Анализ финансового состояния на примере АО Казахтелеком

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:00, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования является открытое акционерное общество «Казахтелеком», предметом анализа - финансовые процессы предприятия и конечные финансово - хозяйственные результаты его деятельности.
Основная цель выпускной работы – исследование финансов и запасов данных предприятий.

Содержание

Введение
9
1
Финансовый анализ как база принятия управленческих решений
13
1.1
Роль финансового анализа в современных условиях
13
1.2
Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа
21
1.3
Методика анализа финансового состояния предприятия
31
2
Анализ финансового состояния на примере павлодарского филиала акционерного общества «Казахтелеком»
50
2.1
Характеристика деятельности за период с 2003 по 2004 года
экспресс–анализ деятельности предприятия
50
2.2
Анализ ликвидности и платежеспособности
58
2.3
Анализ финансовой устойчивости и деловой активности
64
2.4
Анализ доходности и рентабельности
72
3
Пути повышения финансового состояния
79

Заключение
95

Список использованных источников
97

Приложение А. Организационная структура по ПОДТ АО «Казахтелеком»
99

Приложение Б. Бухгалтерский баланс по ПОДТ АО «Казахтелеком» за 2003-2004 годы
100

Приложение В. Отчет о движении денежных средств ПОДТ АО«Казахтелеком» за 2003-2004 годы
102

Приложение Г. Методика расчета относительных показателей ликвидности
103

Приложение Д. Коэффициенты финансовой устойчивости
104

Приложение Е. Формирование внутренней стратегии предприятия
105

Приложение Ж. Финансовая политика предприятия
106

Приложение З. Недостатки деятельности предприятия и пути их решения
107

Приложение И. Пути снижения дебиторской задолженности
108

Приложение К. Графическая часть

Работа содержит 8 файлов

Аннотация.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

ВВедение и часть 1.doc

— 190.00 Кб (Открыть, Скачать)

часть2,3, закл..doc

— 743.50 Кб (Открыть, Скачать)

учет и аудит доходов и расходов.doc

— 1.20 Мб (Открыть, Скачать)

Курсовая Ю.doc

— 132.00 Кб (Открыть, Скачать)

аудит подольский.doc

— 1.27 Мб (Открыть, Скачать)

Аудит.doc

— 1.35 Мб (Скачать)
  • какой процент не возврата дебиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных должников (этот процент характеризует концентрацию не возврата задолженности); будет ли влиять неплатеж одного  из главных должников на финансовое положение предприятия;
  • какого распределение дебиторской задолженности по срокам образования;
  • какую долю векселей в дебиторской задолженности представляет продление старых векселей;
  • были ли приняты в расчет скидки и другие условия в пользу потребителя, например его право па возврат продукции.

Далее аудитору  изучает  показатели качества и ликвидности дебиторской задолженности. Под качеством понимается вероятность получения этой задолженности в полной сумме, которая зависит от срока образования задолженности. Опыт показывает, что чем больший срок дебиторской задолженности, тем ниже вероятность ее получения.

Для характеристики возраста дебиторской задолженности целесообразно сгруппировать ее по срокам возникновения.

Обобщенным показателей возврата задолженности является оборачиваемость. Показатель ликвидности дебиторской задолженности характеризует скорость, с которой она будет превращена в денежные средства (наличность), т.е. это тоже оборачиваемость. Таким образом, показателем качества и ликвидности дебиторской задолженности может быть ее оборачиваемость.

Показатели оборачиваемости  дебиторской задолженности сравнивается:

1) за ряд периодов; 2) со средними по отрасли; 3) с  условиями договоров.

Сравнение фактической  оборачиваемости с рассчитанной по условиям договоров дает возможность оценить степень своевременности плате покупателями. Отклонение фактической оборачиваемости от договор может быть следствием: плохой работы по истребованию возврата задолженности; затруднения в получении этих сумм, несмотря на хорошую работу ответственных лиц; финансовых затруднений у покупателей.

Первая причина может быть устранена  вмешательством руководства предприятия. Две другие связаны с качеством  и ликвидностью дебиторской задолженности.

Причинами замедления оборачиваемости  дебиторской задолженности, могут быть:

  • ухудшение платежеспособности покупателей;
  • несвоевременная отгрузка продукции покупателям;
  • отказ потребителей от оплаты полученной продукции из-за ее низкого

качества и других нарушений  договорных обязательств.

