Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:28, дипломная работа
Сегодня индустрия гостеприимства - это мощнейшая система хозяйства региона или туристского центра и важная составляющая экономики туризма. Люди в трудоемкой индустрии гостеприимства являются важнейшим активом компании и, следовательно, управление персоналом выполняет роль координатора этих мощных активов и является внушительным вкладом в деле распространения и развития стиля и системы менеджмента компании.
Введение 3
Глава 1. Структура и службы гостиничного предприятия.
Глава 2. Структура и функции службы управления персоналом
Глава 3. Разработка направлений совершенствования кадровой политики предприятия индустрии гостеприимства
Заключение 95
Список использованной литературы 99
Приложения 101
При использовании расчетно-аналитического метода нормирования производится анализ планируемой в гостинице работы по ее структурным элементам, проектируется рациональный технологический процесс производства гостиничного продукта, обосновываются требуемые средства труда и технологическое обеспечение производства, выбираются оптимальные режимы работы смен, служб, бригад и отдельных структурных подразделений гостиницы и обслуживаемого ими оборудования, обосновываются формы организации труда, рассчитываются затраты основного, вспомогательного и нормативного времени, необходимого для производства гостиничного продукта (основных и дополнительных услуг), разрабатываются организационно - плановые мероприятия по внедрению прогрессивных норм и нормативов в гостинице.
Применяют этот метод для обоснования необходимых норм в условиях действующего производства гостиничного продукта на основе проведения наблюдений и экспериментов. По полученным данным разрабатываются соответствующие нормы.
Экспериментальным или опытным методом в гостинице разрабатываются нормы определения затрат труда, сырья, материалов на основе результатов замеров полезного их расхода, потерь и отходов, определяемых в лабораторных или производственных условиях.
Отчетно-статистический метод заключается в том, что нормы затрат производственных ресурсов устанавливаются на основе отчетных или статистических данных за прошедший период. Основой таких норм обычно служат сложившиеся за отчетный период средние фактические затраты ресурсов.
При нормировании труда рабочих и служащих гостиницы применяются следующие виды норм затрат труда: времени, выработки, времени обслуживания, обслуживания, норма управляемости, численности.
Норма времени - это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы работником или группой работников (в частности, бригадой) соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях.
Норма времени исчисляется в человеко- часах, человеко- минутах или человеко- секундах.
Чтобы установить норму времени, необходимо выяснить состав затрат рабочего времени и конкретные их величины для выполнения определенной работы.
Состав нормы времени можно представит в виде следующей формулы:
Нвр = Тпз + Топ + Торм + Тотл 1 пт (Топ = Тос + Твс),
где Нвр - норма времени;
Тпз - подготовительно-заключительное время;
Топ - оперативное время;
Тос - основное время;
Твс - вспомогательное время;
Торм - время на обслуживание рабочего места;
Тотл - время на отдых и личные надобности;
Тпт -перерывы, обусловленные технологией и организацией производства.
В зависимости от характера отдельных элементов затрат времени изменяется методика нормирования каждого из них.
Норма выработки - это установленный объем работы (количество единиц гостиничного продукта), который работник или группа работников (в частности, бригада, смена, служба, иное структурное подразделение) соответствующей квалификации обязаны выполнить в единицу рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.
Для расчета норм выработки применяется несколько формул. Наиболее общая формула имеет следующий вид:
Нвыр = Тем , Нвр
где Нвыр - норма выработки;
Тем - сменный фонд рабочего времени;
Нвр - установленная норма времени на единицу гостиничной услуги (гостиничного продукта). В тех производствах, где подготовительно-заключительное время, время на обслуживание рабочего места, на личные надобности и отдых нормируются на смену, норма выработки рассчитывается по таким формулам:
Нвыр = Тем - Тпз ,
шт
Нвыр — Тем - (Тпз + Торм + Тотл) .
Топ
Между нормой времени и нормой выработки существует обратная зависимость, т.е. уменьшением нормы времени норма выработки увеличивается. Однако изменяются эти величины не в одинаковой мере: норма выработки увеличивается в большей степени, чем уменьшается норма времени.
