Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа
Национальная и международная туристская деятельность является неотъемлемой составляющей необходимых преобразований, направленных на либерализацию экономического развития. Недооценка необходимости использования новых технологий для организации сферы туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора в приросте богатства и благосостояния наших стран, укреплении экономики.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Особенности комплекса маркетинг-микс в сфере туризма…...………….4
1.1 Сущность понятия маркетинг-микс туристического предприятия…….....4
1.2 Анализ товарной политики в сфере туризма…..…………………………...6
1.3 Комплекс продвижение туристического продукта на внутреннем и
внешних рынках……………..………...………………..……..….......…...17
2 Анализ эффективности туристического маркетинга Республики Беларусь………………………………………………..………………….….23
2.1 Государственная поддержка развития рынка туризма в контексте реализации стратегий странового маркетинга Республики Беларусь………………………………………………………………………23
2.2 Конъюнктурный обзор рынка въездного туризма Республики
Беларусь………………..……………………………………..………............27
2.3 Анализ туристической деятельности на примере Гомельской области....32
3 Перспективы развития рынка туризма в Республике Беларусь в контексте тенденций развития международного рынка туризма…………………..……………………………………………..……..41
Заключение ………………………….…………………………………………..47
Развитие приграничного туризма обусловлено соседством Беларуси с государствами с относительно развитой системой туризма – Польшей, Литвой, Россией. Посещение приграничных районов как жителями соседних государств, так и иностранными туристами, приехавшими в эти страны, является существенным резервом увеличения туристского потока в Беларусь.
К примеру, Польша, ввиду географической и духовной близости, является естественным источником туристов в Брестскую и Гродненскую области нашей страны. У Беларуси и Польши есть две основные общие достопримечательности природы: Беловежская пуща и Августовский канал. Убедительным примером служит использование природного наследия у нас и наших соседей в Польше. У Беларуси и Польши есть две основные и общие достопримечательности природы: Беловежская пуща и Августовский канал. Беловежская пуща на территории Польши занимает площадь примерно в 5 раз меньшую, чем у нас, но польская сторона приняла и обслужила в 2005 году в 5 раз больше туристов на своей территории пущи, чем белорусы на принадлежащей им части заповедника (Польша приняла 300 тысяч туристов в Беловежской пуще, Беларусь - 67 тысяч). Августовский канал соединяет реки Вислу и Неман, что дает возможность путешествовать водным путем из Западной Европы в Россию или вокруг северных стран Европы. Учитывая тот факт, что в Европе увлекаются водным туризмом более 5 млн. человек, можно говорить о большом количестве потенциальных туристов.
Развитие делового туризма, ориентированного на обслуживание специалистов, бизнесменов, приезжающих в страну с деловыми целями, является одним из активно развивающихся и наиболее выгодных видов туризма, так как, кроме доходов от туризма, деловой туризм способствует развитию экономических связей страны. Республика Беларусь имеет дипломатические отношения более чем с 50-ю странами, что позволяет решать проблемы получения виз является членом ООН, ЮНЕСКО, ВТО (данные МИД). За последние 2 года подписано 3 межправительственных соглашения о сотрудничестве в области туризма (Латвия, Таджикистан, Кыргызстан), а также 10 межведомственных соглашений по туризму.
Беларусь сотрудничает с Всемирной и Европейской туристическими организациями, комиссиями Европейского сообщества, ЦЭИ. Делегация Республики Беларусь участвовала в работе XV Генеральной Ассамблеи Всемирной туристической организации, Беларусь стала членом ВТО.
В республике работает более 1000 совместных предприятий. В 2006 году нашу страну посетило 213,0 тысяч иностранных граждан по деловым визам, т.е. с рабочими целями и 124,7 как обслуживающий персонал (данные статотчетности Комитета Госпогранвойск).
Поэтому в республике возможно проведение конгресс-туров, бизнес-семинаров, международных конференций. Опыт проведения таких туров в республике имеется. «Белинтурист» совместно с торговой палатой, Министерством экономики, Национальной Академией наук, рядом министерств и ведомств проводили международные симпозиумы и конференции различных направлений с одновременным участием до 1 тыс. человек иностранных гостей. Разрабатывались доконгрессные и послеконгрессные туры, которые по своей прибыльности превосходили доходы от приема обычных туристских групп, поэтому необходимо активно развивать это направление.
Развитие экологического туризма, связанного с посещением туристами уголков нетронутой природы, имеет большие перспективы в Беларуси. Эко- и агротуризм могут увлечь, в первую очередь, вчерашних школьников и студентов, а также граждан, активно путешествующих по миру, которые в большей степени подвержены влиянию общеевропейскому, где экология сегодня в сознании людей очень высоко ценится. Природные территории составляют около половины площади страны. И действительно, в распоряжении Беларуси находится 10 тыс. озер, около 3 тыс. рек длиной 5 км и более и около 20 тыс. малых рек, 8,7 млн га (что составляет 42% территории страны) занято лесами, а на севере и в центре страны находятся наиболее разнообразные и ценные в эстетическом отношении природные ландшафты.
