Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:01, лекция
Государство является главным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом и занимает в политической системе особое место:
— центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство. Парламент, Верховный суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие право вое положение и механизм действия всех элементов политической системы;
Механизм
взаимодействия государства и гражданского
общества.
Государство через бюрократию стремится
к усилению своей социальной роли, но как
только проходит точку равновесия, начинается
активизация правового начала самого
государства, которое останавливает дальнейшую
"интервенцию" и далее уменьшает
масштабы вмешательства. Активизация
правового начала происходит через демократические
институты и механизмы как самой власти,
так и гражданского общества (например:
активная роль оппозиции, парламентаризм
(политический), рынок (экономический механизм),
независимое правосудие (юридический
механизм).
Государство - это управляющая система,
регулирует отношения субъектов гражданского
общества в той степени, в которой последние
отдали ей свою свободу, выдав соответствующие
полномочия лицам, ее представляющим.
Лица, ее представляющие, действуют от
имени и в пользу всех членов.
Гражданское общество - управляемая система, состоит из людей, действующих в частных интересах. Саморегулирующаяся система, например через выбор регулирующей (управляющей системы). Члены системы формально равны, автономны независимо от типа лица.
Основы юридического позитивизма были разработаны английским
юристом Остином в его фундаментальном
труде "Чтение по юриспруденции"
(1832 г.). Остин объявлял право, как и явления
природы, реальным, существующим фактом.
Реальность праву придает государство,
которое закрепляет конкретные нормы
в принимаемых им письменных источниках
"в целях руководства разумной сущностью".
По Остину, право образуют
четыре элемента:
приказ, санкция, обязанность исполнения
и суверенная власть. Сущность же права
составляет приказ власти, адресованный
подчиненному под угрозой применения
санкции в случае его невыполнения. С учетом
такого понимания права основная задача
юридической науки сводится к анализу
позитивных, принятых государством законов,
иных нормативно-правовых актов, не вдаваясь
в оценки содержащихся в этих источниках
норм с позиции добра и зла, справедливости
и прочих нравственных категорий.
Таким образом, юридический позитивизм
решительно порывал с принципами и положениями
теории естественного права. Если последняя
признавала права и свободы человека первичными
и требовала их непременного признания
государством, то позитивисты, наоборот,
единственным источником права признавали
государство. Обосновывая предложенное
понимание права и задач правовой науки,
позитивисты подвергли суровой и основательной
критике естественные права человека
и проповедующую их теорию. По мнению позитивистов,
естественные права представляют собой
не более чем предположения, гипотезы,
являются источником заблуждения умов.
Признавая государство единственным
источником действующего права, позитивисты
приложили немало усилий по разработке
правовых средств, конструкций, способных
обеспечить неукоснительное действие
права, применение принудительных мер
к правонарушителям, и добились в этом
направлении заметных успехов.
Значительная часть понятий и принципов
современной теории права была разработана
в недрах юридического позитивизма. Его
несомненной заслугой является обоснование
таких важнейших принципов теории права,
как:
1) верховенство закона и наличие иерархической
связи между законами и иными нормативно-правовыми
актами, исключающей наличие в действующем
праве противоречивых норм;
2) недопустимость отказа в правосудии
по мотивам наличия в действующем законодательстве
пробелов или неясных норм права;
3) требование неукоснительного исполнения
действующих законов государственными
органами, гражданами и иными лицами (принцип
законности);
4) подчинение судьи закону.
Логическое завершение юридический позитивизм
получил в нормативистской теории Кельзена
(1-ая пол. XX в.). Теория Кельзена получила
название "чистой теории права", которая
стремится описать право таким, как оно
есть, не занимаясь его оправданием или
критикой. Юриста не должны интересовать
внешние связи права с такими явлениями,
как психология, социология, политика.
