Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 08:47, курсовая работа
Становление и развитие конституционного строя в различных странах имеет как общие, так и особенные черты. Общим для всех зарубежных стран является признание Конституции высшим законом страны, регламентирующим важнейшие политические и правовые отношения в ней, устанавливающим основные положения правопорядка. Все остальное (текущее) законодательство и административное правотворчество должно соответствовать нормам Конституции.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Понятие и классификация источников
конституционного права зарубежных стран……………………………….4
2 Конституции зарубежных стран: понятие, структура
классификация….……………………………………………………………..5
3 Конституционные, органические и «обычные» законы:
конституционно-правовая характеристика…………………………………7
4 Иные источники конституционного права зарубежных стран……………9
4.1 Судебный прецедент……………………………………………………..9
4.2 Конституционный обычай………………………………………………10
4.3 Религиозные источники…………………………………………………10
4.4 Международные правовые акты……………………………………….11
4.5 Акты главы государства и
исполнительной власти…………………………………………………..11
4.6 Внутригосударственные публично-
правовые договоры……………………………………………………...11
Заключение………………………………………………………………………12
Список использованных источников………………………………………….13
Законодательные материалы…………………………………………………..13
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Понятие и классификация источников
конституционного права зарубежных стран……………………………….4
2 Конституции зарубежных стран: понятие, структура
классификация….………………………………………
3 Конституционные, органические и «обычные» законы:
конституционно-правовая
4 Иные
источники конституционного
4.1 Судебный прецедент………………………………
4.2 Конституционный обычай……………………
4.3 Религиозные источники………………………
4.4 Международные правовые акты………
4.5 Акты главы государства и
исполнительной власти………………………
4.6 Внутригосударственные
правовые договоры…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….13
Законодательные
материалы…………………………………………………..
Введение
В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах.
В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения, социальные факторы.
В юридическом смысле под источником права понимают формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют правовые акты. В этом смысле и рассматриваются источники конституционного права.
Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.
К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты.
Становление и развитие конституционного строя в различных странах имеет как общие, так и особенные черты. Общим для всех зарубежных стран является признание Конституции высшим законом страны, регламентирующим важнейшие политические и правовые отношения в ней, устанавливающим основные положения правопорядка. Все остальное (текущее) законодательство и административное правотворчество должно соответствовать нормам Конституции.
Конституция, таким образом, рассматривается как правовая основа конституционного строя или существования конституционализма, в содержание которого включается ряд компонентов: права и свободы граждан, представительное правление и принцип разделения властей.
1 Понятие и классификация источников конституционного
права зарубежных стран
Источники конституционного (государственного) права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порою и противоречивый характер самого государственного права.
Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.
Основным источником конституционного (государственного) права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит конституция США 1787 года. Наряду с этим конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей. Достаточно сослаться на ст. 25-бис конституции Швейцарии, которая запрещает «выпускать кровь у мясного скота, не оглушив его предварительно». Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.
Однако
в подавляющем большинстве
2 Конституции зарубежных стран: понятие,
структура, классификация
Конституция - фактический документ (социальная конституция или конституция в материальном смысле) - реально существующее основа государства политического строя государства, место и роль человека в обществе. Порядок в обществе, государстве, при котором реализуются основы конституционного строя, реализуются положения конституции, права и свободы человека и гражданина.
Структура включает в себя преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения, изредка также приложения.
В преамбуле излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее создания, провозглашаются права и свободы, руководящие начала государственной политики. Положения преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений конституции.
В
основную часть конституции входят
нормы о правах и свободах, об
основах общественного строя, о
системе и статусе
Заключительные положения содержат различные нормы. Обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу. Если это не урегулировано в основной части, помещают нормы в порядке изменения конституции или государственных символах.
Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Нередко, нормы, содержащиеся в переходных положениях обозначаются не в виде статей, а в виде параграфов, чтобы показать их специфический характер. В то же время они важны для правоприменителя, так как указывают с какого времени подлежит применению та или иная норма.
Устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствие с конституцией. Дополнительные положения также оформляются иначе, содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частей вопросов. Приложение содержит распределение компетенции - имеют важное юридическое значение.
