Анализ финансового состояния на примере АО Казахтелеком

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:00, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования является открытое акционерное общество «Казахтелеком», предметом анализа - финансовые процессы предприятия и конечные финансово - хозяйственные результаты его деятельности.
Основная цель выпускной работы – исследование финансов и запасов данных предприятий.

Содержание

Введение
9
1
Финансовый анализ как база принятия управленческих решений
13
1.1
Роль финансового анализа в современных условиях
13
1.2
Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа
21
1.3
Методика анализа финансового состояния предприятия
31
2
Анализ финансового состояния на примере павлодарского филиала акционерного общества «Казахтелеком»
50
2.1
Характеристика деятельности за период с 2003 по 2004 года
экспресс–анализ деятельности предприятия
50
2.2
Анализ ликвидности и платежеспособности
58
2.3
Анализ финансовой устойчивости и деловой активности
64
2.4
Анализ доходности и рентабельности
72
3
Пути повышения финансового состояния
79

Заключение
95

Список использованных источников
97

Приложение А. Организационная структура по ПОДТ АО «Казахтелеком»
99

Приложение Б. Бухгалтерский баланс по ПОДТ АО «Казахтелеком» за 2003-2004 годы
100

Приложение В. Отчет о движении денежных средств ПОДТ АО«Казахтелеком» за 2003-2004 годы
102

Приложение Г. Методика расчета относительных показателей ликвидности
103

Приложение Д. Коэффициенты финансовой устойчивости
104

Приложение Е. Формирование внутренней стратегии предприятия
105

Приложение Ж. Финансовая политика предприятия
106

Приложение З. Недостатки деятельности предприятия и пути их решения
107

Приложение И. Пути снижения дебиторской задолженности
108

Приложение К. Графическая часть

Работа содержит 8 файлов

Аннотация.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

ВВедение и часть 1.doc

— 190.00 Кб (Открыть, Скачать)

часть2,3, закл..doc

— 743.50 Кб (Открыть, Скачать)

учет и аудит доходов и расходов.doc

— 1.20 Мб (Открыть, Скачать)

Курсовая Ю.doc

— 132.00 Кб (Открыть, Скачать)

аудит подольский.doc

— 1.27 Мб (Открыть, Скачать)

Аудит.doc

— 1.35 Мб (Скачать)

Если организация-должник не ликвидирована, то осуществляются   процедуры  истребованная дебиторской задолженности.    Истребованная дебиторская задолженность  покупателя по санкции директора  (документально оформленный приказ или распоряжение) на основании представленных главным бухгалтером материалов списывается в общеустановленном порядке по истечении срока исковой давности.

Для проверки осуществления клиентом процедур контроля аудитор может выбрать счета покупателей:

 а) подтвердить дебетовые записи счетами-фактурами;

 б) подтвердить кредитовые  записи по документам на денежные  поступления или приказами о  списании кредита.

После получения вышеприведенных  подтверждений  аудитор может:

  • изучить просроченные счета дебиторов (при их наличии) и опросить руководителей финансовых служб для выяснения, какие были приняты меры по взысканию задолженности;
  • проследить, как осуществлялись процедуры ежемесячной выверки дебиторской задолженности покупателей (отправка покупателям Актов сверки и т.д.);
  • выбрать пример из неподтвержденных покупателями Актов сверки дебиторской задолженности и выяснить у руководства финансовой службы, какие меры по данным отклонениям были приняты;
  • по датам отправки вторых экземпляров Актов сверки дебиторской задолженности (хранящихся в отдельной картотеке до получения ответов покупателей) установить просрочку ответов покупателей; выяснить у работников финансовой службы причины данного отклонения.
  • подтвердить списанную безнадежную дебиторскую задолженность необходимой документацией (документы, подтверждающие ликвидацию  организации-должника,  соответствующие  распоряжения руководителя организации);
  • проследить списание неистребованной задолженности.

Аналитические процедуры часто выявляют связи между учетом и риском, которые можно не заметить во время проведения аудита, посвященного оценке риска.

При проведении аналитических процедур в цикле реализации и формирования финансовых результатов можно использовать способ  сравнения. Сравниваются  фактические данные  с данными за предыдущие годы:

  • сравнение темпов роста дохода от реализации с данными за предыдущие годы (желательно в ассортиментном разрезе);
  • сравнение реализации по месяцам за отчетный год (в ассортиментном разрезе);
  • сравнение возвратов продукции и скидок в процентах к доходу от реализации с данными за предыдущие годы;
  • сравнение расходов по безнадежным долгам в процентах к доходу от реализации с данными за предыдущие годы;
  • сравнение количества  дней непогашения счетов дебиторов с данными за предыдущие годы;
  • сравните временные категории просрочки в процентах от дебиторской задолженности    с    данными    за предыдущие годы;
  • сравнение    допустимого     предела непогашенных счетов в процентах от дебиторской задолженности с данными за предыдущие годы.

