Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа
Национальная и международная туристская деятельность является неотъемлемой составляющей необходимых преобразований, направленных на либерализацию экономического развития. Недооценка необходимости использования новых технологий для организации сферы туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора в приросте богатства и благосостояния наших стран, укреплении экономики.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Особенности комплекса маркетинг-микс в сфере туризма…...………….4
1.1 Сущность понятия маркетинг-микс туристического предприятия…….....4
1.2 Анализ товарной политики в сфере туризма…..…………………………...6
1.3 Комплекс продвижение туристического продукта на внутреннем и
внешних рынках……………..………...………………..……..….......…...17
2 Анализ эффективности туристического маркетинга Республики Беларусь………………………………………………..………………….….23
2.1 Государственная поддержка развития рынка туризма в контексте реализации стратегий странового маркетинга Республики Беларусь………………………………………………………………………23
2.2 Конъюнктурный обзор рынка въездного туризма Республики
Беларусь………………..……………………………………..………............27
2.3 Анализ туристической деятельности на примере Гомельской области....32
3 Перспективы развития рынка туризма в Республике Беларусь в контексте тенденций развития международного рынка туризма…………………..……………………………………………..……..41
Заключение ………………………….…………………………………………..47
Продуктовая, или товарная, стратегия является основой стратегического планирования фирмы в целом и играет важную роль при разработке маркетинговых решений, оказывая существенное влияние на будущее компании.
Продуктовая стратегия туристского предприятия — это деятельность по формированию ассортимента выпускаемой продукции и разработка направлений оптимизации продуктового ряда, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности туристского предприятия в целом.
Ассортимент туристского предприятия — это перечень всех видов предлагаемых туров или услуг с указанием:
страны путешествия и вида туризма;
сезона и продолжительности поездки;
маршрута, т. е. перечня городов или населенных пунктов, посещаемых туристами во время своего путешествия, который определяется исходя из целей поездки;
ценового предложения;
пакета и классности услуг. Здесь может быть использовано определенное разнообразие основных и дополнительных услуг, классов обслуживания;
общего количества групповых или индивидуальных туров по каждой стране, их разбивки но сезонам и месяцам.
Хорошо продуманная продуктовая стратегия позволяет оптимизировать процесс обновления туристского предложения и служит для руководства фирмы своего рода указателем направленности действий, способных скорректировать текущие решения. Отсутствие продуктовой стратегии может привести к неустойчивости структуры предложения, к потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью продуктов.
Основой продуктовой стратегии является анализ структуры ассортимента выпускаемых туристских продуктов, т. е. определение удельного веса каждого турпродукта в общем ассортименте. Цель анализа — установление и обеспечение информацией о существующих проблемах с каждым продуктом и выбор стратегии для их решения[2].
Продуктовая стратегия разрабатывается на перспективу и предусматривает решение принципиальных задач, связанных с:
- разработкой и внедрением на рынок продуктов-новинок,
- оптимизацией структуры предлагаемых продуктов вообще, в том числе и с точки зрения их принадлежности к различным стадиям жизненного цикла.
В маркетинге разработка нового туристского продукта имеет черты целостного процесса, в котором выделяется ряд этапов (рисунок 3).
Поиск идей |
| Отбор идей |
| Разработка замысла продукта и его проверка |
| Разработка стратегии маркетинга | ||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||
Анализ маркетинговых возможностей |
| Разработка туристского продукта |
| Испытание продукта в рыночных условиях |
Рисунок 3 - Основные этапы разработки туристского продукта
Разработка нового туристского продукта начинается с поиска идей для новинки. Он должен вестись систематически, а не от случая к случаю. В противном случае фирма может найти десятки идей, но большинство из них не подойдет с точки зрения специфики ее деятельности. Фирма должна четко определить, на какие продукты и какие рынки следует обращать основное внимание. Она должна четко сформулировать, чего именно стремится достичь фирма с помощью новинок: поступления больших количеств наличности, доминирующего положения в рамках определенной доли рынка или каких-то иных целей.
Разработка замысла продукта и его проверка представляют собой важный момент в работе туристского предприятия. Важно провести четкое различие между идеей продукта и его замыслом.
Идея продукта — это общее представление о возможном продукте, который фирма могла бы, по ее мнению, предложить рынку.
Замысел продукта — проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями.
Отбор подходящего замысла осуществляется как с помощью его анализа с точки зрения выгодности для туристской фирмы и наличия соответствующей потребности со стороны потребителей, так и путем выяснения мнения клиентов целевого рынка по поводу предлагаемых альтернативных вариантов. По результатам опроса клиентов можно судить о перспективах развития различных вариантов будущего продукта и объеме возможного сбыта.
Необходимо учитывать, что предпочтение туристского продукта создается не только высоким уровнем обслуживания при минимальной рыночной цене, но и индивидуальным характером предложения, собственным обликом этого туристского продукта, обликом, который нельзя повторить, имитировать в другом месте у конкурентов.
После отбора лучшего замысла туристского продукта приступают к разработке стратегии маркетинга. Она должна давать четкое представление о конкретных мерах по выведению продукта-новинки на рынок.
