Проект развития культурно-познавательного туризма на территории Свердловской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявление потенциала туристских центров Свердловской области для создания туристского продукта.
Объект исследования – методика оценки потенциала туристских центров Свердловской области.
Предмет исследования – процесс проектирования культурно-познавательного тура в Свердловскую область.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Анализ существующих методик интегральной оценки совокупного туристского потенциала территорий……………………………………….
9
1.2 Туристские центры Свердловской области для интегральной оценки туристского потенциала……………………………………………………..
26
1.3 Интегральная оценка потенциала туристских центров тура по Свердловской области……………………………………………………….
39
Вывод по главе 1………………………………………………………. 64
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТУРА В СВЕРДЛОВСКУЮ ОБЛАСТЬ
2.1 Технология проектирования тура в Свердловскую область ..……….. 66
2.2 Технико-экономическое обоснование тура…………............................. 73
2.3 Требования БЖД при реализации тура………………………………... 79
Вывод по главе 2………………………………………………………...... 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………… 92

Работа содержит 1 файл

К.Р. ОПиУП.doc

— 726.00 Кб (Скачать)

Расчет уровня развития туристской инфраструктуры производится суммированием двух чисел: отношение  числа коллективных объектов размещения (гостиниц, санаториев, санаториев-профилакториев) к тысяче человек местных жителей и отношение числа предприятий питания к десяти тысячам человек местного населения. Разный тип отношений берется для сопоставимости полученных значений.

Итоговый результат  представляет не количество баллов, а долю каждой конкретной территории в природном, историко-культурном, социально-экономическом компонентах потенциала. Причем транспортная и специальная туристская инфраструктура учитывалась в одном блоке [57].

Итак, туристский потенциал обладает выраженной пространственной неравномерностью, что обусловливает актуальность проведения оценочных работ в территориальном разрезе. Наибольшую практическую ценность имеет оценка ресурсов с точки зрения отдельных суботраслей туристского комплекса. Достоверные результаты, выраженные во временных, стоимостных или прочих абсолютных показателях можно получить лишь при осуществлении конкретной процедуры оценки применительно к отдельному предприятию или виду туристской деятельности.

При попытках выразить ресурсный потенциал «в целом», с точки зрения всех видов туризма, большинство исследователей используют относительную (балльную) оценку. Интегральная оценка потенциала представляет не только сугубо познавательную операцию, но и дает некоторые результаты для осуществления территориального управления, а также может использоваться в качестве первичной информации при стратегическом планировании туристского бизнеса.

 

    1. Туристские центры Свердловской области для интегральной оценки туристского потенциала

 

Знание туристских центров и туристских территорий – одно из главных требований, предъявляемых к менеджеру туристского бизнеса. Подходы к проблеме изучения туристских центров могут быть разными. Наиболее распространенный и традиционный предполагает объективную заданность рекреационного потенциала, то есть наличие определенного ресурса, либо наследия, присущего данной местности, благодаря которым к ней и возникает интерес, вызывающий, в свою очередь, туристские потоки из других мест.

Другой подход, напротив, основан на том, что туристские потоки вызваны не наличием рекреационного ресурса, а информированностью о нем. Для того чтобы понять, что это действительно так, достаточно посмотреть туристские каталоги ведущих туроператоров мира. Например, каталоги немецкой фирмы «TUI» содержат 21 страницу информации по Лихтенштейну и всего 11 страниц – по России. Таким образом, истинное значение туристского центра может быть выявлено, если оценить уровень информированности людей о значимых объектах природы, культуры, истории, индустрии туризма этого центра [66].

Для точности дефиниций, характеризующих эти два подхода  к проблеме изучения туристских центров, целесообразно ввести и два понятия: «центр туризма» и «туристский центр», которые отличаются друг от друга как объективное от субъективного. Если понятие «центр туризма» раскрывает ресурсную сторону местности, то понятие «туристский центр» наряду с теми же условиями показывает уровень информированности о нем туристов. Центр туризма – город, местность или объект, где на базе туристско-рекреационных ресурсов создан комплекс туристско-экскурсионного обслуживания. Туристский центр – местность, привлекающая туристов наличием туристско-рекреационных ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для туриста информации о нем.

