Источники конституционного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

Источники конституционного права в зарубежных странах многообразны. В первую очередь, это нормативные акты, регулирующие конституционно-правовые отношения. Особое местно среди источников занимает конституция. В федеративных государствах субъекты (штаты, земли и пр.) также часто имеют свои конституции. Законы можно классифицировать по различным основаниям.

Работа содержит 1 файл

Ответы по КПЗС.docx

— 104.64 Кб (Скачать)

2. Источники конституционного  права. Источники конституционного права в зарубежных странах многообразны. В первую очередь, это нормативные акты, регулирующие конституционно-правовые отношения. Особое местно среди источников занимает конституция. В федеративных государствах субъекты (штаты, земли и пр.) также часто имеют свои конституции. Законы можно классифицировать по различным основаниям. Например, по источнику происхождения законы могут быть приняты парламентом, надпарламентскими и подпарламентскими органами, на референдуме (референдные). Общая классификация законов выглядит следующим образом: - конституционные - вносят изменения в конституцию или дополняют ее;- органические - принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом);- обыкновенные - регулируют отдельные вопросы;- чрезвьнайные - обычно согласно самой конституции такие законы могут отступать от ее положений, но принимаются только в особых условиях, на короткий срок (30-60 дней). Среди иных нормативных актовнеобходимо назвать: - внутригосударственные публично-правовые договоры; - регламенты парламентов и их палат; - акты главы государства и исполнительной власти; - акты органов конституционного контроля и др. В ряде государств существуют и иные источники конституционного права: - судебный прецедент - решения судов высших инстанций, становящихся основой для принятия решений по аналогичным делам; -конституционный обычай - сложившееся в практике деятельности государственных органов поведение, имеющее устный; - религиозные источники ; -международно-правовые акты; -редко в качестве источника конституционного права выступает правовая доктрина. Помимо названных существуют и другие источники конституционного права, например, нормативные акты субъектов федераций, постановления военных властей и пр.

3. Классификация  зарубежных конституций по содержанию и форме. Существует ряд классификаций конституций по различным основаниям. По времени происхождения: первого поколения, первые в истории государств, действующие до настоящего времени (США, Люксембург); второго поколения, принятые до Второй мировой войны (Ирландия); третьего поколения, принятые в послевоенное время (Япония, Франция); постсоциалистические конституции четвертого поколения (Чехия, Словакия, Польша). По порядку принятия: октроированные, принятые представительным органом, одобренные на референдуме. В зависимости от формы различают писаные и неписаные конституции (Великобритания, Новая Зеландия). По способу изменения конституции делят на гибкие и жесткие. Гибкие конституции могут изменяться в том же порядке, что и обычный закон. Для внесения поправок в жесткие конституции предусмотрен особый усложненный порядок. По юридическому содержанию - инструментальные и социальные конституции. Первые не содержат социальных положений, в настоящее время таковыми являются наиболее старые конституции (например, США). Современные конституции - социальные. В зависимости от происхождения различают оригинальные (США, Швейцарии, Франции) и заимствованные конституции (бывших колоний). Существует и ряд иных классификаций: по сроку действия - временные и постоянные; с точки зрения целеполагания - программного характера и констатирующие; в зависимости от социальной сущности - полуфеодально-теократические, развитого капиталистического общества, тоталитарного социализма, постсоциалистические; по социальному содержанию - авторитарные, демократические и тоталитарные конституции. В литературе можно встретить и другие классификации. Но надо помнить, что все они в определенной мере условны.

4. Способы принятия  и изменения конституций. Существуют следующие способы принятия конституций. Октроированные (дарованные) конституции - пожалованные единолично главой государства своему народу (Оман, Непал). Принятие конституции представительным органом - способ широко распространенный. В качестве органа, принимающего конституцию, может выступать специально избранное для этой цели учредительное собрание. Обычно сразу после принятия конституции такой орган распускается (Италия, Болгария, Колумбия). Также конституции могут приниматься парламентом (Китай, Украина,

Финляндия и др.) или надпарламентским органом (Афганистан, Монголия). Принятие конституции на референдуме - общегосударственное голосование избирательного корпуса за предложенный проект или против него (Франция, Швейцария, Беларусь. Существует также комбинированный способ: на референдум выносятся уже принятые представительным органом конституции (Испания, Польша) или принятые на референдуме конституции утверждаются парламентом (Эфиопия). Помимо названных, истории известны и такие способы, как принятие конституции высшим партийным органом, военными властями при переходе к гражданскому правлению и ряд других. По способу изменения конституции принято делить на гибкие и жесткие. Гибкие конституции могут изменяться в том же порядке, что и обычный закон (Великобритания, Саудовская Аравия). Для внесения поправок в жесткие конституции предусмотрен особый усложненный порядок, например принятие поправок на референдуме (Швейцария), квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия), утверждение поправок субъектами Федерации (США, Германия). В ряде стран некоторые нормы, а иногда и главы конституции не подлежат изменению (Греция, Португалия и др.).

