Проект развития культурно-познавательного туризма на территории Свердловской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявление потенциала туристских центров Свердловской области для создания туристского продукта.
Объект исследования – методика оценки потенциала туристских центров Свердловской области.
Предмет исследования – процесс проектирования культурно-познавательного тура в Свердловскую область.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Анализ существующих методик интегральной оценки совокупного туристского потенциала территорий……………………………………….
9
1.2 Туристские центры Свердловской области для интегральной оценки туристского потенциала……………………………………………………..
26
1.3 Интегральная оценка потенциала туристских центров тура по Свердловской области……………………………………………………….
39
Вывод по главе 1………………………………………………………. 64
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТУРА В СВЕРДЛОВСКУЮ ОБЛАСТЬ
2.1 Технология проектирования тура в Свердловскую область ..……….. 66
2.2 Технико-экономическое обоснование тура…………............................. 73
2.3 Требования БЖД при реализации тура………………………………... 79
Вывод по главе 2………………………………………………………...... 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………… 92

Работа содержит 1 файл

К.Р. ОПиУП.doc

— 726.00 Кб (Скачать)

Важным условием развития туризма  является наличие туристского потенциала. Словосочетания, в которых «потенциал» используется как терминообразующее слово (рекреационный, туристский), стали достаточно часто употребляться в туристской литературе. Однако выяснить конкретное содержание, которым различные авторы нагружают термин «потенциал», нередко оказывается весьма сложно, поскольку широко известных и общепринятых профессиональных трактовок этого термина не существует и используют его чаще всего как термин общеупотребительный, очевидный. Вместе с тем содержание этого термина далеко не элементарно и в туристике должно быть ограничено более или менее отчетливыми рамками.

Туристским потенциалом какого-либо объекта (или территории) именуется совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ. Понятие «туристский потенциал» по отношению к понятию «туристский ресурс» выступает как более широкое, в некотором смысле как собирательное [69].

Под туристским потенциалом также  понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. Туристским потенциалом часто называют и отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия туристских ресурсов. Но, по мнению ряда специалистов, это неверная точка зрения. Потенциал – это наличие на определенной территории возможностей, резервов, которые могут быть при определенных условиях использованы для достижения намеченной цели – развития туризма.

Т.В. Николаенко под туристским потенциалом понимает наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов. Хотя это не вполне обязательный признак, а только желательный вариант. Туристский потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена [72].

По мнению В.А. Рубцова и С.А. Шабалиной  «рекреационный потенциал представляет собой величину реализуемых и нереализуемых возможностей результативного и продуктивного использования ресурсов территории в процессе удовлетворения многообразных общественных потребностей, в том числе культурно-познавательных, деловых, религиозных, паломнических, спортивных и т.д. В этом случае учитывается не только количественная динамика рекреационных ресурсов, но и качественные характеристики через структурно-комплексный анализ, каждого элемента входящего в состав рекреационных ресурсов.

Можно встретить и понятие «туристские  ценности», под которыми понимают туристские ресурсы или туристско-рекреационный потенциал территории. Эта точка зрения не совсем верна, так как туристские ресурсы и туристский потенциал – понятия, занимающие различные иерархические уровни. По своей природе туристские ценности гетерогенны, то есть могут иметь как естественный характер, так и искусственный. При этом встречаются и туристские ценности комплексного характера, имеющие одновременно естественное и искусственное происхождение (к примеру, пляжи и водохранилища). Мы считаем, что данное понятие является синонимом понятия «туристские ресурсы».

Структура туристского потенциала наглядно показана на рисунке 2. Из рисунка  следует, что туристский потенциал  включает туристские ресурсы и туристскую инфраструктуру. Туристские ресурсы  подразделяются на три основные группы – природные, культурно-исторические и социально-экономические. Многие авторы идут дальше, выделяя пять групп туристских ресурсов: природные, культурно-исторические, инфраструктурные, кадровые и информационные.

