Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление потенциала туристских центров Свердловской области для создания туристского продукта.
Объект исследования – методика оценки потенциала туристских центров Свердловской области.
Предмет исследования – процесс проектирования культурно-познавательного тура в Свердловскую область.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Анализ существующих методик интегральной оценки совокупного туристского потенциала территорий……………………………………….
9
1.2 Туристские центры Свердловской области для интегральной оценки туристского потенциала……………………………………………………..
26
1.3 Интегральная оценка потенциала туристских центров тура по Свердловской области……………………………………………………….
39
Вывод по главе 1………………………………………………………. 64
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТУРА В СВЕРДЛОВСКУЮ ОБЛАСТЬ
2.1 Технология проектирования тура в Свердловскую область ..……….. 66
2.2 Технико-экономическое обоснование тура…………............................. 73
2.3 Требования БЖД при реализации тура………………………………... 79
Вывод по главе 2………………………………………………………...... 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………… 92
Следующую группу туристских центров объединяют и формируют природные ценности, включающие наиболее привлекательные акватории, охотничье-рыболовные ресурсы, национальные парки и заповедные территории, естественные ландшафты, в которых проходят маршруты самодеятельного и экологического туризма. Сюда же включены уникальные экзотические территории. Этот тип-фактор формирует туристские центры экологического типа. В Свердловской области к таким центрам могут быть отнесены: национальный парк «Оленьи Ручьи», «Семь братьев и Сестра» (живописная неприступная гряда гранитных скал в Невьянском районе), величественный горный массив – «Медведь – Камень» и др.
Третий тип-фактор объединяет туристские центры, ориентирующиеся на оздоровительные ресурсы, и выделяет районы уже освоенных рекреационно-туристских инфраструктур, сложившихся туристских и курортных местностей. Обобщая фактические характеристики и факторный вес, следует интерпретировать данный фактор как оздоровительный, а туристские центры, формирующиеся под его воздействием, именовать туристскими центрами рекреационного типа. Особо благоприятны для рекреационных туристских центров приморские ландшафты. Свердловская область богата природными лечебными ресурсами, наряду с климатом, относятся минеральные воды различного состава и сапропелевые грязи, например, Обуховские гидрокарбонатно-хлоридные натриевые воды с наличием органических веществ (Камышловский район) используются в санатории «Обуховский», на базе Нижнесергинского минерального источника функционирует курорт Нижние Серги (одноименный санаторий), на базе месторождения Липовских радоновых вод (Режевской район) – водолечебница областной больницы восстановительного лечения «Липовка». Используется в лечебных целях сапропелевая грязь озера Молтаево (Алапаевский район, курорт «Самоцвет») и т.д.
Переменные, объединяющиеся в четвертый фактор, формируют статистическую целостность, которую можно назвать «вертикальным миром». Это зона интенсивной и экстремальной рекреации, объединяющая туристские центры горного типа. В этом мире большое значение имеет компактное сочетание самых противоречивых ресурсов (на площади в 50–100 кв. км можно наблюдать арктические льды, тропические леса, долины и пустыни). В Свердловской области зоны интенсивной и экстремальной рекреации не выражены.
Проведенное А.И. Зориным статистическое исследование подтверждает гипотезу о том, что туристские потоки вызваны не самим наличием туристско-рекреационных ресурсов, а информированностью о них. Интерпретация факторного анализа позволяет предложить туроператорам необходимую и достаточно исчерпывающую информацию о типологии туристских центров, как России, так и зарубежных стран, которая поможет эффективно решать задачи рекреационного проектирования туристских программ и маршрутов.
В научном обиходе можно достаточно часто встретить и понятие «туристская дестинация». Американский исследователь Д. Пирс рассматривает дестинацию как место, посещение которого оставляет у туристов различные впечатления, опыт и эмоции. Дестинацией называется территория, предлагающая определенный набор услуг, отвечающих потребностям туриста, удовлетворяющих его спрос на перевозку, ночлег, питание, развлечения и т.д., и ставшая целью его путешествия. Следовательно, дестинация, чтобы быть таковой, должна обладать определенным набором услуг, достопримечательностями, информационными системами.
