Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:01, лекция
Государство является главным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом и занимает в политической системе особое место:
— центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство. Парламент, Верховный суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие право вое положение и механизм действия всех элементов политической системы;
Методология теории государства и права представляет собой систему особых приемов, принципов и способов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений. Для права свойственно наличие не одного какого-либо отдельно взятого приема, принципа или способа исследования государства и права, их системы, совокупности.
Основные
принципы методологии теории государства
и права:
1. Принцип всесторонности исследования
государства и права. Основной смысл его
заключается в том, чтобы исследовать
государственно-правовые явления не сами
по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии
с другими, соотносящимися с ними явлениями.
Полнота и всесторонность исследования
предполагают также рас
смотрение государства и права не в одном
каком-либо отдельно взятом аспекте, а
во всех, формирующих общее видение исследуемых
явлений аспектах.
2. Принцип историзма в исследовании государства
и права. Он означает рассмотрение существующих
государственно-правовых явлений не только
под углом зрения настоящего их состояния,
но и с позиций их прошлого и предполагаемого
будущего. Весьма важными при этом являются
ответы на вопросы, касающиеся причин
и условий возникновения государства
и права, основных факторов их становления
и развития в настоящем и прошлом, основных
перспектив и тенденций их эволюции в
будущем.
3. Принцип комплексности в изучении государства
и права. Содержание этого принципа заключается
в том, чтобы исследовать их не только
с юридической точки зрения, но и с позиций
других общественных наук - философии,
социологии, политэкономии, политологии.
Важно рассматривать все составные стороны
и элементы государства и права не только
в статике, но и в динамике — с точки зрения
того, как они возникли, развивались и
какими они стали теперь.
Наряду
с принципами познания большое
методологическое значение для
исследования государства и
1) Общие методы. Они используются не только в теории государства и права, но и в других науках. Среди них - методы сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, системного и структурного подходов, методы подведения менее общего понятия под более общее, восхождения от абстрактного к конкретному и другие. Разумеется, не все эти методы имеют одинаковое по частоте и эффективности применение. Например, методы анализа и синтеза используются в повседневной научной работе гораздо чаще, чем, скажем, системный метод. Однако все они имеют важное значение для получения объективных знаний о государстве и праве, для глубокого и всестороннего исследования рассматриваемой материи.
2) Специальные методы. Они разрабатываются в рамках отдельных специальных наук и широко используются для изучения государства и права. К специальным методам обычно относят математические, статистические, психологические, кибернетические, конкретно-социологические и многие другие методы. Практическая значимость этих методов заключается в том, что они вместе с другими методами позволяют взглянуть на государство и право с позиций негосударственно-правовых дисциплин, помогают создать более полное представление о государстве и праве.
3) Частные методы. Главная особенность их заключается в том, что они вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук. К данной группе методов следует отнести сравнительно-правовой метод, методы выработки правовых решений, методы толкования норм права и другие. Среди частных методов необходимо особенно выделить сравнительно-правовой метод. Сравнение в форме сопоставления или же противопоставления давно и весьма активно используется в различных отраслях знаний и учебных дисциплинах. Что же касается сравнительно-правового метода, то он стал широко применяться лишь недавно. Периодом его наиболее активного и продуктивного использования во многих странах стал послевоенный период.
Понятие механизма государства и его структура.
В юридической литературе понятия "механизм
государства" и "государственный
аппарат" употребляются как синонимы.
Однако понятие "механизм государства"
шире, чем понятие "государственный
аппарат".
Механизм государства представляет собой систему специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции. Механизм государства включает в себя следующие структурные компоненты: государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.
Государственный аппарат как аппарат
управления реализует законодательную,
исполнительную и судебную функции.
Государственные учреждения как организации
осуществляют практическую деятельность
в различных сферах, выполняют экономические,
социальные и культурные функции.
Государственные предприятия учреждаются
для осуществления хозяйственных функций
в целях извлечении прибыли, оказания
услуг, выполнения работ и производства
продукции.
Через систему органов и учреждений политические
силы реализуют государственную власть,
обеспечивают свое экономическое, идеологическое
и политическое превосходство и осуществляют
государственное руководство обществом.
Отдельные авторы в структуру механизма
государства включают государственных
служащих, занимающихся управленческой
деятельностью.
