Перспективы развития рынка туризма в Республике Беларусь в контексте тенденций развития международного рынка туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Национальная и международная туристская деятельность является неотъемлемой составляющей необходимых преобразований, направленных на либерализацию экономического развития. Недооценка необходимости использования новых технологий для организации сферы туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора в приросте богатства и благосостояния наших стран, укреплении экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

1 Особенности комплекса маркетинг-микс в сфере туризма…...………….4

1.1 Сущность понятия маркетинг-микс туристического предприятия…….....4
1.2 Анализ товарной политики в сфере туризма…..…………………………...6
1.3 Комплекс продвижение туристического продукта на внутреннем и
внешних рынках……………..………...………………..……..….......…...17

2 Анализ эффективности туристического маркетинга Республики Беларусь………………………………………………..………………….….23

2.1 Государственная поддержка развития рынка туризма в контексте реализации стратегий странового маркетинга Республики Беларусь………………………………………………………………………23
2.2 Конъюнктурный обзор рынка въездного туризма Республики
Беларусь………………..……………………………………..………............27
2.3 Анализ туристической деятельности на примере Гомельской области....32


3 Перспективы развития рынка туризма в Республике Беларусь в контексте тенденций развития международного рынка туризма…………………..……………………………………………..……..41



Заключение ………………………….…………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

Маркетинг в сфере туризма современное состояние, тенденции и перспективы развития.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

Кроме посещения различных достопримечательностей во время краткосрочных путешествий по стране у иностранных туристов есть возможность побывать на пикнике, половить рыбу или поохотиться. Охота и рыболовство проходят в национальных парках, которых на сегодняшний день четыре. Право охоты в Беларуси иностранным гражданам предоставляется при наличии соответствующих охотничьих документов, выданных в стране проживания. Все остальные аспекты организации коммерческой или трофейной охоты на любые виды дичи белорусские партнеры берут на себя[22].

Одно из основных направлений  въездного туризма - это деловой туризм, то есть встречи инвесторов, бизнес-туризм и проведение семинаров. Также есть «ностальгический» туризм, когда, например, поляки и евреи приезжают поклониться могилам предков: Полесье, Несвиж, Мир, Воложин… Еще можно отметить паломнический туризм по католическим святыням Беларуси. Кроме того важное место занимает оздоровительный туризм: непосредственно прием туристов из СНГ и стран дальнего зарубежья в наших санаториях. Сказывается и грамотная ценовая политика этих организаций, и высокое качество предлагаемых ими услуг. В любом случае, за последние несколько лет посещаемость лечебно-оздоровительных учреждений иностранными гражданами выросла в несколько раз. И ещё одно, самое молодое и развивающееся направление въездного туризма - это экотуризм и экологический туризм. Агротуризм и экотуризм касаются посещения наших усадеб, где люди отдыхают, окунаются в природу, узнают белорусские традиции. Это направление считается достаточно перспективным и со стороны государства осуществляется повсеместная поддержка принятием соответствующих документов (указ «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь», Государственная программа развития малых городов Беларуси). Для приема туристов в республике функционирует 474 сельские усадьбы, организовано  Белорусское общественное Объединение «Отдых в деревне».

Приняты действенные меры по развитию инфраструктуры туризма на территории областей. В 2008 году выполнены работы на 471 объекте туристической инфраструктуры, введено в строй 290 объектов. На территории малых городов и средних поселений обустроено 59 объектов туристической инфраструктуры.

Осуществляется разработка новых туристических маршрутов к объектам показа, в том числе для отдыхающих в санаторно-курортных организациях. Всего в республике разработано и функционирует 677 туристско-экскурсионных маршрутов. К наиболее популярным можно отнести Национальный заповедник Беловежская пуща и резиденция Деда Мороза, маршрут «Золотое кольцо Гомельщины», экскурсии на православную тематику «Беларусь католическая», «Православные святыни Беларуси» и другие.

