Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление потенциала туристских центров Свердловской области для создания туристского продукта.
Объект исследования – методика оценки потенциала туристских центров Свердловской области.
Предмет исследования – процесс проектирования культурно-познавательного тура в Свердловскую область.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Анализ существующих методик интегральной оценки совокупного туристского потенциала территорий……………………………………….
9
1.2 Туристские центры Свердловской области для интегральной оценки туристского потенциала……………………………………………………..
26
1.3 Интегральная оценка потенциала туристских центров тура по Свердловской области……………………………………………………….
39
Вывод по главе 1………………………………………………………. 64
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТУРА В СВЕРДЛОВСКУЮ ОБЛАСТЬ
2.1 Технология проектирования тура в Свердловскую область ..……….. 66
2.2 Технико-экономическое обоснование тура…………............................. 73
2.3 Требования БЖД при реализации тура………………………………... 79
Вывод по главе 2………………………………………………………...... 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………… 92
Расчет уровня развития туристской инфраструктуры производится суммированием двух чисел: отношение числа коллективных объектов размещения (гостиниц, санаториев, санаториев-профилакториев) к тысяче человек местных жителей и отношение числа предприятий питания к десяти тысячам человек местного населения. Разный тип отношений берется для сопоставимости полученных значений.
Итоговый результат представляет не количество баллов, а долю каждой конкретной территории в природном, историко-культурном, социально-экономическом компонентах потенциала. Причем транспортная и специальная туристская инфраструктура учитывалась в одном блоке [57].
Итак, туристский потенциал обладает выраженной пространственной неравномерностью, что обусловливает актуальность проведения оценочных работ в территориальном разрезе. Наибольшую практическую ценность имеет оценка ресурсов с точки зрения отдельных суботраслей туристского комплекса. Достоверные результаты, выраженные во временных, стоимостных или прочих абсолютных показателях можно получить лишь при осуществлении конкретной процедуры оценки применительно к отдельному предприятию или виду туристской деятельности.
При попытках выразить ресурсный потенциал «в целом», с точки зрения всех видов туризма, большинство исследователей используют относительную (балльную) оценку. Интегральная оценка потенциала представляет не только сугубо познавательную операцию, но и дает некоторые результаты для осуществления территориального управления, а также может использоваться в качестве первичной информации при стратегическом планировании туристского бизнеса.
Знание туристских центров и туристских территорий – одно из главных требований, предъявляемых к менеджеру туристского бизнеса. Подходы к проблеме изучения туристских центров могут быть разными. Наиболее распространенный и традиционный предполагает объективную заданность рекреационного потенциала, то есть наличие определенного ресурса, либо наследия, присущего данной местности, благодаря которым к ней и возникает интерес, вызывающий, в свою очередь, туристские потоки из других мест.
Другой подход, напротив, основан на том, что туристские потоки вызваны не наличием рекреационного ресурса, а информированностью о нем. Для того чтобы понять, что это действительно так, достаточно посмотреть туристские каталоги ведущих туроператоров мира. Например, каталоги немецкой фирмы «TUI» содержат 21 страницу информации по Лихтенштейну и всего 11 страниц – по России. Таким образом, истинное значение туристского центра может быть выявлено, если оценить уровень информированности людей о значимых объектах природы, культуры, истории, индустрии туризма этого центра [66].
Для точности дефиниций,
характеризующих эти два
В специальной литературе предлагается развернутая типология туристских центров в зависимости от того, какой цикл рекреационной деятельности может быть в них реализован: паломнический, культурно-исторический, курортный, приморский, альпийский, альпинистский, активно-оздоровительный, коммерческо-деловой, экологический, водный, фестивально-конгрессный, спортивный, охотничье-рыболовный, приключенческий, экзотический, этнографический, развлекательный. Исходя из этой типологии видно, что циклы рекреационной деятельности также могут быть комбинированными.
Типология туристских центров, с одной стороны, отражает большое разнообразие рекреационной деятельности туристов, за которой, в свою очередь, стоят различные потребности людей. С другой стороны, она связана с наличием культурного и природного наследия, рекреационных ресурсов в том или ином месте, без которых рекреационная деятельность не может быть реализована. Таким образом, и типология туристских центров соотносит объективную и субъективную стороны туризма, то есть наличие рекреационных ресурсов и рекреационную мотивацию населения. Этот диалектический феномен позволил И.В. Зорину выделить три группы факторов формирования туристских центров: генерирующие (связанные с потребностью), реализующие (связанные с ресурсами) и локализующие (связанные с информированностью населения).
Как показывает практика, именно локализующие информационные факторы в последние десятилетия оказывают максимальное воздействие на формирование географии туристских центров. Иначе чем объяснить столь быструю динамику развития мирового туризма, возникновение новых мировых туристских центров на периферии туристского пространства (Юго-Восточная Азия, Мексика, Океания, Турция). Поэтому информационно-локализующий аспект должен быть выбран как ведущий при характеристике и оценке туристских центров России.
В зарубежной и отечественной градостроительной литературе понятие «туристский центр» обычно связывают с системой расселения (городами, поселками либо специальными поселениями – центрами обслуживания туристов). Более целесообразно связывать это понятие с любой географической местностью, представляющей известный интерес для путешествующих людей. Туристскими центрами могут быть: город, поселок, сельский населенный пункт, специальный центр обслуживания туристов, река, озеро, море (океан), горный массив, уникальные и типичные ландшафты, национальные парки, заповедники, заказники и т.д. Следовательно, туристскими центрами выступают как объекты, так и ландшафты разных уровней, что вызывает необходимость разработки соответствующей таксономии.