В специальной литературе предлагается развернутая типология туристских центров в зависимости от того, какой цикл рекреационной деятельности может быть в них реализован: паломнический, культурно-исторический, курортный, приморский, альпийский, альпинистский, активно-оздоровительный, коммерческо-деловой, экологический, водный, фестивально-конгрессный, спортивный, охотничье-рыболовный, приключенческий, экзотический, этнографический, развлекательный. Исходя из этой типологии видно, что циклы рекреационной деятельности также могут быть комбинированными.

Типология туристских центров, с одной стороны, отражает большое разнообразие рекреационной деятельности туристов, за которой, в свою очередь, стоят различные потребности людей. С другой стороны, она связана с наличием культурного и природного наследия, рекреационных ресурсов в том или ином месте, без которых рекреационная деятельность не может быть реализована. Таким образом, и типология туристских центров соотносит объективную и субъективную стороны туризма, то есть наличие рекреационных ресурсов и рекреационную мотивацию населения. Этот диалектический феномен позволил И.В. Зорину выделить три группы факторов формирования туристских центров: генерирующие (связанные с потребностью), реализующие (связанные с ресурсами) и локализующие (связанные с информированностью населения).

Как показывает практика, именно локализующие информационные факторы в последние десятилетия оказывают максимальное воздействие на формирование географии туристских центров. Иначе чем объяснить столь быструю динамику развития мирового туризма, возникновение новых мировых туристских центров на периферии туристского пространства (Юго-Восточная Азия, Мексика, Океания, Турция). Поэтому информационно-локализующий аспект должен быть выбран как ведущий при характеристике и оценке туристских центров России.

В зарубежной и отечественной  градостроительной литературе понятие «туристский центр» обычно связывают с системой расселения (городами, поселками либо специальными поселениями – центрами обслуживания туристов). Более целесообразно связывать это понятие с любой географической местностью, представляющей известный интерес для путешествующих людей. Туристскими центрами могут быть: город, поселок, сельский населенный пункт, специальный центр обслуживания туристов, река, озеро, море (океан), горный массив, уникальные и типичные ландшафты, национальные парки, заповедники, заказники и т.д. Следовательно, туристскими центрами выступают как объекты, так и ландшафты разных уровней, что вызывает необходимость разработки соответствующей таксономии.

В таблице 1 представлены некоторые имеющиеся на сегодняшний  день подходы к определению понятия «туристский центр».

Таблица 1 – Подходы  к определению понятия «туристский  центр»

Автор или источник

Определение

Л.П. Воронкова 

Город, местность или объект, в котором на базе рекреационных ресурсов существует комплекс туристско-экскурсионного обслуживания [67].

В.А.Квартальнов

Местность, привлекающая туристов наличием специфических рекреационных ресурсов, географическим положением, удобным транспортным сообщением. Типы Ц. т.: культурно-исторический, курортно-климатический, приморский, альпийский, активно-оздоровительный, коммерческо-деловой, фестивально-кон- грессный, религиозный, спортивный, альпинистский, охотничье-рыболовный, приключенческий, экзотический, этнографический, развлекательный, комбинированный [68].

А.С. Кусков

Местность, привлекающая туристов наличием туристско-рекреационных ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для туриста информации о нем [69].

И.В. Зорин

Уровень информированности  туристов о местности [70].


 

На основании вышеизложенного  представляется возможным определить туристский центр как отдельную территориальную единицу, обладающую физико-географическими, эколого-экономическими, этнически-историческими, политико-административными ресурсами, обладающая благоприятным  транспортно-географическим положением и доступной для туриста информации о нем.

Для отбора туристских центров  А.И. Зориным был проведен полный контент-анализ статей из основных интерактивных энциклопедий, справочников и словарей.

Контент-анализ – наукометрическое исследование содержания текста. Применяется в социологии, психологии, психиатрии, политологии, этнографии, литературоведении, географии для анализа содержания текста средств массовой информации (газет, радио, телевидения), литературных произведений, лекций, писем, служебных документов, интервью и т. п.

