Перспективы развития рынка туризма в Республике Беларусь в контексте тенденций развития международного рынка туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Национальная и международная туристская деятельность является неотъемлемой составляющей необходимых преобразований, направленных на либерализацию экономического развития. Недооценка необходимости использования новых технологий для организации сферы туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора в приросте богатства и благосостояния наших стран, укреплении экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

1 Особенности комплекса маркетинг-микс в сфере туризма…...………….4

1.1 Сущность понятия маркетинг-микс туристического предприятия…….....4
1.2 Анализ товарной политики в сфере туризма…..…………………………...6
1.3 Комплекс продвижение туристического продукта на внутреннем и
внешних рынках……………..………...………………..……..….......…...17

2 Анализ эффективности туристического маркетинга Республики Беларусь………………………………………………..………………….….23

2.1 Государственная поддержка развития рынка туризма в контексте реализации стратегий странового маркетинга Республики Беларусь………………………………………………………………………23
2.2 Конъюнктурный обзор рынка въездного туризма Республики
Беларусь………………..……………………………………..………............27
2.3 Анализ туристической деятельности на примере Гомельской области....32


3 Перспективы развития рынка туризма в Республике Беларусь в контексте тенденций развития международного рынка туризма…………………..……………………………………………..……..41



Заключение ………………………….…………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

Маркетинг в сфере туризма современное состояние, тенденции и перспективы развития.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

Потенциал въездного туризма в республике несомненно велик, но в настоящее время его удельный вес во всей отрасли составляет всего 16% и сдерживающих развитие факторов больше, чем достаточно. Поэтому, оптимистически оценивая перспективы развития въездного туризма в Беларуси, следует отметить, что от сегодняшнего состояния до эффективного использования имеющегося туристского потенциала следует пройти немалый путь.

 

 

2.3 Анализ туристической деятельности на примере Гомельской области

 

 

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси, граничит с Брянской областью России, Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Территория Гомельщины  составляет 40,4 тыс. кв. км. 1/3 этого пространства занимают леса, по территории области протекают многочисленные реки, крупнейшими из которых являются Сож, Днепр, Березина и Припять. На территории области расположены Национальный парк «Припятский» и Полесский радиационно-экологический заповедник.

Предметы древнего искусства бережно хранят в 23 музеях, а двери 4 театров и филармонии гостеприимно распахнуты для желающих приобщиться к прекрасному в течение всего театрального сезона.

На территории региона находится 2540 памятников, 1360 из них – памятники истории и культуры, 140 – архитектуры, 1040 – археологии.

В настоящее время в Гомельской области в туристическую деятельность вовлечены 17 районов. Экспорт туристических услуг за прошедший год составил около 4 миллионов долларов США. По экспорту туруслуг за Гомельщиной третья позиция в республике. Импорт составил около пяти миллионов долларов. В тройке лидеров по наращиванию объемов экспорта туристических услуг санатории “Приднепровский” Рогачевского и “Ченки” Гомельского районов, государственное природоохранное учреждение “Национальный парк “Припятский”. 

На начало 2008 г., по данным Департамента по туризму, в Гомельской области специальные разрешения на осуществление туристической деятельности выданы 25 юридическим лицам и 4 индивидуальным предпринимателям. При этом 26% туристических компаний осуществляют турагентскую, а остальные 74% – туроператорскую и турагентскую деятельность.

 

 

        Диаграмма 1 – Структура фирм туристической отрасли Гомельской обл.

 

Только в 2008 году 35 туристских предприятий области оказали населению туристско-экскурсионных услуг более чем на 12 миллиардов рублей. Открылось 9 новых туристских предприятий и филиалов в городах Гомель, Речица, Жлобин, Мозырь. Житковичским райисполкомом принято решение о создании государственного туристского предприятия в Турове. Лидерами по объему оказанных услуг среди турпредприятий являются филиалы СП “АлатанТур”, объединение “Гомельтурист” и филиал туристского предприятия “ТОП-ТУР”.

