Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа
Национальная и международная туристская деятельность является неотъемлемой составляющей необходимых преобразований, направленных на либерализацию экономического развития. Недооценка необходимости использования новых технологий для организации сферы туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора в приросте богатства и благосостояния наших стран, укреплении экономики.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Особенности комплекса маркетинг-микс в сфере туризма…...………….4
1.1 Сущность понятия маркетинг-микс туристического предприятия…….....4
1.2 Анализ товарной политики в сфере туризма…..…………………………...6
1.3 Комплекс продвижение туристического продукта на внутреннем и
внешних рынках……………..………...………………..……..….......…...17
2 Анализ эффективности туристического маркетинга Республики Беларусь………………………………………………..………………….….23
2.1 Государственная поддержка развития рынка туризма в контексте реализации стратегий странового маркетинга Республики Беларусь………………………………………………………………………23
2.2 Конъюнктурный обзор рынка въездного туризма Республики
Беларусь………………..……………………………………..………............27
2.3 Анализ туристической деятельности на примере Гомельской области....32
3 Перспективы развития рынка туризма в Республике Беларусь в контексте тенденций развития международного рынка туризма…………………..……………………………………………..……..41
Заключение ………………………….…………………………………………..47
8
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Особенности комплекса маркетинг-микс в сфере туризма…...………….4
1.2 Анализ товарной политики в сфере туризма…..…………………………...6
1.3 Комплекс продвижение туристического продукта на внутреннем и
внешних рынках……………..………...………………..…….
2.1 Государственная поддержка развития рынка туризма в контексте реализации стратегий странового маркетинга Республики Беларусь…………………………………………………………
2.2 Конъюнктурный обзор рынка въездного туризма Республики
Беларусь………………..……………………………………
3 Перспективы развития рынка туризма в Республике Беларусь в контексте тенденций развития международного рынка туризма…………………..……………………………………
Заключение ………………………….…………………………………………..4
Список использованных источников………………………….………………..4
Приложения……………………………………………………
Введение
Рынок туристических услуг динамичен и достаточно велик. Интерес к этой отрасли не угасает, а только возрастает, несмотря на происходящие в мировой экономике события, которые не могли не оказать негативного влияния. В сложившейся ситуации необходимо уделить ещё более пристальное внимание организации комплексной маркетинговой деятельности.
Туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности, поэтому все основные положения современного маркетинга могут быть вполне применены и в этой сфере. Вместе с тем туризм имеет определенные особенности, связанные с характером оказываемых услуг, труда, формами продаж и т.д. В силу этого, маркетинг в туризме имеет целый ряд характерных черт, которые отличают его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь имеет место торговля, как услугами, так и товарами (по оценкам специалистов, доля услуг в туризме составляет 75%, товаров – 25%), а также особый характер потребления туристических услуг и товаров в месте их производства и в определенной ситуации [1]. Комплекс маркетинга в туризме имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при ведении бизнеса в данной отрасли.
Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять, что развитие туризма должно сопровождаться усилиями в содействии программам внутреннего, национального, туризма.
В настоящее время для нашей страны, в контексте разработки собственной стратегии странового маркетинга, тема маркетинга в туризме актуальна как никогда. Республика Беларусь заинтересована не только в развитии сферы туристких услуг, но и в создании собственного положительного образа, интеграции в мировое сообщество. Приоритетным направлением в туризме позиционируется внутренний туризм.
В рамках каждой страны внутренний туризм благодаря перераспределению национального дохода способствует стабильному положению национальной экономики, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом.
Национальная и международная туристская деятельность является неотъемлемой составляющей необходимых преобразований, направленных на либерализацию экономического развития. Недооценка необходимости использования новых технологий для организации сферы туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора в приросте богатства и благосостояния наших стран, укреплении экономики.
1 Особенности комплекса маркетинг-микс в туризме
1.1 Сущность понятия маркетинг-микс туристического предприятия
Планирование и реализация всей маркетинговой деятельности туристического предприятия опирается на комплекс маркетинга, который зарубежными исследователями называется принципом «четырех пи», или маркетинг-миксом.
Маркетинг-микс в туризме — это набор маркетинговых инструментов, которые используются туристическим предприятием для решения маркетинговых задач на целевом рынке. Дж. Маккарти предложил классифицировать маркетинговые инструменты по четырем направлениям, каждое из которых начинается на букву «Р» английского алфавита, в связи с чем они и получили название «четырех пи»:
P1. Product — товар, продукт, набор изделий или услуг.
Р2. Price — цена, денежный эквивалент.
РЗ. Place — методы распространения (сбыт).
Р4. Promotion — стимулирование, продвижение, фактически коммуникационная политика.
Данная классификация приведена на рисунке 1.
Элемент комплекса маркетинга «продукт» является базовым параметром бизнес-плана турфирмы, так как именно он способен удовлетворять разнообразные потребности людей. Маркетинговая деятельность в этой области связана с выбором ассортимента туристских продуктов, а также предполагает постоянное обновление предложения и обязательную модернизацию старых товаров и услуг[1].
Элемент комплекса маркетинга «цена» — единственный компонент маркетинг-микса, создающий прибыль от реализации товаров и услуг. Цена является основным ориентиром для потребителя услуг, так как отражает соизмеримость ценности товаров и услуг, а также выступает мощным инструментом позиционирования серийного турпродукта, обеспечивающим ему решающее конкурентное преимущество в массовом сознании потребителей. От цены зависит уровень обслуживания потребителей, так как низкие цены обычно связывают с недостаточным уровнем сервиса.
