Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:30, курсовая работа
Конституционное право это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Важнейшую роль в формировании и развитии конституционного права играют объективные факторы: экономические, социальные, внутриполитические, международные и др. В этом процессе значительна роль народа как носителя суверенитета и источника власти. Но все это - область материальных источников конституционного права.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Понятие источников конституционного права……………………………………6
2. Общефедеральный и региональный уровень источников конституционного права……………………………………………………………………………………11
3. Система иных источников конституционного права Российской Федерации…………………………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………….31
Глоссарий……………………………………………………………………………..32
Список сокращений…………………………………………………………………..34
Список использованных источников………………………………………………35
Приложение А…………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие источников конституционного права……………………………………6
2. Общефедеральный и региональный уровень источников конституционного права…………………………………………………………………
3. Система иных источников конституционного права Российской Федерации………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список сокращений……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………35
Приложение А…………………………………………………………………………3
Введение
Конституционное право это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Важнейшую роль в формировании и развитии конституционного права играют объективные факторы: экономические, социальные, внутриполитические, международные и др. В этом процессе значительна роль народа как носителя суверенитета и источника власти. Но все это - область материальных источников конституционного права.
Для юриста особый интерес представляют те источники конституционного права, которые взяты в специально-юридическом разрезе. Это нормативно-правовые акты, в совокупности образующие систему конституционного законодательства. Их юридическая сила, объем и характер регулирования общественных отношений - предмет теоретического и практического интереса всякого конституционалиста.
Дефиниция «источник права» в теории права тесно связно с понятием «форма права». Несмотря на то, что зачастую в учебной юридической литературе данные понятия признаются синонимами, а исследователи не вдаются в проблемные аспекты, вопрос о соотношении данных категорий в теории права, и в настоящее время является дискуссионным. Дискуссию о «форме права» и «источнике права» и их соотношении еще переносят в русло дискуссии вокруг «источника права в материальном смысле» (материальный источник) и «источника права в формальном смысле» (форма).
Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы.
Для источников конституционного права существует особый порядок не только их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего конституционного права.
Правовая система современной России сложна, но едина. Таковы и ее системы права и законодательства. Современной системе отечественного законодательства характерна двухуровневость. Достаточно ясно проявляют себя, с одной стороны, общефедеральное законодательство, а с другой - региональное, взятое в его единстве и различии по признаку количества субъектов Российской Федерации. Эта закономерность распространяется и на конституционное законодательство.
Федеративный характер правовой системы РФ позволяет выделить следующие три уровня источников конституционного права: 1) федеральное право: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные (или обычные) законы, нормативные постановления палат Федерального Собрания, постановления Конституционного Суда, нормативные указы Президента, постановления Правительства, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; 2) региональное право или законодательство субъектов РФ — конституции, уставы, законы субъектов РФ, правовые акты высших должностных лиц субъектов Федерации, акты региональных органов исполнительной власти, акты региональных референдумов; 3) муниципальное право, состоящее из актов органов местного самоуправления, включая акты местных референдумов.
Базисным источником современного конституционного права – выступает Конституция Российской Федерации. В Конституции РФ нашли свое урегулирование наиболее важные для общества, государства и отдельного человека общественные отношения.
Конституция закрепляет не только основы конституционного права, но и регламентирует основы иных отраслей права. При этом конституция не только сама по себе является законом, но и устанавливает виды иных правовых актов, принимаемых в данном государстве, порядок их принятия и их юридическую силу.
В юридической литературе выделяются основные черты Конституции и ее свойства.
К основным чертам Конституции РФ относят:
- особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;
- учредительный, первичный характер конституционных установлений;
- всеохватывающий характер конституционной регламентации, регламентация основополагающих общественных отношений во всех сферах жизни общества;
- политическая направленность и большой идеологический потенциал.
В настоящее время дискуссионным является вопрос об отнесении актов судов общей юрисдикции и актов Конституционного суда РФ к источникам конституционного права.
Цель курсовой работы раскрыть и охарактеризовать систему источников конституционного права Российской Федерации.
1 Понятие источников конституционного права
Понятие «источник права» возникло более двух тысяч лет назад. Оно впервые было введено Титом Ливием в «Римской истории». Он назвал Законы XII таблиц «источником всего публичного и частного права», имея в виду, что эти законы представляют собой основу, на базе которой развилось и сложилось современное ему римское право. В качестве научной проблемы вопрос об источниках права возник лишь в XIX в. как результат столкновения различных правовых идей. При этом термину «источники права» был придан совсем иной смысл, чем тот, в котором употреблял его Тит Ливии.
Категория «источники права» относится к числу категорий, требующих углубленной разработки, и вызывает массу научных споров. Ее ключевая роль в правовой системе требует широкого комплексного подхода к исследованию, позволяющего раскрыть историческую эволюцию, а также взаимообусловленность источников права и характера правопонимания (а порой и мировосприятия в целом). Уровень научной разработки данной проблемы и, прежде всего, общего понятия источника права явно недостаточен.[1]
Так, О.Е. Кутафин отмечает «множественность и разноречивость точек зрения как о самом понятии источников права, так и об их соотношении и связи». О.В. Малова высказывает точку зрения, что «полемика вокруг данного правового понятия оправдана нечеткостью самого понятия источника права, с одной стороны, и неоднозначностью правопонимания в целом - с другой». Она считает, что «общее понятие права является предметообразующим понятием юридической науки и, следовательно, понятие источника права должно предваряться анализом общего понятия права, складывающегося в современных условиях. Признание многоаспектности права позволит говорить и о множественности его источников (форм), которые имеют различную природу, и изучить не только формальные, но и содержательные аспекты права, что приведет к обогащению исследуемого понятия».
