Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 08:49, реферат
Безотказность и долговечность современных машин, механизмов и различного технологического оборудования определяется процессами, протекающими в трибологических системах "материалы пары трения - смазочный материал" (МПТ-СМ). Данную систему можно характеризовать такими определениями как совместимость, приспосабливаемость и износостойкость. Поэтому разработка средств и методов контроля состояния элементов системы и процессов, происходящих в ней, является актуальной проблемой.
Повышение надежности механических систем решается путем выбора износостойких материалов пары трения и подбора к ним смазочных материалов. Если вопросы применения износостойких материалов с целью повышения надежности узлов трения изучались более интенсивно и в этой области достигнуты определенные успехи при проектировании механических систем, то выбор смазочного материала для различных машин и механизмов, работающих в большом интервале нагрузок, скоростей и температур относится к наиболее сложным задачам.
1. Введение ………………………………………………………. 2-4стр
2. Влияние смазочных материалов
на долговечность элементов машин…………………………… 5-7стр
3. Виды смазки, классификация смазочных материалов……….8-12стр
4. Эксплутационные свойства смазочных материалов…………13-15стр
5. Присадки к смазочным материалам…………………………..16-20стр
6. Список литературы………………………………………………21стр
Вообще любое
нарушение работы системы смазки
или охлаждения двигателя имеет
свой эквивалент - снижение ресурса
двигателя на несколько сотен, а то
и тысяч километров. Хорошая фильтрация
всего потребляемого двигателем: топлива,
масла, воздуха - еще одно важное слагаемое
высокого ресурса. Загрязненный масляный
фильтр, как известно, масло не очищает
- оно проходит мимо фильтроэлемента через
перепускной клапан. Воздушный и топливный
фильтры при их загрязнении абразив в
двигатель не пропускают, но их гидравлическое
сопротивление возрастает, и мощность
двигателя падает. В один "прекрасный"
момент фильтроэлемент может не выдержать
и разорваться, причем водитель этого,
скорее всего, не заметит. Эти ситуации
приведут к одному и тому же результату
- абразивному износу деталей, что для
двигателя наиболее губительно. Особенно,
если учесть, что отдельно взятая твердая
частица, внедрившись в мягкий материал
детали, будет продолжать свою "грязную"
работу очень долго, несмотря на все последующие
"промывки" и "продувки". Режимы
эксплуатации двигателя тоже могут оказать
роковое влияние на его ресурс.
2.
Виды смазки, классификация
смазочных материалов.
Различают нефтяные (минеральные) и синтетические смазочные масла, используемые в качестве смазочных материалов. Нефтяные масла представляют собой жидкие смеси высококипящих углеводородов (tкип. 300-600 °С). Получают дистилляцией нефти или удалением нежелательных компонентов из гудронов. На основе нефтяных масел получают пластичные и технологические смазки, смазочно-охлаждающие и гидравлические жидкости и пр.
По происхождению или
– минеральные,
или нефтяные, являются основной
группой выпускаемых смазочных
масел (более 90 %). Их получают
при соответствующей
– растительные
и животные, имеющие органическое
происхождение. Растительные
– животные
масла вырабатывают из
– органические,
масла по сравнению с
– синтетические,
получаемые из различного
По внешнему состоянию
– жидкие
смазочные масла, которые в
обычных условиях являются
– пластичные,
или консистентные, смазки, которые
в обычных условиях находятся
в мазеобразном состоянии (
– твердые
смазочные материалы, которые
не изменяют своего состояния
под действием температуры,
По назначению смазочные
– моторные,
предназначенные для
– трансмиссионные,
применяемые в трансмиссиях
Эти два типа масел иногда объединяют термином «транспортные масла».
– индустриальные,
предназначенные главным
– гидравлические
для гидравлических систем
Также выделяют компрессорные,
приборные, цилиндровые,
Настоящее исследование
В первую очередь – это
Следующая группа масел –
В процессе подготовки исследования мы
постарались максимально приблизить предмет
анализа и представить показатели относительно
основных марок масел. С их представления
технических характеристик их мы и начнем.
Основные виды
смазочных материалов
Твердые смазочные материалы. Наиболее известным из короткого перечня твердых смазочных материалов является графит – темный минерал с жирным блеском, маслянистый на ощупь. Он встречается в природе, а также производится в электропечах. Синтезированный продукт не менее чем на 99% состоит из чистого углерода. В коллоидной форме, диспергированный в воде или масле, он применяется в особых случаях при очень высоких температурах.