Примером туристских фирм, занимающихся въездным туризмом, могут служить такие фирмы как, «Вокруг света», «Белинтурист», «Смоктрэвел» и другие. Стоит отметить, что лидером сезона по приему иностранных туристов в Беларусь в 2008 году по Минску был « ЦентрКурорт», а по Беларуси – «Белинтурист». Особенность въездного туризма в Республике Беларусь заключается в том, что он, больше ориентирован на индивидуальные туры, чем на групповые (из-за отсутствия спроса), поэтому вся программа пребывания разрабатывается индивидуально для каждой группы посетителей, что влечет за собой дополнительные затраты, а значит и повышение цены на туристский продукт со всеми вытекающими последствиями. Это обстоятельство является своеобразным тормозом развития въездного туризма в стране. Кроме того, существует целый ряд проблем, с которыми сталкиваются как туристы, так и туристские организации, и которые негативно отражаются на развитии вышеупомянутого вида туризма.

Одной из проблем является то, что иностранные граждане мало информированы о нашей стране, вследствие чего нет заинтересованности посетить ее. Наша Беларусь была и продолжает оставаться на карте Европы «белым пятном» – малочисленные сведения, проникающие о нас за границу посредством СМИ и Интернет в лучшем случае – нейтрально равнодушны, в худшем эмоционально отрицательные[22]. Участие в международных выставках позволяет рассказывать о Беларуси за рубежом (например World Travel Market, Лондон), но из-за отсутствия единой концепции в направлении позиционирования страны, эффект мало ощутим.

Въездной туризм может и должен разрушить сложившиеся в ряде зарубежных стран  негативные стереотипы в отношении нашей страны (связанные с особенностями ее политической системы, неразвитостью инфраструктуры, инвестиционной непривлекательностью и т.д.).

Рынку въездного туризма уделяется достаточно много внимания в нашей стране. Ежегодно объем экспорта туристических услуг увеличивается.

В 2009 году в Беларуси планируется на четверть увеличить экспорт туристических услуг — доходы от иностранных туристов — по сравнению с прошлым годом. В 2008 году Беларусь посетило 5,3 млн. граждан из 134 стран. Доходы от экспорта туристических услуг достигли 109,9 млн. долларов США. Они выросли на 78,8% по сравнению с 2007 годом. Рост продолжался несмотря на то, что с октября экономическая ситуация в мире изменилась. Эти цифры характеризуют общую картину въездного туризма. Для того, чтобы увидеть ситуацию более объективно, предпочтительнее опираться на цифры, касающейся организованных туристов, а не общую численность иностранцев, въехавших в Беларусь. Под «организованными» подразумеваются рядовые путешественники – не «транзитники», не командированные, не те, кто решил навестить родственников, а только те, кто приехал в нашу страну или выехал из нее по туристической путевке. В отличие от цифр, полученных путем подсчета всех граждан, пересекающих наши границы, данная «математика» совсем не выглядит впечатляющей. В ней вместо миллионов гораздо менее значительные, но зато больше похожие на реальность цифры – тысячи, сотни и десятки[22].

Для начала о положительных тенденциях. В 2008 году к нам приехало еще больше российских туристов (50 444 против 36 492 в 2007 году), а также представителей Молдовы (148 против 97), Азербайджана (70 против 57), Грузии (51 против 33) и Узбекистана (34 против 29 туристов). Также весьма заметным стало для белорусского турбизнеса увеличение числа турецких туристов (с 4064 до 6087), английских путешественников, наверное, в основном футбольных фанатов (с 4413 до 7674), французов (с 1154 до 1257), финнов (с 605 до 962), австрийцев (с 345 до 568), швейцарцев (с 293 до 480), словенцев (с 115 до 156) и представителей ОАЭ (с 44 до 131 туриста). Кроме того, немного больше (на 1–15 туристов) заглянуло к нам в минувшем году гостей из Албании, Болгарии, Венгрии, Венесуэлы, Гвинеи, Индонезии, Иордании, Исландии, Коста-Рики, Кувейта, Ливийской Арабской Джамахирии, Люксембурга, Малайзии, Мали, Мальты, Пакистана, Панамы, Сирии, Словакии, Тайваня, Хорватии, Чили и Японии.

