Анализ финансового состояния на примере АО Казахтелеком

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:00, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования является открытое акционерное общество «Казахтелеком», предметом анализа - финансовые процессы предприятия и конечные финансово - хозяйственные результаты его деятельности.
Основная цель выпускной работы – исследование финансов и запасов данных предприятий.

Содержание

Введение
9
1
Финансовый анализ как база принятия управленческих решений
13
1.1
Роль финансового анализа в современных условиях
13
1.2
Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа
21
1.3
Методика анализа финансового состояния предприятия
31
2
Анализ финансового состояния на примере павлодарского филиала акционерного общества «Казахтелеком»
50
2.1
Характеристика деятельности за период с 2003 по 2004 года
экспресс–анализ деятельности предприятия
50
2.2
Анализ ликвидности и платежеспособности
58
2.3
Анализ финансовой устойчивости и деловой активности
64
2.4
Анализ доходности и рентабельности
72
3
Пути повышения финансового состояния
79

Заключение
95

Список использованных источников
97

Приложение А. Организационная структура по ПОДТ АО «Казахтелеком»
99

Приложение Б. Бухгалтерский баланс по ПОДТ АО «Казахтелеком» за 2003-2004 годы
100

Приложение В. Отчет о движении денежных средств ПОДТ АО«Казахтелеком» за 2003-2004 годы
102

Приложение Г. Методика расчета относительных показателей ликвидности
103

Приложение Д. Коэффициенты финансовой устойчивости
104

Приложение Е. Формирование внутренней стратегии предприятия
105

Приложение Ж. Финансовая политика предприятия
106

Приложение З. Недостатки деятельности предприятия и пути их решения
107

Приложение И. Пути снижения дебиторской задолженности
108

Приложение К. Графическая часть

Работа содержит 8 файлов

Аннотация.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

ВВедение и часть 1.doc

— 190.00 Кб (Открыть, Скачать)

часть2,3, закл..doc

— 743.50 Кб (Открыть, Скачать)

учет и аудит доходов и расходов.doc

— 1.20 Мб (Открыть, Скачать)

Курсовая Ю.doc

— 132.00 Кб (Открыть, Скачать)

аудит подольский.doc

— 1.27 Мб (Открыть, Скачать)

Аудит.doc

— 1.35 Мб (Скачать)

При изучении процедур контроля заказов потребителей на поставку продукции аудитор должен удостовериться в следующем:

  • Поступившие заказы регистрируются в книге учета заказов.  При   получении   заказов   соответствующим   должностным   лицом  отдела сбыта проверяется наличие таких моментов контроля:

- подпись и указание должности лица, составившего заказ;

- указание юридического адреса  и банковских реквизитов заказчика с оттиском печати;

- намерения заказчика с конкретными   условиями (предмет сделки, ассортимент,  количество, качество, цена, сроки  и т.д.);

- обращение к исполнителю заказа (в заказе должно быть указано  полное наименование организации,  которой он адресован, т.е. он  не должен быть безличным обращением).

  • Все выявленные отклонения от указанных параметров учитываются при предварительной оценке возможности выполнения заказа. Все неясные стороны заказа уточняются у заказчика посредством телефонной или факсимильной связи. Заказ передается к дальнейшему рассмотрению только при отсутствии отклонений от вышеуказанных параметров.
  • Все заказы вместе с приложениями в порядке их группировки нумеруются, заносятся в книгу регистрации и подшиваются для хранения в журналах учета поступивших заказов. Копии заказов с приложениями передаются должностным лицам, принимающим решения о возможности выполнения заказов с предоставлением коммерческого кредита.

Вышеуказанные процедуры контроля аудитор проверяет выборкой документов, в которых выражены заказы. 

Аудитор выбирает определенный период (например, прошлый месяц) для подтверждения  полноты регистрации поступивших заказов за данный период; сканирует заказы, поступившие за выбранный период для выявления недостающих номеров; сверяет номера данных заказов с соответствующими номерами, отраженными в книге регистрации заказов.

