Развитие детского туризма Томской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

ктуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что детский туризм занимает наиболее благородный сектор рынка туриндустрии. Программы отдыха, призванные расширить детский кругозор, укрепить здоровье или раскрыть таланты, нацелены в конечном итоге на развитие молодого поколения - в ближайшем будущем потенциально наиболее активного в российском обществе.

Работа содержит 1 файл

развитие детского туризма Томской области.doc

— 772.50 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что детский туризм занимает наиболее благородный сектор рынка туриндустрии. Программы отдыха, призванные расширить детский кругозор, укрепить здоровье или раскрыть таланты, нацелены в конечном итоге на развитие молодого поколения - в ближайшем будущем потенциально наиболее активного в российском обществе.

Традиционно в России распространены детские летние лагеря, предлагающие сегодня насыщенные анимационные программы. Отдельным образом среди  них выделяются лагеря тематические, подчиненные одной теме: палаточные с обучением элементам туризма, археологические, где ребята занимаются раскопками стоянок первобытных людей, спортивные, конноспортивные, существуют лагеря с религиозной направленностью и т.д. Неоспоримым преимуществом обладают детские центры отдыха за рубежом, предлагающие языковую практику и погружение в новую культуру. Расположенные часто в теплых странах, на море (в Греции, Турции, Болгарии, Хорватии, на Мальте и т.д.) такие детские центры отличаются насыщенными экскурсионными и тематическими программами и позволяют общаться со сверстниками как из стран СНГ, так и из других государств.

Популярны экскурсионные (автобусные или комбинированные: ж.д. + автобус) культурно-познавательные туры по Европе. Даже длительные переезды по европейским дорогам дети обычно расценивают как настоящее приключение. «Второе рождение» переживают и детские экскурсионные поездки по России. Туроператоры постоянно создают новые экскурсионные программы с привлекательными для детей туристскими брендами («На родину Деда Мороза и Снегурочки»), развлекательные  («Фабрика мороженого «Баскин Робинс» с дегустацией лакомой продукции), патриотические («Кубинка – Музей бронетанковой техники»), познавательные (экскурсии в усадьбы писателей, поэтов) и т.д. Можно выбрать варианты, интегрированные в программы профильных школ или колледжей, как экскурсия для юных биологов «В гости к зубрам» в Приокско-террасный заповедник.

Широко представлен  детский спортивный туризм и активный отдых. На территории России наиболее известны объединенные программы «Робинзонада» и «Приключение», включающие лыжные и пешие походы, сплавы на байдарках и катамаранах, походы на равнинных и горных велосипедах и т.д. Стоит обратить внимание на зарубежные спортивные, например,  зимние лагеря, где дети под управлением инструкторов учатся кататься на горных лыжах и сноубордах. 
Оздоровительные детские лагеря предлагают общеукрепляющие программы, тогда как поправить здоровье детям можно в специализированных детских санаториях, а также в санаториях и клиниках, рассчитанных на прием родителей с детьми. И, конечно, различные виды отдыха можно комбинировать с дополнительным образованием, в первую очередь с изучением иностранных языков в летних языковых школах, распространенных во многих европейских государствах.

Объектом  исследования является индустрия туризма, предметом исследования - детский туризм, как одна из ее составляющих.

Цель данной курсовой работы – определить актуальность развития детского туризма на современном этапе развития общества, показать актуальность изучаемого вопроса для Томской области.

Задачи  исследования:

· проанализировать этапы  исторического развития детского туризма  в России;

· определить сущность детского туризма и его виды;

· рассмотреть современное  состояние индустрии детского туризма в Томской области.

Метод исследования - анализ литературы о детском туризме, т.е. монографический.

Научная новизна исследования темы курсовой работы заключается в обосновании и подтверждении активного развития детского туризма как в России, так и в Томской области.

Тема исследования развития детско-юношеского туризма  в Томской области очень актуальна. Материалы этой работы могут быть использованы в практической деятельности  руководителями турпредприятий, организующих детских отдых, инвесторами, школьными учителями и просто родителями, желающими разнообразить досуг своих детей.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ХАРАКТЕРНЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА  В РОССИИ

1.1 Развитие детского туризма  в России

 

Детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм, в отличие от других видов спорта, является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий.