Дестинация имеет определенный цикл развития:
– активное развитие – увеличение количества туристов, рост инвестиций и доходов от туризма;
– насыщение и стабилизация – увеличение количества рабочих мест, изменение в архитектурном облике, экологической ситуации, социокультурной среде, появление новых жителей;
– упадок – сокращение количества туристов; рост безработицы, перепрофилирование основных турцентров; снижение доходности туризма.
На рисунке 2 представлены основные стадии циклического развития туристской дестинации.
Рисунок 2– Цикл развития туристской дестинации
Выделяют несколько типов туристских дестинаций. К первому относятся города-столицы, которые чаще всего обладают значительным туристским потенциалом, то есть располагают богатыми культурно-историческими ресурсами и развитой туристской инфраструктурой. Второй тип образуют два подтипа: центры целенаправленного развития местных обычаев и культуры, и центры для организации туров, располагающие развитой сетью туристских предприятий и разнообразным историко-культурным потенциалом. Третий тип образуют специально построенные для целей туризма центры (тематические парки, туристские города, курорты и т.д.).
В настоящее время специалисты выделяют пять групп факторов, влияющих на формирование туристских потребностей, а значит, и на успешное функционирование туристского центра и туристского предпринимательства:
– природные факторы – природные богатства, доступные для туристов (географическое положение места отдыха, климат, флора, фауна, близость к воде, комфортные и привлекательные красивые природные объекты и д.р.);
– социально-экономические факторы – развитие места отдыха (экономический и культурный уровень развития центра);
– материальная база туристской индустрии – основные наземные постройки для удовлетворения потребностей туристов с точки зрения удобств и эстетического восприятия (гостиницы, предприятия питания, досуга, спортивно-курортные сооружения и т.п.).
Важным является уровень комфорта, архитектурное решение объекта материальной базы, его соответствие культуре, окружающей архитектуре или природе, национальным особенностям, а также виду туризма (отдыху, спорту, деловой поездке и т.д.).
– инфраструктура места отдыха – наземные и подземные сооружения, необходимые для удовлетворения потребностей туристской индустрии (коммуникации, подъездные пути, освещение, пляжи, стоянки, садово-парковые хозяйства и пр.);
– туристское предложение (ресурсы гостеприимства) – культурное богатство туристского центра;
Гостеприимству в туризме придается большое значение. Успеху туризма способствует: искусство, литература, музыка, театр, имеющаяся в туристском центре. Ресурсами гостеприимства могут служить фольклорные праздники, национальные галереи искусств, фестивали и многое другое, способное заинтересовать, привлечь туриста, в том числе экскурсионное, познавательное, спортивное, развлекательное, курортное, рекреационное предложения [71].
К настоящему моменту на территории Свердловской области сложились и продолжаются складываться территориальные туристские центры (таблица 3).
Таким образом, мы можем сказать, что не любой центр способен стать туристским, а лишь тот, в котором имеются:
– необходимые для принятия туристов качественные услуги (трансфер, размещение и питание с соответствующим уровнем обслуживания);
– достопримечательности для привлечения туристов, порождающие интерес людей к данному региону и создающие конкуренцию с другими;
– информационные системы, являющиеся важным средством функционирования региона на туристском рынке.
Свердловская область
обладает туристическими ресурсами, в
том числе развитой инфраструктурой,
на территории которой создаются
комплексы туристско-
Таблица 3 – Территориальные туристские центры Свердловской области
Территори- альный макрообъект |
Составляющие туристского потенциала, туристские ресурсы |
Ситуация в отношении развития туризма |
г. Екатеринбург |
Храм-памятник на Крови
во имя Всех Святых, в Земле Российской
Просиявших, Исторический сквер, Плотина
Городского пруда на р. Исеть, Уральский |
Назван в числе территориальных приоритетов развития туризма в РФ. В городе 5 субъектов, имеющих туроператорскую лицензию, из них 3 являются лидерами по приему туристов. Требуется дальнейшая реконструкция исторической части, а также обустройство туристской инфраструктуры. С учетом специфики географического положения и статуса административного центра Свердловской области и Уральского Федерального округа Екатеринбург является центром осуществления коммуникаций, переговоров и деловых встреч российских, корейских, китайских, центрально-азиатских, и европейских бизнесменов. В городе сосредоточены офисы многих российских и зарубежных фирм с мировым именем, действует более 20 отделений и филиалов таких крупных кредитно-финансовых учреждений как «Дрезденер Банк», «Альфа-Банк», «КМБ-Банк», «МДМ-Банк». |
Продолжение таблицы 3
Территори- альный макрообъект |
Составляющие туристского потенциала, туристские ресурсы |
Ситуация в отношении развития туризма |
г. Н.Тагил |
Город областного подчинения, является узлом автодорог. Н. Тагил
сочетает в себе различные архитектурные,
исторические и культурные памятники.
