Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:33, курсовая работа
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако, понять роль и место государства в истории общества, можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.
20
Введение
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако, понять роль и место государства в истории общества, можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.
Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости. Общество – мать государства, соответственно государство – продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится более совершенным, более цивилизованным [1].
Выявление закономерностей соотношения гражданского общества и государства позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые сообщества различных стран.
В настоящее время видится актуальным познание законов взаимовлияния политической системы и государства для того, чтобы в критические моменты развития общества и государства знать способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.
Данная тема видится интересной не только в рамках курса “Теории государства и права”. Изучением взаимодействия государства и политической системы занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. С развитием общества идет развитие и политической системы и государства, как составной ее части.
Целью настоящей работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль государства в политической системе общества.
1. Сущность государства и закономерности его развития
Определяя подходы к освещению вопроса о государстве, следует акцентировать внимание на таких аспектах, как проблема понимания государства, его сущность и закономерности развития. Прежде всего, государство – это сложное и исторически развивающиеся, общественно-политическое явление.
Государство обеспечивает целостность и управляемость общества. Оно является политической организацией всего населения страны. Без государства невозможен общественный прогресс, невозможно существование и развитие цивилизационного общества. Государство обеспечивает организованность и реализует народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности – считает С.С.Алексеев[2]. Все это в значительной степени актуализирует проблему темы.
Среди рассматриваемых в научной литературе вопросов, обращает на себя внимание множество теорий происхождения государства. К наиболее известным относятся: теологическая (Ф.Аквинский); патриархальная (Аристотель, Филлер, Михайловский); патримониальная (Галлер); договорная (Т. Гоббс, Д. Люкк, Ж.- Ж. Руссо, П. Гольбах); теория насилия (Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский), психологическая (Л.И. Петражицкий); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс). В.И. Ленин, Г.В.Плеханов. Существуют и иные, менее известные теории, но все они являются ступенями к познанию истины.
Столь же противоречивой проблемой остается определение государства.
Многие ученые характеризовали государство, как организацию правопорядка (порядка), усматривая в том его суть и главное назначение [3].
В буржуазную эпоху распространилось определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Однако данное понимание государства послужило поводом для различных упрощений.
Так одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством) [4].
Определения государства, данные классиками марксизма-ленинизма [5], которые казалось, были незыблемы, ныне подвергаются критике. Так исследователи подчеркивают, что они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство. Выводя на первый план насильственную сторону в определении государства, подчеркивают современные исследователи, не дает возможности увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка [6].
В современной научной литературе нет недостатка в определении государства. До недавнего времени оно определялось как политико- территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Однако в данном определении слабо отражена связь государства и общества.
''Государство, - подчеркивает в своих научных трудах В.В. Назаров, - это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет его интеграцию'' [7].
Существуют такие определения государства, которые носят абстрактный характер: ''Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из пирамиды всякого общества''.
Наконец, тему определения государства завершим определением, данным в учебнике под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова: ''государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок'' [8]. Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству.
Существенным компонентом при анализе проблемы государства является раскрытие его признаков. Они, собственно, и отличают государство от других организаций, входящих в политическую систему общества:
1. Государство в пределах своих границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества и населения объединяемого гражданством;
2. Государство является единственным носителем суверенной власти, то есть ему принадлежит верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях;
3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Они обязательны для всех органов, объединений, организаций, должностных лиц и граждан;
4. Государство есть механизм (аппарат) управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций;
5. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными органами, призванными стоять на страже законности и правопорядка;
6. Государство, в отличие от других составляющих политической системы, располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими оборону, суверенитет и безопасность;
7. Государство тесно и органически связано с правом, которое является нормативным выражением государственной воли общества [9].
Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, то есть главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении. Среди теорий, относящихся к сущности государства, можно выделить следующие.
Теория элит, сформированная вначале ХХ века в работах В. Парето, Г. Моски и развита в средине века Х. Лассуэлом, Д. Сартори и др. Суть ее в том, что управляют государством элиты, поскольку, народные массы не способны выполнять эту функцию.
Технократическая теория, возникшая в 20-х годах ХХ столетия и распространившаяся в 60–70-х годах. Сторонниками ее были Т. Веблен, Д. Барнхейм, Д. Белл и др. Суть ее в том, что управляют обществом – специалисты, которые способны определять оптимальные пути развития.
Теория плюралистической демократии, которая появилась в ХХ столетии. Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Даль и др. Смысл ее в том, что власть утратила классовый характер. Общество состоит из совокупности объединений людей (стратов). На их основе создаются различные организации, оказывающие давление на органы государства [10].
Указанные мысли внесли неоценимый вклад в определение сущности государства. В то же время в большинстве изданных в прошлые годы работ, его сущность рассматривалась однозначно, с классовых позиций, как орудие неограниченной власти диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях государство показывается как надклассовое образование, инструмент примирения противоречий, представляющий интересы всего общества.
Ныне признана ошибочной трактовка государства исключительно с классовых позиций [11]. Такой подход обеднял в известной степени, искажал представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущности, ориентировал на приоритет насильственной сторон данного явления и обострение классовых противоречий.
Как односторонний представляется подход, на котором базируется немарксистские учения. Правильно было бы вкладывать в понимание государства, отмечается в литературе, и классовый и общегосударственный подход [12].
Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, обеспечения общесоциальной направленности осуществляемых им функций.
В современных условиях отдается приоритет общечеловеческим ценностям. Таким образом, государство соответствует уровню развития демократии и характеризуется развитием идеологического плюрализма, гласности, верховенства закона, охраны прав и свобод личности, наличием независимого суда и т.д.[13]
Важно также подчеркнуть, что значение общесоциальной стороны государственной деятельности будет возрастать, одновременно с развитием данной тенденции будет сжиматься доля классового содержания [14].
Кроме всего вышеизложенного, на сущность государства влияет конкретно-исторические условия развития отдельных стран, религиозный и национальный факторы.
Важным пунктом работы, является освещение экономической, социальной и научной основы государства. Государство не может не существовать, нормально функционировать и развиваться без экономического фундамента, базиса, под которым обычно понимается система экономических (производственных) отношений данного общества, существующие в нем формы собственности. От базиса во многом зависит и собственно государственная финансово-экономическая основа - государственный бюджет.
Мировая история свидетельствует, что на различных этапах развития государство имело различную экономическую основу и по-разному относилось к экономике.
Государство от стихийной рыночной экономики трансформировалось в сторону государственно-правового регулирования экономики, планирования и прогнозирования.
Наряду с экономической, государство стало выполнять и социальную функцию – пенсионное законодательство, пособия безработным, минимальная заработная плата и др.
Советское государство опиралось на плановую экономику и общенародную собственность, которая превратилась в ничейную, что и привело к кризису.
Исторический опыт свидетельствует, что оптимальной экономической основой могут служить социально ориентированная рыночная экономика, опирающаяся на конкурирующие между собой различные формы собственности.
Социальную основу государства составляют те слои, классы и группы общества, которые в нем заинтересованы, активно его поддерживают [15]. Таким образом, от широты социальной базы государства, активной поддержки его обществом зависит устойчивость, сила и мощь государства, способность решать встающие перед ним задачи. Государство, имеющее узкую социальную основу - неустойчиво.
Информация о работе Государство в политической системе общества