Источники конституционного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

Источники конституционного права в зарубежных странах многообразны. В первую очередь, это нормативные акты, регулирующие конституционно-правовые отношения. Особое местно среди источников занимает конституция. В федеративных государствах субъекты (штаты, земли и пр.) также часто имеют свои конституции. Законы можно классифицировать по различным основаниям.

Работа содержит 1 файл

Ответы по КПЗС.docx

— 104.64 Кб (Скачать)

32. Полномочия президента  республики. Ответственность президента. Президент - выборный глава государства при республиканской форме правления. Возглавлять республику может также выборный коллегиальный орган. Президент в президентской республике является главой государства и главой исполнительной власти, в парламентской - только главой государства, в смешанной - фактически руководит работой правительства при формальном наличии должности премьер-министра. Перечень президентских полномочий в большинстве стран в основном совпадает, но их объем напрямую связан с типом республики. Основные полномочия президента можно сгруппировать следующим образом: 1) президент – гарант конституции; 2) президент представляет страну на международной арене; 3) обладает рядом полномочий в отношении парламента и осуществления им законодательной власти (в том числе президент обладает правом вето); 4) формирует высшие органы государственной власти и назначает ряд государственных служащих; 5) часть актов президента имеют нормативный характер, нормативный акт президента может иметь силу закона; 6) президент - гарант прав и свобод граждан (он принимает в гражданство, ему принадлежит право помилования); 7) президент является главнокомандующим - распоряжается вооруженными силами; 8) президент вправе объявлять на территории государства или его части чрезвычайное, военное или осадное положение. Президент, в отличие от монарха, за свои действия несет юридическую ответственность. Президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголовная ответственность наступает только в случае отрешения президента от должности (импичмент), в гражданском процессе президент может выступать в качестве ответчика. Импичмент может быть применен за совершение президентом особо тяжкого преступления (например, государственная измена). Существует три формы импичмента, различающиеся в зависимости от государственных органов, задействованных в этой процедуре: 1) парламентская (США, Финляндия); 2) парламентско-судебная (Германия, Италия); 3) парламентско-плебисцитарная (Австрия, Туркмения).

33. Понятие и  структура парламента. Парламент - высший законодательный и представительный орган государства, выражающий суверенную волю народа, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Официальное наименование данного органа может быть различным - собственно парламент, национальное собрание, конгресс, государственное собрание и пр. Структура парламента в зарубежных странах различна и обусловлена, в первую очередь, сложившимися традициями. Обычно парламент бывает однопалатным или двухпалатным (истории известны парламенты с большим количеством палат, но в настоящее время таких парламентов нет). В федерациях парламент всегда имеет две палаты, одна из которых представляет интересы субъектов федерации. В унитарных государствах встречаются как двухпалатные, так и однопалатные парламенты. В Великобритании и некоторых других государствах, воспринявших англосаксонскую модель, составной частью парламента признается глава государства. В континентальном праве парламент главу государства не включает. В Германии официально парламентом назван лишь бундестаг, однако фактически бундесрат признается верхней палатой. Численность палат обычно устанавливается конституцией: иногда в виде фиксированного числа, иногда – в виде пропорции. В большинстве государств порядок формирования палат неодинаков. Депутаты нижней палаты и однопалатного парламента обычно избираются путем прямых всенародных выборов. Часть мест может резервироваться и замещаться в результате косвенных выборов или по должности. Верхняя палата может вся избираться прямыми выборами (США), но чаще используются косвенные выборы, назначение, занятие места по должности или сочетание различных способов. Сроки полномочий палат могут совпадать, а могут и различаться. Нижняя палата и однопалатный парламент, как правило, избираются целиком на 4-5 лет. К верхней палате часто применяется принцип ротации - обновление палаты происходит по частям.