Экологический туризм обеспечивает минимальное воздействие человека на природную среду и направлен на ознакомление туристов с природными ценностями, их экологическое воспитание и образование. Поэтому за опорные центры развития данного вида туризма в нашей стране можно взять типичные для Беларуси природные экосистемы, не измененные или слабо измененные деятельностью человека, а именно, национальные парки «Беловежская пуща», «Припятский», «Нарочанский» и т.д. Здесь перспективным является организация туристических походов в эти нетронутые уголки природы, организация туров по болотам (которых у нас в достаточном количестве), по озерным и речным водным экосистемам на гребных и парусных суднах, туров по лесным экосистемам с попутным изучением флоры и фауны. Экотуризм это не только один из способов остановить процесс разрушительного воздействия на природу, но и довольно прибыльный вид бизнеса.
В Беларуси будет реализована популярная в Европе концепция «Зеленых маршрутов» - туристических путей природного и культурного наследия, проложенных вдоль «зеленых коридоров »(рек, традиционных и исторических торговых путей, естественных природных маршрутов). Это одна из составляющих нового совместного проекта Европейской комиссии и Программы развития ООН «Устойчивое развитие на местном уровне ». Планируется также активизировать внедрение в регионах Беларуси «Местных повесток-21»- стратегий по повышению качества и уровня жизни на местах. При этом во главу угла при подготовке местными сообществами таких проектов будет положен провозглашенный ООН принцип устойчивого развития - эффективного управления, удовлетворяющего собственные потребности без вреда для экологии и интересов будущих поколений[24].
Белорусские эксперты в сфере устойчивого развития рассказали об истории и успешном опыте применения «Местных повесток-21» и «Зеленых маршрутов» в Европе. Успешное воплощение европейского опыта будет способствовать более полному использованию потенциала белорусских регионов, поможет им в привлечении туристов, ускорит местное экономическое развитие без причинения вреда окружающей среде и культурному наследию.
Развитие агротуризма, связанного с посещением туристами сельской местности для отдыха и оздоровления в чистых сельских районах, также перспективно для Беларуси. темпы его развития впечатляют – за последние три года количество агроусадеб в Беларуси увеличилось почти в 14 раз, с 34 в 2006 году до 474 в 2008-м. При этом агротуризм у нас развивается не только количественно, но и качественно. Примечательно, что развивать у нас хотят не только отдельные агроусадьбы, но и целые туристические деревни.
Во всем мире сегодня чрезвычайно популярен и активно развивается гастрономический туризм. Этот достаточно новый для Беларуси вид туризма имеет большие перспективы развития, а организация гастрономических туров будет способствовать возрождению национальных кулинарных традиций белорусской деревни.
Белорусская деревня обладает сегодня уникальным туристским потенциалом, который состоит не только в живописной сельской местности с сохранившейся природной и культурной средой, но и в возможности познакомиться с кулинарными изысками сельской глубинки.
Во время экскурсионных поездок по республике ценителей белорусской народной кухни может привлечь возможность отведать блюда из натуральных, экологически чистых и качественных продуктов, прикоснуться к исконно народным традициям, в том числе и кулинарным.
Гастрономический туризм хорошо организован во Франции, Италии, Испании, где существует развитая сеть винно-гастрономических туров, в Шотландии предлагают «виски-туры», в Чехии — «пивные».
Наличие минеральных вод, торфогрязей, сапропелей и иных природных лечебных ресурсов способствует развитию в нашей стране и оздоровительного туризма. В Беларуси более чем в 200 пунктов зафиксированы источники минеральных вод, которые отличаются большим разнообразием типов, и на базе которых открыты курорты «Нарочь», «Ждановичи», «Новоельня», «Ушачи» и д.р.
В Беларуси превосходные условия для тех, кто желает испытать свою удачу на охоте или рыбалке. В охотничьих угодьях, которые занимают около 18 миллионов гектаров территории республики, обитает более 20 видов охотничьих животных и около 30 видов птиц[24]. Наиболее эффективная система охраны животных существует в национальных парках и заповедниках. Именно здесь, благодаря различным биотехническим мероприятиям и научно обоснованным нормам отстрела, численность животных остается стабильной и понемногу увеличивается, а также сохраняются оптимальные пропорции в популяционной структуре млекопитающих. Кроме этого, в национальных парках организовано рациональное ведение охотничьего хозяйства, способствующее развитию охотничьего туризма, в частности иностранного, который обеспечивает значительную часть денежного дохода в бюджет этих организаций. Поэтому наличие обширных охотничьих угодий и разнообразие охотничьих животных в республике, с одной стороны, и экономическая целесообразность в развитии охотничьего туризма, особенно иностранного, с другой, позволяют сделать вывод о его перспективности.
