Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:01, лекция
Государство является главным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом и занимает в политической системе особое место:
— центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство. Парламент, Верховный суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие право вое положение и механизм действия всех элементов политической системы;
Правовая культура общества — это часть духовной культуры, характеризующая качественное состояние правовой жизни общества, выражающейся в достигнутом уровне правотворческой и правореализующей деятельности, правосознания и правоотношений, степени гарантированности государством и гражданским обществом интересов и прав граждан.
Правовая культура зафиксирована прежде всего в памятниках права и действующем законодательстве. Она в значительной мере зависит от степени развития законодательства, его прогрессивной направленности. Существенное значение для оценки правовой культуры имеет и уровень правотворческой деятельности. И здесь действует главный критерий: любой юридический акт должен быть правовым, то есть отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о свободе и справедливости. Правовая культура предполагает определенный уровень правового мышления и эмоционально-чувственного восприятия правовой действительности, а это значит, что правовая культура зависит также от уровня развития правосознания населения, то есть от того, насколько глубоко усвоены им такие правовые явления как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров.
Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. В правовом воспитании, в его неразрывной связи с общей культурой большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации, в том числе телевидению, радио, газетным публикациям.
Воспитание правового сознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальной функцией государства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения. Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.
Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.
Правовое
сознание человека включает
Правосознание - это результат отражения истории становления, развития и функционирования права как регулятора общественных отношений. Правосознание проявляется в конкретном поведении граждан, иных лиц, вступающих между собой в конкретные отношения и руководствующихся требованиями действующих норм права, а также собственным правосознанием.
Структура правосознания. Как и все
другие формы общественного сознания,
право сознание имеет сложную структуру.
В юридической литературе распространена
классификация видов правосознания по
характеру и уровню отражения действительности,
а также по субъектам отражения — носителям
правового сознания. По способу формирования,
глубине проникновения в сущность права
и правовых явлений различают три уровня
правосознания:
1. Обыденное правосознание. Этот уровень
формируется стихийно на базе повседневной
жизни граждан в сфере правового регулирования.
2. Профессиональное
правосознание. Это уровень складывается
на основе целенаправленного обучения
и воспитания в ходе специальной подготовки
(например, при обучении юридическом учебном
заведении), в процессе осуществления
практически юридической деятельности.
3. Научно-теоретическое
правосознание. На этом уровне специализированное,
систематизированное, детализированное
знание действующего законодательства
дополняется пониманием закономерностей
его формирования и развития. Данный уровень
правосознания присущ научным работникам,
занимающимся исследованиями вопросов
правового регулирования общественных
отношений.
В
структуру правосознания
Правая культура как проявление общественного
правового сознания включает в себя три
взаимосвязанных компонента:
• В стране действует совершенное законодательство,
без пробелов и противоречий;
• Органы государства и должностные лица,
а также органы местного самоуправления
неукоснительно исполняют и соблюдают
действующие законы;
• Граждане, предприятия, организации,
учреждения, общественные организации
и партии неукоснительно исполняют и соблюдают
действующие в стране нормы права и ведут
активную борьбу с правонарушителями.
Виды правосознания. В характеристике
разных типов и видов правосознания учитываются
сам характер типа правовой системы, общества,
в котором она действует, факторы, воздействующие
на содержание и функционирование правосознания.
В правосознании находят выражение исторические
традиции народа, психологические особенности
людей, существующие социально-политические,
экономические и культурные условия жизни
общества. В условиях советской государственности
административными и пропагандистскими
средствами утверждалось так называемое
«социалистическое правосознание». Однако
проявления правового нигилизма, достаточно
высокий уровень преступности имели место
в СССР и до того времени, когда произошел
развал союзного государства, его единого
правового пространства.
На индивидуальное правосознание оказывают
воздействие полученное лицом образование,
профессиональная принадлежность, отношение
к религии, проживание в городе или сельской
местности, бытовая среда, в том числе
и возможное общение с лицами побывавшими
за преступление в местах лишения свободы.
По носителям выделяют уровни общественного,
группового, индивидуального сознания.
Носителем общественного сознания является
то или иное общество, то есть общественное
сознание тог или иного государства, цивилизации
на том или ином этапе развития. Общественное
сознание включает в себя правовые идеи,
взгляды, мнения теории, которые распространены
в данном обществе, которые отражают типичные
свойства его юридической действительности.
Но общество не существует как некая монолитная
целостность Оно всегда социально структурировано:
делится на социальные группы классы.
