Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:13, курсовая работа
Технологический процесс – совокупность воздействий, выполняемых последовательно над автомобилем. Исходными данными для разработки технологических процессов ТО и ТР автомобилей является система, агрегат.
Автомобиль является сложным объектом труда. При проведении технического обслуживания (ТО) и особенно текущего ремонта (ТР) требуется выполнять многие виды работ: от уборочно-моечных до сварочных и окрасочных. Некоторые виды работ по технологии и мерам производственной безопасности несовместимы и должны выполняться на разных производственных участках.
Введение………………………………………………………………………………5
1 Технические характеристики автомобилей………………………………………6
1.1 Характеристики автомобиля ГАЗ-3302…………………………………………6
1.2 Характеристики автомобиля ЗИЛ-130………………………………………….7
2 Расчетно-технологическая часть.............................................................................9
2.1 Расчет годовой производственной программы по техническому обслуживанию и текущему ремонту……………………………………………………………9
2.1.1 Установление нормативов технических воздействий……………………….9
2.1.2 Выбор и корректирование периодичности обслуживания…………………10
2.1.3 Определение производственных программ по видам обслуживания
и ремонта……………………………………………………………………………..13
2.1.4 Выбор методов организации технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей………………………………………………………………..16
2.1.5 Расчет годовых объемов работ по видам обслуживания, текущему
ремонту………………………………………………………………………………18
2.2 Расчет количества постов и линий технического обслуживания…………….23
2.2.1 Расчет поточных линий периодического действия………………………….24
2.2.2 Расчет поточных линий непрерывного действия……………………………27
2.2.3 Расчет числа постов текущего ремонта……………………………………....27
3 Составление технологических карт………………………………………………29
3.1 Исходные данные для технологической карты ТО-1………………………….29
3.2 Разработка технологической карты ТО-1 на рабочее место…………………..30
4 Организационная часть……………………………………………………………34
4.1 Назначение и работа стартера автомобиля ЗИЛ-130………………………….34
4.2 Разработка технологического процесса сборки стартера
автомобиля ЗИЛ-130………………………………………………………………..36
Заключение…………………………………………………………………………..37
Список использованных источников........................................................................38
Согласно
предварительным расчетам площадь
производственного корпуса
Длина здания производственного корпуса определяется из выражения:
где - ширина здания, м.
Отношение длины к ширине здания выбираем приблизительно 2:1.
Тогда длина здания производственного корпуса равна 60 м, а ширина – 36 м, что окончательно определит величину площади производственного корпуса 2160 м2.
Проектировочное
увеличение площади позволяет в
производственном корпусе дополнительно
разместить участки технического обслуживания
автомобилей, мойки деталей и сборочных
единиц, ремонта гидрооборудования.
Расчет
площади хранения (стоянки)
автомобилей
Площадь зоны хранения зависит от числа автомобилей, находящихся на хранении, типа стоянки и способа расстановки в ней автомобилей.
Для
стоянки применяем открытую площадку,
что обусловлено умеренно-
В зависимости от организации хранения подвижного состава на АТП автомобиле-места могут быть закреплены за определенными автомобилями или обезличены. Принимаем способ постановки автомобилей с закреплением их за автомобиле-местами, т.е. Аст = Аи.
Площадь зоны хранения определяют по формуле:
где fo — площадь занимаемая автомобилем в плане, м2;
Аст – число автомобиле-мест хранения;
КПХ – коэффициент плотности расстановки автомобиле-мест хранения; 2,5…3,0.
Площадь зоны хранения для автомобиля ГАЗ-3302:
Для автомобиля ЗИЛ-130:
Для автомобиля Урал-4320:
Таблица 14 – Площадь зоны хранения автомобилей(стоянки)
Марка автомобиля | Площадь автомобиля,
м2 |
Число автомобилей | Коэффицент плотности расстановки автомест | Площадь зоны хранения, м2 |
ГАЗ-3302 | 13,6 | 350 | 3 | 14280 |
ЗИЛ-130 | 16,7 | 150 | 3 | 7509 |
Урал-4320 | 18,4 | 100 | 3 | 5525 |
Площадь зоны хранения авто | 48,7 | 600 | 27314 |
Расчет
площади складов
Площадь складов по удельной площади, приходящейся на один списочный автомобиль, определяют по формуле:
Fскл = fп ∙ Аи,
где fп – соответствующая площадь (удельная) складского помещения, на один автомобиль.