Государственные служащие - это особый
слои людей, известный под различными
названиями: чиновники, аппаратчики, бюрократы,
призванные выполнять функции государственного
управления. Поскольку государственные
служащие работают в системе государственных
органов, большинство авторов не выделяют
чиновников в качестве самостоятельного
элемента государственного механизма.
В механизме государства воплощается
материальная сила власти, он внутренне
един. На государственный механизм оказывают
воздействие состояние экономики, соотношение
политических сил, функции государства
и его задачи.
Системные связи в механизме государства.
Механизм государства - это не только
совокупность органов, но и сложная система
взаимосвязанных органов. Каждая система
— это целое, единое, но состоящее из частей.
Поэтому механизму государства как системе
органов присущи системные связи, без
которых невозможно единство и взаимодействие
органов государства. Наличие этих связей
придает множеству элементов единство
и целостность.
Важное значение в государственном механизме
имеют вертикальные, горизонтальные и
контрольные связи.
Вертикальные связи - это иерархические
связи, в основе которых лежит подчинение
одних органов другим. Этот вид связи обеспечивает
прямое и обратное общение между вышестоящими
и нижестоящими органами. Нарушение вертикальных
связей ведет к разрушению механизма государства,
и в конечном счете - к угрозе существования
самого государства.
Горизонтальные связи - это параллельные
связи, в основе которых лежит координация
действий для выполнения общих задач.
Контрольные связи - это связи между контрольно-надзорными
и поднадзорными органами, обусловленные
надзором за соблюдением и исполнением
законов и иных решений иерархически высших
органов.
Вышеназванные связи между элементами
механизма государства носят информационно-правовой
характер, поскольку они осуществляются
в рамках права.
Обстоятельства
требования независимости
суда:
1. Судья должен быть нейтральным лицом,
незаинтересованным в исходе дела. Тогда
может быть обеспечена справедливая, беспристрастная
и объективная процедура разрешения спора.
• Судебная процедура должна быть строго
регламентирована законом как надлежащая
правовая процедура.
• Формальное равенство сторон в процессе,
состязательность самого процесса, судья
только следит за соблюдением процедуры
и с нейтральной точки зрения оценивает
юридическое содержание процесса.
• Публично властный характер деятельности
суда.
2. Защита прав и свобод субъектов должна
осуществляться в соответствии с принципами,
потребностями и стандартами существующими
в саморегулирующемся гражданском обществе,
поэтому судебная процедура должна быть
четко отграничена от сферы непосредственного
проявления власти законодательных, правительственных
и административных органов.
• Суд должен судить по праву
• Исходит из юридичности, правового
характера самих законов, и подчиняется
только ему.
• Свободно толковать закон в контексте
правовых принципов, прежде всего конституционных,
не должен быть связан правительственно-
Гарантии независимости суда, обычно
закрепленные в конституции.
Гарантии
личности судьи (статус
судьи):
1. Независимость будущих судей от назначающей
(избирающей) инстанции.
2. Свободное соискание должности с учетом
рекомендаций судейских коллегий.
3. Несменяемость судей.
• Судья не может быть смещен с должности
актом органов власти или переведен на
другую должность или другой суд без его
согласия.
• Увольняется в отставку по собственному
желанию (прошение об отставке) или по
достижении возраста определенному законом.
• Закон предусматривает объективные
основания для смещения судьи с должности.
4. Неприкосновенность.
• Судейский индемнитет - невозможность
любых форм преследования судьи за мнения,
выраженные им при выполнении служебных
обязанностей.
• Судейский иммунитет - невозможность
привлечения судьи к уголовной ответственности,
ареста, задержания и т.д. без соответствующего
разрешения соответствующей коллегии
судей.
5. Исключительность судейских обязанностей.
Несовместимость выполнения судейских
обязанностей и занятия какой-либо еще
государственных или общественных обязанностей.
6. Высокое денежное вознаграждение.
Гарантии организационной (институциональной)
независимости.
1. Суд не связан какими-либо инструкциями
по толкованию конституции и закона.
2. Судебная неподчиненность судей как
в структуре судебной власти, так и в иных
властных структурах. Верховный суд, властные
структуры не могут влиять на решение
суда. Верховный суд может отменить решение,
принять дело в свое производство, направить
на дополнительное расследование, и т.д.,
но не может обязать суд принять определенное
решение.
