Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:30, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследование особенностей развития культурно-познавательного туризма в РБ.
Задачи:
- раскрыть сущность культурно-познавательного туризма;
- выявить ресурсный потенциал культурно-познавательного туризма в Республике Беларусь;
- изучить проблемы и перспективы развития культурно-познавательного туризма;
- исследовать развитие культурно-этнографического туризма в Гомельской области.
ВВЕДЕНИЕ
Особенности культуры и природы все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных мотивов. Наилучшим способом знакомства с другой культурой является туризм. Туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа, ландшафтах других стран. Кроме того, туризм положительно влияет на экономику, поэтому многие страны стремятся развивать туристическую отрасль, которая не обошла стороной и Республику Беларусь.
Развитие туризма в РБ должно основываться на тех видах и формах туризма, которые позволяют максимально и комплексно использовать имеющийся туристский потенциал. На сегодняшний день одним из таких видов является культурно-познавательный туризм.
Для развития познавательного туризма необходим минимальный набор ресурсов, который может дать любая местность, где есть определенная концентрация объектов культурного наследия. А туристский потенциал Беларуси базируется, главным образом, на многообразии, красоте и первозданности природы страны, уникальности историко-культурного наследия. Важно и то, что Республика Беларусь — это компактная страна, наибольшая протяженность которой с запада на восток – всего 650 км. Небольшие расстояния позволяют, выбрав, например, столицу местом дислокации, посетить все наиболее интересные места страны за достаточно короткий срок.
Однако, несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого историко-культурного и природного наследия, современное состояние культурно-познавательного туризма в республике можно рассматривать как скромное, так как мы реализуем далеко не все наше туристское достояние. Сегодня для туристско-экскурсионного показа используется менее 10% историко-культурных памятников. Многие исторические объекты нуждаются в реставрации, благоустройстве прилегающих территорий.
Цель курсовой работы: исследование особенностей развития культурно-познавательного туризма в РБ.
Задачи:
- раскрыть сущность культурно-познавательного туризма;
- выявить ресурсный потенциал культурно-познавательного туризма в Республике Беларусь;
- изучить проблемы и перспективы развития культурно-познавательного туризма;
- исследовать развитие культурно-этнографического туризма в Гомельской области.
Объект исследования: культурно-познавательный туризм.
Предмет исследования: особенности развития культурно-познавательного туризма в РБ
Для
написания курсовой работы использован
метод теоретического анализа учебно-методической
литературы.
ГЛАВА 1. Особенности развития культурно-познавательного туризма в Республике Беларусь
1.1 Сущность «познавательного» туризма
Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных мотивов. Туризм является наилучшим способом знакомства с другой культурой.
Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм.
Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры. На конференции в Мехико (1981 г.) было провозглашено два определения культуры[9;26].
Первое определение общего характера, основанное на культурной антропологии и включающее все, что создал человек дополнительно к природе: общественную мысль, хозяйственную деятельность, производстве, потребление, литературу и искусство, образ жизни и человеческое достоинство.
Второе определение специализированного характера, построенное на «культуре культуры», т. е. на моральных, духовных, интеллектуальных и художественных аспектах жизни человека.
Культурное
наследие любого народа составляют не
только произведения художников, архитекторов,
музыкантов, писателей, труды ученых,
но и нематериальное достояние, включающее
фольклор, народные промыслы, фестивали,
религиозные ритуалы и т. п. Давно
выделился и стал самостоятельным
такой вид туризма, как культурно-познавательный.
Его основой является историко-культурный
потенциал страны, включающий всю
социокультурную среду с
Культурно-познавательный
туризм является выражением стремления
человека расширить свой кругозор.
Стремление к познанию — и содержание,
и мощный стимул человеческой деятельности.
Этот стимул проявляется уже на стадии
инстинкта, заставляющего животное
существо ориентироваться в окружающей
среде. У человека познание становится
основным способом развития и овладения
силами своей собственной природы
и окружающего мира. Стремление к
познанию является мощной потребностью
человека. Но для того, чтобы она
проявила себя достаточно глубоко и
всесторонне, необходимо пробуждение
этой потребности в процессе формирования
человека, его воспитания и образования.
Для того чтобы осуществить эту
потребность, необходимы и определенные
социальные условия. Например, только
после завершения холодной войны
стал возможен массовый туризм, открывший
миллионам людей культуру европейских
и азиатских народов. Познавая окружающий
мир, человек соотносит культуру
своего народа с культурой других
народов для того, чтобы удостовериться
в значимости той культурной традиции,
к которой он принадлежит. Кроме
того, близкое знакомство с культурой
других народов позволяет ему
лично убедиться в
1.2 Ресурсный потенциал культурно-познавательного туризма в Республике Беларусь
Туристский потенциал Беларуси базируется, главным образом, на многообразии, красоте и первозданности природы страны, уникальности историко-культурного наследия. Однако для познавательного туризма необходим минимальный набор ресурсов, который может дать любая местность, где есть определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:
— памятники археологии;
—
культовую и гражданскую
—
памятники ландшафтной
— малые и большие исторические города;
— сельские поселения;
— музеи, театры, выставочные залы и др.;
—
социокультурную
— объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
—
технические комплексы и
Важно, что Республика Беларусь — молодое государство с богатой древней историей, расположенное в центре европейского континента на пересечении оживленных транзитных путей (Западная Европа-Россия и Балтия-Причерноморье). Примечательным является и то, что Беларусь – это компактная страна, наибольшая протяженность которой с запада на восток – всего 650 км. Небольшие расстояния позволяют, выбрав, например, столицу местом дислокации, посетить все наиболее интересные места страны за достаточно короткий срок. Кроме того, Беларусь – это уникальная страна, на территории которой сохранилось достаточное количество культурно-исторических памятников: замков, соборов, монастырей, костелов, церквей, парков и усадеб.
Да, в Беларуси нет всемирно известной Эйфелевой башни или Берлинской стены, египетских пирамид или Тадж-Махала. Но зато и она может гордится своими достопримечательностями, так как они самобытны и неповторимы. Ведь памятники истории и культуры являются своеобразной летописью жизни народа и именно в лучших произведениях архитектуры, скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного искусства воплощены важнейшие исторические события, традиции, обычаи.
Однако
в силу своего геополитического положения
территория Беларуси часто становилась
ареной военных действий, что предопределило
относительно невысокую степень
сохранности историко-
Наибольшую ценность для развития познавательного туризма представляют:
— памятники
истории и культуры – исторический
центр Гродно, памятники Полоцка
(Софийский собор и Спасо-
— места,
связанные с важными
— места, связанные с именами выдающихся исторических личностей: А. Мицкевича (Заосье, Новогрудок, озеро Свитязь, Щорсы, Бальценики, Тугановичи), М. Огинского (Слоним, Гродно, бывшая родовая усадьба Огинских в Залесье), Э. Ожешко (Мильковщина, Гродно, Людвиново, Закозель), И. Домейко (Медведка, Щучин), Ф. Скорины (Полоцк), Симеона Полоцкого (Полоцк), Т. Костюшко (Коссово, Сяхновичи, Гродно), М. Шагала (Лиозно, Витебск), ставка Николая II в Могилеве;
Информация о работе Особенности развития познавательного туризма в РБ