Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление потенциала туристских центров Свердловской области для создания туристского продукта.
Объект исследования – методика оценки потенциала туристских центров Свердловской области.
Предмет исследования – процесс проектирования культурно-познавательного тура в Свердловскую область.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Анализ существующих методик интегральной оценки совокупного туристского потенциала территорий……………………………………….
9
1.2 Туристские центры Свердловской области для интегральной оценки туристского потенциала……………………………………………………..
26
1.3 Интегральная оценка потенциала туристских центров тура по Свердловской области……………………………………………………….
39
Вывод по главе 1………………………………………………………. 64
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТУРА В СВЕРДЛОВСКУЮ ОБЛАСТЬ
2.1 Технология проектирования тура в Свердловскую область ..……….. 66
2.2 Технико-экономическое обоснование тура…………............................. 73
2.3 Требования БЖД при реализации тура………………………………... 79
Вывод по главе 2………………………………………………………...... 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………… 92
Таблица 29 – Интегральная оценка туристского потенциала с. Коптелово
№ |
Показатель |
Кол-во единиц |
Сумма баллов |
1 |
Объекты туристского интереса и туристской инфраструктуры | ||
Объекты экскурсионного туризма (музеи, архитектурные и исторические памятники и т. д.). |
6 |
18 | |
Объекты лечебного туризма (санаторно-курортные учреждения, специализированные медицинские центры и т. д.). |
− |
0 | |
Объекты религиозного туризма (монастыри, святые места и т. д.). |
2 |
6 | |
Объекты бизнес-туризма, выставочные залы, конгресс-центры и др. |
− |
0 | |
Другие объекты туристского интереса |
− |
0 | |
Объекты размещения |
− |
0 | |
Объекты питания |
1 |
3 | |
Объекты развлечения |
− |
0 | |
Объекты информационно-рекламного комплекса |
1 |
3 | |
2 |
Транспортное обеспечение рекреации и туризма |
3 |
3 |
3 |
Основные экскурсионные маршруты |
1 |
5 |
4 |
Важность туристской функции для экономического развития территории | ||
основные туристские компании, работающие на прием туристов |
− |
0 | |
предприятия народных промыслов |
− |
0 | |
перечень предприятий, производящих и торгующих сувенирной продукцией |
1 |
2 | |
события, привлекающие туристов |
− |
0 | |
Итого баллов |
40 |
Таблица 30 – Интегральная оценка туристского потенциала с. Нижняя Синячиха
№ |
Показатель |
Кол-во единиц |
Сумма баллов |
1 |
Объекты туристского интереса и туристской инфраструктуры | ||
Объекты экскурсионного туризма (музеи, архитектурные и исторические памятники и т. д.). |
4 |
12 | |
Объекты лечебного туризма (санаторно-курортные учреждения, специализированные медицинские центры и т. д.). |
− |
0 | |
Объекты религиозного туризма (монастыри, святые места и т. д.). |
1 |
3 | |
Объекты бизнес-туризма, выставочные залы, конгресс-центры и др. |
− |
0 | |
Другие объекты туристского интереса |
− |
0 | |
Объекты размещения |
− |
0 | |
Объекты питания |
− |
0 | |
Объекты развлечения |
− |
0 | |
Объекты информационно-рекламного комплекса |
− |
0 | |
2 |
Транспортное обеспечение рекреации и туризма |
3 |
3 |
3 |
Основные экскурсионные маршруты |
1 |
4 |
4 |
Важность туристской функции для экономического развития территории | ||
основные туристские компании, работающие на прием туристов |
− |
3 | |
предприятия народных промыслов |
− |
0 | |
перечень предприятий, производящих и торгующих сувенирной продукцией |
1 |
2 | |
события, привлекающие туристов |
− |
0 | |
Итого баллов |
27 |
Выводы по главе 1
На основе проанализированных методик интегральной оценки туристского потенциала территорий, была проведена субъективная интегральная оценка основных туристских центров Свердловской области.
В связи с этим была подобрана информация по каждому виду туристских ресурсов по следующей схеме: а) тип и количество; б) сезонность; в) качество. Величина туристского потенциала представляет собой максимально возможный объем производства и реализации туристских услуг при данном количестве и качестве имеющихся туристских ресурсов в условиях, обеспечивающих наиболее полное их использование по времени и продуктивности. Данный показатель характеризует максимально возможную отдачу туристского потенциала. Также при анализе туристского потенциала территории оценке может подлежать общая величина туристского потенциала или его активная часть, то есть все элементы туристского комплекса региона, фактически вовлеченные в экономическую деятельности и определяющие результат его использования. Комплексную оценку туристского потенциала территории мы проводили с помощью интегрального метода, позволяющего выбрать единые стоимостные измерители и осуществлять путем расчета среднего балла.
Интегральная оценка была произведена по четырем показателям:
– объекты туристского показа;
– объекты инфраструктуры;
– основные экскурсионные маршруты;
– важность туристской функции для экономического развития территории.
В результате был составлен рейтинг городов Свердловской области по туристскому потенциалу.