В таблице 1 представлены некоторые имеющиеся на сегодняшний день подходы к определению понятия «туристский центр».
Таблица 1 – Подходы
к определению понятия «
Автор или источник |
Определение |
Л.П. Воронкова |
Город, местность или объект, в котором на базе рекреационных ресурсов существует комплекс туристско-экскурсионного обслуживания [67]. |
В.А.Квартальнов |
Местность, привлекающая туристов наличием специфических рекреационных ресурсов, географическим положением, удобным транспортным сообщением. Типы Ц. т.: культурно-исторический, курортно-климатический, приморский, альпийский, активно-оздоровительный, коммерческо-деловой, фестивально-кон- грессный, религиозный, спортивный, альпинистский, охотничье-рыболовный, приключенческий, экзотический, этнографический, развлекательный, комбинированный [68]. |
А.С. Кусков |
Местность, привлекающая туристов наличием туристско-рекреационных ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для туриста информации о нем [69]. |
И.В. Зорин |
Уровень информированности туристов о местности [70]. |
На основании вышеизложенного представляется возможным определить туристский центр как отдельную территориальную единицу, обладающую физико-географическими, эколого-экономическими, этнически-историческими, политико-административными ресурсами, обладающая благоприятным транспортно-географическим положением и доступной для туриста информации о нем.
Для отбора туристских центров А.И. Зориным был проведен полный контент-анализ статей из основных интерактивных энциклопедий, справочников и словарей.
Контент-анализ – наукометрическое исследование содержания текста. Применяется в социологии, психологии, психиатрии, политологии, этнографии, литературоведении, географии для анализа содержания текста средств массовой информации (газет, радио, телевидения), литературных произведений, лекций, писем, служебных документов, интервью и т. п.
При отборе объектов использовалась
количественная версия контент-анализа,
основанная на анализе частотности встречаемы
В качестве рабочей модели была выдвинута гипотеза, что число туристских центров, которые должны войти в справочник «Туристские центры Российской Федерации», должно соответствовать объему информации о них, содержащейся в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» – наиболее детальной к настоящему времени и комплексной интерактивной энциклопедии, в которой представлена информация об объектах природного и культурного наследия Российской Федерации, составляющих основу ее рекреационного потенциала. Всего в ней было выявлено 5917 статей о туристских центрах Российской Федерации. В свою очередь, эти статьи содержат информацию о 48625 объектах культурного и природного наследия.
Полученные количественные данные позволяют провести детальный региональный и функциональный анализы. Мы приведем суть процедуры оценивания:
– всякое упоминание в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» какого-либо объекта, имеющего туристскую и рекреационную ценность, оценивается в один балл.
– если объект упоминается еще раз хотя бы в одной из отечественных интерактивных энциклопедий, то он получает десять баллов.
– если объект упоминается во всех отечественных интерактивных энциклопедиях, то он получает сто баллов.
– если объект упоминается в одной из иностранных интерактивных энциклопедий, то он получает тысячу баллов.
– если объект упоминается в нескольких иностранных интерактивных энциклопедиях, то он получает десять тысяч баллов.
Баллы присваиваются каждому объекту, выделенному в тексте, и могут суммироваться в масштабе туристского центра, области, страны. Вся информация представляется в виде таблицы, в которой суммируются значения по каждому из субъектов Российской Федерации. Для получения количественных значений рекреационного потенциала используется иерархическая шкала оценок (таблица), которая позволяет фиксировать и соотносить между собой значения рекреационных потенциалов не только объектов, но и местностей. В основу шкалы положен иерархический принцип, согласно которому вышестоящий таксон (например, экскурсионный центр) вбирает в себя все объекты нижестоящего таксона.
А.И. Зорин, оценивая потенциал туристских центров России, предлагает следующую шкалу оценки рекреационного потенциала территории (таблица 2).
Таблица 2 – Шкала оценки рекреационного потенциала территории
Классификация таксонов |
Репрезента-тивность |
Оценка рекреа-ционно-го по-тенциала, баллы | |||
Рекреация |
Курорт |
Экскурсия |
Туризм | ||
Уникальный рекреационный центр |
Уникальный курорт |
Уникальный экскурсионный центр |
Уникальный центр туризма |
Объект глобального значения |
10 000 |
Рекреационный район |
Курортная агломерация |
Экскурсионный район |
Туристский район |
Агломерация объектов |
1001–10 000 |
Центр рекреации |
Курорт |
Экскурсионный центр |
Центр туризма |
Группа объектов |
101–1000 |
Рекреационный узел |
Курортный центр |
Экскурсионный узел |
Туристский центр |
Сочетание объектов |
11–100 |
Рекреационный объект |
Курортная местность |
Экскурсионный объект |
Туристская местность |
Единичный объект |
1–10 |
Факторный анализ базы данных туристских центров Российской Федерации, в которой А.И. Зорин первоначально выделял 17 типов туристских центров, позволил выявить четыре генерализованных типа-фактора туристских центров.
Аксиологический тип-фактор объединяет большую группу туристских центров, посещение которых связанно с изучением культурного наследия и ценностей, религиозных святынь, этнографических промыслов, проведением фестивалей и конгрессов. По выявленному фактору предлагается называть интегрируемые им турцентры аксиологическими туристскими центрами. В Свердловской области такими туристскими центрами являются города и населенные пункты, основными туристскими ресурсами которых является историко-культурный потенциал: Екатеринбург, Верхотурье, Невьянск, Н. Тагил и др.