Коммерческий кредит – кредит, предоставляемый продавцом покупателю в товарной форме при продаже и поставке товаров с отсрочкой его оплаты. /60, с.193/.

При изучении процедур контроля за предоставлением коммерческого кредита, подготовкой и заключением договора на  поставку продукции аудитор должен удостовериться в следующем:

  • При принятии должностными лицами, ответственными за предоставление коммерческого кредита, решения о необходимости анализа финансового состояния и надежности покупателя определенными работниками проводится работа по получению необходимых данных. Запрашиваются нотариально удостоверенные копии устава, учредительного договора и свидетельства о регистрации, финансовые отчеты и др. Работники финансовой службы проводят анализ финансовой устойчивости и кредитоспособности будущих покупателей.
  • Должностное лицо отдела сбыта   осуществляет контроль  за наличием  у  представителя организации-покупателя, прибывшего для заключения договора, необходимых полномочий на заключение договора. Такие полномочия подтверждаются удостоверением и соответствующей надлежащим образом оформленной доверенностью. Заключение договора возможно только при отсутствии отклонений от указанных параметров контроля полномочий.
  • Начальник отдела сбыта или юрист  должен осуществлять контроль за соблюдением порядка ограниченного доступа к документам и  материалам, образующим вышеуказанное досье, а также обеспечить их сохранность.
  • После подписания договора документы, удостоверяющие полномочия представителя организации-покупателя, подшиваются в специальном журнале, также являющемся частью досье на данного покупателя.

Вышеуказанные процедуры контроля аудитор проверяет выборкой еще  не исполненных заказов на существенную сумму и анализирует документы, удостоверяющие полномочия представителей организаций-покупателей, подписавших соответствующие договоры поставки, с целью определения их достаточности достоверности.  

В целях контроля различных аспектов взаимоотношений с контрагентами по коммерческим договорам (в частности, по договорам поставки продукции на условиях коммерческого кредитования покупателей) и недопущения ухудшения результатов деятельности организации из-за неверного их выбора каждому покупателю можно присваивать категорию риска. Ранжирование покупателей по категориям риска (высокий, средний, низкий или др.).  Это необходимо как для оценки необходимости проведения анализа надежности и финансового состояния, так и для принятия решений по предоставлению    коммерческого    кредита    конкретным    покупателям.

В целях предотвращения ухудшения  финансового состояния организации вследствие роста просроченной дебиторской задолженности каждому покупателю в соответствии с категорией риска его заказа целесообразно устанавливать параметры коммерческого кредита (т.е. определенный лимит суммы дебиторской задолженности и предельный срок коммерческого кредитования). Параметры кредитования по каждому виду риска должны быть зафиксированы в соответствующем разделе "Положения о сбытовой политике". При составлении проекта договора начальник отдела сбыта должен предусмотреть в его приложениях такое соотнесение календарного графика отгрузки с календарным графиком оплаты, чтобы общая сумма отгруженной по договору  продукции минус общая сумма оплаченной по договору (и с учетом других договоров с данным покупателем) продукции не превышала установленный данному покупателю критический уровень дебиторской задолженности. Кроме того, должностное лицо, санкционирующее отгрузку, должно производить контрольное сличение суммы, указанной в выписанной товарно-транспортной накладной  с данными по фактическому уровню дебиторской задолженности покупателя в целях предотвращения превышения установленного данному покупателю критического уровня задолженности. Если в результате отгрузки будет превышен лимит задолженности, (покупатель имеет просроченные долги) отгрузка санкционируется только на сумму, в результате добавления которой к фактическому уровню дебиторской задолженности данного покупателя не будет превышен установленный ему лимит задолженности, а покупатель незамедлительно ставится об этом в известность соответствующим уведомлением.