Численность организованных туристов, посетивших Беларусь составила: 2007 г. - 105 410, 2008 г.  - 91 587 человек.

 

Таблица 1 - ТОП 10. Въезд иностранных граждан в Республику Беларусь

 

  2007                                                             2008

 



8

 

1. Россия - 50 444                                   

2. Великобритания - 7674

3. Турция - 6087

4. Германия - 3027

5. Польша - 2832

6. Италия - 2672

7. Литва - 2600

8. Украина - 1898

9. Латвия - 1425

10. Франция – 1257

1. Россия - 40 392

2.Литва - 9309

3. Германия - 7826

4. США - 5268

5. Великобритания - 4413

6. Израиль - 4333

7. Эстония - 4288

8. Италия - 4163

9. Турция - 4064

10. Латвия - 3855



8

 

 

К сожалению, тысячные потери, которые страна ощутила в 2008 году, однозначно перекрывают крошечные (за исключением въезда из России) цифры роста показателей приема. Причины, по которым туристы не стремятся попасть в Беларусь, в общем-то, все те же: трудоемкость открытия въездных виз, их стоимость, отсутствие четкого позиционирования на туристическом рынке, недостаток рекламы и слабый PR. В итоге, от поездок в Беларусь отказались даже в тех странах, туристы из которых из года в год из ностальгических, экстремальных или других соображений посещали белорусские туристические объекты. Значительно уменьшился поток туристов из Литвы (с 9930 до 2600), Германии (с 7826 до 3027), США (с 5628 до 1168), Израиля (с 4333 до 491), Эстонии (с 4288 до 1166), Италии (с 4183 до 2672), Латвии (с 3855 до 1425), Польши (с 3337 до 2832), Кипра (с 1202 до 206), Австралии (с 1087 до 68 человек), Бельгии (с 1830 до 239), Испании (с 687 до 372), Китая (с 599 до 376), Дании (с 516 до 121) и Ливана (с 475 до 102 человек).

Кроме того, маркетологи Министерства спорта и туризма Беларуси, пытаясь оценить суммы ежедневных расходов иностранных туристов в нашей стране, пришли к выводу, что в зависимости от страны происхождения и сроков пребывания, интуристы тратят от 30 до 200 долл в день. Наибольшие расходы себе позволяют туристы из России.

Стоимость отдыха в Беларуси ниже, чем по другим популярным туристическим направлениям. Для сравнения путем простых арифметических действий была выведена средняя цена для каждого направления. При расчетах по Болгарии, Испании и Турции за основу был взят двухнедельный тур, предполагающий размещение одного туриста в стандартном двухместном номере отеля уровня 3* с системой питания «все включено». Кроме того, в стоимость пакета по умолчанию входит стоимость чартерной авиадоставки, трансфер и услуги русскоговорящего гида.

При расчетах по Крыму и Беларуси за основу принимался двухнедельный отдых в санаториях и пансионатах, максимально приближенных к уровню 3*. В белорусских санаторно-курортных учреждениях – с питанием по программе четырехразовое по заказному меню, в крымских пансионатах – с завтраком и обедом «шведский стол». Также в стоимость предложения включены оздоровительные процедуры (посещение бассейна или аквапарка, тренажерного зала и т.п.).

