Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление потенциала туристских центров Свердловской области для создания туристского продукта.
Объект исследования – методика оценки потенциала туристских центров Свердловской области.
Предмет исследования – процесс проектирования культурно-познавательного тура в Свердловскую область.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Анализ существующих методик интегральной оценки совокупного туристского потенциала территорий……………………………………….
9
1.2 Туристские центры Свердловской области для интегральной оценки туристского потенциала……………………………………………………..
26
1.3 Интегральная оценка потенциала туристских центров тура по Свердловской области……………………………………………………….
39
Вывод по главе 1………………………………………………………. 64
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТУРА В СВЕРДЛОВСКУЮ ОБЛАСТЬ
2.1 Технология проектирования тура в Свердловскую область ..……….. 66
2.2 Технико-экономическое обоснование тура…………............................. 73
2.3 Требования БЖД при реализации тура………………………………... 79
Вывод по главе 2………………………………………………………...... 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………… 92
Важным условием развития туризма
является наличие туристского
Туристским потенциалом какого-либо объекта (или территории) именуется совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ. Понятие «туристский потенциал» по отношению к понятию «туристский ресурс» выступает как более широкое, в некотором смысле как собирательное [69].
Под туристским потенциалом также понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. Туристским потенциалом часто называют и отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия туристских ресурсов. Но, по мнению ряда специалистов, это неверная точка зрения. Потенциал – это наличие на определенной территории возможностей, резервов, которые могут быть при определенных условиях использованы для достижения намеченной цели – развития туризма.
Т.В. Николаенко под туристским потенциалом понимает наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов. Хотя это не вполне обязательный признак, а только желательный вариант. Туристский потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена [72].
По мнению В.А. Рубцова и С.А. Шабалиной «рекреационный потенциал представляет собой величину реализуемых и нереализуемых возможностей результативного и продуктивного использования ресурсов территории в процессе удовлетворения многообразных общественных потребностей, в том числе культурно-познавательных, деловых, религиозных, паломнических, спортивных и т.д. В этом случае учитывается не только количественная динамика рекреационных ресурсов, но и качественные характеристики через структурно-комплексный анализ, каждого элемента входящего в состав рекреационных ресурсов.
Можно встретить и понятие «
Структура туристского потенциала наглядно показана на рисунке 2. Из рисунка следует, что туристский потенциал включает туристские ресурсы и туристскую инфраструктуру. Туристские ресурсы подразделяются на три основные группы – природные, культурно-исторические и социально-экономические. Многие авторы идут дальше, выделяя пять групп туристских ресурсов: природные, культурно-исторические, инфраструктурные, кадровые и информационные.
Рисунок 1 – Структура туристского потенциала территории
К социально-экономическим ресурсам относятся элементы туристской инфраструктуры, а также трудовые, информационные, материально-технические, финансовые ресурсы, элементы управления и т.д. Здесь сделаем акцент на двойственности социально-экономических ресурсов. Существует два основных подхода к их определению.
Первый подход предполагает
выделение социально-
Второй подход основан на самостоятельности туристской инфраструктуры и выделении в структуре социально-экономических ресурсов четырех их групп: кадровых, материальных, управленческих и информационных. При составлении рисунка автором были учтены оба подхода.
Н.И. Панов вводит понятие
«туристско-рекреационные
В ряде работ используется понятие «пропускной потенциал» (экологический, туристский, социальный, бытовой), которое показывает возможности любого туристского объекта в виде пропускных способностей, то есть максимальной нагрузки, которую может иметь туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов от поездок туристов и возникновения социально-экономических проблем у населения.
А.В. Даринский определяет туристский потенциал как совокупность туристских ресурсов, туристской индустрии и туристской инфраструктуры. Но с такой расширенной точкой зрения весьма сложно согласиться, так как туристская индустрия обязана своим существованием именно туристскому потенциалу – туристским ресурсам и инфраструктуре. Именно туристский потенциал определяет направления и перспективы развития индустрии туризма в том или ином регионе.
Так, для определения направлений и перспектив развития туристского потенциала в том или ином регионе необходимо: а) выявление потенциала;
б) оценка потенциала; в) оценка современного состояния его использования;
г) оценка возможностей интенсификации его использования; д) оценка факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе; е) подготовка и реализация перспективной модели территориальной организации туристской сферы региона.
Выявление имеющегося туристского потенциала является далеко не самой сложной задачей, так как в настоящее время практически для любой староосвоенной территории имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, подробные сведения об объектах социально-культурной сферы – музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях и базах отдыха и т.д.
