Источники
конституционного права
В общей
теории права принято различать
понятие источника
права в материальном, идеологическом
(идейном) и юридическом смыслах. В материальном
смысле под источником права понимаются
те факторы, которые определяют само содержание
права. Это материальные условия жизни
общества, свойственные ему экономические
отношения.
В
идеологическом (идейном) смысле источником
права является правосознание, правовая
идеология. Право, прежде чем сложиться
в конкретные нормы, проходит через волю
и сознание общества, граждан и конечно
законодателей, которые принимают конкретные
законы. В юридическом смысле в качестве
источника права рассматриваются формы,
посредством которых устанавливаются
и получают обязательную силу правовые
нормы. Формами, выполняющими такую функцию,
выступают правовые
акты. В данном смысле и рассматривается
вопрос об источниках конституционного
права. Источниками конституционного
права являются правовые акты, посредством
которых устанавливаются и получают юридическую
силу конституционно-правовые нормы. Источниками
конституционного права, как и других
отраслей, могут считаться только действующие
в настоящий период времени правовые акты.
Для источников права установлен особый
порядок не только их принятия, но и отмены,
признания утратившими силу, изменения.
После отмены акта он перестает считаться
источником действующего права. Система
правовых актов, являющихся источниками
конституционного права, многообразна
и включает в себя несколько видов (рис.
2).
Источники
конституционного права — это
правовые акты, посредством которых
устанавливаются и получают юридическую
силу конституционно-правовые нормы.
Они образуют
две основные сферы:
1) источники
естественного права — дарованные
от природы неотъемлемые права;
2) источники
позитивного права — права,
закрепленные в писанной его
части (Конституции РФ).
Установление
нормы в том или ином виде акта
не произвольно, а подчинено необходимым
объективным условиям. В зависимости
от потребности придать норме
более или менее высокий уровень
юридической значимости, условий
территориального масштаба ее действия,
установленного порядка разграничения
компетенции органов, принимающих
конституционно-правовые нормы, последние
формулируются в различных видах
источников. Характеризуя их, следует,
прежде всего, выделить:
1) нормативно-правовые
акты, действующие на всей территории
Российской Федерации;
2) акты,
имеющие сферу действия только
на территории конкретного субъекта
федерации или территории, на
которой осуществляется местное
самоуправление.
В первой
группе особое место занимает
Конституция Российской
Федерации. Она является основным
источником конституционного права.
Эта роль
Конституции обусловлена следующими
факторами.
- В
Конституции устанавливаются правовые
нормы общего характера, основополагающие
для всего текущего конституционно-правового
регулирования. Все другие источники отрасли
исходят из конституционных норм, детализируют
их положения.
- Конституция
как источник права характеризуется
и широтой содержания установленных
в ней норм. Последние охватывают
своим воздействием, как уже отмечалось,
все сферы жизни общества.
- Конституция
Российской Федерации, по сравнению
с другими источниками, имеет
высшую юридическую силу, прямое действие
и применяется на всей территории
России. Законы и иные правовые акты,
принимаемые в Российской Федерации,
не должны противоречить Конституции
России (ст. 15).
- В
Конституции определяются многие другие
виды источников отрасли права. Например,
в п. 2 ст. 114 Конституции РФ сказано,
что «порядок деятельности Правительства
Российской Федерации определяется
конституционным законом».
- Значение
Конституции как основного источника
отрасли определяется и тем, что
установленные в ней нормы выступают
как форма воплощения государственной
воли народа. В ней в юридически значимой
форме устанавливаются цели, которые общество
перед собой ставит, и принципы его организации
и жизнедеятельности. Так, в ст. 1 Конституции
РФ сказано, что «Российская Федерация
— Россия есть демократическое федеративное
правовое государство с республиканской
формой правления». Ясно, что пока это
только декларация. Но задача построения
государства с указанными в ст. 1 характеристиками
поставлена. То же можно сказать и о социальном
государстве, понятие которого дано в
ст. 7. Россия пока не стала социальным
государством, но цель его построения
четко определена. Следует иметь в виду,
что многие государства прошли путь, по
которому идет Россия. Сначала они провозглашали
цели в своих конституциях, затем добивались
претворения их в жизнь (создание социального
государства в Германии, Франции, Италии
и других странах).
- Конституция
по сравнению с другими источниками
— акт не только наивысшего правового,
но и наивысшего общественного значения.
Ее формы касаются каждого гражданина,
всех субъектов общественной деятельности.
Таким
образом, Конституция Российской Федерации,
как основной источник отрасли, служит
формой установления норм, составляющих
ядро конституционного права, основу всего
конституционно-правового регулирования
общественных отношений, входящих в
предмет данной отрасли права. К
числу источников конституционного
права, устанавливающих нормы общефедерального
значения, относятся законы Российской
Федерации — федеральные
законы. Закон — наиболее распространенная
форма, через которую должно быть установлено
наибольшее количество конституционно-правовых
норм, принимаемых на основе и в развитие
конституционных положений и принципов.
В соответствии с Конституцией Российской
Федерации 1993 г. предусматривается принятие
федеральных конституционных законов
и федеральных законов. Они различаются:
1) по
юридической силе;
2) по
предметам ведения, которые в
них могут затрагиваться;
3) по
порядку принятия;
4) по
возможности применения в отношении
этих законов отлагательного
вето Президентом Российской
Федерации.
К источникам
конституционного права относятся
такие законы Российской Федерации,
как «Закон о гражданстве Российской
Федерации», «Закон о статусе депутата
Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации» и многие
другие.
