Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:52, курсовая работа
ктуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что детский туризм занимает наиболее благородный сектор рынка туриндустрии. Программы отдыха, призванные расширить детский кругозор, укрепить здоровье или раскрыть таланты, нацелены в конечном итоге на развитие молодого поколения - в ближайшем будущем потенциально наиболее активного в российском обществе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что детский туризм занимает наиболее благородный сектор рынка туриндустрии. Программы отдыха, призванные расширить детский кругозор, укрепить здоровье или раскрыть таланты, нацелены в конечном итоге на развитие молодого поколения - в ближайшем будущем потенциально наиболее активного в российском обществе.
Традиционно в России распространены детские летние лагеря, предлагающие сегодня насыщенные анимационные программы. Отдельным образом среди них выделяются лагеря тематические, подчиненные одной теме: палаточные с обучением элементам туризма, археологические, где ребята занимаются раскопками стоянок первобытных людей, спортивные, конноспортивные, существуют лагеря с религиозной направленностью и т.д. Неоспоримым преимуществом обладают детские центры отдыха за рубежом, предлагающие языковую практику и погружение в новую культуру. Расположенные часто в теплых странах, на море (в Греции, Турции, Болгарии, Хорватии, на Мальте и т.д.) такие детские центры отличаются насыщенными экскурсионными и тематическими программами и позволяют общаться со сверстниками как из стран СНГ, так и из других государств.
Популярны экскурсионные (автобусные или комбинированные: ж.д. + автобус) культурно-познавательные туры по Европе. Даже длительные переезды по европейским дорогам дети обычно расценивают как настоящее приключение. «Второе рождение» переживают и детские экскурсионные поездки по России. Туроператоры постоянно создают новые экскурсионные программы с привлекательными для детей туристскими брендами («На родину Деда Мороза и Снегурочки»), развлекательные («Фабрика мороженого «Баскин Робинс» с дегустацией лакомой продукции), патриотические («Кубинка – Музей бронетанковой техники»), познавательные (экскурсии в усадьбы писателей, поэтов) и т.д. Можно выбрать варианты, интегрированные в программы профильных школ или колледжей, как экскурсия для юных биологов «В гости к зубрам» в Приокско-террасный заповедник.
Широко представлен
детский спортивный туризм и активный
отдых. На территории России наиболее известны объединенные программы
«Робинзонада» и «Приключение», включающие
лыжные и пешие походы, сплавы на байдарках
и катамаранах, походы на равнинных и горных
велосипедах и т.д. Стоит обратить внимание
на зарубежные спортивные, например, зимние
лагеря, где дети под управлением инструкторов
учатся кататься на горных лыжах и сноубордах.
Оздоровительные детские лагеря предлагают
общеукрепляющие программы, тогда как
поправить здоровье детям можно в специализированных
детских санаториях, а также в санаториях
и клиниках, рассчитанных на прием родителей
с детьми. И, конечно, различные виды отдыха
можно комбинировать с дополнительным
образованием, в первую очередь с изучением
иностранных языков в летних языковых
школах, распространенных во многих европейских
государствах.
Объектом исследования является индустрия туризма, предметом исследования - детский туризм, как одна из ее составляющих.
Цель данной курсовой работы – определить актуальность развития детского туризма на современном этапе развития общества, показать актуальность изучаемого вопроса для Томской области.
Задачи исследования:
· проанализировать этапы исторического развития детского туризма в России;
· определить сущность детского туризма и его виды;
· рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма в Томской области.
Метод исследования - анализ литературы о детском туризме, т.е. монографический.
Научная новизна исследования темы курсовой работы заключается в обосновании и подтверждении активного развития детского туризма как в России, так и в Томской области.
Тема исследования
развития детско-юношеского туризма
в Томской области очень
Детско-юношеский спортивно-
Одной из важных целей детско-юношеского туризма как спорта, оздоровления и вида деятельности является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании детей.
Принимая во внимание, что дети и молодежь - будущее поколение страны - в современных экономических условиях не должны терять нравственные ориентиры, скатываться в бездуховную, наркоманную и криминальную среду городов, перед детским туристским движением страны сегодня стоят первоочередные задачи:
- вернуть молодому
поколению прекрасный мир
- эффективно обучить жизненным навыкам выживания человека в природной и городской среде обитания.
Новые экономические
отношения, происходящие в стране, обострили
проблемы в детском спортивно-
Спортивно-оздоровительный туризм России, в состав которого органично входит детско-юношеский туризм, не оставлен без внимания Правительством РФ. Так в Федеральной программе развития туризма Российской Федерации от 26.02.1996 года № 177 "Развитие туризма в Российской федерации" определены основные направления развития и детско-юношеского туризма.
Актуальность исследования детского оздоровления в системе спортивно-оздоровительного туризма России обусловлена, прежде всего, социально-экономическими реформами, осуществляемыми в стране, созданием новой государственной системы оздоровления детей, действующей и по линии просвещения и по линии социально-страховых учреждений.
