсуждении в министерствах, на правительственном уровне и в парламентских комитетах, а также была автором проекта Устава Палаты аудиторов Казахстана.  /9, с.7/.

В учредительных документах указанной  фирмы предусматривались: проведение проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий любых  организационно-правовых форм и видов  собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их финансовой отчетности; предоставление консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учет, налогообложение и т.п. Таким образом, уже в учредительных документах первых аудиторских фирм были заложены определения аудита и его целей, что в дальнейшем нашло отражение в Законе «Об аудиторской деятельности в РК».

Начиная с 1990 г. на рынке появилось  СП «Эрнест энд Янг Внешаудит», оно проводило аудиторские проверки на совместных предприятиях по их просьбе, причем вне зависимости от их расположения или принадлежности. Это была крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма, входящая в то время в так называемую «Большую шестерку».

В настоящее время в Казахстане развивают свою деятельность крупнейшие международные аудиторские организации и местные аудиторские фирмы, которые  оказывают аудиторские услуги. Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 05 04 2001  № 173 «Об утверждении списков аудиторских организаций и кредитных рейтинговых агентств» /10 / в целях ежегодного проведения аудита организации и подтверждения кредитного рейтинга в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2001 года N 290 "О мерах по организации эффективного управления и контроля за деятельностью некоторых акционерных обществ и республиканских государственных предприятий (национальных компаний)"  /11 / утверждены  списки аудиторских организаций в составе ТОО «ПрайсуотерхаусКуперс», ТОО «КПМГ Жанат», ТОО «Эрнст энд Янг» «Делойт и Туш»,  ТОО «ВDO Казахстанаудит». (последняя из вышеперечисленных аудиторских фирм утверждена  приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 июля 2004 года N 294).

          1. Классификация аудита

 

Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого учета. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее  руководство не занимается повседневным контролем деятельности всех управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой  деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим, главным образом, для предотвращения потерь ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы крупных предприятий, подчиненные руководителю или совету директоров, или собранию акционеров. Функции внутренних  аудиторов шире и включают:

  • контроль за состоянием активов: подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;
  • подтверждение выполнение внутрисистемных контрольных процедур;
  • анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;
  • оценку качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный  контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством  менеджмента.

Внешний аудит осуществляется внешними, независимыми аудиторами, аудиторскими фирмами на основе заказов (договоров) с организациями. Отличительной особенностью внешнего аудита является также то, что аудиторы не имеют интересов на проверяемом предприятии и не являются учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами,  не состоят в родстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери) с руководством организации и не связаны с ним служебными отношениями.

Результаты проведения внешнего аудита оформляются путем составления и представления заключения о состоянии учета, внутреннего контроля в проверяемых ими организациях, а также о достоверности финансовой  отчетности.

По отношению к требованиям  законодательства различают обязательный и инициативный аудит. Обязательный аудит – это ежегодная аудиторская проверка финансовой отчетности предприятий, перечень которых установлен законодательством.

Инициативный аудит  проводится по решению самого предприятия с  учетом конкретных задач, сроков и объемов  аудита, предусмотренных договором на его проведение.

По  объектам аудита различают: банковский, аудит страховых компаний,   бирж, инвестиционных институтов, пенсионных фондов, общий аудит, государственный  аудит. Кроме государственного аудита на все остальные виды аудита требуются  соответству-ющие лицензии, выдаваемые Министерством финансов РК и Национальным банком.

По  назначению аудит подразделяют на соответствующие  виды:

Аудит финансовой отчетности – проверка финансовой отчетности субъекта с целью выдачи аудиторского заключения о ее достоверности  по всем существенным аспектам. Он проводится сторонними аудиторскими фирмами и предназначается для широкого круга пользователей.

Информация о работе Анализ финансового состояния на примере АО Казахтелеком