Особенности развития познавательного туризма в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследование особенностей развития культурно-познавательного туризма в РБ.

Задачи:

- раскрыть сущность культурно-познавательного туризма;

- выявить ресурсный потенциал культурно-познавательного туризма в Республике Беларусь;

- изучить проблемы и перспективы развития культурно-познавательного туризма;

- исследовать развитие культурно-этнографического туризма в Гомельской области.

Работа содержит 1 файл

Я.Курсовая Особенности развития познавательного туризма в РБ.docx

— 55.63 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

    Особенности культуры и природы все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных мотивов. Наилучшим способом знакомства с другой культурой является туризм. Туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа, ландшафтах других стран. Кроме того, туризм положительно влияет на экономику, поэтому многие страны стремятся развивать туристическую отрасль, которая не обошла стороной и Республику Беларусь.

    Развитие  туризма в РБ должно основываться на тех видах и формах туризма, которые позволяют максимально  и комплексно использовать имеющийся  туристский потенциал. На сегодняшний день одним из таких видов является культурно-познавательный туризм.

    Для развития познавательного туризма  необходим минимальный набор  ресурсов, который может дать любая  местность, где есть определенная концентрация объектов культурного наследия. А  туристский потенциал Беларуси базируется, главным образом, на многообразии, красоте и первозданности природы страны, уникальности историко-культурного наследия. Важно и то, что Республика Беларусь — это компактная страна, наибольшая протяженность которой с запада на восток – всего 650 км. Небольшие расстояния позволяют, выбрав, например, столицу местом дислокации, посетить все наиболее интересные места страны за достаточно короткий срок.

    Однако, несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого историко-культурного и природного наследия, современное состояние культурно-познавательного туризма в республике можно рассматривать как скромное, так как мы реализуем далеко не все наше туристское достояние. Сегодня для туристско-экскурсионного показа используется менее 10% историко-культурных памятников. Многие исторические объекты нуждаются  в реставрации, благоустройстве прилегающих территорий.

    Цель курсовой работы: исследование особенностей развития культурно-познавательного туризма в РБ.

    Задачи:

    - раскрыть сущность культурно-познавательного туризма;

     - выявить ресурсный потенциал культурно-познавательного туризма в Республике Беларусь;

     - изучить проблемы и перспективы развития культурно-познавательного туризма;

     - исследовать развитие культурно-этнографического туризма в Гомельской области.

     Объект исследования: культурно-познавательный туризм.

     Предмет исследования: особенности развития культурно-познавательного туризма в РБ

     Для написания курсовой работы использован  метод теоретического анализа учебно-методической литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. Особенности развития культурно-познавательного туризма в Республике Беларусь

    1.1 Сущность «познавательного» туризма

    Культурное  самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных  уголков мира и населяющих их народов  образуют один из наиболее сильных  побудительных мотивов. Туризм является наилучшим способом знакомства с  другой культурой.

    Совмещение  отдыха с познанием жизни, истории  и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм.

    Культура  является фундаментальной основой  процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Самосознание и познание окружающего  мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без  приобретения знаний в области культуры. На конференции в Мехико (1981 г.) было провозглашено два определения  культуры[9;26].

    Первое  определение  общего характера, основанное на культурной антропологии и включающее все, что создал человек дополнительно  к природе: общественную мысль, хозяйственную  деятельность, производстве, потребление, литературу и искусство, образ жизни  и человеческое достоинство.

    Второе  определение  специализированного  характера, построенное на «культуре  культуры», т. е. на моральных, духовных, интеллектуальных и художественных аспектах жизни человека.

    Культурное  наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых, но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т. п. Давно  выделился и стал самостоятельным  такой вид туризма, как культурно-познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю  социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой  и хозяйственной деятельности. Культурно-познавательный туризм включает в себя поездки с целью ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем жизнью и традициями народов в посещаемой стране[1;26]. Поездка может включать в себя познавательные и рекреационные цели одновременно, поскольку  в чистом виде культурно-познавательный туризм обычно краткосрочен и имеет продолжительность до 5-7 дней. Существует много различных направлений познавательного туризма,  однако одним из популярных является этнографический туризм – посещение мест традиционного проживания[12;26].

