Тема 5
Государство и политическая система
- Понятие политической системы
- Понятие и виды субъектов политической системы
- Особенности государственного аппарата как субъекта политической системы
- Негосударственные организации как субъекты политической системы
- Виды политических систем
- Понятие политической системы
Политическая система
появилась в середине 60-х годов, и определяется как некая самостоятельное
явление и некая самостоятельная категория.
Политическая система
существует не только внутри государства,
но и на международной арене и, следовательно,
понятие «политическая система» является
шире, чем понятие «государство».
В юридической науке
не существует самостоятельного понятия «политической системы».
Политическая
система характеризуется тем, что:
- Как и любая система, политическая система состоит из элементов;
- Между элементами системы устанавливаются устойчивые закономерные связи – структура;
- Качественные особенности системы не тождественны качественным особенностям ее элементов;
- Политическая система, как и любая другая система, устанавливает внешние связи с экономической, духовной, социальной, политической и другими системами.
Существует два подхода,
дающих разные определения элементам
политической системы:
- Элементами политической системы являются субъекты (участники) политической деятельности, т.е. те социальные институты, которые принимают участие в формировании и реализации государственной власти. Этот подход имеет право на существование, т.к. анализирую политические субъекты можно заметить, как все взаимодействует друг с другом (субъективный подход);
- Элементами политической системы являются политические нормы, отношения и сознание (принципы), которые формируются в процессе реализации государственной власти.
Эти два подхода дополняют
друг друга и используются, как правило, совместно. В соответствии
с этим выделяют два понимания политической
системы:
- Политическая система – упорядоченная совокупность (единство) взаимодействующих социальных институтов (субъектов политической системы), участвующих в формировании и реализации государственной власти.
- Политическая система – упорядоченная совокупность (единство) политических отношений, норм и сознания, которые возникают в процессе формирования и реализации политической власти.
Соотношение политической
системы с государством:
- Когда утверждается, что политическая система является более широким понятиям, чем государство, то государство рассматривается в узком смысле. Но соотношение может быть и другим;
- Политика как сфера взаимодействия не ограничена пределами страны, поэтому говорят о внутренней и внешней политике. Политическая система распространяется и на международные отношения (складывающиеся при взаимодействии государства и других участников международных отношений). В этом случае государство, имеющее в своем субстрате народ, является одним из субъектов политической системы.
- Понятие и виды субъектов политической системы
Субъекты политической
системы – определенные социальные институты. Социальные институты
- устойчивые объединения людей, преследующих
одинаковые цели.
Не принято рассматривать
в качестве субъекта нестабильные человеческие
объединения, общества.
Социальные институты,
являющиеся субъектами политической системы,
должны отвечать определенным критериям:
- Организационный критерий (субъект политической системы должен обладать внутренней упорядоченностью, устойчивой структурой органов, ведающих его внутренними и внешними делами)
В современных условиях
такие требования к субъектам
политической системы фиксируются
в законодательстве.
- Целевой критерий (в своей деятельности субъекты политической системы должны обязательно преследовать определенные политические цели: субъект обязательно должен вступать в политические отношения, т.е политические интересы должны реализовываться на практике, связанные с формированием и организацией государственной власти; субъект должен выражать чьи-то политические интересы)
Виды субъектов
политической системы:
- Государственный аппарат и иные органы публичной власти;
- Негосударственные субъекты политического аппарата (политические партии).
- Особенности госаппарата как субъекта политической системы
Основным субъектом
политической системы является государство
(государственный аппарат). Но государство
внутри самого себя не может рассматриваться
как субъект политической системы, поэтому
в качестве субъекта политической системы
государство выступает только на международной
арене.
Государственный аппарат – главный, основной
субъект политической системы, следовательно,
обладает целым рядом качеств и признаков, которые
отсутствуют у других субъектов политической
системы:
- Государственный аппарат - единственный обязательный и непременный субъект (т.к. без него не существует государства и, следовательно, политической системы). Присутствие других субъектов необязательно и непостоянно;
- Является официальным выразителем государственного суверенитета, и, следовательно, обладает верховенством по отношению к другим субъектам политической системы;
- Только государственный аппарат может принимать решения, обязательные для всех иных субъектов системы, в том числе и для самого государственного аппарата;
- Всегда выражает общесоциальные интересы. Иные субъекты возникают, т.к. появляется нужда выразить интересы отдельных социальных групп;
- Является самым экономически мощным субъектом политической системы;
- Является единственным субъектом политической системы, который обладает монополией на легитимное насилие.