5. Институт конституционного  контроля (надзора). Органы конституционного контроля (надзора). В юридической литературе применяется два термина - конституционный контроль и конституционный надзор. Конституционный контроль - особый вид правоохранительной деятельности, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данного государства. Органы конституционного контроля, обнаружив указанное несоответствие, правомочны своей властью отменить нормативный правовой акт. При осуществлении конституционного надзора соответствующий орган не правомочен отменять акт, противоречащий конституции. По времени применения выделяют предварительный и последующий конституционный контроль (надзор). В первом случае проверке подвергаются нормативные правовые акты, уже принятые и вступившие в силу (США, ФРГ). Во втором случае - закон, находящийся на стадии рассмотрения в парламенте и еще не вступивший в силу (Франция, Швеция). По содержанию конституционный контроль (надзор) может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия соответствующего нормативного акта) или материальным (проверяется содержание нормативных актов с точки зрения их соответствия конституции); абстрактным (осуществляется по инициативе какого-либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо определенным судебным делом). Конституционный контроль (надзор) может осуществляться различными государственными органами: главой государства, парламентом, прокуратурой и пр. Однако в настоящее время в подавляющем большинстве государств действуют специализированные судебные или квазисудебные органы. Таким образом, Конституционный контроль (надзор) осуществляют: суды общей юрисдикции, обычно в этом случае окончательное решение принимается высшей судебной инстанцией (США, Япония, Индия); специальные конституционные суды, для которых конституционный контроль - единственная функция (Австрия, ФРГ, Испания); специально создаваемый особый орган несудебного характера (например, Конституционный совет во Франции). В исламских государствах, помимо высших судебных инстанций, конституционный контроль (надзор) осуществляется такими органами, как суд шариата и исламский совет (Пакистан, Иран, Малайзия).

9. Способы приобретения  и утраты гражданства. Гражданство - устойчивая правовая связь индивида с государством, выраженная во взаимном признании прав и соблюдении обязанностей. В ряде государств с монархической формой правления применяется термин подданство. Эти термины в наши дни правового различия обычно не имеют. Гражданство как субъективное право включает в себя следующие правомочия: проживать на территории государства (в том числе, свободно покидать и возвращаться); обладать всем комплексом прав, свобод и обязанностей; замещать любые государственные должности; пользоваться защитой государственной власти. Самый распространенный способ приобретения гражданства - по рождению (филиация). Существует два принципа: право крови, когда ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, и право почвы, когда ребенок становится гражданином государства, на территории которого родился. В законодательстве большинства стран предусматриваются оба принципа. Другой распространенный способ - прием в гражданство (натурализация). Натурализация может осуществляться в силу закона (например, в некоторых государствах иностранцы, вступая в брак с гражданином этой страны, автоматически приобретают гражданство) или индивидуально (на основании личного ходатайства лица, желающего приобрести соответствующее гражданство). Обычно предусматривается ряд требований, предъявляемых к лицам, желающим приобрести гражданство в порядке натурализации, - ценз оседлости, имущественный ценз, знание государственного языка и пр. Известные законодательству многих государств, но реже применяемые на практике способы приобретения гражданства: оптация (выбор гражданства той или иной страны в связи с переходом части территории от одного государства к другому); признание гражданства (все жители территории на день образования нового государства признаются его гражданами); восстановление гражданства (для бывших граждан данного государства) и ряд других. Возможны два способа утраты гражданства: выход из гражданства и лишение гражданства. В первом случае утрата гражданства происходит по инициативе лица (отказ от гражданства), во втором случае - по инициативе государства в лице уполномоченных органов. В ряде государств закон разрешает лишать гражданства лишь натурализованных граждан (причем часто в течение определенного срока). В большинстве современных государств существует запрет на лишение гражданства.

