Государство и политическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:31, лекция

Описание работы

Политическая система появилась в середине 60-х годов, и определяется как некая самостоятельное явление и некая самостоятельная категория.Политическая система существует не только внутри государства, но и на международной арене и, следовательно, понятие «политическая система» является шире, чем понятие «государство».

Содержание

Понятие политической системы
Понятие и виды субъектов политической системы
Особенности государственного аппарата как субъекта политической системы
Негосударственные организации как субъекты политической системы
Виды политических систем

Работа содержит 1 файл

5. Государство и политическая система.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Тема 5

Государство и политическая система

 

    1. Понятие политической системы
    2. Понятие и виды субъектов политической системы
    3. Особенности государственного аппарата как субъекта политической системы
    4. Негосударственные организации как субъекты политической системы
    5. Виды политических систем

 

      1. Понятие политической системы

 

Политическая система  появилась в середине 60-х годов, и определяется как некая самостоятельное явление и некая самостоятельная категория.

Политическая система  существует не только внутри государства, но и на международной арене и, следовательно, понятие «политическая система» является шире, чем понятие «государство».

В юридической науке  не существует самостоятельного понятия «политической системы».

Политическая  система характеризуется тем, что:

  • Как и любая система, политическая система состоит из элементов;
  • Между элементами системы устанавливаются устойчивые закономерные связи – структура;
  • Качественные особенности системы не тождественны качественным особенностям ее элементов;
  • Политическая система, как и любая другая система, устанавливает внешние связи с экономической, духовной, социальной, политической и другими системами.

 

Существует два подхода, дающих разные определения элементам  политической системы:

    1. Элементами политической системы являются субъекты (участники) политической деятельности, т.е. те социальные институты, которые принимают участие в формировании и реализации государственной власти. Этот подход имеет право на существование, т.к. анализирую политические субъекты можно заметить, как все взаимодействует друг с другом (субъективный подход);
    2. Элементами политической системы являются политические нормы, отношения и сознание (принципы), которые формируются в процессе реализации государственной власти.

Эти два подхода дополняют  друг друга и используются, как правило, совместно. В соответствии с этим выделяют два понимания политической системы:

        • Политическая система – упорядоченная совокупность (единство) взаимодействующих социальных институтов (субъектов политической системы), участвующих в формировании и реализации государственной власти.
        • Политическая система – упорядоченная совокупность (единство) политических отношений, норм и сознания, которые возникают в процессе формирования и реализации политической власти.

 

Соотношение политической системы с государством:

  1. Когда утверждается, что политическая система является более широким понятиям, чем государство, то государство рассматривается в узком смысле. Но соотношение может быть и другим;
  2. Политика как сфера взаимодействия не ограничена пределами страны, поэтому говорят о внутренней и внешней политике. Политическая система распространяется и на международные отношения (складывающиеся при взаимодействии государства и других участников международных отношений). В этом случае государство, имеющее в своем субстрате народ, является одним из субъектов политической системы.

 

      1. Понятие и виды субъектов политической системы

 

Субъекты политической системы – определенные социальные институты. Социальные институты - устойчивые объединения людей, преследующих одинаковые цели.

Не принято рассматривать  в качестве субъекта нестабильные человеческие объединения, общества.

Социальные институты, являющиеся субъектами политической системы, должны отвечать определенным критериям:

  1. Организационный критерий (субъект политической системы должен обладать внутренней упорядоченностью, устойчивой структурой органов, ведающих его внутренними и внешними делами)

В современных условиях такие требования к субъектам  политической системы фиксируются  в законодательстве.

  1. Целевой критерий (в своей деятельности субъекты политической системы должны обязательно преследовать определенные политические цели: субъект обязательно должен вступать в политические отношения, т.е политические интересы должны реализовываться на практике, связанные с формированием и организацией государственной власти; субъект должен выражать чьи-то политические интересы)

 

Виды субъектов  политической системы:

    • Государственный аппарат и иные органы публичной власти;
    • Негосударственные субъекты политического аппарата (политические партии).

 

  1. Особенности госаппарата как субъекта политической системы

 

Основным субъектом  политической системы является государство (государственный аппарат). Но государство внутри самого себя не может рассматриваться как субъект политической системы, поэтому в качестве субъекта политической системы государство выступает только на международной арене.

Государственный аппарат – главный, основной субъект политической системы, следовательно, обладает целым рядом качеств и признаков, которые отсутствуют у других субъектов политической системы:

  1. Государственный аппарат - единственный обязательный и непременный субъект (т.к. без него не существует государства и, следовательно, политической системы). Присутствие других субъектов необязательно и непостоянно;
  2. Является официальным выразителем государственного суверенитета, и, следовательно, обладает верховенством по отношению к другим субъектам политической системы;
  3. Только государственный аппарат может принимать решения, обязательные для всех иных субъектов системы, в том числе и для самого государственного аппарата;
  4. Всегда выражает общесоциальные интересы. Иные субъекты возникают, т.к. появляется нужда выразить интересы отдельных социальных групп;
  5. Является самым экономически мощным субъектом политической системы;
  6. Является единственным субъектом политической системы, который обладает монополией на легитимное насилие.