Сравнения с данными предыдущих лет показывают на имеющие место  тенденции и закономерности в  реализации продукции,   которые  могут помочь аудитору в оценке риска. Нужно также сделать обзор  дебиторской задолженности с крупными и необычными суммами, сравнить данные отчетного года с прогнозируемыми в финансовых отчетах.  Типичными индивидуальными счетами дебиторов, заслуживающими особого внимания, являются крупные обороты и счета, не оплаченные в течение длительного времени. Проводится анализ структуры дебиторской задолженности определяется удельный вес каждого вида или группы задолженности. Также проводится анализ дебиторской задолженности по срокам оплаты. Определяется ликвидность образовавшейся задолженности в сравнении с прошлыми периодами.

Аудитор обязан изучить проведение администрацией аналитических процедур вместе с проверкой отчетов и  другой внутренней документации. Аудитору могут пригодиться отчеты администрации, которые в случае необходимости могут дополнить его собственные аналитические процедуры. Обычно администрация готовит отчеты о различных внутренних направлениях сбыта и вопросах планирования, например:

  •   фактическая реализация в сравнении со сложившимися тенденциями и прогнозами;
  •   фактическая валовая продукция в динамике и прогнозы;
  •   счета дебиторов в динамике;
  •   невыполненные коммерческие обязательства.

То, как клиент отвечает на вопросы  аудитора, возникшие в ходе анализа, позволяет выяснить состояние контроля. Например, четкие, логичные, значимые ответы на вопросы об изменениях по доходу от реализации предыдущего до текущего года покажут, что администрация предприятия располагает соответствующими сведениями и контролирует ситуацию, а также  система учета и методика контроля эффективно функционируют.

Аудитор должен сделать обзор счетов  на дату баланса, чтобы определить, какие счета должны далее рассматриваться  по существу.

 

Одна из наиболее важных аудиторских  процедур - подтверждение дебиторской задолженности. Основное назначение этого подтверждения - достижение целей существования, оценки и точности.

Если все объемы реализации покупателями не включены в регистры учета, то занижение  сумм по счетам к получению почти  невозможно раскрыть, тестируя статьи балансов. Занижение объемов реализации и дебиторской задолженности легче всего обнаруживают при проверках операций для фактически осуществленных, но не прошедших по учету отгрузок  и посредством аналитических процедур.

Когда покупатели не реагируют на запросы о подтверждении, аудитор просматривает сопутствующие документы. Проверки  дебиторов и кредиторов по сальдо индивидуальных клиентов выполняются путем просмотра сопутствующей документации по отгрузке и получению дохода.

Просмотр отчетов, собеседования  с менеджерами по кредитам и обзор переписки клиента с покупателями также могут дать представление о возможности погашения задолженности.

Обычно подтверждения более  эффективны при выявлении определенных типов ошибок, чем при проверке операций. Среди примеров - фиктивные счета, спорные суммы и непогашение счетов в тех случаях, когда должник переезжает и не оставляет нового адреса. Хотя подтверждения не могут гарантировать раскрытие любого из этих отклонений, они более надежны, чем проверки операций, потому что подтверждения являются доказательствами, полученными из независимого источника, а проверки операций опираются на документы, созданные внутри предприятия.

Однако неучтенные (пропущенные) операции и счета могут быть выявлены через подтверждения с меньшей вероятностью, чем через проверки операций. Тому есть две причины. Во-первых, чтобы послать подтверждение, нужно иметь список счетов дебиторов для выбора; естественно, что пропущенный счет нельзя включить в совокупность, из которой делается выборка. Во-вторых, если счет с неучтенной (пропущенной) операцией и был выслан, то заказчики могут просто проигнорировать подтверждение или указать, что сумма правильна.

Для приемлемого аудиторского риска  можно сделать упор на проверки операций (и тем самым сократить подтверждения) и наоборот. Степень, до которой аудитору следует предпочитать подтверждения или проверки операций для любого данного аудита, зависит от предполагаемых затрат и выгод. Если аудитор оценивает систему внутреннего  контроля на высоком уровне, но имеет место  большое число дебиторов, дешевле сделать упор на проверки операций и довести до минимума. С другой стороны, если имеет место слабая система внутреннего контроля и имеется небольшое количество крупных счетов дебиторов, то аудитор чаще всего подтвердит большую часть дебиторской задолженности и выполнит небольшое количество проверок операций.

Достаточно надежными доказательствами являются подтверждения, посланные  как можно ближе к дате баланса. Но чтобы своевременно завершить  аудит, удобнее подтверждать счета  на промежуточную дату. Это возможно, если система внутреннего  контроля соответствует тому,  что реализация и денежные поступления должным образом учтены между днем подтверждения и концом отчетного периода.

При проведении проверок по существу аудиторы  более детально изучают значительные  сальдо счетов дебиторов и счета, образовавшие задолженность в прошлые периоды. 