 Значительная часть продукции проверяемого предприятия реализуется за пределы республики и задержка платежей составляла три и более месяцев. Наличие просроченной дебиторской задолженности говорит о том, что руководству необходимо принять неотложные меры к ее взысканию.

Цель и задачи аудита дебиторской задолженности

Цель аудита дебиторской  задолженности – достижение уверенности  в том, что задолженность контрагентов и задолженность перед контрагентами  числятся на счетах учета в реальных значениях. Данная процедура – одна из важнейших в аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции, например, с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений финансовой отчетности.

Основными задачами, стоящими перед аудиторами при проверке дебиторской задолженности, являются:

  • проверка реальности и юридической обоснованности числящихся на балансе предприятия сумм  дебиторской задолженности;
  • проверка соблюдения правил расчетной и финансовой дисциплины:
  • проверка правильности получения сумм за отгруженные материальные ценности и полноты их списания, наличия оправдательных документов при совершении расчетных операций и правильности их оформления:
  • проверка своевременности и правильности оформления и представления претензий дебиторам, а также организации контроля за движением их дел и проверка порядка организации взыскания сумм причиненного ущерба и других долгов, вытекающих из расчетных взаимоотношений;
  • разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, снижению дебиторской задолженности.

Аудитор знает типичные совершения и сокрытия подобных действий. Наиболее значительных размеров мошенничество  может достигать при осуществлении  закупочных операций. Нарушения при  закупках сырья могут быть как  простыми (например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчетов), так и очень сложными, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат.

Аудит расчетов с дебиторами включают проверку:

  • наличия необходимых первичных документов, договоров, расчетных документов, актов сверки расчетов, документов о проведении взаимозачетов, актов приемки-передачи векселей и т.д.;
  • соответствия данных первичных документов данным аналитического учета, взаимного соответствия данных аналитического и синтетического учета, финансовой отчетности;
  • наличия инвентаризации расчетов согласно учетной политике организации или законодательству;
  • мер по взысканию дебиторской задолженности;
  • своевременности списания просроченной задолженности на финансовые результаты;
  • правомерности и своевременности отражения в учете прекращения обязательств неденежными формами расчетов (зачет, векселя, отступное, уступка права требования и т.д.).

При аудите расчетов устанавливают  причины расхождений данных учета  с данными актов сверок, размеры  просроченной задолженности, задолженности с истекшим сроком исковой давности, числящейся в учете, истоки возникновения наибольших сумм задолженности. Целесообразно также проанализировать структуру дебиторской задолженности в динамике.

Процедуры проверки на существенность.

Аудитор получает список сальдо по счетам дебиторской задолженности журналы регистрации продаж и сопоставливает общую сумму с контрольным счетом.

Сальдо на конец года:

  • обсуждение с руководством и анализ сроков задолженности и возможности появления будущих безнадежных долгов;
  • проверка разрешений и соответствия списанных долгов;
  • проверка счетов – контра по бухгалтерской книге регистрации закупок;
  • проверка сальдо по накладным, относящимся к недавним операциям и изучение спорных или устаревших остатков;
  • обзор отдельных счетов основных покупателей;
  • обзор и тестирование процедур разъединения по реализации на конец года.

Аналитические процедуры:

  • Сравнение соотношения количества дней дебиторской задолженности с бюджетом или предшествующим годами;
  • Сравнение соотношения задолженности в различные периоды года с предшествующими годами.

Рост или увеличение количества старых долгов может указать на плохое финансовое или ухудшающееся экономическое  положение или кредитный контроль.

Безнадежные долги. Аудиторские процедуры  по установлению соответствующих резервов по безнадежным долгам включают:

  • опыт компании с предыдущими безнадежными долгами;
  • доказательство, исходящее из подтверждения дебиторской задолженности;
  • анализ дебиторской задолженности по срокам:
  • послебалансовые события.

Существует три категории дебиторской задолженности:

    1. торговая дебиторская задолженность;
    2. прочая дебиторская задолженность;
    3. предоплата и начисленный доход.

Текущая и долгосрочная дебиторская  задолженность раскрывается отдельно.

Подтверждение счетов дебиторской  задолженности.

Одним из наиболее эффективных методов, подтверждающих сальдо дебиторской  задолженности является непосредственный контакт аудитора с покупателями клиента, в целях получения непосредственного  подтверждения сумм к оплате.

