Государство, как особое звено политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:01, лекция

Описание работы

Государство является главным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом и занимает в политической системе особое место:
— центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство. Парламент, Верховный суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие право вое положение и механизм действия всех элементов политической системы;

Работа содержит 1 файл

ТГП ЛЕКЦИИ 1.doc

— 542.50 Кб (Скачать)

     Внутренние функции:

   1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ФУНКЦИЯ.  
• Налоговая политика  
• Созданием наиболее благоприятных условий развития отраслям, приносящим наибольшую выгоду обществу в целом.  
• Государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом через бюджет, программы развития, финансирование программ развития и т.д.  
• Осуществление регулятивных, симулирующих, консультационных действиях, а не в создании распределительных или запретительных механизмов.  
• Экономическая деятельность заключается в непосредственном руководстве государственным сектором экономики.

   2. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ.  
• Обеспечивает социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от участия в производстве материальных благ.  
• Распределение материальных благ вне зависимости от трудового вклада.  
• Выделение необходимых средств на здравоохранение, образование и т.д.

   3. ФУНКЦИЯ  ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ  
• Выявление и учет государством доходов производителей.  
• Государственная дума  
• Министерство финансов  
• Таможенный комитет  
 
4. ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА. Деятельность, направленная на обеспечение полного и точного исполнения и осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений.  
5. ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ  
6. ФУНКЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ, санкционированной в Конституции, т.е. создание такого режима жизни, когда участники общественных отношений исполняют все правовые требования и предписания.    

     Внешние функции:

   1. ВЗАИМОВЫГОДНОЕ  СОТРУДНИЧЕСТВО С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВАМИ.  
Международное разделение труда, кооперирование, специализация производства, обмен технологиями, развитие финансовых связей. Осуществляется путем создания международных организаций (союзов) или путем двухсторонних соглашений между странами.  
2. УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОПРОСАХ ВОЙНЫ И МИРА  
3. КУЛЬТУРНОЕ И НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО  
4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО  
5. ФУНКЦИИ ОБОРОНЫ СТРАНЫ:  
• В мирное время - подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время - прямая вооруженная борьба с противником.  
• Укрепление оборонной мощи страны  
• Совершенствование вооруженных сил.  
• Охрана госграниц.  
• Организация гражданской обороны.  
• Военное обучение запаса вооруженных сил.

ТЕОРИЯ  ГОСУДАРСТВА И  ПРАВА В СИСТЕМЕ  ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

   Теория государства и права - общественно-политическая наука и учебная дисциплина, изучающая общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права как таковых, а также специфические закономерности возникновения, становления и развития государства и права различных типов, функционирующих в рамках отдельно взятых общественно-экономических формаций и цивилизаций.

   Традиция  философского осмысления права является очень древней. Многие великие философы (Аристотель, Фома Аквинский, Гуго Греции, Иммануил Кант и др.) в своих произведениях  большое место отводили философии права. Основа философского подхода к осмыслению права заключается в попытке постигнуть основополагающую идею права, абстрагируясь от национальных и исторических различий внешних форм проявления права.

   В рамках современных философских направлений (феноменология, экзистенциализм и др.) также затрагиваются фундаментальные проблемы постижения идеи права.

   Социология  права — это еще один из результатов  процесса «гибридизации» социальных наук. Социологи исследуют юридические  явления, которые для них являются одной из разновидностей социальных фактов. К задачам социологии права можно отнести изучение социальной обусловленности права, определение степени эффективности функционирования правовых норм в общественной жизни, рассмотрение проблем правовой социализации личности и др. К числу отдельных ответвлений западной социологии права относят такие научные направления, как юридическая этнология и юридическая антропология. Предметом изучения юридической этнологии являются различные «архаические» правовые культуры многих регионов мира.

   Для теории государства и права также  большое значение имеют разработки в области этимологии правовых терминов. Этимология таких слов, как «право», «закон» в контексте индоевропейской  семьи языков дает представление  о первоначальных смыслах этих слов, которые имеют значение для правоведов до сих пор.

   Один  из классических разделов современной  теории государства и права это  раздел, посвященный проблемам толкования права. Но проблематика толкования рассматривается  также в рамках одного из распространенных в западной мысли философских направлений. Речь в данном случае идет о герменевтике — теории понимания и интерпретации текстов и других явлений культуры. В результате частичного совпадения интересов представителей этого философского направления и правоведов оформилась особая область научного знания — юридическая герменевтика. Предметом изучения юридической герменевтики являются юридические тексты. Специалисты по юридической герменевтике затрагивают в своих работах актуальные для теории права проблемы.

   Итак, рассматривая место права в системе  вышеперечисленных наук, можно заключить, что теория государства и права  не обладает монополией на рассмотрение некоторых политико-правовых вопросов. К ним относятся, прежде всего, проблема определения самого понятия государства, проблема постижения сущности государства, проблема понимания происхождения государства, проблема определения понятия права, проблема постижения сущности права, проблема понимания происхождения права. Поэтому правоведении представлены положения философской, социологической, антропологической и ряда других научных школ. Но у права есть особый ракурс рассмотрения этих проблем. Здесь особый акцент делается на изучение политического компонента в праве и на изучение юридического начала в функционировании государства.