Юридический позитивизм, несмотря на
ряд отмеченных достижений в разработке
отдельных проблем правоведения, не сумел
правильно раскрыть сущность права и впал
в неразрешимые противоречия:
1) понимание права как совокупности установленных
государством норм права содержит логическую
ошибку в виде определения неизвестного
через столь же неизвестное.
2) сведение права к закону, иным нормативно-правовым
актам приводит к утрате всяких критериев,
позволяющих отличать правовые нормы
от голого произвола государства. С точки
зрения позитивистской теории все законы
фашистского государства являются правом
и законопослушным гражданам не остается
ничего иного, как терпеливо их выполнять.
3) отрицая существование права вне закона,
в общем и целом, юридический позитивизм
вынужден признать независимое от закона
существование права в частном случае,
на стадии правоприменения и реализации.
Советские юристы вели активную борьбу
с юридическим позитивизмом и нормативизмом,
как и другими буржуазными правовыми теориями.
И тем не менее их определения сущности
права и теоретические представления
о механизме правового регулирования
оставались по преимуществу позитивистскими.
С небольшими изменениями это определение
права доминирует и по настоящее время
в российском правоведении.
Политическая
система общества
- это органическое единство государственных
и общественных организаций, осуществляющих
социально-политическое травление обществом.
Это системное образование имеет сложную
структуру, состоящую из элементов различных
уровней и взаимосвязей между ними. Элементами
политической системы являются: государство,
партии, профсоюзы, молодежные организации,
политические движения и другие социальные
институты. В зависимости от степени участия
в политической жизни эти органы и организации
в научной литературе подразделяются
на следующие группы.
Собственно-политические. К их числу относятся
государство, все политические партии,
отдельные общественные организации.
Характерным признаком этих организаций
является их прямая связь с политикой,
их активное воздействие на политику.
Непосредственной целью их создания и
функционирования выступает политическая
цель.
Наибольшее воздействие на государственную
политику оказывают партии — политический
инструмент овладения государственной
властью и осуществления политики в интересах
определенных групп населения. Правящие
партии, как правило, для осуществления
своих программных целей производят полную
смену должностных лиц в государственном
аппарате либо назначают по партийной
принадлежности высших должностных лиц
в государственном аппарате либо назначают
по партийной принадлежности высших должностных
лиц государства с последующей ротацией
номенклатурных кадров. Парламентские
партии в механизме государственной власти
занимают более скромное место; их политическая
деятельность включается в осуществлении
законодательной власти в рамках парламентских
процедур и направлена на овладение государственной
властью путем участия во всеобщих выборах.
Несобственно-политические объединения. К ним относятся такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Это — профсоюзные, кооперативные и иные организации. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно-политических объединений, никогда не выступает политическая цель.
Профсоюзы — это организация по защите
профессиональных интересов трудящихся
по отношению к государству. В условиях
демократического режима профсоюзы выдвигают
экономические требования и лозунги анархо-синдикалистического
характера.
Следующую группу составляют организации,
имеющие в своем содержании лишь незначительный
политический аспект. Они возникают
и функционируют на основе личных склонностей
и интересов того или иного слоя людей
к занятию определенной деятельность.
К их числу следует отнести объединения
типа нумизматов, филателистов, авто- и
мотолюбителей, туристов и др. Политический
оттенок в своей деятельности они приобретай
лишь как объекты воздействия на них со
стороны государственных или иных политических
по своему характеру органов и организаций,
в отнюдь не как субъекты, носители политической
власти и соответствующих политических
отношений.
Своеобразную роль в политической системе
играет церковь как социальный институт,
занимающийся духовной деятельностью.
Отношение государства к церкви как к
элементу неполитического характера закреплено
в конституциях современных государств,
в том числе в Конституции Российской
Федерации. В соответствии с Основным
законом (ст. 14) церковь формально исключена
из политической системы. Однако прямо
и косвенно церковь пользуется сбоим духовным
влиянием на политическую жизнь, то есть
фактически является элементом политического
общества.