Достопримечательности регионального и
российского значения, например, историко- |
В городе пять гостиниц, «Тагил» люкс класса, остальные четыре среднего. Существует дефицит гостиниц среднего класса и специализированных средств размещения, мировые отельные цепочки отсутствуют. Наличествует набор туристских маршрутов по территории города. Специальные туристские сервисы (информационный центр, туристская маршрутная зона и т.д.) отсутствуют. |
с. Коптелово |
Основано в 1663 году. Достопримечательности: коптеловский родник, Вознесенский храм, изба бабы Кати, гостевой дом, мемориальные экспозиции, зал по истории земледелия, павильон народных ремесел, кузница. |
Присутствуют первичные ресурсы для организации приема туристов. Идет создание многофункционального туристского комплекса. |
с.Н. Синячиха |
Достопримечательности: музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства, краеведческий музей, музей истории земледелия и быта крестьян |
Присутствуют первичные ресурсы для организации приема туристов. Предполагается строительство гостиницы для транзитного турпотока. |
г. Алапаевск |
Возник в XVI веке, имеет статус исторического города России. Достоприме- |
В городе несколько субъектов (музеи) осуществляют экскурсионное обслуживание. Предполагается строительство гостиницы. В настоящий момент 90% турпотока в город составляют образовательные и детские экскурсии (экспертная оценка существующего турпотока – до 10 тыс. чел. В год.). |
Окончание таблицы 3
Территори- альный макрообъект |
Составляющие туристского потенциала, туристские ресурсы |
Ситуация в отношении развития туризма | ||
г. Верхотурье |
Верхотурье – патриарх городов Свердловской области. Достопримечательности: Свято –Николаевский монастырь, Покровский женский монастырь, Преображенская церковь, Крестовоздвиженский собор, Троицкий собор краеведческий музей. |
Экскурсионное обслуживание осуществляет Верхотурский музей – заповедник. На территории одна гостиница «Соболь» на 55 мест, в гостинице небольшое кафе на 30 мест. | ||
г. Невьянск |
Родовое гнездо Демидовых. Жемчужина Невьянска – Наклонная башня (одно) из немногих в мире архитектурных сооружений. |
Присутствуют значительные культурные ресурсы для организации приема туристов. Инфраструктуры приема отсутствуют. |
Проанализировав существующие методики интегральной оценки туристского потенциала территорий, в данной главе мы проведем субъективную интегральную оценку основных туристских центров Свердловской области. Для интегральной оценки туристского потенциала были выбраны города и сельские поселения, которые входили в маршрут, предложенный для реализации со студентами специальности «Социально-культурный сервис и туризм» и направления подготовки «туризм» в марте 2011 г.: г. Алапаевск, г. Н.Тагил, г. Верхотурье, г. Невьянск, а также с. Коптелово и с. Н. Синячиха. В данном параграфе мы не ставили задачу дать оценку потенциала г. Екатеринбург, учитывая сложившийся образ города как основного туристского центра.
Оценка потенциала туристских центров Свердловской области основывалась на плане, предложенном А.С. Кусковым с незначительными изменениями и дополнениями [69].
План оценки туристского потенциала:
1) Объекты туристского
интереса и туристской
а) наиболее популярные среди российских и иностранных туристов объекты рекреации, с указанием статуса объекта (занесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, объект Федерального значения, объект регионального значения). Ответ на данный вопрос дается в разрезе классификатора объектов туризма:
– объекты экскурсионного туризма (музеи, архитектурные и исторические памятники и т. д.);
– объекты лечебного туризма (санаторно-курортные учреждения, специализированные медицинские центры и т. д.);
– объекты религиозного туризма (монастыри, святые места и т. д.);
– объекты бизнес-туризма, выставочные залы, конгресс-центры и др.;
– другие объекты;
б) основные объекты туристской инфраструктуры:
– объекты размещения:
– объекты питания (рестораны, кафе, бары и т. д.):