Между изменениями нормы времени и нормы выработки существуют следующие соотношения:
Процент повышения = 100 х процент снижения нормы времени ,
норм выработки 100 - процент снижения нормы времени
Процент снижения = 100 х процент повышения нормы выработки ,
нормы времени 100 - процент повышения нормы выработки
На отдельные виды работ нормы времени и нормы выработки устанавливать довольно трудно. В этих условиях нормы труда выступают в виде норм обслуживания и норм численности, которые по мере механизации и автоматизации гостиничного производства находят все большее применение в сфере гостиничных услуг.
Для определения показателя выполнения норм выработки в гостиничном производстве применяются два способа:
1) сравнение количества оказанных услуг (убранных площадей мест общего пользования, убранных номеров за условный период времени с тем количеством, которое должен сделать работник по установленным гостиницей нормам);
2) сравнение величины нормируемого времени в часах на все выполняемые
работы за анализируемый период времени, фактически затраченного на
эти работы (в часах по табелю):
П =Нф хЮО или П = Тн хЮО,
Нвыр Тф
где П - выполнение норм выработки, %; Нф - фактическая выработка рабочего; Нвыр -норма выработки рабочего;
Тн - нормируемое время на выполнение работы, нормо- часы; Тф - фактически затраченное время на выполнение работы по табелю, часы.
По бригадам, службам и по гостинице выполнение норм выработки определяется двумя методиками: по фактически отработанному времени и по сменному (календарному) времени.
Выполнение норм выработки по первому методу рассчитывается по формуле:
Потр = Тн + Тд + ТбР хЮО ,
Тед
где Потр - выполнение норм по фактически отработанному времени, %;
Тн - затраты труда на подготовку гостиничного продукта (услуг), нормо-часы;
Тд - дополнительные затраты труда в связи с отклонениями от нормальных условий работы, нормо- часы;
Тбр - затраты труда на исправление нарушений гостиничных стандартов, допущенных не по вине рабочих, нормо- часы;
Тед - фактически отработанное время на сдельных работах, включая сверхурочную работу, часы. При расчете выполнения норм выработки по сменному времени применяется формула:
Псмен = Тн + Тд + Тбр хЮО , Тед + Тпр + Тп
где Псмен - выполнение норм по сменному (календарному) времени, %;
Тпр - внутрисменные простои и потери рабочего, часы;
Тп - время использования рабочих на повременных работах в течение смены, часы.
Норма обслуживания - количество производственных объектов (едениц оборудования, номеров определенной комфортности, рабочих мест и т.п.), которые работник или группа работников (в частности, бригада) соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Нормы обслуживания предназначаются для нормирования труда работников, занятых обслуживанием гостиничной клиентуры, номерного фонда и мест общего пользования, рабочих мест, аппарата управления гостиницей и т.п. Чтобы рассчитать норму обслуживания, надо определить норму времени обслуживания.
Норма времени обслуживания - это количество времени, необходимое в определенных организационно-технических условиях на обслуживание в течении смены одного клиента единицы оборудования, квадратного метра производственной площади и т.п.
Определив норму времени на обслуживание по нормативам или с помощью хронометража, можно рассчитать норму обслуживания по следующей формуле:
Но = Тем = Тем з
Нвр.о Нвр X П X К
где Но - норма обслуживания;
Нвр.о - норма времени на обслуживание одного клиента, единицы производственных площадей, единицы оборудования и т.п.
п - количество единиц работ, выполняемых в течении определенного периода (смены, месяца);
К - коэффициент, учитывающий выполнение дополнительных функций, не учтенных нормой времени (функции учета, инструктажа, наблюдения за процессом), а также на отдых и личные надобности.
Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости, определяющая численность работников, которыми должен управлять один руководитель.
Норма численности - это установленная численность работников определенного профессионально - квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ. По нормам численности определяются также затраты труда по профессиям, специальностям, группам или видам работ, отдельным функциям, в целом по гостинице или службам, сменам, структурным подразделениям.
