Государство, как особое звено политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:01, лекция

Описание работы

Государство является главным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом и занимает в политической системе особое место:
— центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство. Парламент, Верховный суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие право вое положение и механизм действия всех элементов политической системы;

Работа содержит 1 файл

ТГП ЛЕКЦИИ 1.doc

— 542.50 Кб (Скачать)

МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

 

       Методология теории государства и права представляет собой систему особых приемов, принципов и способов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений. Для права свойственно наличие не одного какого-либо отдельно взятого приема, принципа или способа исследования государства и права, их системы, совокупности.     

   Основные принципы методологии теории государства и права:  
  
1. Принцип всесторонности исследования государства и права. Основной смысл его заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рас  
смотрение государства и права не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а во всех, формирующих общее видение исследуемых явлений аспектах.  
   2. Принцип историзма в исследовании государства и права. Он означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего. Весьма важными при этом являются ответы на вопросы, касающиеся причин и условий возникновения государства и права, основных факторов их становления и развития в настоящем и прошлом, основных перспектив и тенденций их эволюции в будущем.  
   3. Принцип комплексности в изучении государства и права. Содержание этого принципа заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук - философии, социологии, политэкономии, политологии.   
      Важно рассматривать все составные стороны и элементы государства и права не только в статике, но и в динамике — с точки зрения того, как они возникли, развивались и какими они стали теперь.     

    Наряду  с принципами познания большое  методологическое значение для  исследования государства и права  имеют конкретные методы. В научной  и учебной литературе их принято делить на следующие группы:  

    1) Общие методы. Они используются не только в теории государства и права, но и в других науках. Среди них - методы сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, системного и структурного подходов, методы подведения менее общего понятия под более общее, восхождения от абстрактного к конкретному и другие. Разумеется, не все эти методы имеют одинаковое по частоте и эффективности применение. Например, методы анализа и синтеза используются в повседневной научной работе гораздо чаще, чем, скажем, системный метод. Однако все они имеют важное значение для получения объективных знаний о государстве и праве, для глубокого и  всестороннего исследования рассматриваемой материи.  

    2) Специальные методы. Они разрабатываются в рамках отдельных специальных наук и широко используются для изучения государства и права. К специальным методам обычно относят математические, статистические, психологические, кибернетические, конкретно-социологические и многие другие методы. Практическая значимость этих методов заключается в том, что они вместе с другими методами позволяют взглянуть на государство и право с позиций негосударственно-правовых дисциплин, помогают создать более полное представление о государстве и праве.  

    3) Частные методы. Главная особенность их заключается в том, что они вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук. К данной группе методов следует отнести сравнительно-правовой метод, методы выработки правовых решений, методы толкования норм права и другие. Среди частных методов необходимо особенно выделить сравнительно-правовой метод. Сравнение в форме сопоставления или же противопоставления давно и весьма активно используется в различных отраслях знаний и учебных дисциплинах. Что же касается сравнительно-правового метода, то он стал широко применяться лишь недавно. Периодом его наиболее активного и продуктивного использования во многих странах стал послевоенный период.

МЕХАНИЗМ  ГОСУДАРСТВА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ

 

      Понятие механизма государства и его структура.  
      В юридической литературе понятия "механизм государства" и "государственный аппарат" употребляются как синонимы. Однако понятие "механизм государства" шире, чем понятие "государственный аппарат".     

     Механизм государства представляет собой систему специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции. Механизм государства включает в себя следующие структурные компоненты: государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.      

     Государственный аппарат как аппарат управления реализует законодательную, исполнительную и судебную функции.  
      Государственные учреждения как организации осуществляют практическую деятельность в различных сферах, выполняют экономические, социальные и культурные функции.  
      Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственных функций в целях извлечении прибыли, оказания услуг, выполнения работ и производства продукции.  
      Через систему органов и учреждений политические силы реализуют государственную власть, обеспечивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом.  
      Отдельные авторы в структуру механизма государства включают государственных служащих, занимающихся управленческой деятельностью.  
       Государственные служащие - это особый слои людей, известный под различными названиями: чиновники, аппаратчики, бюрократы, призванные выполнять функции государственного управления. Поскольку государственные служащие работают в системе государственных органов, большинство авторов не выделяют чиновников в качестве самостоятельного элемента государственного механизма.  
      В механизме государства воплощается материальная сила власти, он внутренне един. На государственный механизм оказывают воздействие состояние экономики, соотношение политических сил, функции государства и его задачи.     

     Системные связи в механизме государства.  
      Механизм государства - это не только совокупность органов, но и сложная система взаимосвязанных органов. Каждая система — это целое, единое, но состоящее из частей. Поэтому механизму государства как системе органов присущи системные связи, без которых невозможно единство и взаимодействие органов государства. Наличие этих связей придает множеству элементов единство и целостность.  
      Важное значение в государственном механизме имеют вертикальные, горизонтальные и контрольные связи.  
      Вертикальные связи - это иерархические связи, в основе которых лежит подчинение одних органов другим. Этот вид связи обеспечивает прямое и обратное общение между вышестоящими и нижестоящими органами. Нарушение вертикальных связей ведет к разрушению механизма государства, и в конечном счете - к угрозе существования самого государства.  
      Горизонтальные связи - это параллельные связи, в основе которых лежит координация действий для выполнения общих задач.  
      Контрольные связи - это связи между контрольно-надзорными и поднадзорными органами, обусловленные надзором за соблюдением и исполнением законов и иных решений иерархически высших органов.  
      Вышеназванные связи между элементами механизма государства носят информационно-правовой характер, поскольку они осуществляются в рамках права.

