Источники конституционного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

Источники конституционного права в зарубежных странах многообразны. В первую очередь, это нормативные акты, регулирующие конституционно-правовые отношения. Особое местно среди источников занимает конституция. В федеративных государствах субъекты (штаты, земли и пр.) также часто имеют свои конституции. Законы можно классифицировать по различным основаниям.

Работа содержит 1 файл

Ответы по КПЗС.docx

— 104.64 Кб (Скачать)

15. Коллективные  права различных социальных, национальных  и иных общностей.Права политической оппозиции и способы их осуществления. Исторически первым коллективным правом можно назвать право народа на сопротивление угнетению. В конституциях многонациональных государств обычно говорится о праве нации на самоопределение, т. е. праве этноса самостоятельно распоряжаться своей судьбой, иметь и развивать собственные культурные и языковые традиции и т. п. В странах тоталитарного социализма было закреплено такое положение, как право нации на самоопределение вплоть до отделения, подразумевавшее право выхода (сецессии) национального субъекта федерации из ее состава. В настоящее время право выхода субъекта из состава федеративного государства нигде не предусмотрено. Во многих современных конституциях говорится о коллективных правах различных социальных общностей: трудящихся, безработных, пенсионеров,инвалидов, женщин, молодежи, детей и т. п. К коллективным правам относится также, например, право на благоприятную окружающую среду, так как оно не может принадлежать какому-либо отдельному лицу. Коллективные права не могут быть осуществлены индивидуально, так, например, один человек не может быть носителем права нации на самоопределение. Однако ряд индивидуальных прав и свобод требует их коллективного осуществления (демонстрации, собрания, создание объединений, право на проведение забастовки). К разряду коллективных прав также можно отнести нормы законодательства ряда стран о правах политической оппозиции. В некоторых назначаемых верхних палатах парламентов за членами оппозиции закреплено определенное число мест (Канада). В Великобритании партия, находящаяся в оппозиции, формирует теневой кабинет, его члены следят за деятельностью соответствующих министров и готовятся сменить их в случае победы партии на парламентских выборах. Лидер британской оппозиции получает небольшое жалование из государственной казны. В Бразилии лидер оппозиции является обязательным членом Совета республики при президенте.

19. Партийные системы. Партийная система - система взаимоотношений политических партий с государством и с другими элементами политической системы общества. Партийные системы принято классифицировать в зависимости от количества действующих в стране партий. В большинстве государств закреплена многопартийная система. Юридически разрешено создавать сколько угодно партий, главное, чтобы их деятельность была легальной. Однако для того чтобы наличие множества партий действительно способствовало осуществлению народовластия, необходима возможность чередования различных партий у власти в результате выборов. В некоторых странах (Италия,Мексика) одна партия находилась у власти длительный период времени, что было вызвано рядом причин, не зависящих от степени совершенства законодательства. Разновидностью многопартийной системы следует считать двухпартийную, т. е. наличие в государстве двух крупных партий. Обычно же двухпартийная система имеет фактический характер, когда в стране действует несколько партий, но у власти в течение длительного времени чередуется лишь две (США, Великобритания). Наименее демократичной принято считать однопартийную систему. Она также может складываться фактически, когда в стране существует лишь одна партия, а создание других хотя и прямо не запрещено, но на практике невозможно (Куба, Вьетнам).Однопартийная система может быть и официально установлена конституцией (Туркмения). В ряде мусульманских стран (Кувейт, ОАЭ, Катар) деятельность политических партий запрещена, так как она разрушает единство религиозной общины (уммы). Условно это можно назвать беспартийной системой.

 

 

20. Правовое положение  объединений социально-экономического  и культурного характера.В мире существует огромное количество разновидностей социально-экономических и культурных объединений граждан. Основная цель подобных объединений - удовлетворение и защита социальных, экономических, профессиональных, культурных и иных интересов их членов. Классификация общественных объединений социально-экономического и культурного характера весьма сложна из-за их многообразия. В наиболее общем виде можно выделить следующие виды названных общественных объединений.1. Организации - обычно имеют фиксированное членство, устав, избираемое руководство (например, профессиональные союзы). 2. Общественные движения - не имеют фиксированного членства, обычно общественные движения объединяют под своем эгидой другие объединения или организации. Они могут иметь свой устав. В странах социалистической направленности такой вид объединения весьма популярен и часто имеет название фронт, эти фронты включают в себя все партии и массовые организации и выступают под руководством коммунистической партии (Китай, Вьетнам). Существуют и другие виды общественных движений, например движение в защиту окружающей среды.3. Учреждения (органы) общественной самодеятельности - не имеют членства и уставов, обычно избирают из своего состава руководство, носят исключительно локальный характер, всегда немногочисленны (например, комитет дома, микрорайона, родительский комитет в школе и пр.).4. Организации (учреждения) общественного самоуправления - создаются в небольших поселениях или в части большого поселения, где нет органов местного самоуправления. Однако властных полномочий не имеют; выступают как представители квартала, деревни и разрешают мелкие споры между гражданами. Как уже говорилось ранее, общественные объединения многообразны, В мире существует большое количество различных молодежных и женских объединений, создаваемых для отстаивания интересов данных категорий граждан. Профессиональные союзы могут создаваться на различной основе: производственные (объединяющие работников предприятия), цеховые (для рабочих и служащих одной профессии), аграрные (объединяют крестьян и производителей аграрной продукции) и т. д.