34. Компетенция  парламента. Классификация парламентов  с точки зрения их полномочий. В зависимости от объема полномочий различают три вида парламентов: с неофаниченными полномочиями, с ограниченными полномочиями и консультативные. Первый вид парламентов может принимать решения по любым вопросам (открытый перечень полномочий). Концепция неограниченного парламента, однако, не означает вседозволенности и абсолютной власти, но определенные ограничения все-таки существуют: например, есть институт королевской прерогативы, в ряде государств действуют органы конституционного контроля и пр. Парламенты с ограниченными полномочиями (Франция) - Конституция четко ограничивает компетенцию законодательного органа (закрытый перечень полномочий). Консультативные парламенты получили распространение в мусульманских странах. Содержание и объем полномочий парламентов в зарубежных странах существенно различаются, однако по ряду общих признаков их можно разделить на несколько групп: 1) законодательные; 2) представительные; 3) организационно-контрольные; 4) учредительные. В некоторых государствахпарламент принимает конституцию. В парламентских республиках парламент избирает президента. Традиционно к важнейшим полномочиям парламента отнесены вопросы государственной казны. В большинстве стран только парламент может принимать государственный бюджет, устанавливать налоги, принимать решение о государственных займах и пр. Парламент осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. Используются следующие формы парламентского контроля: -дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства; - вынесение вотума недоверия правительству и отказ правительству в доверии; - парламентские слушания; - парламентские расследования; - импичмент по отношению к высшим должностным лицам и ряд других.

36. Правительства  и их разновидности. Ответственность правительства. Правительство - коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, осуществляющий руководство государственным управлением. В президентских республиках правительство возглавляет президент. В остальных государствах - премьер-министр. Членами правительства являются министры. Способ формирования правительства зависит от формы правления. 1. Парламентский способ применяется в парламентских монархиях и республиках. Правительство формируется заново после каждых парламентских выборов. Возглавляет правительство лидер партии парламентского большинства. В большинстве случаев премьер-министр формирует состав правительства, который утверждается парламентом, однако иногда такого утверждения не требуется. 2. Полупарламентский способ распространен в смешанных (полупрезидентских) республиках. Правительство формируется заново после каждых президентских выборов. Кандидатура премьер-министра представляется президентом, утверждается парламентом. Министров назначает президент. 3. Внепарламентский способ характерен для президентских республик, абсолютных и дуалистических монархий. Обычно глава государства по собственному усмотрению формирует правительство, хотя в некоторых государствах необходимо согласие верхней палаты парламента. По партийному составу различают однопартийные, коалиционные и служебные (чиновничьи) правительства. Правительство несет политическую ответственность перед главой государства, парламентом и премьер-министром. Парламентская ответственность выражается в вынесении резолюции порицания (вотума недоверия) всему правительству или отдельному министру или в отказе правительству в доверии. Обычно парламентская ответственность – это ответственность перед однопалатным парламентом или нижней палатой двухпалатного парламента. Однако иногда правительство несет ответственность и перед верхней палатой. Возможна солидарная (все правительство отправляется в отставку) и индивидуальная (в отставку уходит конкретный министр, которому выражено недоверие) ответственность. Политическая ответственность перед главой государства - увольнение министра или роспуск всего правительства главой государства. Премьер-министр также может потребовать отставки министров. Иногда он сам принимает эту отставку, иногда действует через президента, если тот сам назначает членов правительства.

35.Порядок работы  парламента. Парламент осуществляет свою деятельность в различных формах: на раздельных и совместных заседаниях палат, путем работы постоянных комиссий, деятельности депутатов в избирательных округах, через органы, состоящие при парламенте, и т.д. Сессия – промежуток времени, в течение которого периодически созываются пленарные заседания палат, работают постоянные комиссии.тОчередные сессии созываются главой государства либо один раз в год, либо два раза в год. Лишь в отдельных странах ранее конституции предусматривали три сессии в год (Болгария). Внеочередная сессия может быть созвана президентом по требованию части депутатов (в одних странах – 1/3 депутатов, в других – 1/2, в отдельных развивающихся странах – 2/3), по требованию правительства во Франции. На внеочередной сессии могут обсуждаться только те вопросы, для которых она созвана. Повестку дня должны указать инициаторы созыва. Для работы парламента и принятия им решений необходим кворум. Это понятие имеет два значения: кворум для заседаний (обсуждения) и кворум для голосования. Для пленарного заседания палат в большинстве стран необходимо определенное количество присутствующих депутатов (50 % плюс один депутат в Италии, на Украине), но иногда кворум для заседания гораздо меньше: в Индии – 1/10 часть членов парламента в нижней палате, в Японии – 1/3, в Великобритании – 40 членов палаты общин (из 659) и 3 пэра Палаты лордов (из более 1200). Заседания парламента (палат) бывают открытыми (может присутствовать публика, но в специально отведенных для этого местах (обычно не в зале заседания, а наверху, на галерее)) и закрытыми.