Свои выводы аудитор обосновывает данными проверяемых первичных  документов и учетных регистров, результатами производимых контрольных  арифметических расчетов. Обнаруженные в ходе аудита ошибки и нарушения аудитор регистрирует в рабочей документации.

Данные по оплате оперативно передаются из отдела сбыта в  бухгалтерию. Работник группы учета расчетов с  дебиторами и кредиторами бухгалтерии  делает соответствующие отметки об оплате в файлах аналитического учета покупателей.

Аналитический учет расчетов с покупателями ведутся  по каждому  покупателю и каждому договору с  учетом каждого предъявляемого к  оплате счета и обеспечивать получение  данных по возникновению задолженности, срокам и способам ее погашения.

Одновременно с занесением данных по оплате работником группы учета  расчетов с дебиторами осуществляется бухгалтерский контроль методом  сверки оплаченных сумм и числящейся задолженности. Такой контроль позволяет  выявить следующее:

  • уложился ли покупатель в срок, на который ему была предоставлена скидка (при ее предоставлении);
  • полноту и своевременность погашения задолженности;
  • неверные записи по статьям дебиторов (ошибки при вводе данных по дебиторской задолженности покупателей);
  • неучтенную ранее дебиторскую задолженность покупателей (и соответственно неучтенные поставки).

Периодический контроль регистров  аналитического учета покупателей (дебиторов), проводимый главный бухгалтер  организации методами документальной проверки (сверки), позволяет выявить превышение критического уровня дебиторской задолженности покупателя, а также просроченную задолженность, по которой не приняты меры взыскания.

Изучая состояние расчетной  дисциплины; аудитор знает, что несвоевременный возврат долгов может объясняться запущенностью бухгалтерского учета расчетных операций. Поэтому необходимо обращать внимание на своевременность и правильность отражения в аналитическом и синтетическом учете операций по расчетам с дебиторами, так как дебиторская задолженность может быть зафиксирована на других синтетических счетах, в том числе нереальная к получению, по которой истекли сроки исковой давности.

К дебиторской задолженности  относится и статья «Авансы выданные» В соответствии с действующей системой расчетов предприятия могут выдавать авансы другим предприятиям под поставку товарно-материальных запасов, выполнение работ и оказание услуг. Для обобщения информации по выданным авансам под поставку товарно-материальных запасов либо под выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, принятых от заказчиков по частичной готовности, предназначены счета 1610 «Краткосрочные авансы, выданные».

При проверке расчетных  операций по авансам аудитор устанавливает реальность числящейся задолженности по указанному счету. Объектом проверки здесь служат не только бухгалтерские записи, но и заключенные договоры с поставщиками и подрядчиками. Особое внимание аудитор обращает на сомнительную задолженность по авансам с точки зрения причин ее возникновения и виновных лиц. Реальной считается задолженность в случае, если она подтверждена заинтересованными сторонами, актами выверки взаимных расчетов.

Установив достоверность  дебиторской задолженности, отраженной в балансе предприятия, аудитор изучает изменение ее структуры, дает оценку с точки зрения ее реальной стоимости, распределить дебиторскую задолженность по срокам образования, определить качество и ликвидность этой задолженности.

Следует отметить, что  на финансовое положение предприятия  влияет не само наличие дебиторской задолженности, а ее размер, движение и форма т.е. то, чем вызвана эта задолженность. Возникновение дебиторской задолженности представляет собой объективный процесс в хозяйственной деятельности при системе безналичных расчетов, так же как и появление кредиторской задолженности. Дебиторская задолженность не всегда образуется в результате нарушения порядка расчетов и не всегда ухудшает финансовое положение. Поэтому ее нельзя в полной сумме считать отвлечением собственных средств из оборота, так как часть ее служит объектом банковского кредитования и не влияет на платежеспособность предприятия.

Различается нормальная и  неоправданная дебиторская задолженность.

К неоправданной дебиторской  задолженности относится задолженность по претензиям, возмещению материального ущерба (недостачи, хищение, порча ценностей) и задолженность по расчетным документам, срок оплаты которых истек. Неоправданная дебиторская задолженность представляет собой форму незаконного отвлечения оборотных средств и нарушение финансовой дисциплины. В связи с этим аудитор выявляет неоправданную задолженность.

После общего ознакомления с составом и структурой дебиторской  задолженности аудитор дает оценку ее с точки зрения реальной стоимости. Это связано с тем, что не вся дебиторская задолженность может быть взыскана. Возвратность ее определяется на основе прошлого опыта и текущих условий. Бухгалтерский риск состоит в том, что прошлый может быть неадекватной мерой будущего убытка или что текущие условия могут быть не полностью учтены. В результате убытки могут быть существенными. Аудитор знает реальность и правила оформления и определения вероятности возврата дебиторской задолженности. Однако нельзя его распространять за изучаемый период механически. Следует учитывать реальные условия, например, наметившуюся тенденцию роста не возврата. Поэтому целесообразно изучить:

Информация о работе Анализ финансового состояния на примере АО Казахтелеком