Источники конституционного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 03:11, реферат

Описание работы

Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория "источники права". Поэтому тема курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уровень исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1.Обзор источников конституционного права……………………………..6

2.Характеристика источников конституционного права………………….10

2.1. Конституция РФ – основной источник конституционного права....10

2.2. Федеральные конституционные законы как источники конституционного права……………………………………………………..11

2.3. Федеративный договор как источник конституционного права…...14

2.4. Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов как источники конституционного права………………………...16

2.5. Постановления Конституционного Суда РФ как источники конституционного права……………………………………………………..19

Заключение……………………………………………………………………21

Глоссарий……………………………………………………………………..24

Список использованных источников……………………………………….27

Работа содержит 1 файл

Конституционное право.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал Сыктывкарский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Конституционное право России
Тема Источники конституционного права
Фамилия студента Белоголов
Имя студента Анатолий
Отчество  студента Владимирович
№ контракта 12100080102012

 

Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………….3

1.Обзор источников  конституционного права……………………………..6

2.Характеристика  источников конституционного права………………….10

    2.1. Конституция  РФ – основной источник конституционного права....10

    2.2. Федеральные  конституционные законы как источники  конституционного права……………………………………………………..11

    2.3. Федеративный  договор как источник конституционного  права…...14

    2.4. Договоры  о разграничении или взаимном  делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов как источники конституционного права………………………...16

    2.5. Постановления  Конституционного Суда РФ как  источники конституционного права……………………………………………………..19

Заключение……………………………………………………………………21

Глоссарий……………………………………………………………………..24

Список использованных источников……………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Развитие  теории государства и права в  нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория "источники права". Поэтому тема курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уровень исследования.

    Уровень научной разработки данной проблемы, и, прежде всего общего понятия источника  права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет подход советских ученых к вопросу отличался тремя  особенностями. Во-первых, известная его недооценка. Достаточно сказать, что за 35 послевоенных лет (1946-1981) были опубликованы лишь две общетеоретические работы по данной проблеме и незначительное число исследований источников права в отдельных правовых системах, в отраслях права и т.д. Такое положение объяснимо: признавая единство формы и содержания в праве, советские ученые нередко вольно или невольно отдавали приоритет исследованию его социально-классовых аспектов. Это объяснялось второй особенностью подхода, состоявшей в изучении данной проблемы, как и права в целом, с позиций противоборства двух систем. Закономерности развития источников права выводились из тезиса о диаметрально противоположной классовой сущности буржуазного и социалистического права. Естественно, при таком подходе наиболее совершенную систему источников права должна была представлять наша страна и другие социалистические страны. Что касается противоположного лагеря, то в нем выявлялись отступления от принципа верховенства закона, кризис законности и т.д.

    Третьей особенность подхода к данному  вопросу являлись его ограниченность и непоследовательность. Исследование проблем источников права велось, как правило, в рамках проблематики советского права. При этом, хотя применительно  к остальному миру признавалась множественность источников права, сложившаяся в ходе исторического развития, однако в условиях советской правовой системы, по существу, единственным источником права признавался нормативный акт. Поэтому понятие "система источников права" обычно заменялось понятием "система законодательства". Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась вопросом о соотношении системы права и системы законодательства. Сама терминология - "нормативный акт",  "законодательство в широком смысле"- как бы стирала грань между законом и актами подзаконной силы. В условиях командно-административной системы такой подход вел к тому, что верховенство закона на практике превращалось в своеобразную ширму, призванную скрыть реальную подчиненность закона актам нормотворчества правящей партии и бюрократического аппарата.

    Одной из причин недостаточной теоретической  разработки данной проблемы являются многозначность и нечеткость самого понятия источника права. С.Ф. Кечекьян отмечал, что оно "принадлежит  к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором употребляются слова "источник права". Ведь "источник права" - это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением. В самом деле, под источником права понимают и материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), и причины юридической обязательности нормы (источник права в формальном смысле), и материалы, посредством которых мы познаем право (источник познания права). Кроме того, ряд авторов - отечественных и зарубежных - выделяют исторические источники права. В условиях такой многозначности использование данного понятия в качестве научной категории связано с серьезными проблемами.

