Государство, как особое звено политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:01, лекция

Описание работы

Государство является главным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом и занимает в политической системе особое место:
— центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство. Парламент, Верховный суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие право вое положение и механизм действия всех элементов политической системы;

Работа содержит 1 файл

ТГП ЛЕКЦИИ 1.doc

— 542.50 Кб (Скачать)

    Как  показывает исторический опыт, главные  причины возникновения и развития  государства и права коренятся  в области экономики и в социальной сфере жизни людей. Государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, право — на смену обычаям. При разложении родо -племенных отношений в новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти — родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством.    

    О  появлении признаков государства  свидетельствуют следующие признаки: выделение из общества особого  слоя людей, не производящих  материальных или духовных благ, а занятых лишь управленческими  делами; наделение данного слоя людей особыми правами и властными полномочиями; введение различных налогов и всевозможных податей, займов; подразделение членов общества не по кровнородственному признаку, как это было при первобытно-общинном строе, а по административно-территориальному признаку; появление на постоянной основе особых отрядов вооруженных людей, дружин, признанных защищать территорию и общество от нападения извне, а тюке вести новые территориальные завоевания.     

    Государство  возникает естественным путем.  Аналогичные процессы происходят с государственной (или публичной) властью, являющейся признаком государства, и с правом. До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться и обходилось с помощью обычаев, опиравшихся на власть авторитета советов старейшин. Но когда появились группы, слои и классы со своими собственными интересами, прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества, в новых условиях оказались бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах - регуляторах общественных отношений, которые бы обеспечивались не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право.  
Важнейшие признаки, свидетельствовавшие о его появлении: социальное и имущественное расслоение в обществе; постепенное сосредоточение частной собственности и права на нее в одних руках и полное их отсутствие в других; появление семейно-брачных и иных правоотношений; придание действующим социальным нормам общеобязательного характера, обеспечиваемого принудительной силой со стороны возникающих государственных органов и др.    

     Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы и, прежде всего, суды. Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей, королей и просто наделенных такими полномочиями чиновников. Правящая верхушка всегда стремилась закрепить в этих актах прежде всего свои собственные имущественные и иные интересы, усилить свою власть с помощью зарождающегося права.     

    Естественно-правовая  теория происхождения государства  и права нередко называется  в научной литературе договорной  теорией или теорией договорного  происхождения государства и права. Она рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора).     

    Теория насилия. Краеугольным камнем теории насилия является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ И ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

 

      Типология государств является одним из важнейших приемов или средств познания исторического процесса развития государства и права. Исходные посылки типологии государств и правовых систем:  
- развитие человеческого общества, а вместе с ним государства и права - это непрерывно протекающий, длительный и по своей природе естественно-исторический процесс;  
- этот процесс неразрывно связан с постоянным развитием социальной природы, содержания и назначения государства и права, а также с коренными изменениями основных принципов их организации и функционирования;  
- процесс перехода государства и права от одной ступени к другой, от одного типа государства и права к другому органически сочетает в себе элементы непрерывности, эволюции государственно-правовых явлений с элементами их дискретности, качественной скачкообразности и в этом смысле — революционности.    

     Рабовладельческое государство - это исторически первый тип государственной организации, возникшей на развалинах первобытно-общинного строя в силу разложения общества на классы и возникновения первых противостоящих друг другу социальных сил в виде рабовладельцев и рабов.   
    Экономическую основу рабовладельческого государства составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в истории развития человечества в наиболее резкой и обнаженной форме проявляется экономическое, политическое и социальное неравенство классов и слоев общества, полное, практически ничем не ограниченное господство одного класса — рабовладельцев и полное бесправие другого класса — рабов. На всех стадиях развития рабовладельческого государства рабы постоянно оставались на положении вещей, «говорящих орудий» и рассматривались не иначе, как производители материальных или иных благ.    

     Феодальное государство и право исторически приходит на смену рабовладельческому типу. Процесс перехода заключался в образовании крупного землевладения и превращения светской и духовной знати в класс феодалов, а также в разложении сельской общины и превращении свободных крестьян — общинников и несвободных землевладельцев, оставшихся от прежней формации, в феодально-зависимых от крупных землевладельцев либо от государства, крепостных крестьян. Последние, в отличие от рабов, хотя и лишались права собственности на землю, но имели свое небольшое хозяйство, обладали правом личной собственности на некоторые сельскохозяйственные орудия труда. Это указывало на то, что феодальный способ производства, а вместе с ним и весь феодальный строй, является более эффективным, исторически прогрессивным по сравнению с рабовладельческим способом производства и рабовладельческим строем.  
      Эксплуатация крестьян помещиками осуществляется путем взимания с них феодальной ренты (отработочная рента или барщина), натуральный оброк, денежная рента или денежный оброк).      

