Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа
Национальная и международная туристская деятельность является неотъемлемой составляющей необходимых преобразований, направленных на либерализацию экономического развития. Недооценка необходимости использования новых технологий для организации сферы туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора в приросте богатства и благосостояния наших стран, укреплении экономики.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Особенности комплекса маркетинг-микс в сфере туризма…...………….4
1.1 Сущность понятия маркетинг-микс туристического предприятия…….....4
1.2 Анализ товарной политики в сфере туризма…..…………………………...6
1.3 Комплекс продвижение туристического продукта на внутреннем и
внешних рынках……………..………...………………..……..….......…...17
2 Анализ эффективности туристического маркетинга Республики Беларусь………………………………………………..………………….….23
2.1 Государственная поддержка развития рынка туризма в контексте реализации стратегий странового маркетинга Республики Беларусь………………………………………………………………………23
2.2 Конъюнктурный обзор рынка въездного туризма Республики
Беларусь………………..……………………………………..………............27
2.3 Анализ туристической деятельности на примере Гомельской области....32
3 Перспективы развития рынка туризма в Республике Беларусь в контексте тенденций развития международного рынка туризма…………………..……………………………………………..……..41
Заключение ………………………….…………………………………………..47
Выставки же, изначально представлявшие собой показ достижений человека в той или иной сфере его деятельности, постепенно коммерциализируются. В процессе своей эволюции они превращаются в мероприятия, в ходе которых предполагается устанавливать деловые контакты и заключать торговые сделки.
Но с точки зрения формирования маркетинговых коммуникаций участие фирмы в ярмарке мало чем отличается от участия в выставке. Как правило, выставки подразделяются на три вида и нацелены: на общество в целом, туристские компании и участников по специальным приглашениям.
Самыми крупными и популярными являются выставки, проводимые в Лондоне и Берлине. Некоторые мероприятия (например, проводимый в Лондоне Всемирный рынок путешествий) открыты только для туристских компаний и выполняют большие социальные функции, чем коммерческие. На этих выставках агентствам путешествий предоставляется возможность повышать свои знания о туристских продуктах, которые предлагаются национальными и местными туристскими организациями, и одновременно представлять свой собственный продукт, а также свою страну или регион, демонстрируя фильмы и национальные костюмы, привлекая фольклорные ансамбли, проводя дегустацию вин и т.д. Интерес к выставке повышается благодаря активному участию в ней прессы. В рамках выставки также организуется симпозиумы и встречи по разным актуальным для туристической индустрии темам.
Комплекс продвижения туристического продукта представляет собой достаточно широкий набор методов и средств воздействия на потребителя, который при правильном использовании позволяет туристическому предприятию не только хорошо зарекомендовать себя на рынке, но и превратить потенциальных клиентов в постоянных.
2 Анализ эффективности туристического маркетинга Республики Беларусь
2.1 Государственная поддержка развития рынка туризма в контексте реализации стратегии странового маркетинга
Являясь одной из динамично развивающихся отраслей мировой экономики, туризм в настоящее время пытается занять подобающее место в экономике нашего государства. Для этого принимаются всевозможные шаги по поддержке и развитию туристической отрасли в стране. Следует отметить, что в последние годы в Республике Беларусь сфере туризма со стороны государства уделялось повышенное внимание.
В 2000 году принимается первая Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2001 – 2005 годы, в августе 2005 г. была принята Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы (далее – Программа). Программой обозначены основные тенденции и направления развития туризма в Республике Беларусь. Программа - результат совместных действий ряда заинтересованных ведомств и организаций, ведущими из которых явились Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Национальный туристский концерн «Белинтурист» и Институт экономики Национальной академии наук Беларуси[20].
Поддержка туризма со стороны государства объясняется тем, что он:
- выполняет важнейшие социальные функции, обеспечивая возможность восстановления и накопления физических, духовных и эмоциональных сил человека, приобретения знаний и повышения культурного уровня;
- обеспечивает сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного наследия;
- оказывает стимулирующие воздействия на отрасли, обслуживающие сферу туризма;
- повышает привлекательность страны как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества;
- создает стимул для притока в национальную экономику иностранного капитала;
- является источником валютных поступлений в страну и средством обеспечения занятости населения.
