Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:43, контрольная работа
Источники конституционного права в зарубежных странах многообразны. В первую очередь, это нормативные акты, регулирующие конституционно-правовые отношения. Особое местно среди источников занимает конституция. В федеративных государствах субъекты (штаты, земли и пр.) также часто имеют свои конституции. Законы можно классифицировать по различным основаниям.
29.Единство и разделение властей.
В некоторых современных конституциях триада разделения властей подвергнута модификациям и дополнениям. Во-первых, некоторые государственные органы не вписываются в эту триаду. Это относится к главе государства, когда он по конституции не является органом исполнительной власти, к прокуратуре, к контролирующим органам и т.д., что заставляет уточнять прежнюю схему. Во-вторых, в конституциях появились упоминания о новых ветвях власти. Конституционная доктрина ряда стран Латинской Америки исходит из существования четырех властей: дополнительно названа избирательная власть. Свое организационное выражение эта ветвь власти нашла в создании органов избирательного регистра, специальных избирательных судов, которые, в частности, рассматривают споры о прямых выборах в государственные органы. В Бразилии их система имеет иерархический характер, завершаясь высшим избирательным судом. В литературе говорится о существовании иной четвертой власти — учредительной, под которой понимается право народа непосредственно или путем создания специального учредительного собрания принимать конституцию и определять тем самым принципы общества и основы организации государства. Четвертой властью называют также прессу, формирующую общественное мнение, но это уже результат социологического подхода. Пресса государственной властью не обладает, равно как не являются государственной властью и другие называемые философами и социологами власти — корпоративная власть общественной организации, идеологическая власть, техническая, религиозная и др. В-третьих, теория разделения властей отнюдь не предполагает создания «китайской стены» между различными ветвями власти. Совершенно разделить их невозможно, поскольку речь идет о едином институте, единой государственной власти. В государстве не может быть несколько различных по своей сущности государственных властей. В условиях редкого в истории и кратковременного двоевластия, по существу, имело место переплетение разных по своей сущности властей — политической и государственной. Единство государственной власти при необходимом разграничении ее ветвей порождает переплетение некоторых элементов, их взаимодействие, взаимозависимость, взаимопроникновение. Разделение властей ведет к различиям в способах осуществления государственной власти теми или иными органами государства, содержит возможность конфликтов ветвей на правовой основе, но нельзя доводить разногласия до борьбы. По принципиальным вопросам государственной политики все ветви власти должны действовать согласованно, иначе невозможно управлять обществом.
37.Судебная власть
и ее особенности.Суд рассматривает и решает
конкретные дела и споры, возникающие
вследствие различных конфликтов в обществе.
Эти вопросы рассматриваются судом в ходе
судебного процесса. Судебная власть принадлежит
не судебному учреждению, а судебной коллегии
(по малозначительным делам — единолично
судье), действующей в процессе. Коллегия
может состоять из профессиональных судей
(три — пять профессиональных судей обычно
рассматривают некоторые гражданские
иски), из одного или нескольких судей
и 5-6—9— 12-24 присяжных заседателей. Деятельность
суда призвана обеспечивать господство
права, в том числе и по отношению к государству.
Вследствие этого суд обладает такими
полномочиями, которых не имеет ни законодательная,
ни исполнительная власть. Особенности
судебной власти как независимой ветви
предполагают судейское самоуправление.
Суд действует на территории определенного
судебного округа, который, как правило,
не совпадает с административно-
39.Конституционные
принципы осуществления
38.Судебные органы
и судебные системы. Существует несколько видов
судебных и квазисудебных органов, т.е.
органов, осуществляющих некоторые задачи
правосудия.1) Органы досудебного разбирательства,
например медиаторы, консилиаторы (посредники,
примирители) во Франции, Италии. 2) Суды
общей юрисдикции («общие суды»), рассматривающие
уголовные дела, гражданские и трудовые
споры и т.д. В эту систему входят также
мировые судьи, единолично рассматривающие
малозначительные уголовные и гражданские
дела. 3) Специальные суды: военные (для
военнослужащих), суды по делам малолетних,
трудовые, по земельным и водным спорам,
претензионные, коммерческие (по торговым
делам) и др. Особое звено специальных
судов — административные суды (специальные
суды особого рода), рассматривающие споры
граждан с чиновниками и органами государства
по вопросам управления в связи с нарушением
прав граждан. В административные суды
нельзя жаловаться, если чиновником не
нарушен закон, поскольку при решении
конкретных дел чиновник имеет свободу
усмотрения и вправе действовать самостоятельно
в пределах закона (дискреционные полномочия).
