Кадровая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:07, реферат

Описание работы

Государственная служба была, есть и будет в обозримом будущем одним из главных институтов государства. Поэтому знания различных аспектов её построения и функционирования, развития в нашей стране, особенностей государственной службы в различных странах – необходимы широкому кругу лиц, каким-либо образом соприкасающихся с данным институтом.
Государственная служба, прежде всего, служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства в государственных органах, учреждениях, предприятиях. Это широкое понятие «государственной службы», которое применяется законодательством зарубежных стран.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Общая характеристика государственной службы Великобритании
1.1.Понятие государственной службы Великобритании……………………….4
1.2.Структура института государственной службы Великобритании………...5
Глава 2. Определение статуса гражданского (государственного) служащего Великобритании, подготовка кадров для государственной службы
2.1. Статус государственного служащего Великобритании…………………..10
2.2. Подготовка кадров для государственной службы………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

реферат кадр.docx

— 33.30 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Общая характеристика государственной службы Великобритании

1.1.Понятие государственной службы  Великобритании……………………….4

1.2.Структура института государственной  службы Великобритании………...5

Глава 2. Определение статуса гражданского (государственного) служащего Великобритании, подготовка кадров для государственной  службы

2.1. Статус государственного служащего  Великобритании…………………..10

2.2. Подготовка кадров для государственной  службы………………………...15

Заключение……………………………………………………………………….17

Список  использованной литературы……………………………..…………...20  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

Введение

Государственная служба была, есть и будет в обозримом  будущем одним из главных институтов государства. Поэтому знания различных  аспектов её построения и функционирования, развития в нашей стране, особенностей государственной службы в различных  странах – необходимы широкому кругу  лиц, каким-либо образом соприкасающихся  с данным институтом.

Государственная служба, прежде всего, служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций  государства в государственных  органах, учреждениях, предприятиях. Это  широкое понятие «государственной службы», которое применяется законодательством  зарубежных стран.

Актуальность  изучения опыта организации и  функционирования государственной  службы в зарубежных странах обусловлены  возрастанием роли государственного управления в осуществлении идущих социально-демократических преобразований, как в России, так и во многих развивающихся странах.

В мире существуют различные традиции организации  государственно-служебной деятельности. Поэтому теоретический и практический интерес представляет опыт тех стран, государственная служба которых  функционирует эффективно, и авторитет  служащих в обществе достаточно высок. Таковыми в настоящее являются государственные  службы развитых стран Запада –  США, ФРГ, Великобритании и Франции. В данной работе, будет рассмотрена государственная служба в Великобритании.  
  
  
  
  
  
 

Глава 1. Общая характеристика государственной службы Великобритании

 

1.1.Понятие государственной службы  в Великобритании

В законодательстве Великобритании понятие «государственной службы» не определено. Под государственной  службой в Великобритании обычно подразумевают центральное правительство, государственных и других служащих вневедомственных государственных  органов и государственных корпораций, местное самоуправление, а также  служащих, которые заняты в системе  социального обеспечения, здравоохранении, образовании, вооруженных силах  и полиции. Как неоднократно отмечалось исследователями законодательство о государственной службе этой страны представляет собой несистематизированную  и своеобразную систему норм, состоящую  из ряда парламентских статутов и  актов делегированного законодательства: приказов о Совете, постановлений, инструкций отдельных министерств и ведомств. При этом характерно отсутствие единого  консолидированного закона о государственной  службе. Традиционно система государственной службы в Великобритании отличается рядом специфических особенностей:

1.Аполитичность. 

Государственные служащие должны  быть политически нейтральны, не  имеют права публично выступать  от имени ведомства, а также  не ответственны перед нижней  палатой парламента

2.Иерархичность. 

Существование сложной системы  классов в системе государственной  службы, которая складывалась на  протяжении длительного периода  времени. Первоначально существовало  три класса: административный, исполнительный, канцелярский. Затем появляются  другие классы (например, класс специалистов). Классы в свою очередь делятся на многочисленные ранги и должности

3. Кастовость.

Преимущество при зачислении  на государственную службу и  в продвижении по служебной  лестнице имеют выпускники привилегированных  школ и университетов, имеющие,  как правило, общее гуманитарное, а не специальное образование

4. Несменяемость. 

Значительная часть государственных служащих сохраняют свои посты  в случае смены правительства.