Как социальное явление нового времени детско-юношеский туризм и краеведение являются детищем промышленной революции, когда появление буржуазных отношений в Западной Европе породило новые требования к воспитанию подрастающего поколения. На историческую сцену в эпоху Возрождения выступил идеал формирования всесторонне развитой личности. Одной из первых попыток использования туристских походов в воспитательных и образовательных целях была организация подобных занятий в "Доме игр" - школе, созданной в 1425 г. Витторино да Фельтре в Мантуе (Северная Италия). Его воспитанники совершали однодневные и многодневные походы в предгорьях Альп. В конце XVII - начале XVIII вв. в школах Англии, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии и других стран при изучении отдельных предметов биологического цикла учителя стали использовать пешеходные прогулки и поездки в окрестности. Такие простейшие формы путешествий получили название экскурсий. При этом необходимость развития исследовательских способностей учащихся признавалась многими известными педагогами эпохи Просвещения. Значимость наглядных, исследовательских методов в образовательном процессе неоднократно подчёркивали в своих работах Я. А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег. В школах нового типа - коллегиях, учащимся раз в неделю предоставлялся один рекреационный (свободный) день, который, в основном, использовался для прогулок и походов с познавательными целями. Разрабатывая программу общедоступных средних школ, Я. А. Коменский предлагал оставлять в конце обучения два или три года для путешествий1.
В России интерес к путешествиям исторически оказался тесно связан с краеведением. Сведения о прошлом селений, городов и областей вошли в местные и общерусские летописи. Поэтому мы вправе считать их первыми краеведческими исследованиями в нашей стране. В конце XVII в. С. У. Ремизов создает первый русский атлас по этнографии и археологии.
Начало стимулируемых краеведческих исследований относится к эпохе преобразований начала XVIII в. и связано с Указом Петра I от 13 февраля 1718 г., в котором предписывалось докладывать царю обо всех любопытных находках, а тех, кто их обнаружит - награждать: "Также, если кто найдет в земле или в воде, какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенными; также, какие старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду или прочее все, что зело старо и необыкновенно также бы приносили, за что будет довольная дача"2
Ярым сторонником активного
привлечения широких слоев
В 1760 г. М. В. Ломоносов разослал Академическую анкету, ответы на которую просил направить в Академию наук. М. В. Ломоносов, сам русский народный самородок, стремился привлечь малых, особенно крестьянских детей к приискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней.
Практика, как основа
познания мира окружающей действительности,
была одним из лейтмотивов реформ,
проводимых в области образования
в России на протяжении XVIII и XIX вв. Именно
это направление активно развив
Программы, утвержденные для народных училищ в 1782 г., предписывали учителям собирать и использовать различные краеведческие сведения, записывать важнейшие местные события, дабы история Российского государства имела со временем достоверные памятники.
В XIX в. в странах Западной Европы, а также России большую популярность приобретает идея "наглядности" в школьном образовании, сформулированная ещё в пору Песталоцци, а также идеи, связанные с развитием творческих способностей ребёнка, как условия успешного обучения. "Природные способности человека, природосообразно развитые элементарно поставленным обучением наблюдению, языку, числу и форме одинаково сказываются на всех отраслях человеческих знаний".
На первый план выступает идея прагматизации знания, возможность его практического применения. Так в книге Ф. Гансберга "Творческая работа в школе", переведённой с немецкого языка и изданной в 1913 г., прямо говорится о том, что всякое знание имеет значение лишь постольку, поскольку оно может быть применено к современности и к будущему, к нашей жизни и к развитию человечества. Применимость - вот пробный камень для всякого знания, называется ли оно биологией или социологией. Применимость знаний - это был своего рода социальный заказ в условиях формирующегося индустриально-буржуазного общества.
Подобные идеи в России пробивали себе дорогу непросто, что, безусловно, связано с условиями ее исторического развития в XIX в. Одним из первых, кто на практике использовал различные формы исследовательской деятельности учащихся, был декабрист И. Д. Якушкин, будучи в ссылке, преподававший в Ялуторовской женской школе. Он был одним из первых энтузиастов и организаторов экскурсионной работы и туризма с детьми. В частности, он практиковал летние походы и экскурсии с целью изучения окружающей природы.
В конце XIX и, особенно в начале XX в. туристско-экскурсионному направлению исследовательской деятельности в отечественной педагогике стало уделяться повышенное внимание. В этом виде педагогической деятельности объединились интересы общества, педагогов и самих учащихся. Немалая заслуга в обосновании эффективности экскурсий с точки зрения получения научно-практического знания принадлежит К. Д. Ушинскому, А. Я. Герду, П. Ф. Каптереву.
Основатель русской физической культуры П. Ф. Лесгафт настоятельно рекомендовал взрослым и детям прогулки, экскурсии и походы, как способ оздоровления и закалки. В отношении преподавания, использующего краеведческий подход, он писал, что вообще все, что преподается в школе, должно быть непременно связано с жизнью; необходимо всегда исходить из наблюдения над жизнью, насколько это возможно. Н. Ф. Бунаков и В. П. Вахтеров разработали методику широкого применения краеведческих знаний в обучении. П. Ф. Каптерев в 1885 г. в своей работе "Дидактические очерки" отмечал что, несомненно, придёт время, когда кругосветное путешествие, в видах учебно-воспитательных, будет необходимым элементом серьёзного общего образования. Педагогу нужно серьёзно озаботиться тем, чтобы по возможности в каждой отрасли знания основные представления и понятия были приобретены вполне наглядным путём, иначе будет недостаток основательности и твёрдости в знаниях3.
Первые массовые ученические экскурсии были проведены в 1892 г. Крымским горным клубом для учеников одесских реальных училищ. В начале XX в. в стране существовало около 100 организаций, которые занимались проведением экскурсионной работы. В этот период по всей России создаётся большое количество добровольных обществ, главная цель которых - знакомство и изучение родного края, организация познавательно-образовательных экскурсий и научных путешествий в различные уголки страны. При этом участники экскурсий занимались не только созерцанием красот природы и историко-культурных памятников, но и проводили практические наблюдения, ставили опыты, результаты которых старательно фиксировались и публиковались в печатных изданиях учебных заведений.
Информация о работе Развитие детского туризма Томской области