На
характер политической системы оказывают
влияние различные факторы: структура
политической системы, ее элементный состав,
характер социальной среды и другие критерии.
Решающую роль среди всех вышеназванных
объединений - составных частей политической
системы общества — всегда играло и продолжает
играть государство.
Будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими «вещественными придатками» в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках любого господствующего класса или слоя, как важнейшее средство осуществления политической власти. В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении вид истории развития общества, а следовательно, и его самого. В то время, как все остальные ее составные звенья политические партии и различные общественные организации, имеющие политический характер, могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать.
Термин
«государство» может представляться
в двух значениях:
Первое - понятие государство для определения
страны, как географического образования;
Второе - государство, как форма организации
политической власти.
Мы
будем вести речь о государстве
как организации политической власти,
существующей в определенной стране.
Существенные признаки государства:
1. Территория. Это пространственная
основа государства. Она включает сушу,
недра, водное и воздушное пространство
и др. На своей территории государство
осуществляет независимую власть и имеет
право защищать территорию от вторжения
со стороны других государств.
2. Население. Его составляют люди,
проживающие на территории государства.
Население государства может состоять
из людей одной национальности или быть
многонациональным, как, например, в России,
где проживает более 60 наций. Государство
будет стабильным и будет развиваться,
если отношения между ними будут добрососедскими,
а не конфликтными.
3. Публичная власть. Публичная власть
иначе называется властью общественной,
т. е. властью, способной организовать
жизнь людей. Термин «власть» означает
способность влиять в нужном направлении
или иначе способность подчинять своей
воле. Государственная власть осуществляется
с помощью государственных органов
и учреждении. Все они объединяются в единую
систему, называемую государственным
аппаратом. К важнейшим его составляющим
относятся законодательные и исполнительные
органы. Государственная власть распространяется
на всех людей, проживающих на территории
государства.
4. Право. Это система общеобязательных
правил поведения. В отличие от правил
поведения, существовавших в первобытном
обществе и обеспечивавшихся силой общественного
принуждения (например, покинувшего поле
боя воина соплеменники изгоняли из племени),
правовые нормы охраняются силой государства,
т.е. специальными государственными органами.
Если правила поведения в первобытном
обществе вырабатывались постепенно самим
обществом (обычаи, традиции, мифы, обряды,
ритуалы и др.), то правовые нормы формируются
в основном
государственными органами.
5. Правоохранительные
органы. Они составляют особую систему,
в которую
входят судебные органы, прокуратура,
милиция, органы безопасности, внешняя
разведка, налоговая полиция, таможенные
органы и др. Они необходимы любому
государству, потому что государственная
власть осуществляется с помощью норм
права или конкретных распоряжений (приказов),
носящих императивный характер.
Если к власти проявляется неуважение
или если нормы права не исполняются, то
с помощью правоохранительных органов
применяются меры принуждения (санкции),
предусмотренные в нормах права.
6. Армия. Она необходима для защиты
территориальной целостности государства.
Обычно пограничные споры и военные конфликты
возникают между смежными
государствами. По своему размеру армия
должна быть способной отразить любую
агрессию. Но армия требует на свое содержание
и поддержание боеготовности значительных
материальных затрат. В некоторых государствах
армия используется во внутренних конфликтах.
7. Налоги. Это обязательные платежи
с получаемого дохода граждан и организаций.
Их размеры и сроки уплаты устанавливает
государство, издавая соответствующие
законы. Налоги необходимы для содержания
государственных органов, армии, выплаты
пенсий, пособий многодетным семьям, безработным,
инвалидам. Если в стране происходят различного
рода чрезвычайные происшествия (ЧП), то
выделяется часть средств также из налоговых
поступлений для устранения последствий
ЧП, бедствий.
8. Суверенитет. Это независимость
государства при решении внутренних и
внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет
— это самостоятельность, неподчиненность,
неподотчетность государства кому-либо.