Необходимая численность рабочих, занятых обслуживанием производства, определяется по формулам:
Нч = О ИЛИ Нч = О X Нвр.о,
Но Тем
где Нч - норма численности;
О - общее количество обслуживаемой гостиницей клиентуры, квадратных метров производственной площади, единиц оборудования и т.п.;
Но - норма обслуживания; В целях повышения эффективности труда повременно оплачиваемых работников им устанавливается нормирование задания на основе указанных выше норм труда.
Нормированное задание - это установленный объем работы, который работник или группа работников обязаны выполнять за рабочую смену, рабочий месяц (соответственно сменное или месячное нормированное задание) или в иную единицу рабочего времени на повременно оплачиваемых работах.
Нормированные задания могут устанавливаться обособленно, а в необходимых случаях - применяться в сочетании с нормами обслуживания или численности.
С учетом специфики производства объем работы, устанавливаемый нормированным заданием, может быть выражен в трудовых (нормированных человеко-часах) или натуральных показателях (шт., м и др.).
По методу обоснования нормы труда делятся на научно - обоснованные и опытно - статистические.
Научно - обоснованные нормы рассчитываются на основе действующих нормативов по труду или хронометража и фотографии рабочего дня с учетом анализа организации труда.
Опытно - статистические нормы устанавливаются при помощи статистических данных о выполнении норм или на основе опыта работы мастера или нормировщика. Они включают все существующие недостатки в организации труда, потери рабочего времени и ориентированы на низкий уровень интенсивности труда. Состав нормы времени можно представить в следующем виде:
Нвр = То + Тв + Ттех + Торг + Тотл + Тпт + Тпз,
где То - основное время; Тв - вспомогательное;
Ттех - время на обслуживание производимых То работ;
Торг - время организационного обслуживания производимых работ;
Тотл - время на отдых и личные потребности;
Тпт - перерывы, обусловленные технологией и организацией производства;
Тпз - подготовительно - заключительное время.
Нормативы по труду - это справочно-расчетные материалы, предназначенные для определения регламентированных значений (величины затрат труда, времени) на выполнение отдельных элементов (комплексов) работ, обслуживания единицы оборудования, рабочего места, структурного подразделения и т.д., а также численности работников, необходимых для выполнения производственных, управленческих функций или объема работ, принятого за единицу измерения, в зависимости от конкретных организационно-технических условий и факторов производства.
Нормативы разрабатываются для определенных организационно-технических условий выполнения работы. По мере внедрения нового, более совершенного оборудования, прогрессивной технологии, совершенствования труда и производства нормативы пересматриваются и уточняются. Их значение - основной для расчета технически обоснованных норм труда. Один из важнейших признаков классификации - разделение нормативов по назначению: нормативы режимов работы обслуживающего персонала, нормативы времени, нормативы обслуживания и нормативы численности.
Производительность труда - это его результативность, т.е. максимум продуктов труда при минимуме затрат. Результативность труда определяется количеством гостиничного продукта (услуг, материальных благ), произведенного и реализованного в единицу времени, или же обратной величиной - количеством времени, затрачиваемого на производство продукта.
Таким образом, производительность труда есть степень эффективности и целесообразной деятельности людей или способность производить за единицу рабочего времени определенный объем потребительных стоимостей.
Производительность труда может быть часовой, сменной, месячной, квартальной, годовой.
Уровень производительности труда измеряется двумя способами. Первый - прямой способ. Он показывает выработку продукции и услуг на одного работника. Выработка служащих гостиницы измеряется отношением выручки от реализации гостиничных услуг к среднесписочной численности работающих. Второй - обратный способ, показывает трудоемкость продукции и услуг. Трудоемкость продукции и услуг измеряется в человеко -часах. Она определяется отношением фонда затраченного времени (чел./ч) к количеству произведенной продукции и услуг в натуральном выражении (ед., кг. и т.д.).