21. Монархия. Виды  монархии и их признаки. Монархия - такая форма правления, при которой главой государства является лицо, получающее свой пост и титул по наследству и пожизненно. Исторически монархия возникла раньше республики, которая в настоящее время считается более демократичной формой правления. Однако и сейчас в мире насчитывается не один десяток монархий, причем некоторые из них - крупные развитые государства (Великобритания, Япония, Австралия, Канада).Абсолютная монархия, т. е. власть монарха, не ограниченная другими властными органами. В настоящее время классических абсолютных монархий уже нет. Однако фактически можно говорить об абсолютной власти глав государства в ряде мусульманских стран (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Оман).Дуалистическая монархия имеет двойственную природу. С одной стороны, в стране действует представительный орган, без которого невозможно осуществление законодательной власти; с другой - монарх самостоятельно формирует правительство, которое ответственно только перед ним, к тому же монарх может распустить парламент (Непал, Марокко). Парламентская (парламентарная) монархия. В государствах с такой формой правления действует конституция, принятая демократическим путем, законодательная власть принадлежит представительному органу. Монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. В парламентских монархиях правительство формируется парламентским большинством и несет ответственность только перед парламенто. Обычно монарх, будучи обязанным подписывать законы, права вето не имеет или не пользуется им в силу сложившейся традиции (Великобритания), Особая форма парламентской монархии сложилась в ряде стран Британского Содружества наций (Канада, Австралия, Ямайка) - считается, что главой государства является британский монарх, а на месте власть осуществляется генерал-губернатором. Нетрадиционные варианты монархии: выборный (на 5 лет) монарх в Малайзии и коллективный монарх в ОАЭ.

23. Смешанные формы  правления. Помимо классических монархий, президентских и парламентских республик в мире существует значительное количество государств со смешанной формой правления. Большую группу стран составляют смешанные (полупрезидентские или полупарламентские) республики. В таких государствах президент избирается непосредственно гражданами, он обладает значительным объемом полномочий. Юридически президент не является главой исполнительной власти, но он играет важную роль в формировании правительства. Правительство обычно несет двойную ответственность: оно может быть отправлено в отставку президентом по собственному усмотрению (как в президентской республике) или получить вотум недоверия парламента (как в парламентской республике). В смешанных республиках часто возникают ситуации раздельного правления, когда президент и парламентское большинство принадлежат к различным партиям. Классическим примером смешанной республики принято считать Францию, однако в последнее время в ней все большее значение приобретают черты парламентской республики. Редко, но встречаются государства, форма правления в которых сочетает черты смешанных форм - монархии и республики. В Малайзии монарх избирается на 5 лет Советом правителей штатов. Обычно монархом становятся султаны штатов по очереди. В этой связи можно говорить о выборной или ротационной монархии. В ОАЭ действует коллективная монархия. Во главе государства стоит Совет эмиров (7 эмиров), который каждые пять лет из своего состава избирает председателя: Полномочия председателя сравнимы с президентскими. Все важнейшие решения в государстве принимаются Советом эмиров. В ряде республик президент провозглашается пожизненным главой государства (Югославия, КНДР), а иногда и передает власть по наследству своему сыну (КНДР). При таком порядке замещения поста главы государства республика приобретает черты монархии. Особая форма правления в республике - теократическая (клерикальная) республика. Такой республикой в настоящее время является Иран, где имеются избранные президент и парламент, но главную роль играет руководитель государства (рахбар). Пост руководителя государства принадлежит высшему духовному лицу, которое подбирается мусульманским советом экспертов.