Если дебиторская задолженность существенна для финансовых отчетов, если есть основание ожидать ответа от дебиторов, аудитор просто планирует получение прямого подтверждения дебиторской задолженности или отдельных проводок по сальдо счета.

Если ожидается, что дебиторы не ответят, то необходимо провести альтернативные процедуры, такие как обзор поступления денежных средств после даты, или анализ счетов-фактур и подписанных отгрузочных документов.

Процедуры рассылки писем соответствует  нескольким целям:

  • надежное доказательство завышения дебиторской задолженности – покупатели обычно жалуются, если предполагаемая сумма их задолженности слишком велика;
  • более слабое доказательство занижения дебиторской задолженности – покупатели менее склоны жаловаться, если задолженность мала;
  • косвенное доказательство данных по реализации;
  • доказательство осуществления внутреннего контроля;
  • доказательство эффективности процедур разъединения, если они проводятся в конце года.

Также аудитор получает доказательство о нарушениях, таких как сокрытие сумм и «вуалирование баланса», которые были рассмотрены выше.

Срок и форма подтверждения.

В идеале рассылка должна проводиться  в конце года, поскольку это  обеспечивает прямое доказательство цифр балансового отчета.

Существует два типа запросов:

  • позитивный – покупателя просят подтвердить напрямую аудитору, согласен ли он или не согласен он с балансом;
  • негативный – покупателя просят ответить только в случае, если он не согласен.

Позитивные подтверждения дают более достоверные доказательства, чем негативные. Выбор зависит от оценки риска аудитором. Позитивная форма предпочтительна тогда, когда оценка контроля высока.

Контроль рассылки запросов.

Выбор.

Покупатели, которым будут рассылаться  запросы, должны отбираться аудитором  из списка журнала регистрации, согласованного с контрольными счетами книги номинальных счетов. В первую очередь аудитора интересует завышение дебиторской задолженности.

Особое внимание обращают на:

  • старые неоплаченные счета;
  • счета, списанные во время обзора;
  • счета с кредитным сальдо.

Отправка.

Отправка писем должна проводиться или контролируется аудитором. Адреса клиентов проверяются самостоятельно.

Ответ.

Аудитор посылает письмо-напоминание  тем дебиторам, которые не прислали ответ в течении допустимого  срока. Если ответ о подтверждении  не получен, применяются альтернативные процедуры, или статья должна рассматриваться как ошибочная.

Проблема.

Некоторые покупатели будут не согласны. По всем подобным разногласиям нужно  принимать меры пока не будет удовлетворен аудитор, результаты работы должно быть записаны в рабочие документы. Некоторые покупатели не ответят, даже после напоминаний. В некоторых случаях, клиенты не ведут журналов закупок, а используют так называемую систему «открытых» счетов-фактур.

Оценка рассылки запросов.

После завершения рассылки составит главную книгу доказательства в отношении данных по дебиторам. Аудитор оценивает результаты следующим образом:

  • процент ответов;
  • количество несогласий;
  • результаты принятия мер по несогласиям;
  • существенность вовлеченных сумм.

Деятельность.

При проведение аудита, аудитор оценивает и тестирует систему внутреннего контроля для того, чтобы удостовериться, что она может полностью и точно проводить обработку операций, определять количество и стоимость.

Основными задачами, стоящими перед  аудиторами при проверке дебиторской задолженности, являются:

  • проверка реальности и юридической обоснованности числящихся на балансе предприятия сумм дебиторской задолженности;
  • проверка соблюдений правил расчетной и финансовой дисциплины;
  • проверка правильности получения сумм за отгруженные материальные ценности и полноты их списания, наличия оправдательных документов при совершении расчетных операций и правильности их оформления;
  • проверка своевременности и правильности оформления и представления претензий дебиторам, а также организации контроля за движением их дел и проверка порядка организации взыскания сумм причиненного ущерба и других долгов, вытекающих из расчетных взаимоотношений;
  • разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, снижению дебиторской задолженности.

 

Внутренний аудит расчетов с дебиторами

Внутренний аудит выступает  неотъемлемой частью системы управленческого  контроля на предприятии. Его цель –  оценка эффективности функционирования системы управления предприятием.

Информация о работе Анализ финансового состояния на примере АО Казахтелеком