Целью классификации конституций, их разнесение по различным классам на основе общих свойств позволяет ориентироваться в многообразии конституций, способствует установлению закономерно существующих связей между ними, определенно место того или иного акта во всех их совокупности, помогает лучше их различать, сопоставлять друг с другом, уяснять особенности их содержания и структуры.
Классификация ведет к четкому оформлению знаний о конституции.
Временные и постоянные конституции различаются по времени действия - первые имеют ограниченный срок действия (Таиланд, ЮАР и др.), вторые - неограниченный (США, Франция, Польша и др.).
Классификация по содержанию и характеру конституций многообразна и отражает различные признаки определяемого конституцией строя. По форме правления, определяемой в конституциях, их можно в зависимости от порядка замещения должности глава государства, разделить на монархические и республиканские, по устанавливаемой форме политико-территориального устройства на федеративные и унитарные. В федеративных государствах конституции можно разграничить на федеральные и национальные и на конституции субъектов федерации (штатов, земель, провинций).
По оформляемому политическому режиму конституции делятся на демократические, авторитарные, среди последних выделяются еще тоталитарные. Первые гарантируют определенный круг прав и свобод, допускают свободное образование и деятельность политических партий, предусматривает выборность учреждений власти. Авторитарные конституции ограничивают или запрещают деятельность политических партий либо устанавливают господство одной партии, открывают возможности для ликвидации или существенного ограничения вынуждено провозглашаемых прав и свобод. По форме конституции делятся на писаные, смешанные и неписаные.
По порядку изменения на гибкие, жесткие, смешенного типа. Особо жесткая конституция США.
В зависимости от порядка принятия на октроированные, т.е. окончательно одобренные главой государства (Бельгия, Норвегия, Бахрейн, Катар, Кувейт) и "народные".
3 Конституционные, органические и «обычные» законы:
конституционно-правовая характеристика
Конституционные - вносят изменения в конституцию или дополняют ее; они не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы. Это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения. В качестве примера конституционных законов можно привести акт о свободе печати 1949 года в Швеции, акты о гражданских правах 1957, 1960, 1964 и 1969 годов, а также законы об избирательных правах 1965 и 1970 годов в США, закон о политических партиях Испании 1978 года (дополнен в 1981 году) и ряд других. В некоторых же странах нет особой категории конституционных законов. Конституционными законами в таких странах, по существу, являются акты, которыми вносятся поправки к конституции. В Конституции Румынии 1991 г. (ст. 72), например, так и говорится: "Конституционный закон – это закон о пересмотре Конституции". Но конституционные законы в таких странах, как правило, не представляют собой каких-либо законов, действующих наряду с Конституцией. В них закрепляется новая редакция тех или иных статей, вводятся новые положения или упраздняются действующие. Однако новая редакция статей или вообще новые статьи затем обычно инкорпорируются в текст Основного закона. Даже в США, где поправки не влекут за собой изменения формулировок первоначального текста, а записываются после основного текста Конституции в хронологическом порядке, эти поправки рассматриваются в качестве интегральной части Конституции. В отдельных странах конституционными законами называются акты, в совокупности составляющие конституцию страны. В такой стране никакой иной конституции, кроме совокупности конституционных законов, не существует, поэтому конституционные законы обладают наивысшей юридической силой.
Органические - принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом. Они, как правило, обладают большей юридической силой, чем простые законы, но меньшей, чем конституции. Органические законы принимаются в соответствии с усложненной по сравнению с простыми законами процедурой и касаются каких-либо наиболее важных вопросов. В ряде стран органическими законами признаются такие законы, необходимость принятия которых предусмотрена Конституцией. Особенно богата такими бланкетными нормами конституция Франции 1958 года. Например, конституция устанавливает, что органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и недопустимости совмещений (ст. 25), что "парламент принимает финансовые законопроекты с соблюдением условий, предусмотренных органическим законом" (ст. 47) и т. д. Таких бланкетных норм во французской конституции насчитывается около двадцати.
Информация о работе Источники конституционного права зарубежных стран