Рисунок 1 – Структура туристского потенциала территории

 

К социально-экономическим  ресурсам относятся элементы туристской инфраструктуры, а также трудовые, информационные, материально-технические, финансовые ресурсы, элементы управления и т.д. Здесь сделаем акцент на двойственности социально-экономических ресурсов. Существует два основных подхода к их определению.

Первый подход предполагает выделение социально-экономических  ресурсов в качестве отдельной группы, включающей трудовые, материальные и информационные ресурсы. Ряд авторов включают в социально-экономические ресурсы и инфраструктуру туризма. Тогда теряет смысл выделение в составе туристского потенциала туристской инфраструктуры.

Второй подход основан  на самостоятельности туристской инфраструктуры и выделении в структуре социально-экономических ресурсов четырех их групп: кадровых, материальных, управленческих и информационных. При составлении рисунка автором были учтены оба подхода.

Н.И. Панов вводит понятие  «туристско-рекреационные ресурсы», под которыми понимает природно-климатические, социально-культурные, исторические, археологические, архитектурные, научно-промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты и явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма и создающие организационно-экономическую и материальную базу для развития туризма. К туристско-рекреационным ресурсам он относит природные, исторические, социокультурные, материально-технические и трудовые [73].

В ряде работ используется понятие «пропускной потенциал» (экологический, туристский, социальный, бытовой), которое показывает возможности любого туристского объекта в виде пропускных способностей, то есть максимальной нагрузки, которую может иметь туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов от поездок туристов и возникновения социально-экономических проблем у населения.

А.В. Даринский определяет туристский потенциал как совокупность туристских ресурсов, туристской индустрии  и туристской инфраструктуры. Но с такой расширенной точкой зрения весьма сложно согласиться, так как туристская индустрия обязана своим существованием именно туристскому потенциалу – туристским ресурсам и инфраструктуре. Именно туристский потенциал определяет направления и перспективы развития индустрии туризма в том или ином регионе.

Так, для определения  направлений и перспектив развития туристского потенциала в том  или ином регионе необходимо: а) выявление  потенциала;

б) оценка потенциала; в) оценка современного состояния его  использования;

г) оценка возможностей интенсификации его использования; д) оценка факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе; е) подготовка и реализация перспективной модели территориальной организации туристской сферы региона.

Выявление имеющегося туристского  потенциала является далеко не самой сложной задачей, так как в настоящее время практически для любой староосвоенной территории имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, подробные сведения об объектах социально-культурной сферы – музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях и базах отдыха и т.д.

Более сложным аспектом является оценка имеющегося туристского  потенциала. Она должна учитывать целый ряд параметров, а именно: уникальность имеющихся объектов; различия в доступности объектов; различия в плотности размещения объектов в пределах региона; разнообразие и комплексность имеющихся объектов; физическое состояние объектов.

Необходимо отметить, что большая часть российских регионов характеризуется низкой плотностью размещения туристских объектов, их слабой транспортной доступностью, плохим физическим состоянием и отсутствием комплексности. К регионам нашей страны, потенциал которых может быть признан высоким, возможно отнести лишь Московскую, Владимирскую и Ярославскую области, города Москва и Санкт-Петербург. Во всех остальных регионах имеются особенности, которые затрудняют его использование или ухудшают качественные характеристики, что означает и уменьшение его общей оценки [66].

Для грамотного и эффективного управления ресурсным потенциалом  региона необходимо разработать и применить следующие параметры его оценки:

1) количественная оценка ресурсов;

2) оценка структуры  потенциала, степень использования  частных потенциалов;

3) оценка возможностей  использования ресурсов;

4) систематический учет  состояния туристских и рекреационных ресурсов и определение их значения в развитии туризма региона, что возможно лишь при введении системы туристских и рекреационных кадастров [65].

В рамках параграфа рассмотрим теоретико-методологические основания существующих методик интегральной оценки совокупного туристского потенциала территорий.