    Культурно-познавательный туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор. Стремление к познанию — и содержание, и мощный стимул человеческой деятельности. Этот стимул проявляется уже на стадии инстинкта, заставляющего животное существо ориентироваться в окружающей среде. У человека познание становится основным способом развития и овладения  силами своей собственной природы  и окружающего мира. Стремление к  познанию является мощной потребностью человека. Но для того, чтобы она  проявила себя достаточно глубоко и  всесторонне, необходимо пробуждение  этой потребности в процессе формирования человека, его воспитания и образования. Для того чтобы осуществить эту  потребность, необходимы и определенные социальные условия. Например, только после завершения холодной войны  стал возможен массовый туризм, открывший  миллионам людей культуру европейских  и азиатских народов. Познавая окружающий мир, человек соотносит культуру своего народа с культурой других народов для того, чтобы удостовериться в значимости той культурной традиции, к которой он принадлежит. Кроме  того, близкое знакомство с культурой  других народов позволяет ему  лично убедиться в достоверности  тех знаний, которые он почерпнул  из книг. Книжные знания в значительной степени создают одностороннее  представление о материальной и  духовной культуре народов мира. Необходимо личное восприятие их образа жизни, чтобы  составить об этом самое достоверное  представление. Таким образом, для  большинства людей смысл жизни  заключается не только в достижении определенного материального благополучия и продвижения по профессиональной лестнице, но и в познании мировой  культуры. Получая новые впечатления  об известных природных и культурных явлениях, человек удовлетворяет  одну из наиболее сильных своих потребностей — потребность в познании. В познавательном туризме человек в реальности встречается с тем, о чем он только читал или что видел по телевидению. Эта встреча с реальностью оказывается гораздо более запоминающейся и воздействующей на его воображение, чем прочитанные книги и увиденные фильмы. Новые впечатления позволяют человеку заново осмыслить свой жизненный путь, увидеть новые горизонты, получить новые стимулы для творческого самовыражения. Познавательный туризм может быть более или менее специализирован[15;26]. В первом случае туристов привлекают известные архитектурные памятники, особенности городских ландшафтов и образа жизни наиболее известных мегаполисов. Это знакомство, как правило, ограничивается наиболее известными памятниками архитектуры, архитектурными ансамблями, крупнейшими музеями, парками, природными ландшафтами, инженерными сооружениями, развлекательными комплексами, супермаркетами. Более специализированный туризм предлагает целенаправленное знакомство с отдельными проявлениями материальной и духовной культуры. Объектами, представляющими интерес для туриста, являются природные достопримечательности (животный и растительный мир, природные ландшафты), материальные памятники древнего искусства (культовые сооружения, скульптура, фрески), современный уклад жизни народов, современная архитектура и скульптура, градостроительное искусство, музеи и театры. Неспециализированный познавательный туризм дает участникам туров общие представления о культуре и жизненном укладе других народов. Наибольший интерес у туристов вызывают страны, достигшие высокого уровня культуры и оказавшие существенное влияние на ход мировой истории. Туристы знакомятся с наиболее известными архитектурными ансамблями, историческими местами, произведениями искусства. Другим объектом интереса являются страны, сохранившие памятники глубокой древности. Удовлетворенность участников туров познавательного туризма будет тем выше, чем более они готовы к восприятию открывающихся перед ними культурных богатств. Если предварительно намечена программа осмотра достопримечательностей, если турист из книг достаточно хорошо знает, что он хочет увидеть, отдача поездки будет очень высокой. Если же турист нацелен на общее знакомство с новой для него страной и культурой, то в памяти у него останутся наиболее сильные впечатления, прежде всего о быте и внешней материальной культуре. Главным звеном неспециализированного познавательного туризма является богатая экскурсионная программа. Она должна предусматривать общее знакомство с городом пребывания, его основными достопримечательностями и наиболее известными архитектурными ансамблями, архитектурными древностями, музеями (искусств, этнографическими), объектами развлекательной индустрии и крупнейших магазинов. Специализированный познавательный туризм предполагает знакомство с одним существенным для туриста аспектом культуры. В случае специализированного познавательного туризма подготавливается специальная программа, предусматривающая осмотр музеев (собраний живописных коллекций, скульптуры, мелкой пластики, интерьеров), исторических архитектурных ансамблей, культовых памятников, инженерных сооружений или природных ландшафтов.

    1.2 Ресурсный потенциал  культурно-познавательного  туризма в Республике  Беларусь

    Туристский  потенциал Беларуси базируется, главным  образом, на многообразии, красоте и  первозданности природы страны, уникальности историко-культурного наследия. Однако для познавательного туризма  необходим минимальный набор  ресурсов, который может дать любая  местность, где есть определенная концентрация объектов культурного наследия, среди  которых можно выделить:

      — памятники археологии;

      — культовую и гражданскую архитектуру;

      — памятники ландшафтной архитектуры;

      — малые и большие исторические города;

      — сельские поселения;

      — музеи, театры, выставочные залы и  др.;

      — социокультурную инфраструктуру;

      — объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры  прикладного  искусства;

      — технические комплексы и сооружения[17;26].