Воздействие государственного аппарата на негосударственные субъекты политической системы осуществляется по нескольким направлениям:

    • Государственный аппарат создает юридическую нормативную базу, на основе которой формируются негосударственные субъекты политической системы, и осуществляется взаимодействие между ними;
    • Государственный аппарат может оказывать материальную помощь негосударственным субъектам политической системы;
    • Государственный аппарат может передавать негосударственным субъектам осуществление части своих полномочий;
    • Государственный аппарат может привлекать представителей негосударственных субъектов политической системы к выработке негосударственных решений. Например: разрабатывается трудовой кодекс РФ в участии трудовых союзов.

На характер воздействия  госаппарата на негосударственные  субъекты политической системы влияют отношения между негосударственными субъектами политической системы.

 

  1. Негосударственные организации как субъекты политической системы

 

У негосударственных  субъектов права отсутствуют  вышеуказанные признаки, но их значение остается достаточно высоким. Признаками, характеризующими негосударственные субъекты политических систем, можно считать:

  • Соответствие целевому и организационному признакам;
  • Как правило, формируются на добровольной основе;
  • Функционируют автономно от государственного аппарата и от других негосударственных субъектов политической системы.

 

Классификация негосударственных субъектов политической системы:

    1. По правовому статусу, закрепленному в юридических нормах:
  • легальные (их деятельность дозволена юридически и охраняется государством)
  • нелегальные (запрещены их существование и деятельность)
  1. По степени организационной оформленности:
      • организации государственного аппаратного типа (высокая степень оформленности, т.к. фактически выполняют функции государства на определенной территории например, органы местного самоуправления)
      • политические партии и иные организации партийного типа (обладают четкой структурой, индивидуальным членством, стабильностью, но не выполняют функций государства, поэтому не нуждаются в высокой степени оформленности – например, профессиональные союзы)
      • политические движения (менее устойчивые, чем политические партии, не предусматривают личное членство, временны и т.д.)
  1. По отношению к проводимой государственным аппаратом политике:
    • лояльные негосударственные субъекты(поддерживают, одобряют провозглашенную государственную политику)
    • нелояльные негосударственные субъекты (препятствуют проводимой политике)
  1. По объему политической деятельности:
    • собственно-политические организации (политическая деятельность является либо единственной, либо главной – например, органы местного самоуправления, политические партии, политические движения)
    • несобственно-политические организации (наряду с политической деятельностью занимаются другим видом деятельности, не менее для них важным по объему – например, профессиональные союзы)
    • аномальные субъекты (участвуют в политической деятельности вопреки своему социальному назначению – например, партии филателистов)
  1. По характеру политических полномочий
    • организации, наделенные государственными полномочиями: органы местного самоуправления
    • организации, не наделенные политическими полномочиями: современные политические партии и движения

 

Выделяют следующие факторы, от которых зависит степень взаимодействия между государственным аппаратом и негосударственными организациями:

      1. Степень развитости политической системы
      2. Характер политической системы

В соответствии с этим различают три формы взаимодействия:

  1. Негосударственные субъекты политической системы могут делегировать своих представителей в различные органы государственного аппарата, в первую очередь в исполнительные органы
  2. Негосударственные субъекты политической системы участвуют в формировании общественного мнения по различным политическим и государственным вопросам и доводят это мнение до органов государственного аппарата через консультационные советы и другими способами, в которых участвуют представители государственного аппарата и иные государственные субъекты политической системы
  1. Негосударственные субъекты политической системы формируют кадровый состав органов государственной власти

В условиях недемократических  режимов деятельность отдельных  негосударственных субъектов политической системы может понижаться и сводиться  к нулю (т.е. они попадают под контроль органов государственного аппарата, теряют автономность и независимость); может возрастать, усиливаться, а также может ставать на более высокий уровень, чем государственный аппарат (тоталитарный недемократический режим). В условиях недемократических режимов отдельные негосударственные субъекты могут вести открытую вооруженную борьбу.

 

  1. Виды политических систем

 

Существует  несколько основания для классификации политических систем:

  1. в зависимости от вида  политического режима:
    • демократические
    • недемократические (в условиях авторитаризма и тоталитаризма)
  2. в зависимости от степени развитости политической системы:
    • развитые
    • неразвитые

Критериями развитости можно считать уровень экономического развития страны, степень реальности и гарантированности прав и свобод человека и гражданина и другие.

  1. в зависимости от формационной принадлежности:
    • добуржуазные политические системы: феодальные, рабовладельческие
    • буржуазные политические системы, сформировавшиеся в условиях капитализма.
  2. по сферам функционирования политической системы:
  • мировые (планетарные) политические системы: охватывают все политические процессы в масштабах всей Земли
  • региональные политические системы: охватывают политические процессы, возникающие во время взаимоотношений нескольких государств (политическая система Европейского Союза, политическая система России и Белоруссии)
  • внутригосударственные политические системы: охватывает политические процессы в зависимости от принадлежности к конкретной стране

Информация о работе Государство и политическая система