    В 60-е годы ряд авторов предлагали заменить понятие "источник права" понятием "форма права", которое, по их мнению, позволяло вести исследование права более глубоко и всесторонне. Такая позиция не получила широкой поддержки. В частности, в отраслевых юридических науках термин "источник права" сохранил свое значение. Со временем и в теории права происходит восстановление в "правах гражданства" старого понятия.

    При употреблении понятия "источник права" обычно под ним стали понимать юридический источник права (источник права в формальном смысле). Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении "источники права" между этими словами в скобках добавляется уточнение -"формы".

    В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.

    В юридическом смысле в качестве источника  права рассматриваются формы, посредством  которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают  правовые акты.

    Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы.

    Для источников конституционного права  существует особый порядок не только их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего конституционного права.

    Достаточно  широко известно, что Конституция  Российской Федерации, принятая всенародным  голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., представляет собой основной источник, можно сказать - сердцевину, конституционного права и вообще всего права России. Однако складывающееся в нашей стране конституционное право в силу исторических причин обрело более сложную систему источников, чем та, которая питала в свое время советское государственное право. Конституционные по своему содержанию и значению нормы российского федерального права находятся сегодня в составе не только самой Конституции Российской Федерации, и в других нормативно-правовых актах.

     Основная  часть

     1 Обзор основных источников конституционного права

 

    Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько  их видов.

    Особое  место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы и. Они различаются:

          -по юридической  силе;

          -по предметам  ведения, которые в них могут  затрагиваться;

          -по порядку принятия;

          -по  возможности применения в отношении  них отлагательного вето Президентом  Российской Федерации.

    Примерами федеральных конституционных законов могут служить:

   -"О  референдуме Российской Федерации"  от 10.10.1995 г.;

   -"Об  арбитражных судах в Российской  Федерации " от 28.04.1995 г.;

   -"О  судебной системе Российской  Федерации " от 31.12.1996 г.;

    -"Об уполномоченном  по правам человека в Российской Федерации" от 26.02.1997 г.;

   -"О  правительстве Российской Федерации"  от 17.12.1997 г.

    Среди федеральных законов источниками  конституционного права являются такие, как:

    -"О статусе  депутата Совета Федерации и  статусе депутата Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации " от 08.05.1994 г.;

    -"Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации  " от 19.09.1997 г.;

    -"О выборах  депутатов Государственной Думы  Федерального Собрания Российской Федерации " от 09.06.1995 г.;

    -"Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации " от 12.08.1995 г.

    Следующий источник конституционного права образуют три договора о разграничении  предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общим наименованием Федеративный договор, действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

    Характеризуя  виды источников права, следует выделить такой специфичный вид, обусловленный  федеративным устройством, как договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые на основании упомянутой части 3 статьи II Конституции Российской Федерации. Примерами таких договоров могут служить договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан (от 15.02.1994 г.), почти аналогичный договор с Республикой Башкортостан(июль 1994 г.). Всего на март 1996 г. было заключено 12 подобных договоров.

    Значительной частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера.

    К числу прочих источников конституционного права Российской Федерации относятся  Регламенты палат Федерального Собрания, положения о различных вспомогательных  организациях, образуемых органами законодательной  и исполнительной власти (Положения о комитетах Совета Федерации и Государственной Думы, о представителях Президента в субъектах Российской Федерации и т. д.)

    Особое  место среди источников Конституционного права занимают декларации:

    -Декларация  о государственном суверенитете  РСФСР о 12 июня 1990 г.;

          -Декларация о  языка народов России от 25 октября  1991 г.;

          -Декларация  прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.

    Такого  рода декларации имеют государственно-правовое значение. В них формулируются  принципы, обязательные для государственно-правового развития государства; в них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, принципы, необходимые для всей политики в данной сфере; и им должно быть подчинено соответствующее законодательство.

    К источникам конституционного права, действующих  только на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего  конституции республик и уставы других субъектов Федерации, принятые их законодательными (представительными ) органами. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Информация о работе Источники конституционного права