     Ежегодно в Гомеле проводятся ярмарки и выставки туристских услуг, на которых представляют как региональные услуги по видам туризма, так и республиканские. Проводимые мероприятия поддерживают интерес к сфере не только у тех, кто профессионально занимается туризмом, но и у обычных людей, желающих лучше узнать страну.

На церемонии открытия Гомельской ярмарки туристических услуг  «ЭкспоТур-2009»  в общественно-культурном центре состоялось награждение лучших турфирм региона – победителей первого областного конкурса «Познай Гомельщину!». Лидером экскурсионного обслуживания признано Гомельское бюро путешествий и экскурсий. Предприятие «Гомельоблтурист» отмечено за лучший туристический маршрут, компания «Ким Тур» - за высокую динамику развития, В номинации «Въездной туризм» победило предприятие «Гомельтурист». За 2008 год принято 1486 иностранных туристов.

В 2007 г., по данным Управления статистики, в Гомельском регионе насчитывалось 48 средств размещения (гостиницы, кемпинги), основную долю которых составляют гостиницы 2-го и 3-го разряда. Одновременно они могут принять  4 109 человек. Гостиницами области в 2007 г. принято в общей сложности 207 269 человек, из них 10,3% - иностранных граждан (66% от их числа - из стран СНГ) (таблица 3). 

Таблица 3 -  Данные о туристах и других лицах в  средствах размещения Гомельской области 2007 г.

 

Наименование региона

Кол-во размещенных гостей,%

Всего:

100

из них

 

жители Беларуси

89,7

из стран СНГ

6,8

из других государств

3,5

в т.ч.

 

Европа

89,3

Азия

7,3

Южная Америка

0,2

Северная Америка

2,8

Африка

0,3

Австралия и Океания

0,1

 

Стоимость оплаченных туров иностранными туристами составила свыше 630 миллионов рублей. Гостинице в Жлобине в 2008 году был присвоен международный стандарт “Три звезды”. Медленно, но верно уровень предоставляемых услуг повышается, что конечно же, должно положительно сказаться на объеме предоставляемых услуг.

Наибольший поток туристов из-за рубежа приходится на граждан Российской Федерации, Украины, Германии, Италии, Польши, Литвы, Латвии, что можно объяснить близостью границ этих стран к Гомельской области.

По данным Министерства торговли Республики Беларусь, организацию питания жителей и гостей Гомельской области в 2007 г. обеспечивали 1 799 предприятий общественного питания на 117 256 мест (из них 30% государственной и 70% частной и иностранной форм собственности). В таблице 4 представлена количественная характеристика объектов общественного питания, независимо от формы собственности.

 

Таблица 4 – Структура предприятий общественного питания Гомельской области

 

Наименования предприятия общественного питания

Количество, шт.

Ресторан

64

Кафе

166

Столовая

905

Бар

145

Закусочная

147

Прочие

372

Всего

1799

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из приведенных данных, в структуре предприятий сферы общественного питания преобладают столовые. Для того, чтобы обеспечить достойный уровень сервиса для въездных туристов, такое положение вещей сложно назвать оптимальным. При этом число объектов общественного питания, располагающихся в городских и сельских поселениях, составило 1079 и 720 ед. соответственно. В туристическую инфраструктуру необходимы значительные инвестиции.

В настоящее время в Гомеле функционирует туристско-информационный центр, разработаны сайты – «Гомельский туристско-информационный портал», а также «Агротуризм Гомельщины» на которых представлена информация по региону и объектам, издан буклет по «Золотому кольцу Гомельщины», функционирует сайт, посвященный ему (http://goldring.gomel-region.by), а также серия буклетов по отдельным городам маршрута, в которую включены Гомель, Ветка, Лоев, Речица, Туров. Кроме вышеперечисленных способов, Гомельская область использует для представления своих возможностей семинары, конференции, презентационные туры.

