Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 08:49, реферат
Безотказность и долговечность современных машин, механизмов и различного технологического оборудования определяется процессами, протекающими в трибологических системах "материалы пары трения - смазочный материал" (МПТ-СМ). Данную систему можно характеризовать такими определениями как совместимость, приспосабливаемость и износостойкость. Поэтому разработка средств и методов контроля состояния элементов системы и процессов, происходящих в ней, является актуальной проблемой.
Повышение надежности механических систем решается путем выбора износостойких материалов пары трения и подбора к ним смазочных материалов. Если вопросы применения износостойких материалов с целью повышения надежности узлов трения изучались более интенсивно и в этой области достигнуты определенные успехи при проектировании механических систем, то выбор смазочного материала для различных машин и механизмов, работающих в большом интервале нагрузок, скоростей и температур относится к наиболее сложным задачам.
1. Введение ………………………………………………………. 2-4стр
2. Влияние смазочных материалов
на долговечность элементов машин…………………………… 5-7стр
3. Виды смазки, классификация смазочных материалов……….8-12стр
4. Эксплутационные свойства смазочных материалов…………13-15стр
5. Присадки к смазочным материалам…………………………..16-20стр
6. Список литературы………………………………………………21стр
Содержание
на долговечность
элементов машин……………………………
5-7стр
Введение
Безотказность и долговечность современных машин, механизмов и различного технологического оборудования определяется процессами, протекающими в трибологических системах "материалы пары трения - смазочный материал" (МПТ-СМ). Данную систему можно характеризовать такими определениями как совместимость, приспосабливаемость и износостойкость. Поэтому разработка средств и методов контроля состояния элементов системы и процессов, происходящих в ней, является актуальной проблемой.
Повышение надежности механических систем решается путем выбора износостойких материалов пары трения и подбора к ним смазочных материалов. Если вопросы применения износостойких материалов с целью повышения надежности узлов трения изучались более интенсивно и в этой области достигнуты определенные успехи при проектировании механических систем, то выбор смазочного материала для различных машин и механизмов, работающих в большом интервале нагрузок, скоростей и температур относится к наиболее сложным задачам. Это вызвано тем, что в одном механизме применяется один смазочный материал, а узлы трения выполнены из материалов с широким диапазоном механических свойств. Кроме того, на рынке существует большое количество масел, применение которых для тех или иных механизмов практически необоснованно. Ресурс работы масел на частично синтетической и минеральной основах и полностью синтетических принят постоянным и регламентируется заводами-изготовителями по наработке или километрам пробега для автотранспорта.
Процессы, происходящие в системе "МПТ-СМ" в большей мере зависят от свойств смазочного материала, которые задаются с помощью их легирования комплектом присадок. Однако при эксплуатации техники, свойства смазочного материала (окислительные, фрикционные, диспергирующие, моющие и др.) изменяются вследствие протекания окислительных процессов, деструкции и хе-мосорбции, что вызывает изменение вязкости и его потемнение. Кроме того, наработка или пробег как показатели ресурса работоспособности смазочных материалов не учитывают режимы и условия эксплуатации, техническое состояние узлов трения механической системы и состояние фильтрующих элементов, которые в значительной степени оказывают влияние на долговечность узлов трения и свойства смазочного материала.
Износостойкость системы "МПТ-СМ" в процессе эксплуатации непостоянна ввиду изменения структуры поверхностного слоя, свойств и процесса старения смазочного материала. Действующие на трибосистему внешние воздействия характеризуются механическими, тепловыми и электромагнитными полями, которые вызывают изменения в поверхностном слое контактирующих тел и энергетическом состоянии смазочного материала. Поэтому износостойкость системы определяется приспосабливаемостью ее элементов к внешним воздействиям и их совместимостью или самоорганизацией системы. Сущность самоорганизации системы заключается в том, что взаимодействие трущихся тел и смазочной среды локализуется в тонких слоях вторичных структур трения, которые защищают ее от внешних воздействий.