В советской правовой теории значительное место занимала дискуссия о правильности терминов, обозначающих соответствующие понятия - «источник права» или «форма права». Одни ученые признавали более правильным употребление термина «форма права» (А.Ф. Шебанов), другие склонялись к термину «юридический формальный источник права» (С.А. Голунский, Е. Ф. Кечекьян, М. С. Строгович, С. Л. Зивс). Предлагалось также отличить «источник права в материальном смысле» (объективные экономические и иные факторы развития права, материальные условия жизни и волю господствующего класса) от источника права «в формальном смысле», т. е. от формы объективного выражения и закрепления обязательности правовых норм.
В самом обобщенном смысле слово источник означает то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь. Но что представляет собой источник права?
Нередко понятие «источник права» отождествляют с понятием «источник знаний о праве», иными словами, то, откуда люди получают сведения о нем. К такого рода источникам относятся юридические памятники (Судебник Хаммурапи, «Русская Правда»), произведения юристов и т.д. По нашему мнению, все это - лишь источники познания права.
С экономической точки зрения источником права являются определенные экономические отношения, которые порождают соответствующие им правовые системы.[2]
Экономический строй общества является базисом, основной причиной, определяющей содержание всех надстроечных явлений, в том числе и права. Так многие ученые полагали, что источником права в материальном смысле являются материальные условия жизни общества.
А.Е. Козлов выделяет в источниках конституционного права две сферы: естественное право и позитивное право. Под естественными правами он понимает «общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека. Во многих государствах мира - и Россия, к сожалению, пока остается в их числе - источником права признается лишь позитивное право, а представители юридической науки и практики не устают призывать к соблюдению лишь норм писаного права».
Однако данная позиция представляется весьма спорной, в связи с чем можно согласиться с мнением Е.В. Колесникова, который, анализируя утверждение о том, что естественное право имеет определенное отношение к современному государственно-правовому развитию, полагает, что подобное вневременное («прирожденное») понимание права «можно рассматривать лишь как часть правового сознания и гарантию демократических институтов, а не в качестве формального источника права, способа объективизации юридических предписаний».
Вместе с тем, как справедливо отмечает О.Е. Кутафин, «необходимо заметить, что Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод человека, являющихся естественными правами, придавая конституционному правопониманию естественно-правовой характер. Эти конституционно признанные и гарантированные естественные права и свободы человека, в силу конституционного признания их исходного приоритетного и определяющего правового значения, имеют высшую юридическую силу в системе норм действующего в Российской Федерации позитивного права, в которую входят и нормы самой Конституции РФ. Согласно Конституции это означает, что ее нормы, закрепляющие общепризнанные естественные права и свободы человека, обладают более высокой юридической силой в случае их коллизий с другими конституционными положениями и нормами всех других источников действующего в Российской Федерации позитивного права». Таким образом, сфера естественного права органически вписывается в систему позитивного права. В настоящее время в конституциях большинства стран мира закрепляются все основные естественные права и свободы - на жизнь, на неприкосновенность личности и жилища, на свободу слова, на частную собственность и др. Тем самым естественное право все больше сближается с позитивным и нет необходимости выделять его в отдельную категорию источников.[3]
В исследовании проблемы понятия источников права существует множество точек зрения. Так, Г.Ф. Шершеневич писал, что под термином «источники права» понимаются: а) силы, творящие право, например... волю Бога, волю народную, правосознание, идею справедливости, государственную власть; в) материалы, положенные в основу того или другого законодательства...; с) исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права; d) средства познания действующего права.
В качестве таковых выступают признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно-правовых норм. Источники конституционного права представляют собой иерархичную и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы конституционного права. Главным источником национальной правовой системы и конституционного права является конституция, нормы которой регулируют наиболее важные общественные отношения, обладая наивысшей юридической силой.
Система источников конституционного права РФ представлена Конституцией РФ и основанным на ней федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, решениями Конституционного Суда РФ, нормативными договорами, нормами международного права и актами органов местного самоуправления. Соответственно, она объединяет следующие три уровня источников конституционного права:
1) федеральное законодательство (конституционные и обычные федеральные законы, нормативные указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти), внутрифедеральные договоры и соглашения, декларации, судебные решения (акты Конституционного и Верховного судов);
2) законодательство субъектов РФ - конституции, уставы, законы, правовые акты высших должностных лиц субъектов Федерации, акты региональных органов исполнительной власти; акты региональных референдумов;
3) акты органов местного самоуправления, включая акты местных референдумов. Кроме того, нетрадиционными источниками конституционного права выступают конституционные обычаи.[4]
2 Общефедеральный и региональный уровень источников конституционного права
Система действующих в национальной правовой системе законов отличается предметом регулирования, формой, юридической силой и др. По юридической силе, особенностям принятия различают: 1) Конституцию РФ; 2) законы РФ о поправках к федеральной Конституции; 3) федеральные конституционные законы; 4) федеральные законы; 5) законы, принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.