4) Мусульманские суды, которые рассматривают
дела только по тем вопросам, которые указаны
в священных книгах (Коране и сунне) и только
среди единоверцев. 5) Суды обычного права
— племенные суды, в которых участвуют
вожди, старейшины. Они рассматривают
споры между соседями, споры об использовании
земли, лесов, пастбищ, некоторые вопросы
семейного права на основе обычаев племени.
Уголовные дела такие суды рассматривать
не могут. Особое место занимают конституционные
суды, а также суды, рассматривающие вопросы
конституционной ответственности высших
должностных лиц. В некоторых странах
действуют церковные суды, которые рассматривают
дела священников, но могут налагать также
наказания на прихожан (покаяние, отлучение
от церкви). Конституции запрещают создание
чрезвычайных судов, т.е. таких, которые
образуются в ином порядке, чем определено
конституцией и законами, действуют вне
правил судебной процедуры, а иногда и
применяют наказания, не предусмотренные
уголовным кодексом. Однако в условиях
военных режимов такие суды обычно создаются.
Можно выделить четыре модели судебных
систем: англо-американскую (англосаксонскую),
романо-германскую (европейскую континентальную),
социалистическую и мусульманскую. В англосаксонской
модели обычно существует единая система
судов во главе с верховным судом; широко
используется судебный прецедент. В романо-германской
модели обычно нет единой системы судов,
она полисистемна. В разных системах судов,
которые специализированы, есть свои высшие
органы. Для социалистической модели характерны:
выборность всех судей и народных заседателей;
равенство прав судей и народных заседателей;
совпадение границ административно-
29.Единство и разделение властей. В некоторых современных конституциях триада разделения властей подвергнута модификациям и дополнениям. Во-первых, некоторые государственные органы не вписываются в эту триаду. Это относится к главе государства, когда он по конституции не является органом исполнительной власти, к прокуратуре, к контролирующим органам и т.д., что заставляет уточнять прежнюю схему. Во-вторых, в конституциях появились упоминания о новых ветвях власти. Конституционная доктрина ряда стран Латинской Америки исходит из существования четырех властей: дополнительно названа избирательная власть. Свое организационное выражение эта ветвь власти нашла в создании органов избирательного регистра, специальных избирательных судов, которые, в частности, рассматривают споры о прямых выборах в государственные органы. В Бразилии их система имеет иерархический характер, завершаясь высшим избирательным судом. В литературе говорится о существовании иной четвертой власти — учредительной, под которой понимается право народа непосредственно или путем создания специального учредительного собрания принимать конституцию и определять тем самым принципы общества и основы организации государства. Четвертой властью называют также прессу, формирующую общественное мнение, но это уже результат социологического подхода. Пресса государственной властью не обладает, равно как не являются государственной властью и другие называемые философами и социологами власти — корпоративная власть общественной организации, идеологическая власть, техническая, религиозная и др. В-третьих, теория разделения властей отнюдь не предполагает создания «китайской стены» между различными ветвями власти. Совершенно разделить их невозможно, поскольку речь идет о едином институте, единой государственной власти. В государстве не может быть несколько различных по своей сущности государственных властей. В условиях редкого в истории и кратковременного двоевластия, по существу, имело место переплетение разных по своей сущности властей — политической и государственной. Единство государственной власти при необходимом разграничении ее ветвей порождает переплетение некоторых элементов, их взаимодействие, взаимозависимость, взаимопроникновение. Разделение властей ведет к различиям в способах осуществления государственной власти теми или иными органами государства, содержит возможность конфликтов ветвей на правовой основе, но нельзя доводить разногласия до борьбы. По принципиальным вопросам государственной политики все ветви власти должны действовать согласованно, иначе невозможно управлять обществом.