Итак, в июне отдых в белорусских санаториях на 54,5% дешевле отдыха в турецкой гостинице, в июле – на 59,1%, в августе – на 62,4%. На первый взгляд, разница выглядит впечатляющей. Однако при детальном рассмотрении составляющих турпакета выясняется, что конкурентоспособность белорусского турпродукта обусловлена не столько низкими ценами на питание, проживание и услуги, сколько стоимостью дороги. И если, например, вычесть из стоимости турецкого пакета затраты на перелет в обе стороны и трансфер (600 и 15–20 долларов соответственно), то окажется, что отдыхать в Анталье в июне дешевле, чем в Беларуси, на 13,2%, в июле и августе – дороже на 11,3% и 25,3% соответственно. Впрочем, для рядового туриста имеет значение стоимость турпакета в целом, а не отдельных его составляющих, и в этом отношении отдых на родине пока остается вне конкуренции. Белорусский отдых стоит меньше болгарского на 40,1% в июне, 53,6% – в июле и 53,2% в августе. В сравнении с двумя неделями релакса на испанском побережье Коста Брава пребывание в санатории «Озерный» дешевле на 55% в июне, 69,9% и 75,3% в июле и августе соответственно. Белорусские санатории дешевле крымских пансионатов на 48,6% в июне и на 64,5% в июле и августе.

Конечно, любое сопоставление средних ценовых предложений по таким разным направлениям, как Турция и Беларусь, – весьма и весьма условное. Не изобрели пока единиц сравнения, способных выразить превосходство турецкого «all inclusive» над белорусским четырехразовым питанием, черноморского побережья Болгарии – над южным берегом озера Нарочь, испанского сервиса – над крымской сферой обслуживания. С другой стороны, из трех желательных характеристик отдыха – долго, комфортно, дешево – стопроцентно совпадают, как правило, только две.



50

 

Поэтому турист должен быть готов к тому, что дешевый качественный Крым может быть только на выходные. Белорусские санатории на общем фоне выигрывают в цене, но море и солнце, к сожалению, не включены в стандартное предложение. К тому же, как показывает практика, для белоруса летом попасть в санаторий на родине – дело крайне проблематичное: путевки в наиболее популярные места заканчиваются уже к середине весны[24].

 

Таблица 2 - Средняя цена стандартного пакета по направлениям, долл. США

 

Название     Июнь     Июль    Август

Беларусь                   470              470                 470

Болгария                   785              1015                1015

Испания                 1045              1585                1910

Крым                             915              1325    1325

Турция                 1035              1150                1250

 

По версии авторов британского портала TravelMail Беларусь вошла в десятку стран, лидеров туристических направлений в 2009 году. Выбор стран осуществлялся по ряду критериев, среди которых: удобство перелета из Британии (прямые рейсы), наличие уникальных достопримечательностей, выгодный обменный курс валюты (британского фунта стерлингов).

Авторы называют Беларусь одним из последних «белых пятен» на туристической карте Европы, которому есть, чем заинтересовать иностранных туристов. В первую очередь, это Национальный парк «Беловежская пуща» - самый старый национальный парк Европы - и белорусское Полесье - самое большое по занимаемой площади заболоченное место в Европе. А для того, чтобы лучше почувствовать историю нашей страны, путешественникам рекомендуют посетить Брестскую крепость.

Помимо того, что Беларусь является одним из последних неизведанных направлений отдыха в Европе, огромным плюсом является выгодный обменный курс валюты, отмечают авторы портала. Это обстоятельство должно особо порадовать любителей отдохнуть «дешево, но сердито», учитывая сложившуюся в мире обстановку.

TravelMail приводит еще и такой довод в пользу выбора места отдыха Беларусь, как стоимость билета в Белорусский государственный академический театр оперы и балета, которая составляет 2 £, в то время, как стоимость проезда в метро – 15 пенсов. Сама же столица Беларуси Минск названа очаровательным городом.

Наряду с Беларусью в топ-листе лучших для туризма стран в нынешнем году британский портал внес Малайзию, остров Аруба (Карибские острова), Галапагосские острова, США, Австралию, Египет, Польшу, Мексику и ОАЭ[21].

Информация о работе Перспективы развития рынка туризма в Республике Беларусь в контексте тенденций развития международного рынка туризма