Не стоит забывать и про познавательный туризм. Ведь в Беларуси большое количество памятников истории и культуры; мест, связанных с важными историческими событиями; мест, связанных с жизнью и творчеством выдающихся личностей; музеев и т.д.. А для того, чтобы дать туристам более полное представление об истории и культуре белорусского народа, важно на ряду с музейными экспозициями и продажей сувениров, включить в туристские маршруты посещение действующих народных промыслов и ремесел, познакомить их с национальной кухней, народным искусством и бытом. Для иностранных туристов значительный интерес могут представлять и фольклорные коллективы, как профессиональные, так и самодеятельные.
Кроме того, перспективными направлениями можно считать спортивный и событийный туризм – когда туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми свидетелями величайших событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаются в памяти как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты становятся в разряд тех редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше никогда не произойдет. Одной из побудительных причин кратковременных путешествий являются культурно-развлекательные мероприятия. По данным ВТО, развлечения как основной мотив путешествий превосходят по значимости туристско-экскурсионные программы. Эта тенденция отмечается во многих странах мира. Например, во Франции на первом месте по посещаемости стоит Диснейленд, и только затем Лувр. Поэтому очень важно сформировать календарь привлекательных для туристов мероприятий, проводимых в определенном регионе, делая основной акцент на местных традициях.
Событийный туризм – это выставки, ярмарки, фестивали, концерты, спортивные и культурные мероприятия. «Славянский базар» в г. Витебске, «Золотой шлягер» в г. Могилеве,- фестиваль народного творчества этнических меньшинств в г. Гродно (этнофестиваль - более 2 тыс. участников), фестиваль «Заславский набат» (история рыцарских боев).
Так что перспективные направления в туризме, развитие которых принесло бы Беларуси вполне ощутимый доход, существуют. Но, чтобы освоить рассмотренные направления, придется потратить немало сил и средств.
Заключение
В последние годы одновременно с возрастанием роли маркетинга увеличилась роль маркетинговых коммуникаций. В настоящее время эти два понятия стали неотделимы друг от друга, так как современный маркетинг требует гораздо большего, чем создать товар, удовлетворяющий потребности клиента, назначить на него подходящую цену и обеспечить его доступность для целевых потребителей. Фирмам необходимо осуществлять коммуникацию со своими клиентами, информировать о своих товарах, делать приобретение их выгодным. Каждое туристское предприятие может с помощью достаточно простых средств заниматься анализом, который поможет ему лучше узнать свой собственный продукт.
Использование комплекса продвижения позволяет наиболее эффективно реализовывать туристский продукт как на внутреннем, так и на внешних рынках. Таким образом, применение маркетинговых технологий является важным фактором развития туристической отрасли. Кроме того, важность маркетинга была признана на самом высоком уровне, когда в Республике Беларусь началась работа по созданию плана действий по страновому маркетингу.
Республика Беларусь обладает объективными предпосылками для более активного выхода на мировые туристические рынки. Анализ статистических и эмпирических данных свидетельствует о возрастающем интересе к туристическим продуктам страны и позитивных тенденциях развития туризма.
Главной целью развития туризма в нашей стране является формирование экологически и социально ориентированной, высокорентабельной и конкурентоспособной туристской индустрии, способной обеспечивать потребности туристов в разнообразных туристических услугах, приносящие доходы стране и новые рабочие места, в том числе и в смежных с туризмом отраслях экономики. Роль международного туризма в экономике Республики Беларусь определяется степенью достижения этой цели.
Реализация Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь до 2010 года, при качественной и полной реализации значительно поспособствует созданию современной конкурентоспособной туристической индустрии.
Решение задач эффективного развития туризма позволит значительно увеличить поток туристов в Беларусь и приток денежных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней и повышение занятости, а с другой - развитие регионов и смежных отраслей экономики.
В ходе исследования было выяснено, что туристическая отрасль республики способна максимально реализовать свои конкурентные преимущества при концентрации рыночных усилий на определенных видах туризма и целевых рынках. Наиболее перспективными видами являются:
- приграничный и транзитный туризм;
- экологический и агротуризм;
- деловой туризм.
Таким образом, в Республике Беларусь развитие туризма происходит в соответствии с мировыми тенденциями, но расстановка приоритетных направлений происходит с учетом национальных особенностей и имеющихся в стране туристских ресурсов.