22.Республика как  форма правления. Виды. Республика — форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми «квалификациями». Президентская республика .В президентской республике президент, как правило, избирается независимо от парламента. Президент назначает министров, как, например, в США или Бразилии, и в этом случае отдельного от президента правительства нет, существует кабинет президента, где министры имеют только совещательный голос, В некоторых президентских республиках он может назначить также премьер-министра. В этом случае есть правительство во главе с премьером, но фактическим руководителем правительства остается президен. В большинстве президентских республик нет особой должности премьер-министра, им является президент. Политику правительства определяет президент, под руководством которого проходят заседания совета министров, где решаются наиболее важные вопросы. В президентской республике осуществляется «жесткое» разделение властей: президент не вправе досрочно распустить парламент, но и парламент не вправе смещать министров путем вотума недоверия. Ответственность правительства (министров) перед президентом — главный признак президентской республики. Правда, парламент в такой республике имеет определенные полномочия (нередко весьма значительные) по контролю над управлением, но все-таки он не вправе уволить в отставку не угодных ему министров. Парламентарная республика. Парламентарная республика, особенно в ее «чистом» виде, распространена гораздо меньше, чем президентская. Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия. В парламентарной республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами.. Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо особой коллегией. В парламентарной республике по тексту конституции, как и в республике президентской, правительство назначается президентом. Но в отличие от президентской республики это формальный акт. Глава государства не является главой правительства и не свободен в выборе премьер-министра, который потом определяет состав правительства (кабинета) и вносит его на утверждение парламента. Президенту приходится назначать лидером правительства лицо, которое пользуется доверием парламента (его нижней палаты), иначе правительство не будет утверждено парламентом.В парламентарной республике президент по конституции нередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению («совету») правительства. В такой республике он не правит, но это не значит, что его роль в государстве незначительна. Некоторые вопросы государственного значения президент решает самостоятельно. В парламентарной республике правительство несет, ответственность только перед парламентом, но не перед президентом.

26.Структура федерации. Федерация - это сложное государство, составными частями федерации являются государства-члены или государственные образования. Они называются по-разному: штаты (США, Индия), земли (Австрия, Германия), провинции (Канада, Пакистан), кантоны (Швейцария), эмираты (ОАЭ) и т.д. Обобщенно их называют обычно субъектами федерации. Большинство федераций — крупные и средние государства, в которых в совокупности проживает около трети населения Земли. Среди них есть мощные в экономическом отношении страны (Германия, США), небольшие государства с высоким уровнем развития (Австрия, Бельгия), но есть и отсталые государства, где промышленность развита крайне слабо (Нигерия). Подавляющую часть территории федеративных государств занимают субъекты федерации. Субъекты федерации часто имеют свои конституции (в США, Мексике — все штаты). В отличие от автономии субъекты федераций сами принимают свои конституции, которые не нуждаются в утверждении центральных органов. Субъекты федераций создают свои парламенты. Эти парламенты могут быть и однопалатными, и двухпалатными. Субъекты федераций представлены во второй палате федерального парламента, которая считается специфическим органом выражения их интересов. Они имеют в этой палате или равное представительство, независимо от численности населения (по 2 сенатора от каждого штата США, по 3 — в Бразилии), или неравное, которое зависит от численности населения, хотя и не пропорционально ему (например, от 3 до 6 от каждой земли в Германии). Наряду с субъектами в состав многих федеративных государств входят территориальные образования, не являющиеся субъектами федерации. Это федеральный округ — столица с прилегающими окрестностями (округ Колумбия со столицей Вашингтоном в США федеральные территории (остров Гуам в США), федеральные владения (прибрежные острова, которые не населены или население которых имеет переменный состав — служба маяков, метеостанций). Составные части федераций, не являющиеся субъектами, своих конституций не имеют.