При отборе объектов использовалась количественная версия контент-анализа, основанная на анализе частотности встречаемых в тексте упоминаний туристских центров. Категориальная модель предмета контент-анализа позволила рассмотреть туристские центры как категории статей интерактивных энциклопедий. Соответственно система единиц контент-анализа – совокупность объектов культурного и природного наследия, о которых упоминается в статьях, посвященных туризму. Мера измерения – вероятность встречи объекта во всех интерактивных энциклопедиях.

В качестве рабочей модели была выдвинута гипотеза, что число  туристских центров, которые должны войти в справочник «Туристские центры Российской Федерации», должно соответствовать объему информации о них, содержащейся в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» – наиболее детальной к настоящему времени и комплексной интерактивной энциклопедии, в которой представлена информация об объектах природного и культурного наследия Российской Федерации, составляющих основу ее рекреационного потенциала. Всего в ней было выявлено 5917 статей о туристских центрах Российской Федерации. В свою очередь, эти статьи содержат информацию о 48625 объектах культурного и природного наследия.

Полученные количественные данные позволяют провести детальный  региональный и функциональный анализы. Мы приведем суть процедуры оценивания:

– всякое упоминание в  «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» какого-либо объекта, имеющего туристскую и рекреационную ценность, оценивается в один балл.

– если объект упоминается  еще раз хотя бы в одной из отечественных  интерактивных энциклопедий, то он получает десять баллов.

– если объект упоминается во всех отечественных интерактивных энциклопедиях, то он получает сто баллов.

– если объект упоминается  в одной из иностранных интерактивных  энциклопедий, то он получает тысячу баллов.

– если объект упоминается  в нескольких иностранных интерактивных энциклопедиях, то он получает десять тысяч баллов.

Баллы присваиваются  каждому объекту, выделенному в  тексте, и могут суммироваться в масштабе туристского центра, области, страны. Вся информация представляется в виде таблицы, в которой суммируются значения по каждому из субъектов Российской Федерации. Для получения количественных значений рекреационного потенциала используется иерархическая шкала оценок (таблица), которая позволяет фиксировать и соотносить между собой значения рекреационных потенциалов не только объектов, но и местностей. В основу шкалы положен иерархический принцип, согласно которому вышестоящий таксон (например, экскурсионный центр) вбирает в себя все объекты нижестоящего таксона.

А.И. Зорин, оценивая потенциал  туристских центров России, предлагает следующую шкалу оценки рекреационного потенциала территории (таблица 2).

Таблица 2 – Шкала оценки рекреационного потенциала территории

Классификация таксонов

Репрезента-тивность

Оценка 

рекреа-ционно-го по-тенциала, баллы

Рекреация

Курорт

Экскурсия

Туризм

Уникальный рекреационный центр

Уникальный курорт

Уникальный экскурсионный центр

Уникальный центр

туризма

Объект глобального значения

10 000

Рекреационный район

Курортная агломерация

Экскурсионный район

Туристский район

Агломерация объектов

1001–10 000

Центр

рекреации

Курорт

Экскурсионный центр

Центр

туризма

Группа 

объектов

101–1000

Рекреационный узел

Курортный центр

Экскурсионный узел

Туристский центр

Сочетание объектов

11–100

Рекреационный объект

Курортная местность

Экскурсионный объект

Туристская местность

Единичный объект

1–10


 

Факторный анализ базы данных туристских центров Российской Федерации, в которой А.И. Зорин первоначально выделял 17 типов туристских центров, позволил выявить четыре генерализованных типа-фактора туристских центров.

Аксиологический тип-фактор объединяет большую группу туристских центров, посещение которых связанно с изучением культурного наследия и ценностей, религиозных святынь, этнографических промыслов, проведением фестивалей и конгрессов. По выявленному фактору предлагается называть интегрируемые им турцентры аксиологическими туристскими центрами. В Свердловской области такими туристскими центрами являются города и населенные пункты, основными туристскими ресурсами которых является историко-культурный потенциал: Екатеринбург, Верхотурье, Невьянск, Н. Тагил и др.

Информация о работе Проект развития культурно-познавательного туризма на территории Свердловской области