«Положение о сбытовой политике», «Процедуры контроля реализации готовой продукции» - это внутренние документы, которые должны разрабатываться на каждый отчетный год, а любые изменения (дополнения) оформляются соответствующим приказом. Необходимо отметить, что в условиях рыночной конкуренции информация, содержащаяся в этих документах, представляет определенный интерес для конкурентов организации и должна быть отнесена приказом руководителя к сведениям, составляющим коммерческую тайну организации. Соответственно, также должен быть определен и документально закреплен приказом руководителя круг должностных лиц, имеющих право доступа к указанным сведениям для осуществления своих функциональных обязанностей.

Процедуры контроля за подготовкой к поставке продукции покупателям должны заключаться в следующем:

Выписка товарно-транспортных накладных  и санкционирование отгрузки во избежание злоупотреблений (согласно принципу внутреннего контроля "разделение обязанностей") производится разными должностными лицами. Выписанные экземпляры товарно-транспортных накладных регистрируются в специальном журнале. Например, должностным лицом отдела сбыта, санкционирующим отгрузку, по установленному порядку осуществляется контроль правильности оформления выписанных товарно-транспортных накладных: заполнения реквизитов, соответствия указанных цен условиям договора, соответствия характеристик продукции (наименование изделия, количество и т.д.) и других данных условиям договора и графикам отгрузок. Кроме того, он производит контрольное сличение суммы, указанной в товарно-транспортной накладной, с данными по фактическому уровню дебиторской задолженности покупателя (при ее наличии) в целях предотвращения превышения установленного данному покупателю критического уровня задолженности. При наличии отклонения (если в результате отгрузки будет превышен лимит задолженности из-за того, что покупатель имеет просроченные долги) отгрузка санкционируется им только на сумму, в результате добавления которой к фактическому уровню дебиторской задолженности данного покупателя не будет превышен установленный ему лимит задолженности, а покупатель ставится об этом в известность соответствующим уведомлением.

Для того, чтобы удостовериться в  присутствии вышеуказанных процедур контроля на предприятии, аудитор может выбрать несколько  товарно-транспортных накладных и проконтролировать наличие следующих параметров контроля:

  • все четыре экземпляра каждой товарно-транспортных накладных имеют одинаковые номера;
  • все реквизиты заполнены в соответствии с действующими правилами и являются верными;
  • указанные в товарно-транспортных накладных характеристики продукции соответствуют условиям договора  и взаимоувязаны;
  • суммы правильно подсчитаны;
  • лимит коммерческого кредита, установленный покупателю по условиями договора, не превышен;
  • на всех экземплярах каждой товарно-транспортной накладной имеется санкция на отгрузку уполномоченного лица отдела сбыта. 

Выписанные товарно-транспортные накладные передаются на склад готовой продукции. Получив экземпляры товарно-транспортной накладной, заведующий складом проверяет наличие на них соответствующей подписи (санкции) уполномоченного лица отдела сбыта и при ее наличии организует отборку продукции из мест хранения, комплектацию партии отправки.

При прибытии автомобиля в зону погрузки склада готовой продукции заведующий складом (кладовщик), сверяя соответствующие реквизиты путевого листа и транспортного раздела товарно-транспортной накладной, проверяет соответствие прибывшего под погрузку автомобиля параметрам данной поставки. Принимающий груз водитель-экспедитор также осуществляет контроль за соответствием характеристик отгружаемой в автомобиль продукции данным товарно-транспортной накладной, исправностью тары, наличием надлежащей маркировки грузовых единиц, соблюдением правил погрузки и крепления груза. После осуществления погрузки заведующий складом в соответствующих разделах товарно-транспортной накладной проставляет номер путевого листа, указывает наименования документов, следующих с грузом (паспорт, сертификат и т.п.), вид упаковки, количество мест (товарных мест или грузовых единиц) и скрепляет экземпляры товарно-транспортной накладной штампом склада и своей подписью с указанием фамилии и должности. Принявший груз водитель-экспедитор также указывает свои данные и расписывается о приемке груза. Первый экземпляр товарно-транспортной накладной остается на складе готовой продукции и служит основанием для списания готовой продукции из подотчета.