Результаты расчетов отражены в таблице.
Таблица 15 – Площадь складов по удельной площади, приходящейся на один списочный автомобиль
Складские помещения | Площадь на один автомобиль, м2 | Площадь
склада, м2 |
Склад запасных частей агрегатов и материалов | 0,4 | 240 |
Склад автомобильных шин | 0,15 | 90 |
Склад смазочных материалов | 0,25 | 150 |
Инструментально-раздаточная кладовая | 0,05 | 30 |
Склад строительных материалов | 0,5 | 300 |
Склад инструмента | 0,1 | 60 |
Поклажная | 0,2 | 120 |
Склад утиля | 0,1 | 60 |
ИТОГО | – | 1050 |
3 СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
3.1
Исходные данные
для технологической
карты ТО-1
Для
улучшения использования
В технологических картах ТО указывают:
– перечень операций, место их выполнения (снизу, сверху или сбоку автомобиля),
– применяемое оборудование и инструмент,
– норму времени на операцию,
– краткие технические условия на выполнение работ,
– разряд работ и специальность исполнителей.
Технологические карты составляют в соответствии с перечнем основных операций, изложенных в первой или второй (нормативной) части положения о ТО и ремонте. При разработке технологических карт необходимо предусмотреть:
удобство установки, снятия и перемещения автомобиля или агрегатов в процессе выполнения операций;
необходимое осмотровое, подъемно-транспортное оборудование;
применение
высокопроизводительного
Формулировка операций и переходов должна указываться в строгой технологической последовательности, кратко, в повелительном наклонении, например «Установить автомобиль на пост, открыть капот...» и т. д.
Технологические карты работ ТР составляют на один вид работы (снятие агрегата, разборка узла, изготовление прокладки, демонтаж шины), который подразделяют на операции и переходы.
Технологическая карта составляется раздельно на вид обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2), а внутри вида обслуживания – по элементам. Например, по видам работ (контрольные, крепежные, регулировочные операции; электротехнические работы; обслуживание системы питания; смазочные, заправочные, очистительные операции) или на ТО определенных систем и агрегатов автомобиля (двигатель, сцепление и т.д.).
В
настоящем разделе
3.2
Разработка технологической
карты ТО-1 на рабочее
место
Поточная линия ТО-1 для автомобиля ЗИЛ-130 предусматривает 3 поста:
Ниже приведена технологическая карта регламентных работ ТО-1 для автомобиля ЗИЛ-130 на рабочее место поста № 3 для слесаря по ремонту автомобилей 2 разряда. Здесь будут выполняться контрольные, смазочные и очистительные работы с объемом – 23,4 мин.
Основанием
для составления
Таблица 9 – Технологическая карта ТО-1 на рабочее место для поста № 3.
Выполнение контрольных, смазочных и очистительных работ. Общее число исполнителей – 2. Трудоемкость 23,4 мин. Исполнитель – слесарь по ремонту автомобилей 2 разряда.