Воздействие государственного аппарата на негосударственные
субъекты политической системы осуществляется
по нескольким направлениям:
- Государственный аппарат создает юридическую нормативную базу, на основе которой формируются негосударственные субъекты политической системы, и осуществляется взаимодействие между ними;
- Государственный аппарат может оказывать материальную помощь негосударственным субъектам политической системы;
- Государственный аппарат может передавать негосударственным субъектам осуществление части своих полномочий;
- Государственный аппарат может привлекать представителей негосударственных субъектов политической системы к выработке негосударственных решений. Например: разрабатывается трудовой кодекс РФ в участии трудовых союзов.
На характер воздействия
госаппарата на негосударственные
субъекты политической системы влияют
отношения между негосударственными субъектами
политической системы.
- Негосударственные организации как субъекты политической системы
У негосударственных
субъектов права отсутствуют
вышеуказанные признаки, но их значение
остается достаточно высоким. Признаками,
характеризующими негосударственные
субъекты политических систем, можно считать:
- Соответствие целевому и организационному признакам;
- Как правило, формируются на добровольной основе;
- Функционируют автономно от государственного аппарата и от других негосударственных субъектов политической системы.
Классификация
негосударственных субъектов политической
системы:
- По правовому статусу, закрепленному в юридических нормах:
- легальные (их деятельность дозволена юридически и охраняется государством)
- нелегальные (запрещены их существование и деятельность)
- По степени организационной оформленности:
- организации государственного аппаратного типа (высокая степень оформленности,
т.к. фактически выполняют функции государства
на определенной территории например,
органы местного самоуправления)
- политические партии и иные организации партийного типа (обладают четкой структурой, индивидуальным членством, стабильностью, но не выполняют функций государства, поэтому не нуждаются в высокой степени оформленности – например, профессиональные союзы)
- политические движения (менее устойчивые, чем политические партии, не предусматривают личное членство, временны и т.д.)
- По отношению к проводимой государственным аппаратом политике:
- лояльные негосударственные субъекты(поддерживают, одобряют провозглашенную государственную политику)
- нелояльные негосударственные субъекты (препятствуют проводимой политике)
- По объему политической деятельности:
- собственно-политические организации (политическая деятельность является либо единственной, либо главной – например, органы местного самоуправления, политические партии, политические движения)
- несобственно-политические организации (наряду с политической деятельностью занимаются другим видом деятельности, не менее для них важным по объему – например, профессиональные союзы)
- аномальные субъекты (участвуют в политической деятельности вопреки своему социальному назначению – например, партии филателистов)
- По характеру политических полномочий
- организации, наделенные государственными полномочиями: органы местного самоуправления
- организации, не наделенные политическими полномочиями: современные политические партии и движения
Выделяют следующие факторы, от которых зависит степень взаимодействия
между государственным аппаратом и негосударственными
организациями:
- Степень развитости политической системы
- Характер политической системы
В соответствии с этим различают три формы взаимодействия:
- Негосударственные субъекты политической системы могут делегировать своих представителей в различные органы государственного аппарата, в первую очередь в исполнительные органы
- Негосударственные субъекты политической системы участвуют в формировании общественного мнения по различным политическим и государственным вопросам и доводят
это мнение до органов государственного
аппарата через консультационные советы
и другими способами, в которых участвуют
представители государственного аппарата
и иные государственные субъекты политической
системы
- Негосударственные субъекты политической системы формируют кадровый состав органов государственной власти
В условиях недемократических
режимов деятельность отдельных
негосударственных субъектов политической
системы может понижаться и сводиться
к нулю (т.е. они попадают под контроль
органов государственного аппарата,
теряют автономность и независимость);
может возрастать, усиливаться, а также может
ставать на более высокий уровень, чем
государственный аппарат (тоталитарный
недемократический режим). В условиях
недемократических режимов отдельные
негосударственные субъекты могут вести
открытую вооруженную борьбу.
- Виды политических систем
Существует
несколько основания для классификации политических систем:
- в зависимости от вида политического режима:
- демократические
- недемократические (в условиях авторитаризма и тоталитаризма)
- в зависимости от степени развитости политической системы:
Критериями развитости
можно считать уровень экономического
развития страны, степень реальности
и гарантированности прав и свобод
человека и гражданина и другие.
- в зависимости от формационной принадлежности:
- добуржуазные политические системы: феодальные, рабовладельческие
- буржуазные политические системы, сформировавшиеся в условиях капитализма.
- по сферам функционирования политической системы:
- мировые (планетарные) политические системы: охватывают все политические процессы в масштабах всей Земли
- региональные политические системы: охватывают политические процессы, возникающие во время взаимоотношений нескольких государств (политическая система Европейского Союза, политическая система России и Белоруссии)
- внутригосударственные политические системы: охватывает политические процессы в зависимости от принадлежности к конкретной стране