Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:01, лекция
Государство является главным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом и занимает в политической системе особое место:
— центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство. Парламент, Верховный суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие право вое положение и механизм действия всех элементов политической системы;
Внутренние функции:
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ФУНКЦИЯ.
• Налоговая политика
• Созданием наиболее благоприятных условий
развития отраслям, приносящим наибольшую
выгоду обществу в целом.
• Государственное воздействие на экономическую
жизнь общества в целом через бюджет, программы
развития, финансирование программ развития
и т.д.
• Осуществление регулятивных, симулирующих,
консультационных действиях, а не в создании
распределительных или запретительных
механизмов.
• Экономическая деятельность заключается
в непосредственном руководстве государственным
сектором экономики.
2. СОЦИАЛЬНАЯ
ФУНКЦИЯ.
• Обеспечивает социальную защищенность
личности, нормальные условия жизни для
всех членов общества вне зависимости
от участия в производстве материальных
благ.
• Распределение материальных благ вне
зависимости от трудового вклада.
• Выделение необходимых средств на здравоохранение,
образование и т.д.
3. ФУНКЦИЯ
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
• Выявление и учет государством доходов
производителей.
• Государственная дума
• Министерство финансов
• Таможенный комитет
4. ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА. Деятельность,
направленная на обеспечение полного
и точного исполнения и осуществления
законодательных предписаний всеми участниками
общественных отношений.
5. ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
6. ФУНКЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ, санкционированной
в Конституции, т.е. создание такого режима
жизни, когда участники общественных отношений
исполняют все правовые требования и предписания.
Внешние функции:
1. ВЗАИМОВЫГОДНОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО С ДРУГИМИ
Международное разделение труда, кооперирование,
специализация производства, обмен технологиями,
развитие финансовых связей. Осуществляется
путем создания международных организаций
(союзов) или путем двухсторонних соглашений
между странами.
2. УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОПРОСАХ ВОЙНЫ
И МИРА
3. КУЛЬТУРНОЕ И НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
5. ФУНКЦИИ ОБОРОНЫ СТРАНЫ:
• В мирное время - подготовка страны к
отражению возможного нападения извне.
В военное время - прямая вооруженная борьба
с противником.
• Укрепление оборонной мощи страны
• Совершенствование вооруженных сил.
• Охрана госграниц.
• Организация гражданской обороны.
• Военное обучение запаса вооруженных
сил.
Теория государства и права - общественно-политическая наука и учебная дисциплина, изучающая общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права как таковых, а также специфические закономерности возникновения, становления и развития государства и права различных типов, функционирующих в рамках отдельно взятых общественно-экономических формаций и цивилизаций.
Традиция философского осмысления права является очень древней. Многие великие философы (Аристотель, Фома Аквинский, Гуго Греции, Иммануил Кант и др.) в своих произведениях большое место отводили философии права. Основа философского подхода к осмыслению права заключается в попытке постигнуть основополагающую идею права, абстрагируясь от национальных и исторических различий внешних форм проявления права.
В рамках современных философских направлений (феноменология, экзистенциализм и др.) также затрагиваются фундаментальные проблемы постижения идеи права.
Социология
права — это еще один из результатов
процесса «гибридизации» социальных наук.
Социологи исследуют
Для теории
государства и права также
большое значение имеют разработки
в области этимологии правовых терминов.
Этимология таких слов, как «право»,
«закон» в контексте
Один
из классических разделов современной
теории государства и права это
раздел, посвященный проблемам
Итак, рассматривая место права в системе вышеперечисленных наук, можно заключить, что теория государства и права не обладает монополией на рассмотрение некоторых политико-правовых вопросов. К ним относятся, прежде всего, проблема определения самого понятия государства, проблема постижения сущности государства, проблема понимания происхождения государства, проблема определения понятия права, проблема постижения сущности права, проблема понимания происхождения права. Поэтому правоведении представлены положения философской, социологической, антропологической и ряда других научных школ. Но у права есть особый ракурс рассмотрения этих проблем. Здесь особый акцент делается на изучение политического компонента в праве и на изучение юридического начала в функционировании государства.
Так, только
с учетом связи права с государством
в отечественном правоведении разрабатываются
такие понятия, как понятие нормы
права, закона и подзаконных нормативно-
В свою очередь, с учетом юридической составляющей
государства, в отечественном правоведении
вырабатывается понятие государства,
государственного аппарата, государственной
власти и др.
Теория
государства и права - одна из базовых
научных дисциплин юридического
профиля. Термин "теория" в данном
случае означает обобщенное название
целого ряда отдельных теорий, которые
представляют собой конструкции
идей, которые опираются на различные
данные о государстве и праве. Теория государства
и права - это систематизированные знания
о гусударстве и праве и об их взаимосвязи,
представленных и признанных различными
научными школами.
Вопросы государства также включает в
себя политология, но гораздо шире.
Основы теории естественного права были заложены еще в Древней Греции и Древнем Риме. Сократ, Платон и другие мыслители древности пытались связать право с нравственными, справедливыми началами, заложенными в природе человека.
В
дальнейшем теория
Локк считал, что естественное право означает право каждого человека отстаивать свою жизнь, свободу и имущество, то есть то, что ему принадлежит. Учреждая государство, полагал Локк, люди не отказываются от своих естественных прав, а правительство, возникшее на основе общественного договора, обязано всемерно охранять естественные права человека.
По
мнению Руссо, феодальный
При
всем демократизме и
1) теория является антиисторической. Она
содержит перечень таких прав, которые
якобы были исконно присущи человечеству
и неизменно сопровождают его по настоящее
время и ничто их не может отменить или
изменить. Между тем история человечества
убедительно доказывает обратное - постоянную
изменчивость как условий существования
человека, так и необходимой для существования
системы правил поведения.
2) представители теории естественного
права не имеют четких критериев, по которым
можно было бы сколько-нибудь определенно
отличать естественное право от благоприобретенного,
позитивного.
3) теория естественного права никак не
могла объяснить, каким образом на основе
сравнительно небольшой совокупности
естественных прав вырастает столь значительное
разнообразие национальных правовых систем.
Названные
и другие недостатки теории
естественного права,
Представители
современной теории
Отсутствие
четких критериев отличия
человека.
Не умея свести позитивное право к его объективной основе - системе экономических отношений как основному источнику развития общества, сторонники теории естественного права все многообразие позитивного права объявляют случайностью, результатом "деформации", "случайности". Тем самым закономерный исторический процесс развития права предстает как цепь случайных и неоправданных отходов от естественного права.
В
теории естественного права
За время
существования науки были
На
протяжении всей истории
Информация о работе Государство, как особое звено политической системы