Одна из таких, сугубо экономических методик приводится в работе «Планирование на предприятии  туризма» [3]. При оценке величины и эффективности туристского потенциала территории, необходимо различать такие понятия как: а) суммарный объем ресурсов туристского потенциала; б) величина туристского потенциала; в) показатель реализации туристского потенциала.

Первый показатель характеризует  максимально возможный объем  туристских ресурсов, которыми располагает территория на данный момент времени, выраженный в едином измерении. Необходимо отметить, что туристский потенциал, являясь переменной величиной, зависит от количественных и качественных характеристик туристских ресурсов, которыми располагает территория.

Количество туристских ресурсов относится к экстенсивным факторам наращивания туристского  потенциала. Продуктивность туристских ресурсов как определяющая качественная характеристика относится к интенсивным  факторам. К условиям, обеспечивающим воспроизводство туристского потенциала территории, относят те факторы, которые способствуют увеличению количества и улучшению качественных параметров туристских ресурсов. Влияние внутренних факторов проявляется в том, что они при заданной величине туристских ресурсов и их качестве позволяют повысить туристский потенциал территории.

В связи с этим необходима детальная информация по каждому  виду туристских ресурсов по следующей схеме: а) тип и количество; б) сезонность; в) качество; г) доходность; д) оценка туристских расходов. Величина туристского потенциала представляет собой максимально возможный объем производства и реализации туристских услуг при данном количестве и качестве имеющихся туристских ресурсов в условиях, обеспечивающих наиболее полное их использование по времени и продуктивности. Данный показатель характеризует максимально возможную отдачу туристского потенциала. Показатель реализации туристского потенциала отражает достигнутый уровень его использования и характеризует фактическую отдачу туристских ресурсов.

При анализе туристского  потенциала территории оценке может  подлежать общая величина туристского потенциала или его активная часть, то есть все элементы туристского комплекса региона, фактически вовлеченные в экономическую деятельности и определяющие результат его использования. Комплексную оценку туристского потенциала территории целесообразно проводить с помощью экономических методов, позволяющих выбрать единые стоимостные измерители и осуществлять путем расчета потенциального валового дохода при условии максимального или наиболее полного использования туристского потенциала.

Это возможно посредством  оценки суммарной величины туристских расходов и изучения их распределения  между различными предприятиями, обслуживающими туристов. Значительная трудность для их проведения состоит в необходимости большого объема первичной информации, а это требует крупных финансовых затрат на ее сбор и обработку. Экономическая оценка туристского потенциала территории может быть интервальной величиной (например, годовой) или суммарной за период, равный среднему циклу воспроизводства туристского потенциала [ 3].

Задача выявления и  оценки туристского потенциала территории все более актуальна для определения оптимальной емкости (пропускной способности) существующих и вновь осваиваемых туристских зон. Количественным выражением туристского потенциала может служить определенное число туристов, размещаемых на данной территории без ущерба окружающей среде, историко-культурным объектам, местному населению, качеству отдыха, а также развитию других отраслей хозяйства. Возможна и стоимостная оценка туристского потенциала, в первую очередь его основной составляющей – туристских ресурсов.

Методика интегральной оценки туристского потенциала территории приводится в одной из работ А.В. Дроздова [14]. Данная схема оценки туристского потенциала ориентирована на применение в условиях особо охраняемых природных территорий – национальных парков. Однако она вполне применима и для других территорий, так как методологических различий в направлениях ее применения нет, различия только в содержательном аспекте.

Первый этап указанной  методики предполагает выделение основных компонентов туристского потенциала, подлежащих оцениванию. Всю совокупность этих компонентов целесообразно разделить на две основные группы: а) природные и культурные ландшафты и их компоненты; б) средства и условия осуществления туров (программ, экскурсий).

К группе «Природные и  культурные ландшафты и их компоненты» следует относить:

– собственно территории и акватории, а также памятники природы, ботанические и зоологические сады, океанариумы и прочие объекты;

Информация о работе Проект развития культурно-познавательного туризма на территории Свердловской области