Одной из важных целей  детско-юношеского туризма как спорта, оздоровления и вида деятельности является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании детей.

Принимая во внимание, что дети и молодежь - будущее  поколение страны - в современных  экономических условиях не должны терять нравственные ориентиры, скатываться в бездуховную, наркоманную и криминальную среду городов, перед детским туристским движением страны сегодня стоят первоочередные задачи:

- вернуть молодому  поколению прекрасный мир спортивного  туризма и развивать его;

- эффективно обучить  жизненным навыкам выживания человека в природной и городской среде обитания.

Новые экономические  отношения, происходящие в стране, обострили  проблемы в детском спортивно-оздоровительном  туризме, потребовали изменений  в процессе деятельности основной материальной и организационной базы массового туризма.

Спортивно-оздоровительный  туризм России, в состав которого органично  входит детско-юношеский туризм, не оставлен без внимания Правительством РФ. Так в Федеральной программе  развития туризма Российской Федерации  от 26.02.1996 года № 177 "Развитие туризма в Российской федерации" определены основные направления развития и детско-юношеского туризма.

Актуальность исследования детского оздоровления в системе  спортивно-оздоровительного туризма  России обусловлена, прежде всего, социально-экономическими реформами, осуществляемыми в стране, созданием новой государственной системы оздоровления детей, действующей и по линии просвещения и по линии социально-страховых учреждений.

Как социальное явление  нового времени детско-юношеский туризм и краеведение являются детищем промышленной революции, когда появление буржуазных отношений в Западной Европе породило новые требования к воспитанию подрастающего поколения. На историческую сцену в эпоху Возрождения выступил идеал формирования всесторонне развитой личности. Одной из первых попыток использования туристских походов в воспитательных и образовательных целях была организация подобных занятий в "Доме игр" - школе, созданной в 1425 г. Витторино да Фельтре в Мантуе (Северная Италия). Его воспитанники совершали однодневные и многодневные походы в предгорьях Альп. В конце XVII - начале XVIII вв. в школах Англии, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии и других стран при изучении отдельных предметов биологического цикла учителя стали использовать пешеходные прогулки и поездки в окрестности. Такие простейшие формы путешествий получили название экскурсий. При этом необходимость развития исследовательских способностей учащихся признавалась многими известными педагогами эпохи Просвещения. Значимость наглядных, исследовательских методов в образовательном процессе неоднократно подчёркивали в своих работах Я. А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег. В школах нового типа - коллегиях, учащимся раз в неделю предоставлялся один рекреационный (свободный) день, который, в основном, использовался для прогулок и походов с познавательными целями. Разрабатывая программу общедоступных средних школ, Я. А. Коменский предлагал оставлять в конце обучения два или три года для путешествий1.

В России интерес к путешествиям исторически оказался тесно связан с краеведением. Сведения о прошлом селений, городов и областей вошли в местные и общерусские летописи. Поэтому мы вправе считать их первыми краеведческими исследованиями в нашей стране. В конце XVII в. С. У. Ремизов создает первый русский атлас по этнографии и археологии.

Начало стимулируемых  краеведческих исследований относится  к эпохе преобразований начала XVIII в. и связано с Указом Петра I от 13 февраля 1718 г., в котором предписывалось докладывать царю обо всех любопытных находках, а тех, кто их обнаружит - награждать: "Также, если кто найдет в земле или в воде, какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенными; также, какие старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду или прочее все, что зело старо и необыкновенно также бы приносили, за что будет довольная дача"2

Ярым сторонником активного  привлечения широких слоев населения  к краеведческим исследованиям  был В. И. Татищев. В 1734 г. он разослал по России анкету из 92 вопросов, а в 1737 г. из 198 вопросов - для сбора данных об отдельных территориях для  своей "Истории Российской с древнейших времен".

В 1760 г. М. В. Ломоносов  разослал Академическую анкету, ответы на которую просил направить в  Академию наук. М. В. Ломоносов, сам русский  народный самородок, стремился привлечь малых, особенно крестьянских детей  к приискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней.