При получении данных об отгрузке продукции покупателю,  уполномоченное лицо отдела сбыта в журнале ежедневного учета отгрузки проставляет следующие данные:

  • наименование покупателя;
  • дата и номер договора поставки;
  • дата выписки и номер соответствующей товарно-транспортной накладной;
  • дата и время  фактического осуществления отгрузки;
  • фактические данные по отгрузке (по данным третьего экземпляра товарно-транспортной накладной) в стоимостном и натуральном выражении по каждому наименованию отгруженной продукции. 

По данным вышеуказанного регистра ежедневно составляются отчеты, содержащие сведения по отгрузкам за день и с начала отчетного периода (пятидневки, декады или месяца, т.е. соответственно календарным графикам отгрузки).

На основе ежедневных отчетов  составляются рапорты о выполнении оперативно-календарных планов (графиков) отгрузок.  Полученные отчеты (рапорты) анализируются начальником отдела сбыта и устанавливаются причины отклонений, выявляется виновники, принимаются меры в пределах своей компетенции. Затем эти отчеты (рапорты) и объяснительные записки  с указанием причин отклонений, выявленных виновников и принятых мер передаются дирекции организации. На производственных совещаниях дирекции принимаются соответствующие управленческие решения.

Проверяя данный участок процедур внутреннего контроля, аудитор проводит опрос руководства отдела сбыта с целью выявления наиболее часто возникающих причин отклонений от заданных объемов реализации и принятых по отклонениям управленческих решений (мер).

На основании полученного от водителя-экспедитора экземпляра товарно-транспортной накладной с отметками покупателя о приемке продукции (данные отметки являются свидетельством отгрузки) работником бухгалтерии выписывается счет-фактура в двух экземплярах, первый из которых представляется покупателю.   Второй экземпляр счета-фактуры подшивается и хранится в составе учетной документации (в журнале учета выдаваемых счетов-фактур). При этом данные счета-фактуры сверяются с данными товарно-транспортной накладной и условиями договора (заказа).

Бланки счетов-фактур должны быть заранее пронумерованы. Последовательность нумерации проверяется главным бухгалтером.

Счет-фактура является основным документом, по которому объем реализации отражается в бухгалтерском учете. На основе выписанных счетов-фактур работник группы учета готовой продукции бухгалтерии в соответствующих регистрах ведет аналитический и синтетический учет реализации готовой продукции.

Выписанная счет-фактура - основа для  регистрации дебиторской задолженности  покупателей, т.е. на его основе работник бухгалтерии заполняет регистры аналитического учета покупателей. Указанным работником также ведется книга продаж, в которой он в хронологическом порядке регистрирует выписанные счета-фактуры.

Книга продаж должна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью оформления счетов-фактур и ведения книги продаж методами проверки документов осуществляет главный бухгалтер организации или другое, уполномоченное директором организации, должностное лицо (внутренний аудитор).

Для ознакомления с вышеприведенными процедурами внутреннего контроля клиента аудитор проводит анализ процесса  подготовки счетов-фактур. Он может выборочно взять несколько  заказов на существенную сумму и  сканировать соответствующие им товарно-транспортные накладные и счета-фактуры для определения недостающих (пропущенных) номеров в целях проверки полноты учета отгрузок, проследить проводки в регистрах и Главной книге, а также  точность счетов покупателей.

Ежедневно работник бухгалтерии получает из банка выписки с текущего счета, в которых указаны все данные о движении и остатках денежных средств на счетах организации, в том числе поступившие от покупателей за день денежные суммы в оплату отгруженной продукции. К банковским выпискам прилагаются оправдательные документы (отражаемые в выписке приходные и расходные документы). Получив банковскую выписку, работник бухгалтерии осуществляет контроль полноты указания в выписках перечисленных покупателями сумм, сверяя поступившие от покупателей суммы по выписке с суммами, указанными в прилагаемых к ней оправдательных документах (в платежных поручениях, спецификациях к ним и т.п.).

Информация о работе Анализ финансового состояния на примере АО Казахтелеком