 

1.2.Структура  института государственной службы  Великобритании

Рассмотрим  основные уровни административно-государственного управления в Великобритании. Великобритания имеет сильные традиции самоуправления в рамках унитарной системы административно-государственного управления. В течение всего XIX столетия рост британского правительства на местном уровне также способствовал некоторой децентрализации административной власти в стране. Все графства и города Великобритании избирают свои Советы, которые формируют постоянные административные комитеты, ответственные каждый за свою конкретную сферу управления. Эти Советы управляют полицией, образованием, здравоохранением и социальным вопросами. Центральная администрация имеет право в любой момент вмешиваться в местные дела и исправлять решения местных властей по своему усмотрению. Но на практике такое происходит лишь в чрезвычайных случаях, так как британцы высоко ценят местную автономию. Центральная администрация британского правительства возглавляется сегодня постоянным секретарем (профессиональный администратор), ему помогают многочисленные помощники, заместители и служащие на более низких уровнях административного управления. Лондонские бюрократы знают, что лояльными они должны быть, прежде всего, по отношению к своему министру, и поэтому преданно осуществляют его политическую линию, редко проявляя собственную инициативу. Институт современной гражданской службы сложился сравнительно недавно - в 70-е годы нашего столетия. В этот период в стране были проведены крупные административные реформы. Комитет по реформе гражданской службы возглавил лорд Фултон. Он представил правительству доклад «Гражданская служба», в котором содержалось 158 рекомендаций. Все они были приняты правительством. Констатировав недостатки гражданской службы в стране и назвав ее «антикварной», комитет Фултона предложил принципиально новую модель гражданской службы - менеджеральную. Идея заключалась в том, чтобы перенять методы руководства в бизнесе, рациональные и эффективные. В основу планов реорганизации гражданской службы была положена американская модель административно-государственного управления.

Менеджеральная модель государственной службы предполагает вовлеченность административного аппарата в процесс выработки и принятия политических решений, касающихся как долгосрочной, так и повседневной политики министерств. В докладе комитета Фултона констатировалось, что «гражданская служба работает под политическим руководством, и на ней лежит обязанность политической подотчетности». Поэтому «гражданские служащие должны иметь живое понимание политического содержания того, что они делают и что они советуют». В соответствии с рекомендациями комитета Фултона организационная структура министерств была перестроена таким образом, чтобы приблизить их к решению политических задач. В министерствах появились отделы по планированию политики. Их задачей стало следить за тем, чтобы повседневные политические решения в министерствах принимались с учетом долгосрочных политических перспектив. Появилась должность старшего советника министра по вопросам политики. Этот советник назначался министром из числа лиц, не принадлежащих к гражданским служащим (т.е. из числа так называемых аутсайдеров). В дополнение к этому министру предоставили право нанимать на временной основе такое число экспертов, какое он сам сочтет необходимым. Как видно, модель, предложенная комитетом Фултона, весьма близка к той, которая существует во Франции и в США, где министр приводит с собой политических советников, образующих его кабинет. Члены кабинета, состоящие из государственных служащих, уходят в отставку вместе с министром. Вместе с тем продолжает существовать концепция «нейтральности» гражданской службы.

Английская  система продвижения по службе отличается жесткостью на всех уровнях. Возможности  перехода из одного министерства в  другое и из одной группы в другую очень ограничены. Большое значение традиционно придается старшинству  чиновников в министерской иерархии, а не их профессиональным заслугам. Вся система найма, обучения и  продвижения по службе в Великобритании организована так, чтобы создать  тип профессионального управленца, администратора широкого профиля. Известный  английский политолог Д. Стил считает, что в Великобритании «специалисты» мало подходят для административной работы. Такой вывод он делает из общего подхода к государственному управлению как процессу согласованного принятия решений между специальными интересами, представленными в экспертных оценках отдельных министерств, и внешними интересами, выраженными в аргументации групп давления. Преуспевающий администратор, подчеркивает Д. Стил, должен быть нейтрален к конкретной проблеме, но благодаря знаниям и опыту работы обязан находить баланс между различными интересами. Политические руководители министерств всегда особо ценят подобных профессиональных управленцев, или дженералистов по британской терминологии. Известно, что лишь незначительное число министров являются специалистами по управлению в своей сфере деятельности, им нужны консультанты -- должностные лица, которые могут трансформировать мнения экспертов в предложения и проекты, понятные министру. Другим важным аргументом в пользу дженералистов в аппарате государственного управления является то, что расширенное использование администраторов широкого профиля упрощает задачу общей координации управления. Кроме того, специалисты не способны анализировать возникающие проблемы в широком контексте общих задач государственного управления. Д. Стил особо обращает внимание на то, что дженералисты могут обобщить опыт работы всего государственного механизма, только перестав выполнять экспертные функции в конкретных областях деятельности78. Однако в последние десятилетия в Великобритании становится все больше сторонников усиления роли специалистов в государственном администрировании, ориентирующихся на американскую модель.

Сегодня в Великобритании около 25% государственных чиновников - это специалисты в различных областях права, экономики, науки и техники. Значение таких специалистов постепенно растет: они составляют около 60% руководителей подразделения госаппарата.