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДА В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

 

      Обстоятельства требования независимости суда:  
   1. Судья должен быть нейтральным лицом, незаинтересованным в исходе дела. Тогда может быть обеспечена справедливая, беспристрастная и объективная процедура разрешения спора.  
   • Судебная процедура должна быть строго регламентирована законом как надлежащая правовая процедура.  
   • Формальное равенство сторон в процессе, состязательность самого процесса, судья только следит за соблюдением процедуры и с нейтральной точки зрения оценивает юридическое содержание процесса.  
   • Публично властный характер деятельности суда.  
   2. Защита прав и свобод субъектов должна осуществляться в соответствии с принципами, потребностями и стандартами существующими в саморегулирующемся гражданском обществе, поэтому судебная процедура должна быть четко отграничена от сферы непосредственного проявления власти законодательных, правительственных и административных органов.  
   • Суд должен судить по праву  
   • Исходит из юридичности, правового характера самих законов, и подчиняется только ему.  
   • Свободно толковать закон в контексте правовых принципов, прежде всего конституционных, не должен быть связан правительственно-административными актами толкования.  
     Гарантии независимости суда, обычно закрепленные в конституции.      

   Гарантии  личности судьи (статус судьи):  
    1. Независимость будущих судей от назначающей (избирающей) инстанции.  
    2. Свободное соискание должности с учетом рекомендаций судейских коллегий.  
    3. Несменяемость судей.  
   • Судья не может быть смещен с должности актом органов власти или переведен на другую должность или другой суд без его согласия.  
   • Увольняется в отставку по собственному желанию (прошение об отставке) или по достижении возраста определенному законом.  
   • Закон предусматривает объективные основания для смещения судьи с должности.  
   4. Неприкосновенность.  
   • Судейский индемнитет - невозможность любых форм преследования судьи за мнения, выраженные им при выполнении служебных обязанностей.  
   • Судейский иммунитет - невозможность привлечения судьи к уголовной ответственности, ареста, задержания и т.д. без соответствующего разрешения соответствующей коллегии судей.  
   5. Исключительность судейских обязанностей. Несовместимость выполнения судейских обязанностей и занятия какой-либо еще государственных или общественных обязанностей.  
   6. Высокое денежное вознаграждение.     

     Гарантии организационной (институциональной) независимости.  
   1. Суд не связан какими-либо инструкциями по толкованию конституции и закона.  
   2. Судебная неподчиненность судей как в структуре судебной власти, так и в иных властных структурах. Верховный суд, властные структуры не могут влиять на решение суда. Верховный суд может отменить решение, принять дело в свое производство, направить на дополнительное расследование, и т.д., но не может обязать суд принять определенное решение.  
   3. Организационная независимость.  
   • Распределение дел между судьями.  
   • Дело, принятое к производству одним судьей не может быть передано другому судье или в другой суд пока судья способен выполнять свои полномочия.     

     Гарантии функциональной независимости:  
    1. Никакие органы, кроме суда, не имеют права осуществлять функции относящуюся к правосудию.  
   2. Суд в праве отказаться от рассмотрения дела, не относящегося к отправлению функции правосудия.  
   3. Недопустимость: влияния на ход и собственно на результаты процесса, прекращение или приостановление судебных дел, отмена решений и приговоров, придание обратной силы закону, устанавливающему или усиливающему юридическую ответственность, требование применения новых законов, имеющих обратную силу, по делам уже находящимся в производстве.

ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ГОСУДАРСТВА, ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

   Государство - правовая организация и функционирование власти.

   Другие определения государства:

   «Государство – это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство – это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) – охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство» (Геллнер Э. 1991. Нации и национализм / Пер. с англ. – М.: Прогресс. С.28).  
 
«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий» (Гринин Л.Г. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. № 5. С. 20).  
 
«Государство – это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт – правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности» (Claessen H. J. M. 1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York. P.1255).  
 
«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В.И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т.39, с.75).

   Основание государственности - права народов, права человека, основные дозаконотворческие и внезаконотворческие требования определенной меры свободы, которые первичны по отношению к власти и ограничивают суверенитет.

   Признаки государства:  
Этнический - народ, как этническая общность в смысле права нации на самоопределение: создавать свою суверенную национальную форму организации публичной политической власти. При этом не могут нарушаться права человека и других наций, проживающих на данной территории.  
Территориальный - страна, географическая область с которой связана нация, субъект права на политическое самоопределение.  
Организация публичной политической власти - призвано обеспечить свободное совместное политическое, экономическое и духовное бытие людей.  
 
Характеристики государственной власти:  
• Государство есть правовая организация власти, а не произвольное насилие, поскольку ограничено правами человека.  
• Государство должно быть ограничено (обычно в конституции через систему гарантий) правом для создания оптимальных условий функционирования саморегулирующегося гражданского общества. Государство через вмешательство в сферу саморегуляции гражданского общества может способствовать более раннему включению механизмов саморегуляции общества, но делать это должно на условиях ограниченного вмешательства согласно рамок, установленных конституционным правом, дабы не повредить институтам и механизмам саморегуляции.  
• Ограничение государственного вмешательства достигается путем постоянного толкования судами конституционных принципов.  
• Конкурентные ограничения: невозможность удовлетворения позитивных прав в ущерб негативным; государственного регулирования экономики в ущерб рыночному, подмены судебной процедуры рассмотрения спора арбитражной процедурой, упрощенной по сравнению с первой; подмену парламентского принятия государственного бюджета правительственным перераспределением государственного дохода и т.д.

Информация о работе Государство, как особое звено политической системы