24. Унитарное государство  и его разновидности. Унитарное государство - единое государство. Оно состоит из административно-территориальных единиц (областей, провинций и пр., которые делятся на районы, уезды, а те, в свою очередь, - на общины, коммуны и т. д.). В составе унитарного государства могут быть автономные государственные образования. Признаками унитарного государства являются: единая конституция и единая система права, единое гражданство, единая система органов государственной власти. Классифицировать унитарные государства можно по различным основаниям. В простом унитарном государстве существует только административное деление (Польша). В сложном возможно наличие политических автономий, заморских территорий и колоний (Великобритания, Франция).В централизованном унитарном государстве во все административно-территориальные деления для управления центральными органами государственной власти назначаются чиновники (Таиланд, Казахстан, Норвегия). В децентрализованных государствах на местах избираются советы, должностные лица, в мелких поселениях созываютсясходы граждан (Великобритания, Япония и др.). Распространенной формой является относительно децентрализованное унитарное государство, когда на местах действуют два органа - назначенный сверху чиновник и избранный гражданами совет (Германия, Польша, Франция и др.). В ряде унитарных государств есть автономии - особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры и традиций компактно проживающего в них населения (Корсика во Франции и др.). Компетенция автономных образований определяется конституцией (Италия) или специальным законом о конкретной автономии (Великобритания). Любая форма автономии допускает государственное вмешательство, если ее органы не выполняют конституцию государства. Автономии подразделяют на персональные (культурно-национальные), когда этнические группы проживают разрозненно; корпоративные, связанные с существованием языковых общностей; территориальные, которые создаются в случае компактного расселения этнических групп. В зависимости от объема полномочий, автономии бывают политическими и административными. Политические автономии имеют некоторые признаки государственности. В некоторых странах (например, в Болгарии)запрещено создавать автономные образования.

25. Федерация и  ее виды. Федерация - союз, объединение. В отличие от унитарного государства, это сложное союзное государство. Составными частями федерации являются государственные образования или в, редких случаях, государства-члены (Югославия), имеющие собственное административно-территориальное устройство. Обобщенно их называют обычно субъектами федерации, однако в каждом государстве приняты собственные названия – штаты (США, Мексика), кантоны (Швейцария), земли (ФРГ), провинции (Франция) и т.д. Помимо собственно субъектов федерации в некоторых странах есть иные территориальные образования: территории или союзные территории (Индия, США), федеральные или столичные округа (Бразилия, США), ассоциированные штаты (США) и ряд других. Основные признаки федерации: а) состоит из государственных образований при соблюдении единства территории; б) разграничение компетенции между центром и субъектами; в) существование двухуровневой системы органов государственной власти: общефедеральной и власти субъектов; г) существует федеральное право и право субъектов при приоритете федерального права; д) наличие в федеральном парламенте палаты, представляющей интересы субъектов; е) единое гражданство федерации; ж) единая валюта. Факультативные признаки федерации: а) собственное гражданство субъекта; б) наличие в субъектах собственной конституции; в) существование в субъектах собственной системы органов власти и др. Наличие данных характеристик возможно, но не обязательно. Субъекты федерации не являются самостоятельными государствами. Они не обладают государственным суверенитетом и не имеют права одностороннего выхода (сецессии) из состава федерации. Различают следующие виды федераций: 1) симметричная (состоящая из равноправных однопорядковых субъектов) и асимметричная; 2) созданные на основе территориального (не учитывается национальный фактор; таких федераций большинство - США, ФРГ, Мексика и др.), национально-территориального (создание субъектов по национальному признаку, сообразуясь с местами компактного проживания этнических групп - Бельгия, Пакистан и др.) и комплексно-территориального (когда учитывается национальный фактор, но он не является единственным критерием - Россия, Индия и др.) подхода; 3) конституционные (создаваемые сверху) и договорные (возникают снизу на основе договора между субъектами); существует и ряд других классификаций.

27. Способы разграничения  предметов ведения (компетенции) между федерацией и ее субъектами. В отличие от унитарного государства, федерация - сложное союзное государство. Составными частями федерации являются государственные образования или государства-члены, имеющие собственное административно-территориальное устройство. Конституции федеративных государств разделяют предметы ведения федерации и ее субъектов. В различных странах по-разному осуществляется разграничение предметов ведения, однако в его основе всегда лежит сочетание четырех элементов: 1) исключительные полномочия федерации; 2) исключительные полномочия субъектов; 3) полномочия, осуществляемые совместно федерацией и субъектами; 4) полномочия, не входящие ни в один из перечисленных элементов. Конституции федеративных государств содержат различные варианты размежевания полномочий между федерацией и ее субъектами. Но несмотря на все многообразие, можно выделить пять основных способов. 1. В конституции устанавливается сфера исключительной компетенции федерации, все же остальное отнесено к ведению субъектов. Вопросы исключительного ведения федерации могут либо списком закрепляться в основном законе, либо определяться негативным способом, т.е. путем перечисления вопросов, в решение которых субъекты не могут вмешиваться. 2. Конституция содержит перечень вопросов, отнесенных к исключительному ведению субъектов. Такой способ в чистом виде в настоящее время не применяется. 3. В конституции закрепляется сфера компетенции федерации и сфера компетенции ее субъектов. Полномочия, не упомянутые ни в том, ни в другом перечне, относятся либо к ведению федерации, либо к ведению субъектов, о чем специально упоминается в конституции. 4. В конституции указываются три сферы полномочий: а) исключительная компетенция федерации; б) исключительная компетенция субъектов; в) совместная (совпадающая, конкурирующая) компетенция федерации и субъектов. В сфере совпадающей компетенции, как правило, признается приоритет федерального права. 5. В конституции дается перечень исключительных полномочий федерации и полномочий, отнесенных к совместной компетенции. Остаточные полномочия в этом случае принадлежат субъектам федерации. В настоящее время данный подход получил наибольшее распространение.