Основное достоинство графита, пожалуй, в том, что он образует прочные пленки на трущихся поверхностях, благодаря чему применяется в смеси с маслом при «обкатке» многих машин и механизмов, а также при обработке металлов.
К твердым смазочным
материалам относится также сульфид
молибдена, который применяется
как сухое поверхностное
Из пластиковых твердых смазочных материалов наиболее известен политетрафторэтилен, называемый также тефлоном. Это весьма инертный материал с коэффициентом трения ок. 0,05. Если очень мелкие частицы тефлона диспергировать в фенольном полимере, а затем пульверизацией нанести на металлическую поверхность и подвергнуть отверждению, то получается прочное тефлоновое покрытие с малым коэффициентом трения, необычайно стойкое к износу и истиранию. Тефлон широко применяется в промышленности, а также как покрытие для кухонной посуды, не допускающее пригорания.
Жидкие смазочные материалы
Масла как смазочные материалы делятся на три группы:
нелетучие, или жирные;
углеводородные, или минеральные;
синтетические масла.
Масла первой группы не могут быть перегнаны (при атмосферном давлении) без разложения. Все они животного или растительного происхождения и, как показывает химический анализ, состоят, как правило, только из углерода, водорода и кислорода. Масла второй группы называются минеральными, так как они получаются из нефти, или углеводородными, поскольку состоят только из углерода и водорода. Синтетические масла – это особые химические соединения.
Жирные масла.
Жирные масла при комнатной
Некоторые жирные кислоты легко окисляются на воздухе и загустевают или даже затвердевают. Примером могут служить льняное и тунговое масла. Примеры незагущающихся масел – оливковое (растительное) и спермацетовое (животное). Жирные масла входят в смазочные масла лишь в небольших количествах, но широко применяются при изготовлении мыльной основы в производстве консистентных смазок.
Углеводородные масла. Углеводородные масла долго не окисляются на воздухе при обычных температурах. При высоких же температурах, таких, как в двигателях внутреннего сгорания, они могут вследствие окисления и частичного разложения давать нагар и смолистые отложения.
Одним из важнейших
свойств минерального масла является
вязкость. Следует учитывать, что
вязкость сильно зависит от температуры.
Относительное изменение
Углеводородные смазки можно классифицировать:
по типу нефти, из которой получено масло
по способу переработки нефти.
Существуют три типа сырой нефти: парафинового, нафтенового (асфальтового) и смешанного основания. При изготовлении смазочных масел из нефти применяются следующие основные процессы: перегонка с нагревом открытым пламенем, паром или вакуумная; использование остаточного масла; фильтрование; депарафинизация; обработка кислотами и щелочами; экстрагирование растворителем; введение химических добавок для улучшения эксплуатационных характеристик.
Масла нередко называются по технологиям их производства: масла паровой перегонки, масла вакуумной перегонки, дистиллятное минеральное масло (без присадок), масла селективной очистки, смешанные, с присадками, компаундированные, брайтстоковые (высоковязкие цилиндровые), палевые дистиллятные, веретенные масла и т.д.
Синтетические масла. Наибольшее применение находят два вида синтетических масел: силиконовые (кремнийорганические) и полиэфирные. Первые из них образуют широкий класс кремнийорганических соединений, весьма различающихся по своим свойствам. Все они инертны в химическом отношении, а вязкость их изменяется в широких пределах. Они характеризуются высокими индексами вязкости, низкими температурами потери текучести и способностью выдерживать высокие температуры. Силиконовые смазочные масла хорошо работают в режиме жидкостного трения, но не в условиях высоких контактных давлений и высоких скоростей трения.
Полиэфирные синтетические
масла – это
3.
Эксплутационные свойства
смазочных материалов.
Основные эксплуатационные характеристики масла
Смазывающая
способность
Смазывающая способность, которой обладает масло, снижает сухое трение между двумя перемещающимися относительно друг друга твердыми поверхностями. Такое трение между металлическими деталями различных машин и механизмов при отсутствии смазки приводит к нагреву деталей, появлению задиров на их поверхностях и, в конечном итоге, к заклиниванию трущихся деталей. Наличие смазки обусловливает замену сухого трения трением между молекулами смазывающей жидкости.
Приборов, позволяющих
измерить смазывающую