Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 03:11, реферат
Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория "источники права". Поэтому тема курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уровень исследования.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Обзор источников конституционного права……………………………..6
2.Характеристика источников конституционного права………………….10
2.1. Конституция РФ – основной источник конституционного права....10
2.2. Федеральные конституционные законы как источники конституционного права……………………………………………………..11
2.3. Федеративный договор как источник конституционного права…...14
2.4. Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов как источники конституционного права………………………...16
2.5. Постановления Конституционного Суда РФ как источники конституционного права……………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………21
Глоссарий……………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………………….27
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | Сыктывкарский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Конституционное право России |
Тема | Источники конституционного права |
Фамилия студента | Белоголов |
Имя студента | Анатолий |
Отчество студента | Владимирович |
№ контракта | 12100080102012 |
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Обзор источников
конституционного права……………………
2.Характеристика
источников конституционного
2.1. Конституция
РФ – основной источник
2.2. Федеральные
конституционные законы как
2.3. Федеративный
договор как источник
2.4. Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов как источники конституционного права………………………...16
2.5. Постановления
Конституционного Суда РФ как
источники конституционного
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………….27
Введение
Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория "источники права". Поэтому тема курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уровень исследования.
Уровень научной разработки данной проблемы, и, прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями. Во-первых, известная его недооценка. Достаточно сказать, что за 35 послевоенных лет (1946-1981) были опубликованы лишь две общетеоретические работы по данной проблеме и незначительное число исследований источников права в отдельных правовых системах, в отраслях права и т.д. Такое положение объяснимо: признавая единство формы и содержания в праве, советские ученые нередко вольно или невольно отдавали приоритет исследованию его социально-классовых аспектов. Это объяснялось второй особенностью подхода, состоявшей в изучении данной проблемы, как и права в целом, с позиций противоборства двух систем. Закономерности развития источников права выводились из тезиса о диаметрально противоположной классовой сущности буржуазного и социалистического права. Естественно, при таком подходе наиболее совершенную систему источников права должна была представлять наша страна и другие социалистические страны. Что касается противоположного лагеря, то в нем выявлялись отступления от принципа верховенства закона, кризис законности и т.д.
Третьей особенность подхода к данному вопросу являлись его ограниченность и непоследовательность. Исследование проблем источников права велось, как правило, в рамках проблематики советского права. При этом, хотя применительно к остальному миру признавалась множественность источников права, сложившаяся в ходе исторического развития, однако в условиях советской правовой системы, по существу, единственным источником права признавался нормативный акт. Поэтому понятие "система источников права" обычно заменялось понятием "система законодательства". Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась вопросом о соотношении системы права и системы законодательства. Сама терминология - "нормативный акт", "законодательство в широком смысле"- как бы стирала грань между законом и актами подзаконной силы. В условиях командно-административной системы такой подход вел к тому, что верховенство закона на практике превращалось в своеобразную ширму, призванную скрыть реальную подчиненность закона актам нормотворчества правящей партии и бюрократического аппарата.
Одной из причин недостаточной теоретической разработки данной проблемы являются многозначность и нечеткость самого понятия источника права. С.Ф. Кечекьян отмечал, что оно "принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором употребляются слова "источник права". Ведь "источник права" - это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением. В самом деле, под источником права понимают и материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), и причины юридической обязательности нормы (источник права в формальном смысле), и материалы, посредством которых мы познаем право (источник познания права). Кроме того, ряд авторов - отечественных и зарубежных - выделяют исторические источники права. В условиях такой многозначности использование данного понятия в качестве научной категории связано с серьезными проблемами.
В
60-е годы ряд авторов предлагали
заменить понятие "источник права"
понятием "форма права", которое,
по их мнению, позволяло вести исследование
права более глубоко и
При употреблении понятия "источник права" обычно под ним стали понимать юридический источник права (источник права в формальном смысле). Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении "источники права" между этими словами в скобках добавляется уточнение -"формы".
В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.
В
юридическом смысле в качестве источника
права рассматриваются формы, посредством
которых устанавливаются и
Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы.
Для источников конституционного права существует особый порядок не только их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего конституционного права.
Достаточно широко известно, что Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., представляет собой основной источник, можно сказать - сердцевину, конституционного права и вообще всего права России. Однако складывающееся в нашей стране конституционное право в силу исторических причин обрело более сложную систему источников, чем та, которая питала в свое время советское государственное право. Конституционные по своему содержанию и значению нормы российского федерального права находятся сегодня в составе не только самой Конституции Российской Федерации, и в других нормативно-правовых актах.
Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько их видов.
Особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы и. Они различаются:
-по юридической силе;
-по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;
-по порядку
-по
возможности применения в
Примерами федеральных конституционных законов могут служить:
-"О
референдуме Российской
-"Об
арбитражных судах в
-"О судебной системе Российской Федерации " от 31.12.1996 г.;
-"Об уполномоченном
по правам человека в
-"О
правительстве Российской
Среди
федеральных законов
-"О статусе
депутата Совета Федерации и
статусе депутата
-"Об основных
гарантиях избирательных прав
и права на участие в
-"О выборах
депутатов Государственной
-"Об общих
принципах организации
Следующий источник конституционного права образуют три договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общим наименованием Федеративный договор, действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Характеризуя
виды источников права, следует выделить
такой специфичный вид, обусловленный
федеративным устройством, как договоры
о разграничении или взаимном
делегировании предметов
Значительной частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера.
К
числу прочих источников конституционного
права Российской Федерации относятся
Регламенты палат Федерального Собрания,
положения о различных
Особое место среди источников Конституционного права занимают декларации:
-Декларация
о государственном
-Декларация о языка народов России от 25 октября 1991 г.;
-Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.
Такого рода декларации имеют государственно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для государственно-правового развития государства; в них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, принципы, необходимые для всей политики в данной сфере; и им должно быть подчинено соответствующее законодательство.
К источникам конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации, принятые их законодательными (представительными ) органами. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.