3. Организационная независимость.
• Распределение дел между судьями.
• Дело, принятое к производству одним
судьей не может быть передано другому
судье или в другой суд пока судья способен
выполнять свои полномочия.
Гарантии функциональной
независимости:
1. Никакие органы, кроме суда, не имеют
права осуществлять функции относящуюся
к правосудию.
2. Суд в праве отказаться от рассмотрения
дела, не относящегося к отправлению функции
правосудия.
3. Недопустимость: влияния на ход и собственно
на результаты процесса, прекращение или
приостановление судебных дел, отмена
решений и приговоров, придание обратной
силы закону, устанавливающему или усиливающему
юридическую ответственность, требование
применения новых законов, имеющих обратную
силу, по делам уже находящимся в производстве.
Государство - правовая организация и функционирование власти.
Другие определения государства:
«Государство
– это специализированная и концентрированная
сила поддержания порядка. Государство
– это институт или ряд институтов, основная
задача которых (независимо от всех прочих
задач) – охрана порядка. Государство
существует там, где специализированные
органы поддержания порядка, как, например,
полиция и суд, отделились от остальных
сфер общественной жизни. Они и есть государство»
(Геллнер Э. 1991. Нации и национализм / Пер.
с англ. – М.: Прогресс. С.28).
«Государство есть особая достаточно
устойчивая политическая единица, представляющая
отделённую от населения организацию
власти и администрирования и претендующая
на верховное право управлять (требовать
выполнения действий) определёнными территорией
и населением вне зависимости от согласия
последнего; имеющая силы и средства для
осуществления своих претензий» (Гринин
Л.Г. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические,
этнические и духовные аспекты социологии
истории // Философия и общество. № 5. С.
20).
«Государство – это независимая
централизованная социально-политическая
организация для регулирования социальных
отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном
обществе, расположенном на определённой
территории и состоящем из двух основных
страт – правителей и управляемых. Отношения
между этими слоями характеризуются политическим
господством первых и налоговыми обязательствами
вторых. Эти отношения узаконены разделяемой,
по крайней мере, частью общества идеологией,
в основе которой лежит принцип реципрокности»
(Claessen H. J. M. 1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology.
Vol. IV. New York. P.1255).
«Государство есть машина для
угнетения одного класса другим, машина,
чтобы держать в повиновении одному классу
прочие подчиненные классы» (Ленин В.И.,
Полное собрание сочинений, 5 изд., т.39,
с.75).
Основание государственности - права народов, права человека, основные дозаконотворческие и внезаконотворческие требования определенной меры свободы, которые первичны по отношению к власти и ограничивают суверенитет.
Признаки
государства:
• Этнический - народ, как этническая
общность в смысле права нации на самоопределение:
создавать свою суверенную национальную
форму организации публичной политической
власти. При этом не могут нарушаться права
человека и других наций, проживающих
на данной территории.
• Территориальный - страна, географическая
область с которой связана нация, субъект
права на политическое самоопределение.
• Организация публичной
политической власти - призвано обеспечить
свободное совместное политическое, экономическое
и духовное бытие людей.
Характеристики государственной власти:
• Государство есть правовая организация
власти, а не произвольное насилие, поскольку
ограничено правами человека.
• Государство должно быть ограничено
(обычно в конституции через систему гарантий)
правом для создания оптимальных условий
функционирования саморегулирующегося
гражданского общества. Государство через
вмешательство в сферу саморегуляции
гражданского общества может способствовать
более раннему включению механизмов саморегуляции
общества, но делать это должно на условиях
ограниченного вмешательства согласно
рамок, установленных конституционным
правом, дабы не повредить институтам
и механизмам саморегуляции.
• Ограничение государственного вмешательства
достигается путем постоянного толкования
судами конституционных принципов.
• Конкурентные ограничения: невозможность
удовлетворения позитивных прав в ущерб
негативным; государственного регулирования
экономики в ущерб рыночному, подмены
судебной процедуры рассмотрения спора
арбитражной процедурой, упрощенной по
сравнению с первой; подмену парламентского
принятия государственного бюджета правительственным
перераспределением государственного
дохода и т.д.
Информация о работе Государство, как особое звено политической системы