Такой элемент комплекса маркетинга, как «методы распространения» связан с формированием системы сбыта, которая обеспечит наиболее легкий доступ потребителей к товарам и услугам производителей туристских услуг.
Элемент комплекса маркетинга «стимулирование» отражает коммуникационную политику туристического предприятия на рынке, основной целью которой является достижение осведомленности потребителей о достоинствах товаров и услуг фирмы.
Все перечисленные выше элементы образуют классический вариант комплекса маркетинга. Фактически он универсален и применим во всех сферах деятельности, однако для сферы услуг и, в частности, для туристических предприятий он недостаточен.
1.Продукт | 2.Цена | |
• Качество | • Прейскурант | |
• Характеристики | • Скидки | |
• Номенклатура | • Надбавки | |
услуг | • Форма оплаты | |
• Ассортимент |
| |
• Торговая марка |
| |
• Обслуживание |
|
Рисунок 1.1 - Составляющие маркетинга-микс туристического предприятия
В этой связи следует рассмотреть еще три дополнительных элемента:
Р5. People — люди, персонал.
Р6. Physical evidence — материальные свидетельства.
Р7. Process — способ предоставления услуг.
Важной особенностью туристского продукта, отличающей его, прежде всего, от промышленных товаров, является широкое участие людей в производственном процессе (рисунок 2). Служащие организаций (гостиниц, автотранспортных предприятий, предприятий питания и т. д.), осуществляющие прием туристов, предоставляют услуги, которые через их посредничество становятся частью турпродукта.
Нематериальные услуги
Сервис, атмосфера, дружелюбие, соучастие, инициатива и т. д.
Материальные услуги
Гостиничные номера, мебель,
оборудование, питание,
транспортные средства и т. д.
Рисунок 2 - Структура турпродукта
Индустрия туризма уникальна тем, что персонал составляет часть туристского продукта, поэтому главные усилия должны быть направлены на управление персоналом (человеческими ресурсами), для того чтобы продемонстрировать должный уровень обслуживания.
Материальные свидетельства разнообразны: это и привлекательность здания с точки зрения исторической или архитектурной ценности, и привлекательные интерьеры, и качество обслуживания, и т. д.
Что касается способов предоставления услуг, то предприятия стараются предложить их максимальное разнообразие, учитывая требования и пожелания своих клиентов.
Происходящие перемены в макро- и микросреде предприятий сферы сервиса и туризма расширяют базовый комплекс маркетинг-микс до «девяти пи», и включают следующие элементы:
Р8. Programming — программирование маркетинга.
Р9. Positioning — позиционирование.
Программирование услуг направлено на управление и планирование маркетинга. Стратегическая программа маркетинга туристического предприятия должна отражать план маркетинговой деятельности с учетом актуальных рыночных тенденций, производственных возможностей фирмы и представлений о текущих потребностях целевых групп клиентов.
Позиционирование туристского продукта — это с одной стороны концепция маркетинга для привлечения специфической клиентуры и более полного удовлетворения запросов определенного сегмента рынка, с другой - оценка потребителями основных характеристик услуг туристического предприятия по отношению к конкурентам.
При разработке комплекса маркетинга в целом и частных стратегий по составляющим его элементам, туристическому предприятию целесообразно руководствоваться следующими принципами [2, с.58]:
Принцип последовательности, который обеспечивает согласование элементов комплекса маркетинга. Так, например, высокое качество туристского продукта должно сопровождаться качественной рекламой и безукоризненным обслуживанием клиентов.
Принцип взвешенного подхода, который предполагает исследование и учет чувствительности рынка к постоянно изменяющимся переменным, формирующим его конъюнктуру.
Принцип учета изменения бюджетных расходов, определяющий необходимость соблюдения бюджетной дисциплины и комплексности в планировании структуры комплекса маркетинга.
Фактически для разработки комплекса маркетинга необходимо соблюдать последовательность из следующих маркетинговых мероприятий: сформировать продукт (разработанный в соответствии с изучением спроса на основе стратегического планирования деятельности фирмы), предложить в нужном месте конкретным сегментам потребителей по приемлемым ценам, грамотно преподнести и реализовать качественным обслуживанием.
1.2 Анализ товарной политики в сфере туризма
Успех коммерческой деятельности на рынке туризма определяется в первую очередь привлекательным туристским продуктом, поэтому основной задачей деятельности туристического предприятия является осуществление грамотной товарной политики.
Товарная политика туристического предприятия – это совокупность мероприятий и стратегий, ориентированных на постановку и достижение предпринимательских целей. Товарная политика включает в себя ассортиментную политику, а также предполагает использование товарных стратегий. Основными целями товарной политики являются:
- обеспечение прибыли
- увеличение товарооборота
- приумножение доли рынка, на котором действует фирма
- снижение расходов на производство и маркетинг
- повышение имиджа
- рассеивание риска.
Стратегические решения по продукту являются главенствующими в рамках общей маркетинговой стратегии туристического предприятия. Это связано с тем, что туристский продукт служит эффективным средством воздействия на рынок, главной заботой предприятия и источником получения прибыли. Кроме того, он представляет собой центральный элемент комплекса маркетинга, ведь цена, сбыт, коммуникации и стальные элементы комплекса маркетинг-микс основываются на особенностях продукта. В связи с этим американский маркетолог С.Маджаро совершенно справедливо отметил: «Если товар не в состоянии удовлетворить покупателя и его потребности, то никакие дополнительные затраты и усилия, связанные с использованием других элементов маркетинга, не смогут улучшить позиции предприятия на рынке»[3].