    Важно, что Республика Беларусь — молодое  государство с богатой древней  историей, расположенное в центре европейского континента на пересечении  оживленных транзитных путей (Западная Европа-Россия и Балтия-Причерноморье). Примечательным  является и то, что  Беларусь – это компактная страна, наибольшая протяженность которой  с запада на восток – всего 650 км. Небольшие расстояния позволяют, выбрав, например, столицу местом дислокации, посетить все наиболее интересные места  страны за достаточно короткий срок. Кроме  того, Беларусь – это уникальная страна, на территории которой сохранилось  достаточное количество культурно-исторических памятников: замков, соборов, монастырей, костелов, церквей, парков и усадеб.

    Да, в Беларуси нет всемирно известной  Эйфелевой башни или Берлинской стены, египетских пирамид или Тадж-Махала. Но зато и она может гордится своими достопримечательностями, так как  они самобытны и неповторимы. Ведь памятники истории и культуры являются своеобразной летописью жизни  народа и именно в лучших произведениях  архитектуры, скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного  искусства воплощены важнейшие  исторические события, традиции, обычаи.

    Однако  в силу своего геополитического положения  территория Беларуси часто становилась  ареной военных действий, что предопределило относительно невысокую степень  сохранности историко-архитектурных  памятников. Тем не менее республика имеет богатый историко-культурный потенциал, сформировавшийся на протяжении тысячелетней истории становления  белорусской государственности. Итак, общее количество материальных памятников в стране превышает цифру в 14 тысяч, из них 2500 национального значения. Преобладают  памятники археологии (1800), истории (около 1000), архитектуры (около 500) и искусства (около 150)[10;26].

    Наибольшую  ценность для развития познавательного  туризма представляют:

    — памятники  истории и культуры – исторический центр Гродно, памятники Полоцка (Софийский собор и Спасо-Преображенская церковь), средневековые памятники  военно-оборонительной архитектуры (Каменецкая башня-донжон XIII в., уникальные церкви оборонного типа в Сынковичах (Зельвичский  район), Мурованке (Щучинский район) и Комаях (Поставский район), богатое  наследие барокко (Гродно, Пинск, Несвиж, Слоним, Минск и др.), Брестская  крепость, Лидский замок, Бобруйская крепость, памятники Пинска, Слонима, Могилева, Гомеля (дворцовопарковый ансамбль в стиле классицизма, собор Петра  и Павла), Мстиславля, Витебска (города художников и поэтов, где творил всемирно известный Марк Шагал). Исключительным историко-культурным потенциалом для  познавательного туризма  являются и 175 усадеб знаменитых людей, проживавших  на Беларуси в различные периоды  истории и снискавших мировую  известность. Они уникальны по своей  архитектуре, ландшафтным решениям, духовному наполнению. Наиболее известны архитектурно-культурный комплекс бывшей резиденции Радзивиллов в Несвиже  и замковый комплекс «Мир» (внесены  в Список Всемирного культурного  и природного наследия ЮНЕСКО);

    — места, связанные с важными историческими  событиями: Новогрудок (создание Великого княжества Литовского), Гродно (второй и третий разделы Речи Посполитой), Полоцк (центр одного из древнейших славянских княжеств), Жировичи (Свято-Успенский  Жировичский монастырь, местонахождение  чудотворной иконы Божией Матери Жировичской), Брест (церковная уния 1596 года, мирный договор между советской  Россией и Германией в 1918году, героическая оборона Брестской  крепости в 1941 году), Хатынь (деревня, сожженная  фашистами в 1943 году вместе с жителями);

    — места, связанные с именами выдающихся исторических личностей: А. Мицкевича (Заосье, Новогрудок, озеро Свитязь, Щорсы, Бальценики, Тугановичи), М. Огинского (Слоним, Гродно, бывшая родовая усадьба  Огинских в Залесье), Э. Ожешко (Мильковщина, Гродно, Людвиново, Закозель), И. Домейко (Медведка, Щучин), Ф. Скорины (Полоцк), Симеона Полоцкого (Полоцк), Т. Костюшко (Коссово, Сяхновичи, Гродно), М. Шагала (Лиозно, Витебск), ставка Николая II в Могилеве;

Информация о работе Особенности развития познавательного туризма в РБ