Практика, как основа познания мира окружающей действительности, была одним из лейтмотивов реформ, проводимых в области образования  в России на протяжении XVIII и XIX вв. Именно это направление активно развивали Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович, А. Н. Радищев. Благодаря их деятельности в среде педагогической общественности появилось значительное число сторонников так называемого "экскурсионного метода" исследовательской деятельности. Н. И. Новиков в статье "О воспитании и наставлении детей" писал: "Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учится тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать". Подобные педагогические идеи нашли отражение в ряде документов той поры - "Уставе народным училищам в Российской империи" 1786 г., а также "Уставе учебных заведений, подведомственных университетам" 1804 г.

Программы, утвержденные для народных училищ в 1782 г., предписывали учителям собирать и использовать различные  краеведческие сведения, записывать важнейшие местные события, дабы история Российского государства имела со временем достоверные памятники.

В XIX в. в странах Западной Европы, а также России большую  популярность приобретает идея "наглядности" в школьном образовании, сформулированная ещё в пору Песталоцци, а также идеи, связанные с развитием творческих способностей ребёнка, как условия успешного обучения. "Природные способности человека, природосообразно развитые элементарно поставленным обучением наблюдению, языку, числу и форме одинаково сказываются на всех отраслях человеческих знаний".

На первый план выступает  идея прагматизации знания, возможность  его практического применения. Так  в книге Ф. Гансберга "Творческая работа в школе", переведённой с  немецкого языка и изданной в 1913 г., прямо говорится о том, что всякое знание имеет значение лишь постольку, поскольку оно может быть применено к современности и к будущему, к нашей жизни и к развитию человечества. Применимость - вот пробный камень для всякого знания, называется ли оно биологией или социологией. Применимость знаний - это был своего рода социальный заказ в условиях формирующегося индустриально-буржуазного общества.

Подобные идеи в России пробивали себе дорогу непросто, что, безусловно, связано с условиями  ее исторического развития в XIX в. Одним из первых, кто на практике использовал различные формы исследовательской деятельности учащихся, был декабрист И. Д. Якушкин, будучи в ссылке, преподававший в Ялуторовской женской школе. Он был одним из первых энтузиастов и организаторов экскурсионной работы и туризма с детьми. В частности, он практиковал летние походы и экскурсии с целью изучения окружающей природы.

В конце XIX и, особенно в  начале XX в. туристско-экскурсионному направлению исследовательской  деятельности в отечественной педагогике стало уделяться повышенное внимание. В этом виде педагогической деятельности объединились интересы общества, педагогов и самих учащихся. Немалая заслуга в обосновании эффективности экскурсий с точки зрения получения научно-практического знания принадлежит К. Д. Ушинскому, А. Я. Герду, П. Ф. Каптереву.

Основатель русской  физической культуры П. Ф. Лесгафт настоятельно рекомендовал взрослым и детям прогулки, экскурсии и походы, как способ оздоровления и закалки. В отношении  преподавания, использующего краеведческий подход, он писал, что вообще все, что преподается в школе, должно быть непременно связано с жизнью; необходимо всегда исходить из наблюдения над жизнью, насколько это возможно. Н. Ф. Бунаков и В. П. Вахтеров разработали методику широкого применения краеведческих знаний в обучении. П. Ф. Каптерев в 1885 г. в своей работе "Дидактические очерки" отмечал что, несомненно, придёт время, когда кругосветное путешествие, в видах учебно-воспитательных, будет необходимым элементом серьёзного общего образования. Педагогу нужно серьёзно озаботиться тем, чтобы по возможности в каждой отрасли знания основные представления и понятия были приобретены вполне наглядным путём, иначе будет недостаток основательности и твёрдости в знаниях3.

Первые массовые ученические экскурсии были проведены в 1892 г. Крымским горным клубом для учеников одесских реальных училищ. В начале XX в. в стране существовало около 100 организаций, которые занимались проведением экскурсионной работы. В этот период по всей России создаётся большое количество добровольных обществ, главная цель которых - знакомство и изучение родного края, организация познавательно-образовательных экскурсий и научных путешествий в различные уголки страны. При этом участники экскурсий занимались не только созерцанием красот природы и историко-культурных памятников, но и проводили практические наблюдения, ставили опыты, результаты которых старательно фиксировались и публиковались в печатных изданиях учебных заведений.

Информация о работе Развитие детского туризма Томской области