БТЭУ ПК
Кафедра менеджмента
Реферат
Кадровая политика
Выполнил:
студент группы Э-31
Кистень М. В.
2005
Целевая задача кадровой
политики может быть решена по-разному,
и выбор альтернативных вариантов
достаточно широк:
- увольнять работников или сохранять; если сохранять, то каким путем лучше: а) переводить на сокращенные формы занятости; б) использовать на несвойственных работах, на других объектах; в) направлять на длительную переподготовку и т. п.;
- подготавливать работников самим или искать тех, кто уже имеет необходимую подготовку;
- набирать со стороны или переучивать работников, подлежащих высвобождению с предприятия;
- набирать дополнительно рабочих или обойтись имеющейся численностью при условии более рационального ее использования;
- вкладывать деньги в подготовку "дешевых", но узкоспециализированных рабочих или "дорогих", но маневренных и т. п.
Поскольку формирование
кадров предприятия связано не с
первоначальным решением, а с альтернативностью
возможных путей, с выбором наиболее
эффективного из них, то правомерна постановка
вопроса и о выборе стратегии трудообеспечения
с учетом всех факторов и обстоятельств,
характерных для настоящего и будущего.
При выборе кадровой политики
учитываются факторы, свойственные
внешней и внутренней среде предприятия, такие как1:
- требования производства, стратегия развития предприятия;
- финансовые возможности предприятия, определяемый ими допустимый уровень издержек на управление персоналом;
- количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменения в перспективе и др.;
- ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения);
- спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы;
- влиятельность профсоюзов, жесткость в отстаивании интересов работников;
- требования трудового законодательства, принятая культура работы с наемным персоналом и др.
Общие требования к кадровой
политике в современных условиях
сводятся к следующему:
- Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития (или выживания) предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.
- Кадровая политика должна быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т. е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия (фирмы). Последняя включает ценности и убеждения, разделяемые работниками и предопределяющие нормы их поведения, характер жизнедеятельности предприятия.
- Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т. е. исходить из его реальных финансовых возможностей.
- Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.
Таким образом, кадровая
политика в новых условиях направлена
на формирование такой системы работы
с кадрами, которая ориентировалась
бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии
соблюдения действующего законодательства,
нормативных актов и правительственных
решений.
Последние, как отражение государственной
политики в отношении воспроизводства
рабочей силы, влияют на кадровую политику
через требования к обеспечению надлежащей
социальной защиты работника.
В реализации кадровой политики возможны
альтернативы: она может быть быстрой,
решительной (в чем-то на первых порах,
возможно, и не очень гуманной по
отношению к работникам), основанной
на формальном подходе, приоритете производственных
интересов, либо, наоборот, основанной
на учете того, как ее реализация скажется
на трудовом коллективе, к каким социальным
издержкам для него это может привести.
Кадровая политика реализуется
через кадровую работу, поэтому выбор
кадровой политики связан не только с
определением основной цели, но и с выбором
средств, методов, приоритетов и т. д.
Кадровая работа базируется на системе
правил, традиций, процедур, комплексе
мероприятий, связанных непосредственно
с осуществлением подбора кадров, необходимой
их подготовки, расстановки, использования,
переподготовки, мотивации, продвижения
и т. д.
Поэтому содержание кадровой
политики не ограничивается наймом на
работу (выбор источников пополнения
кадров, требования к исполнителям
и т. п.), а касается принципиальных
позиция предприятия в отношении
подготовки, развития персонала, обеспечения
взаимодействия работника и организации. В то время
как кадровая политика связана с выбором
целевых задач, рассчитанных на дальнюю
перспективу, текущая кадровая работа
ориентирована на оперативное решение
кадровых вопросов. Между ними должна
быть, естественно, взаимосвязь, которая
бывает обычно между стратегией и тактикой
достижения поставленной цели.
Кадровая политика носит
и общий характер, когда касается
кадров предприятия в целом, и
частный, избирательный когда ориентируется
на решение специфических задач
(в пределах отдельных структурных подразделений,
функциональных или профессиональных
групп работников, категорий персонала).
Кадровая политика формирует:
- требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т. п.);
- отношение к "капиталовложениям в рабочую силу, к целенаправленному воздействию на развитие тех или иных сторон занятой рабочей силы;
- отношение к стабилизации коллектива (всего или определенной его части);
- отношение к характеру подготовки новых рабочих на предприятии, ее глубине и широте, а также переподготовке кадров;
- отношение к внутриорганизационному движению кадров и т. д.
Заключение
Правильно выбранная
кадровая политика обеспечивает:
- своевременное укомплектование кадрами рабочих и специалистов в целях обеспечения бесперебойного функционирования производства, своевременного освоения новой продукции;
- формирование необходимого уровня трудового потенциала коллектива предприятия при минимизации затрат (экономия в разумных пределах издержек, связанных с наймом работников, подготовкой кадров с учетом не только расходов в текущем периоде, но и на последующую переподготовку и повышение квалификации и т. д.);
- стабилизацию коллектива благодаря учету интересов работников, предоставления возможностей для квалификационного роста и получения других льгот;
- формирование более высокой мотивации к высокопроизводительному труду;
- рациональное использование рабочей силы по квалификации и в соответствии со специальной подготовкой и т. д.
Однако достижение этих результатов возможно при правильной
оценке осуществимости кадровой политики
в конкретных организационно-технических
и социальных условиях. Такая оценка необходима
уже на стадии выбора кадровой политики.
Необходима проверка
кадровой политики на ее соответствие сложившимся на предприятии традициям
в работе с кадрами, привычным для коллектива
и принимаемым им. Кроме того, следует
учитывать психологический климат на
предприятии, потенциальные возможности
коллектива, изменения во внешнем окружении.
Поэтому целесообразно проводить социологические
исследования с целью изучения реакции
со стороны коллектива на выбранную кадровую
политику, а на материалах территориальной
службы занятости – анализ ситуации на
рынке труда в отношении конъюнктуры спроса
на рабочих разных профессий, уровня квалификации,
профиля подготовки.
Список используемой литературы
- Басовский Л. Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.
- Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Институт международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 1996.
- Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2000.
- Глухов В. В. Менеджмент: Учебник. – СПб.: СпецЛит, 2000.
- Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 2-е издание. – М.: ТОО "Остожье"; Мн.: "Новое знание", 1999.
- Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2000.
- Менеджмент: Учебник для вузов / М. М. Максимцов, А. В. Игнатьева, М. А. Комаров и др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
- Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: "Дело ЛТД", 1994.
- Ромашов О. В., Ромашова Л. О. Социология и психология управления. – М.: Издательство "Экзамен", 2002.
- Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. – М.: Контроллинг, 1991.
- Управление и проблема кадров. – М.: Экономика, 1972.
- Файоль А. Общее и промышленное управление. – М.: Контроллинг, 1992.
- Федосеев В. Н., Капустин С. Н. Управление персоналом организации. – М.: Экзамен, 2003.
- Цыпкин Ю. А. Управление персоналом. – М.: Юнити-Дана, 2001.
1 Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия.
– М.: ИНФРА-М, 2000.