Номер выполняемых работ | Наименование и содержание работы | Место выполнения работы | Число мест или точек обслуживания | Трудоемкость, (мин) | Приборы, инструмент, приспособления, модель, тип | Технические требования и указания |
71 | Проверить уровень масла в картере двигателя | Сверху | 1 | 0,40 | Ветошь | Уровень масла должен находиться в пределах прямоугольной отметки масломерной линейки |
72 | При необходимости долить до нормы масло в картер двигателя | Сверху | 1 | 0.90 | Колонка масло-раздаточная мо-дели 367МЗ, ве-тошь | Применять всесезонно: масло моторное М-8Б1У, ТУ 38-101374–73 или масло автомо-бильное АС-8(М-8Б) ГОСТ 10541–63. Зимой: АС-6(М-6Б), ГОСТ 10541–63. Летом: АС-10(М-10Б), ГОСТ 10541–63 |
74 | Проверить уровень масла в бачке насоса гидроусилителя руле-вого привода | Сверху | 1 | 0,30 | – | Для проверки уровня масла передние колеса автомобиля должны быть установлены прямо. Уровень масла должен совпадать с наливной сеткой фильтра |
75 | При необходимости долить до нормы масло в бачок насоса гидроусилителя руле-вого привода | Сверху | 1 | 0,50 | Воронка заливная | Применять всесезонно: масло марки «Р» для гидросистем автомо-билей ТУ 38-101179–71. Заменитель: Летом: турбинное масло 22, ГОСТ 32–74 или индустриальное масло 22 (веретенное 3) ГОСТ 1707–51. Зимой: вере-тенное масло АУ, ГОСТ 1642–75. Масло доли-вать при работе двигателя в режиме холостого хода |
82 | Смазать пальцы передней и задней подвески | Сверху | 4 | 1,40 | Солидолонагнета-тель модели 390М | Нагнетать свежую смазку до выдавливания ее из зазоров сочле-нений. Смазка пресс-солидол «С» или соли-дол «С», ГОСТ 4366–64 |
84 | Смазать стебель крюка буксирного прибора | Сверху | 2 | 0,30 | Солидолонагнета-тель модели 390М | Нагнетать свежую смазку до выдавливания ее из зазоров сочле-нений. Смазка пресс-солидол «С» или соли-дол «С», ГОСТ 4366–64 |
85 | Смазать оси защелки и защелки крюка буксирного прибора | Сверху | 2 | 0.20 | Масленка для жидкой смазки | Оси смазать несколь-кими каплями масла. Масло моторное М-8Б1У, ТУ 101374–73 или масло автомобиль-ное АС-8 (М-8Б), ГОСТ 10541–63, или масло АСЗп-10, ТУ 38-101267–72 |
76 | Проверить уровень масла в картере коробки передач. Промыть и про-чистить каналы сапуна | Снизу | 2 | 1,75 | Ключи гаечные 14 и 19 мм | Масло в картере коробки передач долж-но быть на уровне контрольно-заливного отверстия |
77 | При необходимости долить до нормы масло в картер коробки передач | Снизу | 1 | 1,40 | Ключ гаечный 19 мм, маслораз-даточный бак модели 133М или установка для заправки агрега-тов автомобиля трансмиссионным маслом модели 3161 | Применять всесезонно: масло трансмиссионное автомобильное ТАп-15В, ТУ 38-101176– 74 или масло транс-миссионное ТСп-14, ТУ 38-101488–74 |
78 | Проверить уровень масла в картере заднего моста. Промыть и прочистить каналы сапуна | Снизу | 2 | 1,75 | Ключи гаечные 12 и 14 мм | Масло в картере заднего моста должно быть на уровне контрольного отверс-тия |
79 | При необходимости долить до нормы масло в картер заднего моста | Снизу | 1 | 1,40 | Ключи гаечные 14 и 19 мм | Применять всесезонно:
масло трансмиссионное |
80 | Слить конденсат из воздушных баллонов пневматического тормозного привода | Снизу | 2 | 1,50 | Ведро | Сливать конденсат из воздушных баллонов следует только при наличии сжатого воз-духа в системе |
81 | Смазать шкворни поворотных цапф переднего моста | Снизу | 4 | 1,20 | Солидолонагнета-тель модели 390М | Нагнетать свежую смазку до выдавливания ее из зазоров сочле-нений. Смазка пресс-солидол «С» или соли-дол «С», ГОСТ 4366–64 |
87 | Смазать шарниры рулевых тяг | Снизу | 4 | 1,10 | Солидолонагнета-тель модели 390М | Нагнетать свежую смазку до выдавливания ее из зазоров сочле-нений. Смазка пресс-солидол «С» или соли-дол «С», ГОСТ 4366–64 |