Процессы, происходящие в системе "МПТ-СМ", в большей мере зависят от степени окисления смазочного материала. Если учесть, что окислительные процессы более интенсивно протекают на поверхностях трения, за счет более высоких температур и каталитического влияния материалов пары трения, то становится понятным, насколько весома связь и взаимовлияние элементов системы "МПТ-СМ" на ее надежность.
Окислительные процессы, протекающие в смазочном материале, оцениваются по кислотному числу и для некоторых сортов масел стандартизированы. Однако анализ патентной и научно-технической литературы показал, что существует большое разнообразие инженерных методов и устройств для оценки термоокислительной стабильности. В качестве показателей предлагаются: величина изменения вязкости, период осадкообразования, склонность к лако- и нагарообразованию, электропроводность, количество отложений на деталях, содержание растворенного кислорода, удельная мощность диэлектрических потерь в присутствии катализатора и без него, коэффициент поглощения светового потока, плотность нерастворимых в масле загрязнений, массовые доли рабочей фракции и лака, количество осадка при окислении, испаряемость и коррозионные свойства. Большинство из перечисленных показателей не нашло практического применения ввиду отсутствия промышленных стандартизированных средств контроля. Другая часть показателей требует использования дорогостоящего оборудования и использования только в лабораторных условиях.
Важное значение для оценки качества смазочных материалов имеет их температурная стойкость - показатель, характеризующий критическую температуру, при которой происходит деструкция легирующих присадок. Этот показатель имеет большое значение при трении сопряжений, так как влияет на коэффициент трения и интенсивность изнашивания. Методика оценки температурной стойкости при граничном трении, разработанная P.M. Матвеевским и его учениками, широко применяется при оценке смазочных материалов.
В качестве критериев оценки температурной стойкости смазочных материалов как показателей индивидуальных свойств используются методы, в основу которых положены такие показатели, как коксуемость и лако- и нагаро-образование. Температурная стойкость имеет важное значение для узлов, работающих при высоких температурах. Однако необходимо отметить, что температурная стойкость и термоокислительная стабильность как основные индивидуальные (объемные) свойства смазочного материала недостаточно изучены в области их влияния на противоизносные свойства.
Решение данной
проблемы возможно на основе разработки
критериев, оценивающих изменение
энергетического состояния
При проектировании
новых машин и агрегатов
Порядок допуска
к производству и применению товарных
нефтепродуктов решает проблему их стандартизации
и сертификации и поэтому результаты
испытания используются на стадии проектирования
техники. Вместе с тем, практически отсутствуют
исследования, содержащие рекомендации
по теории и практике диагностирования
смазочных материалов как элемента механической
системы в условиях эксплуатации. В связи
с чем, вопросы теории старения, методологии
контроля и обоснования критериев оценки
качества смазочных материалов различного
назначения в условиях эксплуатации техники
являются актуальными и новыми.
1. Влияние смазочных материалов на долговечность элементов машин
Организация заправочных
и смазочных работ
На надежность и долговечность машин и их элементов значительное влияние оказывает выбор смазочных материалов, при этом учитываются также конструктивные особенности сопряженных частей машин и механизмов, условия их работы и степень изношенности. При выборе смазочных материалов необходимо знать их свойства, а также условия работы машин и их элементов. Эксплуатация машин в летнее время требует смазочных материалов с большей вязкостью и, наоборот, в зимнее время с меньшей вязкостью. Изношенные части машин и механизмов требуют более вязких смазочных материалов, к тому же требуют большого их расхода.
Необходимо отметить,
что в случае применения (замены)
топливосмазочных материалов, не указанных
в инструкциях завода-
В настоящее
время особое значение придается
экономии топливосмазочных материалов.