Различают внутренний и
внешний суверенитет. Внутренний суверенитет
означает, что государственная
власть независимо решает все вопросы
жизни страны, и эти решения имеют обязательный
характер для всего населения. Внешний
суверенитет позволяет государству самостоятельно
строить свои взаимоотношения с другими
государствами, основываясь на своих интересах.
В международных отношениях суверенитет
выражается в том, что власти данного государства
не обязаны юридически подчиняться другим
государствам.
Государство = власть + население + территория. То есть, государство - это организация политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный аппарат принуждения.
Согласно
Конституции РФ Российская
В основе современного понимания правового
государства лежат идеи Канта, Монтескье,
Гегеля и других мыслителей XVIII и XIX веков.
Критикуя феодальное государство как
полицейско-бюрократическое, где царит
произвол над человеком, его правами, свой
идеал мыслители видели в правовом государстве.
В основе такого государства должна лежать
свобода личности с ее неотъемлемыми и
неотчуждаемыми правами. Взаимодействие
личности и государства основывается
на праве и верховенстве закона. Государственный
аппарат устроен таким образом, что никакой
орган государства не может узурпировать,
присвоить себе всю государственную власть
в ущерб правам человека и другим ветвям
власти.
Современные
правоведы определяют правовое
государство как демократическое государство,
в котором обеспечивается верховенство
закона, последовательно проводится принцип
разделения властей, а также признаются
и гарантируются права и свободы человека.
Признаки правового государства:
• Верховенство закона.
• Развитая система прав и свобод граждан
и хорошо налаженный механизм защиты этих
прав и свобод.
• Четкое разделение государственной
власти делится на законодательную, исполнительную
и судебную власти. Органы разных ветвей
государственной власти действуют в пределах
своей компетенции, не подменяют друг
друга, устанавливают взаимный контроль.
• Сильная судебная власть.
• Демократизм.
Верховенство закона
в правовом государстве означает, что:
• Законы, как акты высшей юридической
силы содержат исходные. Первичные нормы,
имеющие обязательное значение для всех
органов государства, должностных лиц,
организаций, предприятий и граждан;
• Действуя на основе и в рамках, установленных
законом, органы государства призваны
обеспечить неукоснительное действие
закона в реальной жизни, принимать все
необходимые меры к устранению всех и
всяческих препятствий на пути их реализации;
• Все нормативно-правые акты, принимаемые
в развитие и на основе законов, не могут
им противоречить.
Будучи
демократическим по своей сути,
правовые государства предоставляют
самые широкие права всем гражданам. Все
гражданские права делятся
на основные и процедурные. Основные
права:
• Право на жизнь.
• Право на достоинство личности, свободу
от пыток, насилия.
• Право наследования.
• Право на личную неприкосновенность.
• Право на неприкосновенность частной
жизни.
• Право на неприкосновенность жилища.
• Право на свободное передвижение по
стране и «въезд-выезд».
• Право частной собственности охраняется
законом.
Процедурные гражданские права:
• Статья 46 гарантирует каждому судебную
защиту его прав и свобод.
• Статья 47 предусматривает суд присяжных
(наиболее объективную форму рассмотрения
судебных дел).
• Статья 48 гарантирует право на получение
квалифицированной юридической помощи.
• Принцип презумпции невиновности (ст.
49).
• Право позволяющее родственникам не
свидетельствовать друг против друга
(ст.51).
• Ошибки следствия. На этот случай предусмотрено
возмещение государством причиненного
ему вреда (ст. 53).
Характерная черта правового государства - последовательное проведение принципа равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и других обстоятельств.
Понятием культуры в философии и социологии характеризуют специфически человеческий способ жизнедеятельности, генетически не наследуемую совокупность средств, форм, образцов и ориентировок взаимодействия людей со средой существования, которые они выработали в повсеместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.
Культура
включает в себя результаты
материального и духовного
Информация о работе Государство, как особое звено политической системы