19. Права и обязанности граждан в условиях чрезвычайного положения. В условиях локальных военных действий, при массовых общественных беспорядках, катастрофах на части территории страны или в страж в целом вводится чрезвычайное, военное или осадное положение. Оно предполагает ограничение конституционных прав граждан, расширение их обязанностей и усиление ответственности. Это делается обычно актом главы государства или правительства, принятым на основе закона о чрезвычайном, военном, осадном положении, а в некоторых странах — на основе так называемых чрезвычайных законов, которые принимаются отдельно по каждому случаю и могут неоднократно продлеваться парламентом (страны англосаксонского права). В акте о чрезвычайном положении должен быть точно указан срок его действия, названа территория, на которую он распространяется, перечислены вводимые ограничения конституционных прав. Акт доводится до сведения населения немедленно, но вступает в силу не сразу, а по крайней мере через несколько часов после оповещения. Конституции многих стран устанавливают, что при введении чрезвычайного положения должен быть немедленно созван парламент, если он не заседает, для контроля за действиями исполнительной власти. При введении чрезвычайного положения могут быть ограничены свобода собраний, деятельность партий, свобода передвижения граждан, а также запрещены демонстрации. Вводится цензура для публикаций радио- и телепередач. Граждане, призывающие к общественным беспорядкам, к нарушению закона, могут быть принудительно выселены на определенный срок из данного региона. Вводится досмотр транспортных средств и граждан. Если чрезвычайное положение введено в связи со стихийными бедствиями, катастрофами, возможны дополнительные меры: трудовая повинность, распределение предметов питания и первой необходимости среди населения, изменение режима работы предприятий и учреждений. При объявлении военного положения определенные полномочия гражданских органов власти переходят к органам военного управления, которые, по существу, ставятся над гражданскими органами. Осадное положение объявляется в критических ситуациях и характеризуется особенно жесткими ограничениями. В условиях чрезвычайного положения в городах и иных населенных пунктах может быть установлен комендантский час.
18.Правовое регулирование роли политических партий. Конституции демократических стран (Германии, Франции) устанавливают, что партии содействуют выражению политической воли народа, выражению общественного мнения путем голосования. Законы о политических партиях определяют их роль более детально. В них говорится также, что политические партии стимулируют активное участие граждан в политической жизни, воспитывают их в духе ответственности за дела общества, выдвигают кандидатов на выборах, влияют на политическую деятельность парламента и правительства, заботятся о постоянной связи между народом и государственными органами, содействуют осуществлению политических прав граждан и т.д. Посредством партийной деятельности, как и деятельности некоторых других общественных организаций, осуществляется отбор и подготовка политической элиты, кадров управленческого аппарата. Законодательное регулирование деятельности партий в демократических странах исходит из возможности чередования их у власти в результате свободных выборов. В странах тоталитарного социализма, а также в других странах с законодательно закрепленной однопартийной системой существует иной подход к роли партий в обществе и государстве. Как уже упоминалось, в странах тоталитарного социализма коммунистическая партия навсегда объявлена руководящей силой общества и государства, т.е. правящей партией: другие партии (если они есть) должны быть союзными, а не оппозиционными. При таком подходе смена партий у власти исключена. Она тем более невозможна конституционным путем в странах с законодательно фиксированной однопартийной системой.
6.Конституционно-правовое
регулирование вопросов
1.Объект регулирования и предмет изучения КПЗС. Предметом науки конституционного права зарубежных стран является государственное право конкретных стран. Конституционное право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т. д. Конституционное право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления. При этом главной идеей, положенной в основу организации власти, является принцип разделения властей. Конституционное право есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему. Назначение: конституционное (государственное) право закрепляет государственно-территориальную организацию власти, максимально соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны, определяет основы других ее отраслей - административного, финансового, уголовного, гражданского и т. д. Подразделение конституционного (государственного) права на отдельные институты определяет систему курса государственного права зарубежных стран. Предметом правового регулирования государственного права зарубежных стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.
17. Порядок создания
и роспуска политических партий