10. Юридические  гарантии конституционных прав и свобод граждан. Гарантии конституционных прав и свобод принято разделять на социальные, политические и юридические. В современных демократических государствах с развитой рыночной экономикой особое внимание уделяется юридическим гарантиям. Важнейшей юридической гарантией является существование правового государства. В зарубежных странах предусматриваются разные способы осуществления основных прав: явочный, заявительный, разрешительный, регистрационный порядки, режим судебных санкций (встречается также комбинированный порядок, например, явочно-регистрационный).При явочном порядке для осуществления конституционных прав не требуется дополнительного обращения к государственным органам. Регистрация в таких случаях носит по существу технический характер. Заявительный порядок предполагает заблаговременное, в установленный законом срок, информирование государственных органов или предприятий, организаций о намерении осуществить то или иное конституционное право. Несоблюдение этого условия влечет признание данной акции незаконной (например, профсоюз может быть оштрафован, если работодатель своевременно не предупрежден о забастовке). Разрешительный порядок - для осуществления некоторых конституционных прав требуется получение разрешения от соответствующих органов (например, проведение уличных демонстраций). Регистрационный порядок предполагает, что для осуществления права необходимо получение регистрации или лицензии (например, создание политической партии в ряде государств). Режим судебных санкций наступает при явочном порядке. Своим конституционным правом можно воспользоваться свободно, но при злоупотреблении им, при нарушении закона наступает судебная ответственность. Защита прав граждан - обязанность государства. Особое значение имеет судебная защита. Конституционные права могут защищаться также самими гражданами и их объединениями. За защитой своих прав граждане могут обращаться как в органы государства, так и в международные организации. Во многих странах мира действуют уполномоченные по правам человека (омбудсманы), а также народные правозащитники.

11. Конституционный  принцип равноправия.Следует различать понятия равенство и равноправие. Конституция предоставляет равные права, т. е. одинаковые юридические возможности пользоваться ими, а также устанавливает равные для всех обязанности. Современные социальные государства предоставляют некоторые определенным категориям населения (инвалидам, многодетным семьям), что не мешает, а в некоторой степени способствует достижению равноправия. Безусловно, абсолютного равенства прав и обязанностей для всех быть не может. Большинство конституций говорит о трех сторонах принципа равноправия: равенство граждан перед законом, равноправие независимо от расы и национальности, равноправие мужчины и женщины. Установление законом неравных прав граждан не соответствует общечеловеческим ценностям и называется дискриминацией - ущемлением в правах. Равенство перед законом обычно нарушается не на законодательном уровне, а на практике (при освобождении из-под стражи обвиняемого под залог далеко не каждый в силу своего финансового положения может воспользоваться этим правом).В ряде стран дискриминация по признаку расы или национальности выражается в существовании резерваций (закреплении племени на определенных землях) для коренного населения (США, Канада, Австралия). Формой национальной дискриминации также является языковая дискриминация. Равноправие мужчины и женщины также достигнуто далеко не во всем мире. В отдельных мусульманских странах женщины не обладают избирательными правами. Во всех странах мира подавляющее большинство государственных должностей занимают мужчины. Лишь в Норвегии есть закон, запрещающий какому-либо одному полу занимать более 60% мест в представительном органе. Помимо этого часто встречается дискриминация по половому признаку в трудовых отношениях.

12. Социально-экономические  и культурные права граждан по конституциям зарубежных стран. Социально-экономические права связаны с защитой жизненных интересов людей. Предоставляя социально-экономические права, государство должно соразмерять их реализацию с имеющимися возможностями, возлагать на человека обязанность заботиться о себе. В настоящее время далеко не во всех конституциях есть указание на социально-экономические права граждан. В ряде стран положения о них рассматриваются не как субъективные права, защищаемые судом, а как ориентир для деятельности правительства (Испания, Индия). К числу социально-экономических прав относятся:- право частной собственности и ее наследования, обеспеченное всеми средствами юридической защиты. В законодательстве некоторых государств предусматривается возможность отчуждения частной собственности в интересах общества (ФРГ) или национализации отдельных отраслей хозяйства (Франция);- право на предпринимательскую деятельность - право заниматься любой деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность не запрещена законодательством;- право на труд, впрочем, не предполагает защиты от безработицы;- свобода труда - запрет принудительного труда. Однако в ряде стран принудительный труд допускается при определенных условиях - по приговору суда, на военной службе, в условиях военного времени;- право на отдых включает ограничение на продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, общенациональные праздничные нерабочие дни, ежегодные оплачиваемые отпуска;- право на забастовку, т. е. на коллективное прекращение работы с выдвижением ряда требований, адресованных работодателю. Забастовка должна проводиться с соблюдением ряда требований, иначе она будет признана незаконной;- право на охрану здоровья и медицинскую помощь;- право на образование и свободу образования;- право на социальное обеспечение (пенсии, пособия и иные социальные выплаты);- право на охрану интеллектуальной собственности - свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества;- право на участие в культурной жизни, на пользование достижениями культуры и искусства.