     Капиталистическое государство и право появились в результате буржуазных революций, покончивших с феодальным экономическим и социально-политическим строем. На стадии зрелости и заката феодальной общественно-экономической формации весьма быстро складывались буржуазные производственные отношения и вместе тем усиливались социально-экономические и политические противоречия между исторически восходящим классом буржуазии и классом феодалов.  
     Экономической основой буржуазного государства с момента появления стала система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На ее охрану и защиту было направлено все конституционное и текущее законодательство.      

     Социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, возникают не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции. Ближайшей целью коммунистов является «ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти».  
     Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, является слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата. Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата.

ТИПЫ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

 

      Человеческое  общество является особой ступенью  в развитии природы и животного  мира. Человек качественно изменил  свое отношение к природе, став  разумным. Разумная деятельность  человека имела своим результатом  не только преобразованную природу,  но и принципиально иные способы взаимодействия, взаимосвязи людей между собой - человеческое общество. Последнее предстает сложным социальным образованием, совокупностью многочисленных и многообразных связей, в которые вступают люди в процессе их жизни, производственной, политической или духовной деятельности.   

    Основными  элементами общества выступают  отдельные индивидуумы и их  коллективные объединения:  
1) семья, представляющая собой форму объединения, основанного на супружеском союзе и родственных связях между мужем и женой, родителями и детьми,  
братьями и сестрами и другими родственниками;  
2) юридическое лицо (предприятия и организации, создаваемые и действующие в сфере производства, распределения, обмена и потребления с целью обеспечения людей промышленными и продовольственными товарами, благоустроенным жильем, орудиями труда, транспортом и другими материальными благами);  
3) государство и его органы, осуществляющие управление делами общества. В их число входят представительные законодательные органы, глава государства, правительство и иные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, милиция, армия, тюрьмы;  
4) органы местного самоуправления, образуемые населением для управления городами, селами, иными населенными пунктами для решения каких-либо задач местного значения;  
5) общественные объединения и политические партии, создаваемые гражданами на добровольных началах для участия в политической деятельности, охране трудовых прав работников, оказания материальной помощи малообеспеченным и нуждающимся в материальной помощи членам общества, охране окружающей природной среды, решения иных социально значимых проблем.   

    Наличие  связей между различными компонентами  общества является необходимым  способом существования как людей,  так и их объединений и общества  в целом. Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Одним из основных способов согласования противоречивых интересов людей и их объединений является нормативное регулирование. Общество, государство, отдельные социальные слои, группы разрабатывают правила, которые предписывают, как следует поступать в том или ином случае, ситуации, чтобы достичь поставленной цели и в то же время не нарушить прав и интересов других людей, их объединений. В идеале, в качестве общеобязательного правила избирается такой вариант поведения, который бы не нарушал интересов участников отношения и общества в целом. Этот ведущий принцип нормативного регулирования был четко выражен еще христианской заповедью - не делай другому того, чего не желаешь себе.   

    Нормативное  регулирование зародилось на  заре человеческого общества  и свелось к созданию двух  типов норм, правил — социальных  и технических. Социальные нормы  возникли как способ управления  делами общества и обеспечения  согласованных действий между членами первобытно-общинного строя.     

    Нормы,  которые определяют отношение  человека к природе, порядок  его деятельности по созданию  материальных благ, пользования  орудиями труда, называются техническими  нормами. В отличие от них  социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями в процессе материального производства, политической или социально-культурной сфере. Современную систему технических норм составляют технологические правила, правила техники безопасности, пользования современными приборами и машинами, правила санитарии и гигиены, грамматики, педагогики, профессиональной деятельности.    

    Как  технические, так и социальные  нормы являются важнейшим и  необходимым атрибутом современного  общества. С их помощью современный  человек регламентирует все социально  значимые способы человеческой  деятельности.

ТИПЫ  ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

      По характеру социальной среды можно выделить тоталитарные, либерально-демократические и переходные политические системы.     

    Тоталитарные  политические системы закрытого  характера формирует социальная  среда распределительного типа. В таких политических системах  у власти находится одна господствующая партия (ядро системы), другие общественные организации (профсоюзные, молодежные и даже детские) выступают проводниками государственной идеологии. Индивид полностью подчинен коллективу. Государство в лице чиновников полностью распределяет результаты коллективного труда в зависимости от места в системе распределения.     

    Для  политических систем закрытого  характера присуще стремление  государства затруднить обмен  идеями, мнениями и другой информацией  внутри страны и с внешним миром. Государственная власть, стремясь обеспечить интересы номенклатуры, опирается на партийный диктат и выходит в политических отношениях за рамки правовых предписаний. Вместо открытого обмена обществу навязывается демагогия о государственной защите интересов населения. В тоталитарных политических системах господствуют идеи вождизма, культа личности лидера государства, происходит слияние государственного и партийного аппарата. Политическим системам закрытого типа присуща политика террора и геноцида в отношении собственного народа, подавление всякого инакомыслия, оппозиции.  
Политическая система в распределительной среде обеспечивает консервацию общественной жизни и стагнацию общественных отношений.    

Информация о работе Государство, как особое звено политической системы