Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:43, доклад
Конституционное право как совокупность норм имеет свою систему. Система есть внутреннее строение отрасли, ее структура, определяемая дифференциацией и интеграцией конституционно-правовых норм. Систему конституционного права обусловливают взаимосвязи норм данной отрасли права, их объединение в правовые институты.
Источники конституционного права — это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Теория права в качестве основных источников права называет нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай (наряду с такими источниками, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовая доктрина, партийные документы (в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и др.).
Система и источники конституционного права.
1.Система конституционного права
Конституционное право
как совокупность норм имеет свою
систему. Система есть внутреннее строение
отрасли, ее структура, определяемая дифференциацией
и интеграцией конституционно-
Первичным звеном системы
отрасли права всегда выступает
правовая норма. Совокупности конституционно-правовых
норм, регулирующие относительно самостоятельные
блоки общественных отношений, называются
конституционно-правовыми
Основными критериями
выделения конституционно-
1) круг общественных
отношений, на регулирование
2) специфика правовых
норм института, а также
3) круг источников,
содержащих нормы правового
Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на пединституты:
1) основные принципы
отношений человека и
2) основные принципы
устройства государства и
Институт основ
конституционного строя направлен
на регулирование концептуальных отношений
между обществом и
2. Институт нрав
и свобод человека и
1) гражданство;
2) права, свободы
и обязанности личности и
3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;
4) гарантии реализации прав и свобод.
3. Институт федеративного
устройства. Нормы данного института
закрепляют федеративные
4. Институт референдума
и выборов как высших
5. Институт системы
органов государственной
1)Президент РФ;
2) Федеральное Собрание Российской Федерации;
3) Правительство РФ:
4) конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;
5) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормы данного института
закреплены как в Конституции
РФ, так и в иных актах (например,
федеральные конституционные
6. Институт местного
самоуправления. Нормы данного института
определяют организацию
7. Институт Конституции.
Конституция - самостоятельный объект
конституционно-правового
Многие институты
конституционного права имеют межотраслевой
характер и регулируются нормами
других отраслей права. Например, в
регламентации института
Систему конституционного
права можно построить и по
другому основанию, выделив в
нем две большие части: материальное
конституционное право и
1) законодательный
процесс - совокупность правовых
норм, регулирующих порядок
2) избирательный
процесс - порядок организации
и проведения выборов как
3) производство по
делам о гражданстве - порядок
рассмотрения и разрешения дел,
4) конституционное
судопроизводство - порядок осуществления
Конституционным Судом
От системы конституционного права следует отличать систему конституционного законодательства, то есть структурированную совокупность нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы. Система конституционного законодательства определяется системой конституционного права, но не совпадает с ней.
Источники конституционного права — это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Теория права в качестве основных источников права называет нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай (наряду с такими источниками, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовая доктрина, партийные документы (в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и др.).
Можно утверждать, что в российской правовой системе имеют место все основные источники права (схема 3). Поскольку Российская Федерация принадлежит к числу государств континентальной (европейской, романо-германской) правовой системы, основным источником права (в том числе и конституционного) в нашей стране является результат нормотворческой деятельности различных властных институтов — нормативный правовой акт. В свою очередь группа нормативных правовых актов — это очень объемная совокупность источников, поэтому она может быть подвержена внутренней классификации. При этом система нормативных правовых актов отличается четкой иерархией, соотношением по юридической силе.
Наиболее общее деление нормативных правовых актов — это их деление на законы и подзаконные акты. Закон — понятие собирательное, правовой системе современной России известны следующие виды законов:
1) Конституция РФ — Основной Закон государства;
2) федеральные конституционные законы. Данный вид законов появился в России только с принятием Конституции РФ 1993 г. По своей сути российские федеральные конституционные законы — это органические законы, они принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, в развитие ее положений. Конституция РФ не всегда однозначно определяет, один или несколько федеральных конституционных законов должны (или могут) быть приняты в соответствующей сфере общественных отношений; Основной Закон предусматривает порядка двух десятков вопросов, по которым должны приниматься федеральные конституционные законы. Они должны регулировать важные сферы общественных отношений: судебную систему страны, статус Конституционного Суда РФ, арбитражных судов и судов общей юрисдикции, Правительства РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, режимы военного и чрезвычайного положений, порядок проведения референдума и др. Федеральные конституционные законы отличаются от иных законов не только большей юридической силой (федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам — ч. 3 ст. 76 Конституции РФ), но и более сложным порядком их принятия: для принятия этих законов требуется одобрение квалифицированным большинством палат Федерального Собрания РФ (не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); в отношении принятых парламентом федеральных конституционных законов Президент РФ не обладает правом вето;
3) федеральные законы. Это самый многочисленный вид источников конституционного права. Однако здесь необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.
Во-первых, в
отличие от федеральных конституционных
законов источниками
Во-вторых, приниматься
такие законы могут только по предметам
исключительного ведения
Информация о работе Система и источники конституционного права