Реализацией разработанной программы по развитию туризма в Беларуси занимаются соответствующие органы. Главная роль принадлежит Министерству спорта и туризма, которое призвано создавать условия для вовлечения в активные занятия туризмом. На него возложены задачи связанные с планированием и финансированием массовой туристической деятельности в РБ, хозяйственное обеспечение этой работы, управление плановым самодеятельным туризмом, а так же частные вопросы (разработки и утверждение классификационных маршрутов, туристических походов, правила проведения туристических мероприятий).
Отдельными вопросами маркетинга занимаются Администрация Президента, Министерство иностранных дел, Министерство торговли, Министерство экономики Республики Беларусь. Специально созданное при Министерстве спорта и туризма УП «Национальное агентство по туризму» выполняет мероприятия Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь, направленные на продвижение туристического продукта страны на внутреннем и международном туристическом рынках.
Основными направлениями деятельности предприятия являются:
- представление Республики Беларусь в специализированных туристических выставках на территории за рубежом и в Республике Беларусь;
- проведение презентаций туристических возможностей Республики Беларусь;
- издание рекламно-информационных материалов туристической тематики;
- продвижение туристических возможностей Республики Беларусь посредством сети Интернет и актуализация в сети туристического портала http://www.belarustourism.by/;
- внедрение современных технологий в туризме, формирование единой туристско-информационной сети (ЕТИС) на территории Республики Беларусь посредством развития базы данных о туристических возможностях страны через деятельность сети туристско-информационных центров;
- проведение рекламных кампаний туристических возможностей Республики Беларусь;
- проведение республиканского туристского конкурса «Познай Беларусь»;
- организация и проведение образовательных мероприятий и семинаров представителей туристического бизнеса;
- разработка учебно-методической документации к маршрутам экскурсий и туров по актуальным направлениям развития туризма;
- ведение государственного кадастра туристических ресурсов;
- разработка, внедрение стандартов и контроль обеспечения качества услуг в туризме;
- проведение исследований по проблемным вопросам развития туризма в Республике Беларусь;
- проведение маркетинговых исследований по оценке и прогнозированию конъюнктуры туристического рынка Республики Беларусь, моделирование конкурентных преимуществ республики на международных туристических рынках;
- проведение иных мероприятий, направленных на продвижение туристического продукта Республики Беларусь и популяризацию страны как туристического направления.
Исходя из геополитического положения страны, Программой предопределены ключевые направления туризма: транзитный и трансграничный, водный, познавательный, спортивный, рекреационный, агро- и экотуризм, деловой и религиозный.
Для развития данных видов услуг предусматривается создание и развитие соответствующей инфраструктуры, эффективное использование имеющихся ресурсов. Наряду с развитием отдельных видов туризма, Программа определяет и тенденции развития туризма в регионах Беларуси. Отмечается, что региональная туристская политика в Республике Беларусь направлена на развитие въездного и внутреннего туризма, повышение значимости регионов в развитии туристской отрасли и тесно связана с экономической концепцией развития территорий. Поддержка со стороны государства осуществляется не только в виде законодательной базы, но и в том, что государство в настоящее является главным источником финансирования Программы, ведь развитие туристской индустрии позволит обеспечить значительные поступления в государственный бюджет в будущем. Всего в бюджете на 2009 год на отрасль «Туризм» предусмотрено 5,1 млрд рублей.
Кроме того, в сфере законодательства были приняты и другие нормативно-правовые документы, которые способствуют развитию туризма как отрасли: Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы.
Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей.
На сегодняшний день у Беларуси достаточно неопределенный имидж на внешнем рынке, в том числе и на туристическом, поэтому необходимо уделить позиционированию республики особое внимание. Ведь как сказал один немецкий философ, образ может заменить описание[17].
С этой целью государством принимаются активные меры в сфере странового маркетинга. В сентябре 2008 года впервые было упомянуто о создании программы странового маркетинга для Беларуси. Накануне Нового года глава правительства Сергей Сидорский подписал распоряжение «О создании межведомственной рабочей группы для выработки плана действий по развитию странового маркетинга Республики Беларусь». В состав этой группы были включены независимые эксперты, а также высокопоставленные представители министерств и ведомств - всего 14 участников.
Перед группой стояла задача «до 1 февраля 2009 г. обеспечить разработку проекта плана действий по развитию странового маркетинга РБ, предусматривающего предложения о направлениях взаимодействия со стратегическими иностранными инвесторами с учетом развития отраслей и регионов, а также конкретные меры по информированию иностранных инвесторов об инвестиционных возможностях РБ». В настоящее время разработан предварительный проект (Приложение А).