Территория области условно разделена на четыре туристических региона: Гомельско-Ветковский, Полесско-Туровский, Жлобинский и Чечерский. Туристические фирмы предлагают маршруты по области, как в разрезе указанных направлений, так и общий тур по «Золотому кольцу Гомельщины».

В Гомельской области внешний туризм преобладает над внутренним, однако уже в течение нескольких лет последний набирает обороты.

Проект «Золотое кольцо Гомельщины», как и агроэкотуризм пока ориентирован в основном на белорусского потребителя. По данным газеты «Гомельская правда», за 2008 г. на маршрутах «Золотого кольца» побывало 18 тыс. человек. Организуются такие туры в основном для школьников, профсоюзных комитетов предприятий и ВУЗов. В юго-восточном регионе этот маршрут является самым популярным. При реализации проекта «Золотого кольцо Гомельщины» в Мозыре воссоздан старый город на Замковой горе. Для любителей зимнего отдыха введена в эксплуатацию лыжная скоростная трасса.

В Речице к 2008 г. отреставрированы памятники архитектуры, возведен амфитеатр, восстановлено древнее городище, организованы пешеходные уровни.

Экскурсионное обслуживание иностранцев по туристическим объектам в настоящее время проводится в основном переводчиками, которые приезжают с делегациями иностранных туристов. Квалифицированных специалистов недостаточно, а ведь грамотный специалист-это уже 50% успеха.

Наибольшей популярностью у туристов пользуется областной центр и его Государственное историко-культурное учреждение «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» (награда в номинации «Лучший туристический объект» пятого Республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь»). За прошедший год это учреждение посетило более 188 тысяч человек, из них 3700 — иностранных граждан.    Областным краеведческим музеем прорабатываются маршруты «Малого золотого кольца», что сделает возможным осуществлять организованные поездки, например, по усадебным домам региона.

Традиционно туристы посещают Туров и Ветку. В Турове создается информационно – туристической центр, основными задачами которого выступает продвижение туристского продукта на внутренний и международный туристские рынки, информационно-рекламная деятельность, направленная на развитие туристической отрасли Полесья. На базе Центра функционирует предприятие «Туров-Туризм». Наряду с этим разрабатывается интернет-сайт о туристическом потенциале Туровщины. В планах - открытие в Туровском районе новых туристических объектов и маршрутов, среди которых туристско-экологический проект «Сохранение уникального биологического разнообразия Туровского луга путем организации его устойчивого использования» (Туров выиграл тендер Евросоюза на осуществление экологической программы «Туровский луг»).

В 2009 году биологическом заказнике местного значения «Туровский луг»  начнут развивать орнитологический туризм, уникальный природный комплекс Туровского луга отличается богатым видовым разнообразием растительного и животного мира. На этой территории обитает около 55 видов пернатых. Некоторые из них редкие не только в Беларуси, но и во всей Европе, в том числе коростель и дупель. Птицы представляет огромный интерес не только для профессиональных орнитологов, но и для простых любителей природы. Первую группу туристов примут уже в следующем году, при это часть вырученных средств пойдет на мероприятия по сохранению редких видов птиц.

За последние несколько лет интенсивно развивается агроэкотуризм. Разработан проект «Развитие агротуризма на основе фермерских и семейных хозяйств Гомельской области». В рамках проекта осуществляется оказание организационной помощи личным усадьбам, отдельным фермерским хозяйствам в обучении и подготовке персонала, а также создании информационно-рекламной продукции. В 2007 г. в Гомельской области функционировало 12 агроусадеб, в настоящее время их насчитывается более 40. Наиболее популярными можно назвать частные усадьбы «Райский уголок» в Светлогорском районе, усадьбу Черненко в Милограде, фермерское хозяйство Куксы в Гомельском и Лоевском районах и др. Это не только привлекательный вид бизнеса для жителей сельской местности, но достаточно востребованный среди туристов. В среднем годовой доход одной агроусадьбы составляет 20 млн. белорусских рублей.

Информация о работе Перспективы развития рынка туризма в Республике Беларусь в контексте тенденций развития международного рынка туризма