Указанные
признаки раскрываются в главе, посвященной
государственной Думе.
Принят
Федеральный конституционный закон
«О Конституционном Суде Российской
Федерации».
В качестве
источников выступают и содержащие
конституционно-правовые нормы правовые
акты, принимаемые Президентом Российской
Федерации, Советом Федерации, Государственной
Думой, Правительством Российской Федерации.
Это указы и другие нормативные
акты Президента, постановления палат
Федерального Собрания, постановления
Правительства. Источником отрасли
являются Регламенты Палат Федерального
Собрания, Положения о различных
вспомогательных органах, образуемых
органами законодательной и исполнительной
власти.
Особое
место среди источников конституционного
права занимают декларации: «Декларация
о государственном суверенитете
РСФСР», «Декларация о языках народов
России», «Декларация прав и свобод
человека и гражданина». Такого рода
декларации имеют правовое значение.
В них формируются принципы, обязательные
для всего конституционно-правового
развития государства, и, как правило,
провозглашаются новые концепции,
определяющие дальнейшее развитие государственности,
приводятся принципы, признаваемые необходимыми
для всей политики в данной сфере,
которым должно быть подчинено соответствующее
законодательство. К числу источников
конституционного права, действующих
только на территории субъектов Российской
Федерации, относятся, прежде всего, конституции
республик и уставы других субъектов
федерации. Эти акты содержат нормы,
в обобщенной форме закрепляющие
правовой статус данного субъекта федерации,
основы его устройства, компетенцию,
структуру органов государственной
власти.
Конституция
республик и Уставы субъектов
федерации должны соответствовать
Конституции России и федеральным
законам. По отношению к другим нормативным
правовым актам, принимаемым органами
субъекта федерации, они обладают более
высокой юридической силой. Формами
установления правовых норм, действующих
только на территории конкретного субъекта,
являются такие правовые нормативные
акты, как законы, постановления, иные
нормативные акты, принимаемые его
органами законодательной и исполнительной
власти. К источникам отрасли относятся
и правовые акты представительных органов
местного самоуправления, содержащие
конституционно-правовые нормы, в частности
их уставы (Положения).
Характеризуя
виды источников конституционного права,
следует выделить и такую специфическую
форму, также обусловленную федеративным
устройствам государства, как договоры.
В их числе можно назвать Федеративный
Договор, охватывающий три договора,
подписанных 31 марта 1992 г. между федеральными
органами государственной власти и
органами всех видов субъектов федерации,
о разграничении предметов ведения
и полномочий, договоры между Российской
Федерации и Татарстаном, Башкортостаном
и другими республиками. Такие
договоры о разграничении полномочий
предусмотрены Конституцией России
и могут быть заключены с любым
субъектом федерации. В настоящее
время таких договоров заключено
более 70. Виды источников отрасли, как
правило, достаточно стабильны, многие
из них определены в Конституции.
Однако на данном этапе конкретные
правовые акты, содержащие конституционно-правовые
нормы, мобильны, часто изменяются, отменяются.
Нормы из одного акта переходят в другой,
при этом первый утрачивает силу. Такая
нестабильность объяснима сложностями
происходящего процесса формирования
российской государственности. Незавершенность
процесса формирования на основе новой
Конституции правовой системы России
объясняет и такую особенность системы
источников конституционного права, как
включение в нее некоторых законов бывшего
Союза ССР в той части, в которой они не
противоречат Конституции и законам России.
Система
конституционного права
Конституционное
право охватывает большое количество
правовых норм. Они многообразны по
своему содержанию, субъектам конституционно-правовых
отношений, которые возникают на
их основе, по объекту регулирования
и по обширному перечню других
признаков.
Но отрасль
права не простая совокупность норм.
Между нормами существуют сложные
системные связи. Выявить же эти
связи невозможно без глубокого
постижения внутренней структуры, присущей
данной отрасли права, ее системы.
Как отмечалось
выше, не всякие комплексы конституционно-правовых
норм, объединяемых или различаемых
по тем или иным возможным основаниям,
рассматриваются как самостоятельная
часть конституционного права, составляющая
основной элемент его системы. Элементами
отрасли являются наиболее крупные
правовые образования, совокупность норм,
не только обладающих определенным внутренним
единством, но и отличающихся от других
совокупностей норм конституционного
права, что предопределяется предметом
регулирования, т.е. сферой общественных
отношений, на которые эти нормы
воздействуют.
Поскольку
общественные отношения связаны
с разными сферами жизни, каждая
из которых имеет свою специфику,
то и регулирующие нормы не могут
не проявлять соответствующие им
свойства.
В системе
конституционного права принято
выделять следующие институты, которые
составляют основные элементы отрасли
и объединяют нормы, закрепляющие:
1) основы
конституционного строя;
2) основы
правового статуса человека и
гражданина (права и свободы человека
и гражданина);
3) федеративное
устройство государства;
4) систему
государственной власти и систему
местного самоуправления, систему
органов Российского государства.
Такое
строение конституционного права соответствует
тем сферам общественных отношений,
которые составляют его предмет.
Эти особенности
регулируемых нормами права общественных
отношений предопределяют систему
отрасли.
Каждый
элемент системы отрасли конституционного
права, его наиболее крупный институт,
характеризуется наличием особых, имеющих
правовую природу черт, которые свойственны
нормам данного института, отличают
их качественно от норм других институтов.