Более сложным аспектом является оценка имеющегося туристского потенциала. Она должна учитывать целый ряд параметров, а именно: уникальность имеющихся объектов; различия в доступности объектов; различия в плотности размещения объектов в пределах региона; разнообразие и комплексность имеющихся объектов; физическое состояние объектов.
Необходимо отметить, что большая часть российских регионов характеризуется низкой плотностью размещения туристских объектов, их слабой транспортной доступностью, плохим физическим состоянием и отсутствием комплексности. К регионам нашей страны, потенциал которых может быть признан высоким, возможно отнести лишь Московскую, Владимирскую и Ярославскую области, города Москва и Санкт-Петербург. Во всех остальных регионах имеются особенности, которые затрудняют его использование или ухудшают качественные характеристики, что означает и уменьшение его общей оценки [66].
Для грамотного и эффективного управления ресурсным потенциалом региона необходимо разработать и применить следующие параметры его оценки:
1) количественная оценка ресурсов;
2) оценка структуры потенциала, степень использования частных потенциалов;
3) оценка возможностей использования ресурсов;
4) систематический учет состояния туристских и рекреационных ресурсов и определение их значения в развитии туризма региона, что возможно лишь при введении системы туристских и рекреационных кадастров [65].
В рамках параграфа рассмотрим теоретико-методологические основания существующих методик интегральной оценки совокупного туристского потенциала территорий.
Одна из таких, сугубо
экономических методик
Первый показатель характеризует максимально возможный объем туристских ресурсов, которыми располагает территория на данный момент времени, выраженный в едином измерении. Необходимо отметить, что туристский потенциал, являясь переменной величиной, зависит от количественных и качественных характеристик туристских ресурсов, которыми располагает территория.
Количество туристских ресурсов относится к экстенсивным факторам наращивания туристского потенциала. Продуктивность туристских ресурсов как определяющая качественная характеристика относится к интенсивным факторам. К условиям, обеспечивающим воспроизводство туристского потенциала территории, относят те факторы, которые способствуют увеличению количества и улучшению качественных параметров туристских ресурсов. Влияние внутренних факторов проявляется в том, что они при заданной величине туристских ресурсов и их качестве позволяют повысить туристский потенциал территории.
В связи с этим необходима детальная информация по каждому виду туристских ресурсов по следующей схеме: а) тип и количество; б) сезонность; в) качество; г) доходность; д) оценка туристских расходов. Величина туристского потенциала представляет собой максимально возможный объем производства и реализации туристских услуг при данном количестве и качестве имеющихся туристских ресурсов в условиях, обеспечивающих наиболее полное их использование по времени и продуктивности. Данный показатель характеризует максимально возможную отдачу туристского потенциала. Показатель реализации туристского потенциала отражает достигнутый уровень его использования и характеризует фактическую отдачу туристских ресурсов.
При анализе туристского потенциала территории оценке может подлежать общая величина туристского потенциала или его активная часть, то есть все элементы туристского комплекса региона, фактически вовлеченные в экономическую деятельности и определяющие результат его использования. Комплексную оценку туристского потенциала территории целесообразно проводить с помощью экономических методов, позволяющих выбрать единые стоимостные измерители и осуществлять путем расчета потенциального валового дохода при условии максимального или наиболее полного использования туристского потенциала.
Это возможно посредством оценки суммарной величины туристских расходов и изучения их распределения между различными предприятиями, обслуживающими туристов. Значительная трудность для их проведения состоит в необходимости большого объема первичной информации, а это требует крупных финансовых затрат на ее сбор и обработку. Экономическая оценка туристского потенциала территории может быть интервальной величиной (например, годовой) или суммарной за период, равный среднему циклу воспроизводства туристского потенциала [ 3].
Задача выявления и оценки туристского потенциала территории все более актуальна для определения оптимальной емкости (пропускной способности) существующих и вновь осваиваемых туристских зон. Количественным выражением туристского потенциала может служить определенное число туристов, размещаемых на данной территории без ущерба окружающей среде, историко-культурным объектам, местному населению, качеству отдыха, а также развитию других отраслей хозяйства. Возможна и стоимостная оценка туристского потенциала, в первую очередь его основной составляющей – туристских ресурсов.
Методика интегральной оценки туристского потенциала территории приводится в одной из работ А.В. Дроздова [14]. Данная схема оценки туристского потенциала ориентирована на применение в условиях особо охраняемых природных территорий – национальных парков. Однако она вполне применима и для других территорий, так как методологических различий в направлениях ее применения нет, различия только в содержательном аспекте.
Первый этап указанной
методики предполагает выделение основных
компонентов туристского
К группе «Природные и культурные ландшафты и их компоненты» следует относить:
– собственно территории и акватории, а также памятники природы, ботанические и зоологические сады, океанариумы и прочие объекты;