Каждой социальной группе, классу в соответствие
с их общественным положением присущи
свои специфические социальные интересы
и ценностные ориентации.
Можно говорить о специфическом (групповом)
правосознании рабов и рабовладельцев
крестьян и феодалов, наемных рабочих
и капиталистов. Внутри каждого из этих
крупных социальных образований имеется
также своя дифференциация на слои, сословия,
социальные группы, в которых формируется
специфический характер правосознания.
Для каждого отдельного индивида общественное
и групповое сознание выступает как объективный
факт.
Индивидуальное правосознание является
результатом социализации от дельного
чело века и усвоения им социально-классового,
группового и общественного правосознания.
Коллективные формы правосознания образуют
фундамент индивидуальному правосознанию.
Государственная
власть в правовом государстве
не является абсолютной. Это обусловлено
не только господством права,
связанностью государственной
С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.
Принцип
разделения властей на законода
Классическим
образцом в этом отношении
являются США. Согласно теории
разделения властей в ней законодательная
и исполнительная власти, действуют как
две силы в замкнутом круге своих полномочий.
Но при этом предусмотрены формы воздействия
органов одной власти на органы другой.
Так, президент наделен правом налагать
вето на законы, принимаемые Конгрессом.
В свою очередь оно может быть преодолено,
если при повторном рассмотрении законопроекта
в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов
каждой из палат Конгресса. Сената наделен
полномочием утверждения членов правительства,
назначаемых президентом. Он также ратифицирует
договоры и иные международные соглашения,
заключаемые президентом. В случае совершения
президентом преступлений, Сенат обращается
в суд для решения вопроса о вынесении
ему "импичмента , т.е. об отстранении
от должности. "Возбуждает" же дело
об импичменте Палата Представителей.
Но могущество Сената ослабляется тем,
что ее председателем является вице-президент.
Но последний может принимать участие
в голосовании лишь в том случае, если
голоса разделяются поровну. Конституционный
контроль в стране осуществляет Верховный
суд США.
В современных демократических государствах
(таких, как США, Германия) наряду с классическим
делением государственной власти на "три
власти" федеративное устройство является
также способом децентрализации и "разделения"
власти, предупреждающим ее концентрацию.
В Конституции РФ предусмотрен принцип
разделения властей в России. Так, в
ст. 10: "Государственная власть в РФ
осуществляется на основе разделения
на законодательную, исполнительную и
судебную. Органы законодательной, исполнительной
и судебной власти самостоятельны."
К
органами законодательной власти в
Российской Федерации относятся:
- Федеральное Собрание (Совет Федерации
и Государственная Дума - две палаты Собрания),
Законодательные Собрания республик,
входящих в состав Российской Федерации;
- органы власти других субъектов Российской
Федерации; местные органы государственной
власти.
К
органам исполнительной власти в Российской
Федерации относятся:
- Президент Российской Федерации; Совет
Министров Российской Федерации;
- Высшие должностные лица республик, избираемые
гражданами или Законодательными Собраниями;
- Правительство республик; органы администрации
других субъектов Российской Федерации.
К
органам судебной власти в Российской
Федерации относятся:
- Конституционный Суд Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации;
- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
суды республик и других субъектов РФ;
- районные народные суды; суды специальной
юрисдикции.
Для демократического общества принцип
разделения властей особо важен и значим.
Он выражает не только разделение труда
между государственными органами, но и
умеренность, "рассредоточенность"
государственной власти, предупреждающую
ее концентрацию, превращение ее в авторитарную
и тоталитарную власть. Этот принцип в
демократическом обществе предполагает,
что все три власти одинаковы, равновелики
по силе, служат противовесами по отношению
друг к другу и могут "сдерживать"
одна другую, не допускать доминирования
одной из них. Например, превращения управленческой
власти в авторитарную, а законодательной
- во "всевластие", в тоталитарную
власть, подчиняющую себе и управление,
и правосудие.
Функции государства устанавливаются
в зависимости от основных задача, стоящих
перед государством, и представляют собой
средство реализации этих задач. Основные
черты функций государства:
• Содержание каждой функции складывается
из совокупности однородных аспектов
государственной деятельности.
• Функции охватывают деятельность государства
в целом.
• Функции государства отличаются от
функций его органов.
• Носят комплексный, собирательный характер.
• Отличаются от видов государственной
деятельности (расследование уголовных
дел, таможенный контроль).
• Не отождествляются с формами и методами
их реализации (формы - правотворчество,
исполнительно-распорядительная и правоохранительная
деятельности)
Информация о работе Государство, как особое звено политической системы