   Так, только с учетом связи права с государством в отечественном правоведении разрабатываются  такие понятия, как понятие нормы  права, закона и подзаконных нормативно-правовых актов, правоотношения, законодательного процесса, законности и правопорядка, правонарушения и юридической ответственности и др.  
В свою очередь, с учетом юридической составляющей государства, в отечественном правоведении вырабатывается понятие государства, государственного аппарата, государственной власти и др.

   Теория  государства и права - одна из базовых  научных дисциплин юридического профиля. Термин "теория" в данном случае означает обобщенное название целого ряда отдельных теорий, которые  представляют собой конструкции  идей, которые опираются на различные данные о государстве и праве. Теория государства и права - это систематизированные знания о гусударстве и праве и об их взаимосвязи, представленных и признанных различными научными школами.  
Вопросы государства также включает в себя политология, но гораздо шире.

ТЕОРИЯ  ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ

 

     Основы теории естественного права были заложены еще в Древней Греции и Древнем Риме. Сократ, Платон и другие мыслители древности пытались связать право с нравственными, справедливыми началами, заложенными в природе человека.     

    В  дальнейшем теория естественных  прав была дополнена и развита  в работах Спинозы, Гоббса, Локка,  Монтескье, Руссо и других выдающихся  буржуазных мыслителей.   

    Локк  считал, что естественное право  означает право каждого человека отстаивать свою жизнь, свободу и имущество, то есть то, что ему принадлежит. Учреждая государство, полагал Локк, люди не отказываются от своих естественных прав, а правительство, возникшее на основе общественного договора, обязано всемерно охранять естественные права человека.    

    По  мнению Руссо, феодальный строй,  заковав свободного человека  в многочисленные оковы, установил  сословное неравенство, тем самым  грубо нарушил условия общественного  договора и не имеет законных  оснований на существование, держится только на силе. Поэтому народ имеет полное право сбросить с себя лишенную легитимности власть.  

    При  всем демократизме и революционном  пафосе теория естественного  права имеет существенные недостатки, которые выявили ее оппоненты.  
1) теория является антиисторической. Она содержит перечень таких прав, которые якобы были исконно присущи человечеству и неизменно сопровождают его по настоящее время и ничто их не может отменить или изменить. Между тем история человечества убедительно доказывает обратное - постоянную изменчивость как условий существования человека, так и необходимой для существования системы правил поведения.  
2) представители теории естественного права не имеют четких критериев, по которым можно было бы сколько-нибудь определенно отличать естественное право от благоприобретенного, позитивного.  
3) теория естественного права никак не могла объяснить, каким образом на основе сравнительно небольшой совокупности естественных прав вырастает столь значительное разнообразие национальных правовых систем.     

    Названные  и другие недостатки теории  естественного права, выявленные  ее оппонентами, в значительной  степени способствовали снижению  авторитета этой теории и утрате  ею ведущего значения среди  правовых теорий XIX в. Интерес  к теории и идеям естественного права, проявившийся в середине XX в., способствовал ее существенному обновлению. Прежде всего, сторонники этой теории отказались от прежнего взгляда на человека, личность как абстрактного индивидуума и стали рассматривать его в системе многообразных общественных связей. Соответственно расширилась и система естественных прав человека. Теперь в нее вошли не только права, призванные охранять личность от государственного произвола, но и многие социально-экономические и политические права, без реализации которых личность на может быть свободной в своих действиях и поступках.   

    Представители  современной теории естественного  права отказались и от антиисторического  подхода ее основоположников. Совокупность  естественных прав человека перестала рассматриваться ими как вечная и неизменная. Бог, полагают представители этой теории, обладает абсолютным суверенитетом и определяет универсальные норма права и нормы долга. Естественное право раскрывается людям постепенно, по мере развития их способности понимать и исполнять божественные предписания.   

    Отсутствие  четких критериев отличия естественных  прав от позитивных оставляет  нерешенным и другой кардинальный  вопрос данной теории - каким образом  можно объяснить все многообразие  позитивных правовых систем при наличии сравнительно небольшой и достаточно расплывчатой совокупности естественных прав  
человека.   

    Не  умея свести позитивное право  к его объективной основе - системе  экономических отношений как  основному источнику развития  общества, сторонники теории естественного права все многообразие позитивного права объявляют случайностью, результатом "деформации", "случайности". Тем самым закономерный исторический процесс развития права предстает как цепь случайных и неоправданных отходов от естественного права.    

    В  теории естественного права наблюдается  явное неумение ее сторонников  применять правильно сформулированные  методологические принципы историзма  и объективности закономерностей,  лежащих в основе позитивного  права.

ТЕОРИИ  ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

     За время  существования науки были созданы  десятки самых различных теорий  и доктрин, высказаны сотни,  если не тысячи, самых различных  предположений. Вместе с тем  споры о природе  происхождения государства и права продолжаются и по сей день.   

    На  протяжении всей истории развития  человечества особая роль в  решении этих вопросов отводилась  религии. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались  идеи божественного происхождения  государства и права. «Закон  дал нам Моисей, наследие обществу  Иакова», — написано в Библии. Но особенно широкое распространение данные идеи получили на стадии перехода многих народов к феодализму и в феодальный период. На рубеже XII—XIII вв. в Западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из тога что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога». Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождение и поныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том, что на возникновение, развитие и упадок государства и права решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты и страсти.     

Информация о работе Государство, как особое звено политической системы