Страновой маркетинг - это действия по продвижению экономического, инвестиционного, производственного, научного и человеческого потенциала и возможностей страны, создание положительного имиджа страны в мире. Имидж страны - это очень инерционное понятие, которое изменяется достаточно медленно.
У каждого жителя Беларуси свое субъективное представление о том, как о республике думают за рубежом. Строя страновый маркетинг, надо исходить не из этих представлений, а из реально полученных данных. Эксперты предлагают проводить соответствующие исследования систематически, речь идет об изучении мнения разных целевых групп за рубежом о Беларуси. На основании этого нужно строить эффективную - в том числе и в финансовом плане - систему странового маркетинга.
В целом же страновой маркетинг и брендинг - это общее дело. Все слои общества заинтересованы в развитии позитивного имиджа страны на внешнем и внутреннем уровне. Особенно важным является то, что это ответственное дело принимаются на уровне государства.
Реализация данного проекта позволит республике улучшить не только состояние туристической отрасли, но и повысит привлекательность страны как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока в отечественную экономику иностранного капитала, сформирует благоприятный имидж страны на мировой арене.
Создание и продвижение имиджа страны как туристского региона осуществляется также на основе договорного двустороннего сотрудничества. На сегодняшний день Республикой Беларусь подписаны документы о сотрудничестве в области туризма с государствами. Помимо межправительственных соглашений в сфере туризма заключен ряд межведомственных договоров. Подписаны соглашения о сотрудничестве в области туризма с 15 государствами (Россия, Армения, Болгария, Польша, Сирия, Таджикистан, Индия, Иран, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Литва, Украина, Югославия, Словакия)[23].
Выбор стран для заключения договоров не случаен. В первую очередь, это страны-соседи, сотрудничество в области туризма с которыми целесообразно благодаря географической близости и общности истории и культуры. Реализация договоров осуществляется через рабочие программы, ориентированные на создание режима наибольшего благоприятствования для стран-участниц путем разработки конкретных мероприятий.
Интеграция Республики Беларусь в мировое туристское сообщество также происходит путем сотрудничества с международными организациями (ВТО, ЦЕИ, Совет по туризму СНГ). Представители Министерства спорта и туризма принимали участие в работе сессии Генеральной ассамблеи ВТО, а в октябре 2004 года в г. Пекине Беларусь была принята в действительные члены ВТО де-факто. Кроме того, Республика Беларусь регулярно принимает участие в рабочих семинарах ВТО (например, по совершенствованию туристской статистики и введению единого счета в туризме в г.Москва и по региональной политике в туризме в г. Киеве).
Республика Беларусь является ассоциированным членом Центральной Европейской инициативы. Сотрудничество с ЦЕИ способствует проведению социально-экономических преобразований и осуществляется в рамках рабочих групп по туризму. Финансирование проектов ЦЕИ осуществляется через программы РНАRE, TACIS. Программы ТАСIS работают в Еврорегионах «Бут», «Неман», в их рамках разрабатываются принципы развития туризма в регионах, обладающих богатым туристским потенциалом. Осуществляется сотрудничество в рамках ТRIС-платформы, объединяющей приграничные районы Брестской области и Бялоподлясского воеводства.
2.2 Конъюнктурный обзор рынка въездного туризма Республики Беларусь
В Беларуси на 1 мая 2009 года функционирует почти 900 туристских организаций, но, к сожалению, их деятельность в основном сосредоточена на выездном туризме, так как этот вид туризма пользуется большим спросом, с одной стороны, и приносит больший доход туристским организациям, с другой стороны. Но хотелось бы отметить, что многие белорусские туристские фирмы рады принять иностранных туристов и готовы предложить им свои услуги. К таким услугам относятся услуги размещения: туристские фирмы по желанию клиентов могут забронировать места в любой гостинице или снять хорошо обустроенную квартиру или даже коттедж. Некоторые фирмы предлагают трансферт (аэропорт – гостиница, гостиница – аэропорт). Что касается питания гостей, то, опять же по желанию клиента, оно может осуществляться непосредственно как в самой гостинице, так и в любом другом ресторане, баре, кафе. Также, туристские фирмы предлагаю широкое экскурсионное обслуживание. Экскурсии охватывают наиболее интересные достопримечательности Беларуси (национальные парки, памятники культуры).