Исторически в Англии сложилось четыре основные формы контроля над системой административно-государственного управления: парламентская, судебная, система административных трибуналов и институт парламентского уполномоченного. Парламентский контроль основан  на доктрине министерской ответственности. Смысл этой доктрины в том, что  министр, принимая на себя ответственность  за деятельность своего министерства, должен выходить в отставку в случае обнаружения упущений в работе его  министерства. Основанием для выхода в отставку является вынесение вотума недоверия Палаты общин. Однако в  обстановке господства в парламенте двух партий, подчиненных партийной  дисциплине, трудно представить себе ситуацию, при которой вотум недоверия  выносится министру, защищенному  правительственным большинством. Поэтому  данная форма контроля сегодня неэффективна. В Великобритании не существует собственно административного права как  отдельной системы норм и принципов. Судебный контроль над административно-государственным  управлением выводится из доктрины общего права. Юрисдикция судов основана на доктрине превышения полномочий: действие, совершенное в пределах предоставленных  парламентом полномочий, считается  действительным, совершенное же в  превышении полномочий, -- недействительным. В компетенцию парламентского уполномоченного  входит рассмотрение административных действий, совершаемых от имени Короны. Под административными действиями понимаются действия министров и  ведомств при осуществлении ими  административных функций. Это значительно ограничивает сферу деятельности парламентского уполномоченного. Именно поэтому парламентского уполномоченного называют в Великобритании «тихим омбудсменом», имея в виду незначительную практическую эффективность этого института.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Глава 2. Определение статуса гражданского (государственного) служащего Великобритании, порядок поступления на государственную службу

 

2.1. Статус  гражданского (государственного) служащего  Великобритании

В доктрине и в законодательстве содержание понятия «государственный служащий»  четко не определено, и это понятие  употребляется как в широком, так и в узком значении. В  широком значении под государственным  служащим понимается любое лицо, являющееся служащим любого органа государственного управления. Таким образом, к государственным  служащим относятся все служащие, включая как собственно гражданских  служащих, то есть служащих министерств  и ведомств, так и служащих публичного сектора, то есть вооруженных сил, полиции, публичных корпораций (органов государственного управления, осуществляющих руководство  предприятиями национализированных  отраслей), местных органов власти, системы здравоохранения, школьного  образования. Служащие публичного сектора  составляют корпус служащих публичной  администрации, сотрудники которых  не входят в систему гражданской  службы. Публичная служба включает в себя службу в любом государственном  или негосударственном органе либо учреждении, осуществляющем публичные  функции. Публичные органы – это  органы, которые участвуют в процессе государственного управления, но не входят в систему министерств и ведомств. Они действуют в большей или  меньшей степени самостоятельно, хотя министерства несут общую ответственность  за их деятельность. Указанные публичные  органы именуются в Великобритании «внеминистерскими органами публичной  администрации»

Когда речь идет о понятии «государственный служащий» в узком значении, подразумевается  лицо, состоящее на государственной  службе, то есть занимающее гражданскую  должность и получающее вознаграждение (жалование) из средств, выделяемых с  разрешения Парламента. Гражданские  служащие, составляющие аппарат министерств  и ведомств, непосредственно работают на министров Короны. Наиболее широкое  признание получило определение, выработанное в результате работы нескольких комиссий по вопросам совершенствования гражданской службы, согласно которому гражданскими служащими считаются лица, не занимающие политических и судебных должностей, нанятые на службу в гражданском качестве и получающие жалование непосредственно из средств, выделяемых с санкции Парламента.

Важным  элементом понятия «гражданский служащий» является то, что он рассматривается  в качестве «слуги Короны». Это означает, что гражданский служащий получает назначение либо непосредственно от Короны, либо зачисляется на гражданскую  службу в результате прохождения  специальной отборочной процедуры  и пребывает в таком качестве неопределенный срок «по королевскому усмотрению». Служащие публичных органов  такую процедуру не проходят. Исходя из этого министры – политические «слуги Короны», военнослужащие – военные  «слуги Короны», служащие министерств  и ведомств – гражданские «слуги Короны» и т.д. Поскольку среди  британских юристов широко распространено мнение, что Корону представляет правительство, система гражданской службы считается  инструментом деятельности последнего.

Все государственные  служащие в Великобритании делятся  на публичных и гражданских. Около половины гражданских служащих заняты предоставление услуг непосредственно населению – выплата пенсий и пособий, трудоустройство, выдача лицензий и т.д. Пятая часть гражданских служащих числятся в Министерстве обороны и его агентствах. Остальные распределены между административным аппаратом центральных органов государственного управления, вспомогательными административными службами и самофинансируемыми государственными службами.

Кроме того, все гражданские служащие в  Великобритании подразделяются на промышленных и непромышленных. Первая охватывает гражданских служащих, занятых в производственной сфере. Численность этой категории гражданских служащих сравнительно невелика и на них не действуют льготы, касающихся непромышленных гражданских служащих. Непромышленные гражданские служащие – это основная масса служащих, работающих в министерствах и ведомствах. Они подразделяются на постоянных и временных. К постоянным гражданским служащим относятся лица, зачисленные на гражданскую службу после прохождения отборочного конкурса в штат определенного учреждения на соответствующие должности и имеющие право на пенсию после выхода в отставку по достижению установленного законом возраста. Временные гражданские служащие принимаются на работу по упрощенной процедуре без конкурса на определенный период времени и для выполнения конкретной работы. Порядок предоставления им пенсий иной, чем для постоянных гражданских служащих.

Информация о работе Кадровая политика