Значительное влияние оказывает
на расход топливосмазочных материалов
состояние топливной
Много теряется топлив и смазочных материалов при заправке и смазывании машин, когда эти работы ведутся вручную с применением случайного инвентаря. При этом вместе с топливом, маслами, смазками и техническими жидкостями в элементы машин попадают грязь, песок и т. п., что вызывает не только перерасход топлив, масел, но и ведет к преждевременному выходу из строя машин. Поэтому, чтобы избежать излишних потерь топливосмазочных материалов, заправку и смазывание следует производить топливомаслозаправщиками или через раздаточные колонки, что даст экономию указанных материалов не менее чем на 2 %.
Неудовлетворительное хранение топливосмазочных материалов ведет также к значительным их потерям. Так, например, годовые потери нефтепродуктов, особенно бензинов, при открытом хранении составляют 8 % их потери через испарения. Одновременно нагрев нефтепродуктов сказывается на их окислении, при котором образуются смолисто-асфальтовые соединения, вызывающие усиленное нагарообразование в камере сгорания двигателя, что ведет к его теплонапряженности (двигатель перегревается) и снижению экономичности.
Испарение нефтепродуктов всегда меньше, если емкости, где они хранятся, окрашены в светлые тона и размещены в тени. Установлено, что за годичный срок хранения в результате испарения потери нефте-топлив в зависимости от окраски емкости составляют: при черном цвете — 1,24 %; при красном — 1,14 %; при сером — 1,03 %, при серебристом - 0,83 %.
Для экономии топливосмазочных материалов большое значение имеет правильный учет поступления их в хозяйство и контролируемый расход, т. е. должна быть обеспечена служба контроля за расходованием топлив, масел, смазок, технических жидкостей.
В каждом дорожно-строительном
хозяйстве должны быть налажены сбор
и регенерация (восстановление) указанных
выше материалов для повторного их
использования.
Влияние смазочных
материалов на долголетие двигателя
То, что двигатель-сердце
автомобиля понятно каждому,
Низкооктановый бензин, как известно, - главная причина детонации и, как следствие, поломки поршней, поршневых колец и даже прогаров стенок камеры сгорания. Даже если поломки не произошло, ударные нагрузки все равно свое дело делают - к примеру, разбивают канавки под кольца на поршнях. После чего ресурс цилиндропоршневой группы заметно снижается. В той же реальной жизни топливо может иметь повышенное содержание различных химических соединений и воды, что способствует коррозии и преждевременному износу деталей. Но это - объективные реалии, сопутствующие работе АЗС, на которые не повлиять. А вот сознательно из грошовой экономии покупать топливо в сомнительных местах или использовать для облегчения пуска легковоспламеняющиеся жидкости - все равно что сыпать песок в двигатель.
С маслом связано еще больше неприятностей. Проблемы начинаются, как правило, от мелочности, желания сэкономить и залить то масло, что подешевле. А там уж как повезет - может, обойдется, а может, и нет. Прямо - русская рулетка. Двигатели старых конструкций подобное, скорее всего, переживут, хотя и не без ущерба для своей долговечности. Зато новые, особенно с наддувом - вряд ли. Еще одна очевидная ошибка - масло не по сезону. Например, не заменили вовремя летнее масло, и при запуске в холодную погоду оно поступит к подшипникам двигателя лишь через несколько десятков секунд. Что при этом будет с подшипниками турбокомпрессора, можно только догадываться. А в жару малая вязкость масла - это недостаточная толщина и низкая прочность масляной пленки, ускоренный износ и задиры многих деталей двигателя. Теперь об охлаждающей жидкости. На лотках, среди банок многочисленных производителей, объединенных общим названием ТОСОЛ, встречается немало загадочной подкрашенной "жижи", способной за несколько месяцев "прогрызть" насквозь головку блока цилиндров, корпус водяного насоса или трубки радиатора. Перегрев же двигателя (явление отнюдь не безобидное) способен в кратчайший срок "убить" любой мотор.