31.Способы избрания  президента. В странах с республиканской формой правления президент всегда избирается, за исключением государственного переворота. В зависимости от вида республики можно выделить 3 вида избрания президента:1) Прямые выборы – Мексика, Бразилия, Венесуэла, Панама, Перу, Колумбия) выборы проходят по мажоритарной системе.2) Косвенные выборы - США. Избиратели избирают коллегию выборщиков, которая затем избирает президента.3) Многостепенные выборы – (чаще всего двухстепенные), где воля избирателя опосредствуется в парламенте. Полномочия и правовое – фактическое положение президента зависит так же и от степени вмешания парламента вы выборы президента, т.е. чем больше парламент задействован в выборах, тем сильнее президент зависим от парламента. Глава государства – в некоторых странах назначает членов парламента, внешнеполитические функции, назначает послов и пасланников, обьявляет войну и заключает мир, право помилования, замена наказания, награждения и т.д.

28.Правовое положение  автономных образований.

Атономия в конституционном праве означает предоставление какой-либо части государства, нескольким частям, всем однопорядковым единицам, наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. Автономные образования иногда создаются законом сверху, иногда предварительно проводится референдум в районах предполагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон. Виды автономии. Три характеристики автономии: персональная, корпоративная и территориальная. Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно и создают свои объединения, которые в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни путем представительства при некоторых центральных органах государства. Корпоративная автономия обычно связывается с существованием лингвистических общностей, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного населения, живущего небольшими группами вперемежку с другими народностями. Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или этнотерриториальной, но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Территориальная автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностями. В зависимости от объема полномочий существуют две формы национально-территориальной автономии: политическая  и административная. Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она  обладает правом законодательства по местным вопросам. Иногда ей принадлежит также право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, в том числе при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий.

40.Органы общинного  самоуправления и управления.

Существует несколько  видов органов общинного самоуправления. На низовом уровне это может быть староста, староста деревни и городского квартала (Индонезия, Таиланд). Староста избирается обычно на сходе жителей села открытым голосованием. В селе, группе деревень, в мелкой общине по мере надобности созывается сельский сход. Помимо выборов старосты деревни сход решает главные вопросы местной жизни. Собрание деревни может избрать единоличного главу сельской администрации или коллективный орган. В более крупных общинах гражданами избирается совет. Обычно такие советы и здания, где они располагаются, обобщенно называют муниципалитетами. Совет избирается, как правило, на 2—4 года, обладает правами юридического лица, имеет свой бюджет, распоряжается собственностью общины. В сферу его полномочий входят вопросы образования, здравоохранения, санитарии, строительство муниципального жилья для бедных слоев населения, ремонт дорог и др. Свои полномочия советы осуществляют на периодически созываемых сессиях. В некоторых развивающихся странах избираются не все члены совета — часть их входит в состав совета по должности, в связи с общественным положением. Следующий орган общины — глава муниципального образования, избираемый советом или населением, обычно называемый мэром, бургомистром. Мэр занимает своеобразное положение: он одновременно является органом местного самоуправления и органом муниципального управления, а также утверждается как представитель государственной власти, в общине. Иногда непосредственно гражданами или советом избираются другие должностные лица местного самоуправления. Возможен наем советом специалиста-управленца. Он выполняет обязанности мэра, но занимается только административными вопросами. Формами осуществления местного самоуправления являются также местные референдумы, народная правотворческая инициатива. В некоторых странах (КНР, Вьетнам, Украина) в селах, общинах, иногда — кварталах городов создаются территориальные органы общественного самоуправления, но они не являются органами публичной власти. Работа депутата органа местного самоуправления в отличие от парламентариев не оплачивается, но в ряде стран (Великобритания, США, Япония) члены совета получают вознаграждение за каждое участие в заседании.

Информация о работе Источники конституционного права