86 | Смазать подшипник промежуточной опо-ры карданного вала | Снизу | 1 | 0,40 | Ручной солидо-лонагнетатель мо-дели 142 | Нагнетать свежую смазку до выдавливания ее из контрольного от-верстия. Смазка ЯНЗ-2, ГОСТ 9432–60 |
83 | Смазать валы раз-жимных кулаков | Снизу | 6 | 1,80 | Солидолонагнета-тель модели 390М | Нагнетать свежую смазку до выдавливания ее из зазоров сочле-нений. Смазка пресс-солидол «С» или соли-дол «С», ГОСТ 4366–64 |
73 | По графику сменить масло в картере двигателя. При этом: слить отработавшее горячее масло из картера двигателя и корпуса масляного фильтра; очистить от грязи внутреннюю поверхность крышки корпуса полно-поточного фильтра центробежной очист-ки масла; промыть крышку в бензине или керосине; залить мас-ло в картер двигателя | Сверху и снизу | 3 | 7,10 | Ключ гаечный 14 мм, шарнирная воронка, ванна для промывки фильтра, колон-ка маслоразда-точная модели 367М3 | Применять всесезонно: масло моторное М-8Б1У, ТУ 38-101374–73 или масло автомобиль-ное АС-8(М-8Б) ГОСТ 10541–63. Зимой: АС-6(М-6Б), ГОСТ 10541–63 Летом: АС-10(М-10Б), ГОСТ 10541–63 |
4 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
4.1
Назначение и работа
стартера автомобиля
ЗИЛ-130
Стартер – электродвигатель постоянного тока (как правило, последовательного возбуждения), предназначенный для пуска автомобильного двигателя. Основная задача стартера – сообщить коленчатому валу двигателя ту минимально необходимую частоту вращения, при которой двигатель начнет устойчиво работать, для этого он оборудован сцепным устройством для соединения и разъединения шестерен якоря стартера с зубчатым ободом маховика коленчатого вала двигателя. Стартер установлен с правой стороны двигателя и крепится к картеру сцепления.
Рисунок
5 – Стартер автомобиля ЗИЛ-130
Стартер включается с помощью электромагнитного тягового реле 1 (рис. 5), закрепленного на корпусе 2. С боков корпус закрывается крышками 3 и 7, в которых установлены подшипники. На подшипниках смонтирован вал 4, а на нем якорь 5. В пазы якоря уложены обмотки, концы которых припаяны к коллектору. К коллектору пружинами прижимаются медно-графитные щетки 6, установленные в щеткодержателях, закрепленных на крышке 7. На переднем конце вала установлена муфта свободного хода 8 с шестерней 9 привода. На хвостовике муфты имеется поводок, в пазы которого входит вильчатый рычаг, который вторым концом соединяется с регулировочной тягой якорька тягового реле 1.
Рассмотрим принцип работы стартера:
1. Подготовительный этап – стыковка стартера с коленчатым валом двигателя. После замыкания в замке зажигания соответствующих контактов, якорь тягового реле под действием магнитного поля обмоток через рычаг перемещает муфту привода до зацепления шестерни с венцом маховика двигателя.
2. Основной этап – пуск двигателя. Подвижный контакт тягового реле замыкает цепь: аккумуляторная батарея – стартер, после чего начинается работа стартера в качестве электродвигателя: его якорь через шестерню вращает коленчатый вал двигателя, обеспечивая его пуск.
3. Заключительный этап – расстыковка
стартера с коленчатым валом работающего
двигателя. После пуска двигателя водитель
отпускает ключ зажигания и тяговое реле
под действием возвратной пружины расстыковывает
коленчатый вал двигателя со стартером,
возвратив шестерню в первоначальное
положение (втянув в себя). Если после пуска
двигателя стартер будет продолжать работать
(например, обучающийся вождению не отпустит
своевременно ключ зажигания или по какой-либо
другой причине), то для того, чтобы стартер
не вышел из строя, в его конструкции предусмотрена
специальная муфта, которая передает вращение
только в одну сторону: от стартера к маховику
двигателя. Муфта не позволит двигателю,
набравшему значительные обороты (800 –
6000 мин), вывести стартер из строя.