41. Классификация  государственных режимов. Государственный режим - обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти. В законодательстве зарубежных стран термин режим употребляется редко, однако во всех конституциях есть нормы, относящиеся к тем или иным сторонам государственного режима. В юридической науке существует несколько классификаций государственных режимов. Однако наиболее универсальная классификация, учитывающая наиболее полную совокупность признаков, выглядит следующим образом. 1. Демократический режим. Понятие демократия означает власть народа. Известны два подхода к концепции демократии: либеральный и марксистско-ленинский. В первом акцент делается на политические права и личные свободы, во втором - на социальные права. В настоящее время во многих развитых странах оба эти подхода объединены. Основные характеристики демократического режима: существование правового государства и гражданского общества; провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; политический плюрализм (многопартийность, легальная оппозиция); выборность и сменяемость органов власти; разделение властей; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и ряд других. 2. Авторитарный (властный) режим. При таком государственном режиме власть осуществляется правящим меньшинством при минимальном участии народа. К основным характеристикам можно отнести следующие: политические права и свободы граждан признаются в ограниченном объеме; не соблюдается принцип разделения властей; выборность органов власти на практике не приводит к смене правящей элиты; возможен политический плюрализм в рамках одной идеологии и др. 3. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни. В основе тоталитаризма могут лежать различные идеи: расового (национального) превосходства, харизматического лидера, диктатуры пролетариата и пр. Основные характеристики: централизация государственной власти; общество полностью отчуждено от политической власти; провозглашаются, но на практике попираются права и свободы человека и гражданина; политический плюрализм отвергается вплоть до физического уничтожения оппозиции; выборы проводятся, но обычно на безальтернативной основе, декоративно и др. Наиболее радикальной разновидностью тоталитарного режима является фашизм.

30. Монарх как  глава государства. Способы престолонаследия. Монархия - исторически наиболее ранняя форма правления. В настоящее время во многих странах главой государства является монарх. В зависимости от сложившихся традиций монархи именуются по-разному: император, король, эмир и т. д. Монарх - лицо неприкосновенное. Его нельзя привлекать к уголовной и административной ответственности, он не может быть ответчиком в гражданском процессе. Монарх обладает значительным количеством привилегий. Содержание монарха, его семьи и двора осуществляется за счет государственного бюджета. Традиционно монарх не может быть членом какой-либо политической партии. Иногда законодательством устанавливается требование о принадлежности монарха к определенной религии. От разновидности монархии зависит правовой статус и объем полномочий монарха. В абсолютной монархии ему принадлежит вся полнота власти. В дуалистической монархии он является главой государства и главой исполнительной власти. В парламентской монархии властные полномочия монарха существенно ограничены. Формально являясь главой исполнительной власти, все действия в этом качестве он осуществляет по указанию правительства. Для того чтобы большинство актов главы государства в парламентской монархии вступили в действие, необходима контрасигнатура. В некоторых странах монарх – лишь символ государства, имеющий ряд привилегий, но не обладающий властными полномочиями (Япония). Власть монарх получает и передает по наследству. Существует множество систем престолонаследия:1) салическая (престол наследуют только мужчины, прежде всего старший сын); 2) кастильская (дочери могут наследовать трон, если у монарха нет сыновей); 3) скандинавская (трон могут на равных основаниях наследовать и мужчины, и женщины); 4) мусульманская (после смерти монарха трон наследует правящая семья, которая самостоятельно выбирает, кто из ближайших родственников станет главой государства) и др. В некоторых государствах (Непал) монарх при жизни сам определяет будущего наследника. Специфичен порядок занятия трона в Малайзии, где король не наследственный, а выборный.

Информация о работе Источники конституционного права