Таблица 31 – Рейтинг туристского потенциала городов Свердловской области
Туристский центр |
Объекты туристского показа |
Объекты инфраструктуры |
Основные экскурсионные маршруты |
Важность туристской функции |
Общий балл |
г. Нижний Тагил |
108 |
21 |
22 |
52 |
203 |
г. Верхотурье |
28 |
24 |
4 |
3 |
59 |
г. Алапаевск |
24 |
17 |
5 |
0 |
46 |
г. Невьянск |
15 |
14 |
5 |
7 |
41 |
с. Коптелово |
24 |
9 |
5 |
2 |
40 |
с. Нижняя Синячиха |
15 |
3 |
4 |
5 |
27 |
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТУРА В СВЕРДЛОВСКУЮ ОБЛАСТЬ
2.1 Технология проектирования тура в Свердловскую область
Технология (от греческого technē — искусство, мастерство, умение) – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина, изучающая физические, химические, механические и другие закономерности, действующие в технологических процессах. Технология определяет не только порядок выполнения операций, но и выбор предметов труда, средств воздействия на них, оснащение производства оборудованием, приспособлениями, инструментом, средствами контроля, способы сочетания личностного и вещественных элементов производства во времени и пространстве, содержание труда, отношение производства к основным средствам [29].
Проектирование и разработка тура в Свердловскую область проходила в два этапа: подготовительный и технологический. Подготовительный этап включает в себя: маркетинговое исследование рынка, изучение потребительского спроса и мотивации. На технологическом этапе происходит поиск партнеров, расчет стоимости, подготовка плановой документации, формирование группы, разработка правил по техники безопасности, составление нормативной документации, проведение инструктажа по технике безопасности. Далее рассмотрим каждый этап.
Маркетинговое исследование рынка: изучение туристского потенциала и ресурсов Свердловской области. При изучении туристского потенциала Свердловской области, особое внимание было обращено к религиозному наследию, особенностям деревянного зодчества, историко-культурному наследию региона.
Выбор культурно-исторических центров и объектов туристского и социо-культурного интереса.
Выбор остановили на следующих объектах: Храм на крови во имя Всех святых, Монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев в городе Екатеринбурге, Мужской монастырь Новомучеников Российских в Алапаевске, Свято-Николаевский мужской монастырь, Покровский женский монастырь в Верхотурье, Симеоновский и Михайло-Архангельский храмы, Святой источник Симеона Верхотурского село Меркушино, Спасо-Преображенский собор в Невьянске и Свято-Никольский храм село Быньги, Музей-заповедник деревянного зодчества в Нижней Синячихе, музей истории подносного промысла, музей быта и ремесел, Краеведческий музей имени Мальцева город Екатеринбург, Невьянский государственный историко-архитектурный музей, Краеведческий музей город Нижний Тагил.
Изучение потребительского спроса и мотивации. Под термином «мотивы туризма» понимают те побудительные причины, которые определяются биологическими и социальными потребностями и заставляют людей удовлетворять их, приобретая туристский продукт. Мотивы туризма бывают: природные, культурные, психологические, экономические.
Культурные мотивы туризма. К этой категории мотивов принадлежат те элементы, которые охватывают все культурное наследие страны, предлагаемое туристам для обозрения, – исторические места, археологические памятники, музеи, картинные галереи, народные промыслы и т.д.
Природные мотивы туризма чрезвычайно привлекательны для туристов, например, море, горы, растительность, солнце и т.д.
Психологические мотивы туризма. К этой категории относят мотивы туристов, которые побуждают их путешествовать и которые отвечают психологическим потребностям человека.
Экономические мотивы туризма. К этой категории принадлежат все те экономические элементы, которые охватывают стоимость жизни в туристских центрах, стоимость путешествия и т.д.
Немаловажным этапом в разработке тура является разработка рекламных материалов по проектируемому туру.
Организация рекламных мероприятий (разрабатываются плакаты, буклеты и другие вспомогательные материалы информационного характера)
Реклама – французское reclame – это информация о потребительских свойствах товаров и различных видов услуг с целью их реализации, создания спроса на них, а также распространения сведений о лице, организации с целью создания им популярности. Все большие материальные средства и интеллектуальный потенциал вкладываются в развитие рекламной деятельности. Реклама представляет собой неотъемлемую часть системы маркетинга, так как, выполняя информационную функцию, она обеспечивает потребителей направленным потоком информации о производителе и его товарах. Эту информацию реклама передает с помощью различных средств: радио, телевидение, пресса, наружная реклама. Реклама отличается огромным многообразием форм. Для того чтобы внедрить тур и сделать его востребованным, необходимо воспользоваться рекламой. В данном случае может помочь печатная продукция: брошюры, буклеты, листовки, визитки. Рассмотрим на примере буклет: в нем должна быть краткая информация о туре, увлекательные объекты, которые смогут заинтересовать потребителя, фотографии, желательно в большом количестве, координаты менеджеров тура. Буклет должен быть красочным и, конечно же, интересным.
Визитка же, наоборот, информирует только о менеджерах – организаторах и о том, как можно с ними связаться.