13. Политические  права и свободы граждан по конституциям зарубежных стран. Политические права связаны с участием в общественно-политической жизни, с формированием органов государства, являются способом привлечения каждого гражданина к осуществлению народовластия и обычно принадлежат только гражданам (подданным) конкретного государства. Основными политическими правами и свободами являются:1) свобода мысли, слова, печати, т. е. свобода выражения мнений публично (высказывания в кругу семьи нельзя признать осуществлением конституционного права). Законным ограничением этой свободы является запрет пропаганды насилия, идей расового, национального, языкового и иного превосходства. В настоящее время особое значение приобрело право на информацию, т. е. право выражать, распространять мнения, искать и получать всеми законными способами любую информацию, которая не является в соответствии с законодательством тайной;2) право на объединение в политические партии и движения, профессиональные союзы, социально-экономические, культурные и иные организации и общества. Членами политических объединений могут быть только граждане, неполитических - и неграждане тоже. В ряде стран ограничено членство государственных служащих, военных и некоторых других категорий лиц в политических партиях. В некоторых мусульманских странах партии запрещены;3) свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. В большинстве конституций уточняется, что это право собираться мирно и без оружия. Для проведения подобных мероприятий обычно требуется разрешение соответствующих органов власти;4) свобода петиций - коллективное или индивидуальное обращение граждан в любой орган государственной власти или к должностному лицу;5) право на участие в управлении государством.К этой категории относятся избирательные права (в ряде стран могут принадлежать и негражданам, но на определенных условиях, с рядом существенных ограничений) и право на равный доступ к государ ственной службе (к государственной службе приравнивается, например, участие в суде в качестве присяжных заседателей).

14. Основные личные  права и свободы.Свобода совести.Церковь. Эта группа прав определяет положение личности в обществе. В ряде зарубежных государств их принято называть гражданскими. Однако личные права и свободы принадлежат каждому человеку независимо от гражданства, расовой, национальной и иной принадлежности и могут быть реализованы только самим человеком. К личным правам и свободам относятся: 1) право на жизнь. Государство охраняет жизнь человека от преступных посягательств. В большинстве развитых стран смертная казнь полностью запрещена или может применяться только в исключительных случаях по приговору суда с участием присяжных заседателей; 2) право на свободу и личную неприкосновенность.3) право на достоинство личности. Запрещаются пытки, иное жестокое обращение; проведение медицинских и других экспериментов без согласия человека. Достоинство личности охраняется в судебном; 4) право на неприкосновенность частной жизни, т. е. тайну личной переписки, телефонных переговоров, иных сообщений, а также сведений медицинского характера и семейную тайну;5) право на неприкосновенность жилища. Это право означает, что никто не может войти в жилище против воли хозяина, если в этом нет крайней необходимости. Также в установленных законом случаях возможно производство обыска без согласия хозяина; 6) свобода передвижения - каждый может свободно перемещаться по территории страны, выезжать за ее пределы, а граждане - беспрепятственно возвращаться. Могут быть установлены ограничения, связанные с обеспечением государственной тайны или в случае какого-либо бедствия; 7) свобода совести - право исповедовать любую религию или иметь атеистические убеждения. Большинство государств являются светскими, т. е.церковь отделена от государства. Во многих странах закон провозглашает какую-либо религию или церковь в качестве государственной (православие в Греции, католицизм в Испании, иудаизм в Израиле, лютеранство в Дании, православие и лютеранство в Финляндии и пр).От свободы совести как личного права каждого следует отличать право на создание конфессиональной организации или вступление в нее. Статус религиозных объединений устанавливается либо специальным законом, либо законом об общественных объединениях. Обычно они являются юридическими лицами, имеют собственность, вправе создавать свои предприятия и учреждения, на их работников распространяется законодательство о труде. Совершенно иное положение занимает религия в мусульманских странах. В большинстве из них ислам является единственной и обязательной религией.

Информация о работе Источники конституционного права