Прежде всего, стратегия маркетинга должна содержать подробный анализ целевого рынка, определять конкретные группы клиентов, заинтересованных в приобретении этой услуги. Анализ целевого рынка необходим не только для определения предполагаемых на ближайшее время объемов сбыта и получаемой прибыли, но и изучения перспектив развития данного вида услуг. Кроме того, стратегия должна содержать расчет предлагаемой цены продукта, структуры, затрат и долю в них расходов на маркетинг.
Следующим этапом разработки нового туристского продукта является анализ маркетинговых возможностей. Их необходимо анализировать по трем основным направлениям:
- анализ рыночных возможностей, открываемых продуктом-новинкой;
- анализ возможностей туристского предприятия;
- соотношения имеющихся перспектив с целями предприятия.
Если анализ всех указанных составных частей маркетинговых возможностей прошел успешно, можно приступать к непосредственной разработке продукта.
Разработка туристского продукта — ответственный этап создания нового предложения. На этой стадии замысел продукта должен воплотиться в нечто более конкретное. Самое главное состоит в том, чтобы добиться полного соответствия услуги характеристикам, заложенным в ее замысле. Только в этом случае новый продукт будет встречен клиентами так, как и предполагалось при формировании его идеи.
При разработке нового туристского продукта необходимо уметь правильно скомплектовать предложение.
Для целевых групп со сходными потребностями подбираются туристские товары и услуги, которые в состоянии решить наиболее полно проблему требований, предъявляемых ими к потреблению на месте. Правильный набор услуг в «пакет» по количеству создает ясность туристу еще до начала самого путешествия и облегчает ему выбор.
Комплексное туристское предложение может содержать, например:
- в случае организации зимнего отдыха — транспорт (самолет и автобус) до курорта, проживание в отеле, питание, экскурсионное обслуживание, абонемент на лифт-подъемник, обучение катанию на лыжах. Кроме того, стоимость туров, например, в Австрию, зависит от того, в какой части страны расположен выбранный клиентом курорт. Основной принцип прост: чем дальше на Запад, тем дороже;
- в случае отдыха с целью лечения — кроме основных туристских услуг, первичный осмотр больного с целью установления диагноза и последующего назначения на процедуры, ежедневное медицинское обслуживание в соответствии с предписаниями врача, предоставление медикаментов, свободный доступ к сооружениям для проведения общеоздоровительных упражнений, заключительный осмотр и т.д.;
- в случае отдыха на морских курортах — участие в нескольких экскурсиях, в фольклорных и других мероприятиях, получение подарков — получение путеводителя, сувениров, карточки с видом курорта и т.д.;
- в случае отдыха туристов, ориентированных на спорт, — абонемент на пользование спортивными сооружениями и услугами по выбору.
Комплексное обслуживание помогает туристам планировать и организовывать рационально свободное время и ориентироваться на уровень цен, который реально действует на рынке. Это, безусловно, ведет к увеличению реализации туристского продукта.
Испытание продукта в рыночных условиях предполагает его экспериментальное внедрение. Оно может быть совмещено с рекламным бесплатным (или льготным) круизом, автобусным путешествием и т.д. Этап испытания важен с точки зрения проверки на практике качества туристского продукта, потребности в нем, доступности цены и т.д. Наиболее часто встречающимися формами экспериментальной проверки – апробации туристских продуктов являются рекламные и стади-туры, пробные продажи.
Рекламные туры предназначены для информирования целевой аудитории о существовании продукта, обычно проводятся для представителей средств массовой информации, турагентств, которые впоследствии будут осуществлять продажу данного продукта
Стади - туры или инфо - туры – это поездки, организуемые туроператором, направленные на формирование представления о характеристиках нового туристского продукта у сотрудников собственного отдела продаж и представителей турагентств. Основная цель инфо – туров – популяризация маршрута и рост объема продаж в данном направлении посредством ознакомления со всеми элементами туристского продукта (размещение, питание, экскурсионное обслуживание и пр.) и изучения технологии оказания услуг их производителями.
Пробные продажи проводятся для относительно небольших групп туристов (как правило, постоянных клиентов предприятия) до начала сезона массовых продаж. В этом случае новый продукт получает реальную оценку потребителей, что позволяет внести необходимые коррективы как в перечень услуг, так и в процесс их предоставления.
В случае положительных результатов рыночного испытания туристское предприятие принимает окончательное решение о выведении туристского продукта на рынок на коммерческой основе.
Особое место в продуктовой стратегии занимает проблема рационального соотношения услуг, находящихся в различных стадиях жизненного цикла и одновременно присутствующих на рынке.
Концепция жизненного цикла товаров описывает эволюцию продукта с момента его первоначального появления на рынке до полного прекращения его реализации и исходит из того, что любой товар, какими бы высокими потребительскими свойствами он ни обладал, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром. Постоянно только наличие потребностей, а средства их удовлетворения изменяются. Каждый предложенный на рынок товар имеет определенный цикл жизни, в течение которого он находит своих покупателей.
Для определения стадии жизненного цикла продукции предприятия в определенный период времени чаще всего анализируют: показатели объема реализации и прибыли, изменение тенденции продаж — темпы роста потребительского спроса, объем занимаемой рыночной доли, интенсивность конкуренции и др.