Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:01, лекция
Государство является главным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом и занимает в политической системе особое место:
— центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство. Парламент, Верховный суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие право вое положение и механизм действия всех элементов политической системы;
При понимании законности как метода деятельности законность отождествляется с формами реализации законов. Однако законность — не метод реализации, а состояние общественных отношений, обусловленное реализацией законов.
Отдельные
авторы понимают законность
Сущность законности заключается в точном и неуклонном соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.
В содержание законности включают два элемента: наличие законов и реализацию законов. Однако законы как таковые не входят в содержание законности: Они являются нормативной основой законности. При этом законы должны иметь правовой характер, то есть выражать интересы всего населения, а не произвол властей.
Значение законности состоит в том, что законность противостоит деспотизму власти, охраняет личность от произвола, государство от анархии, общество от насилия. Отсутствие законности порождает широкий административный произвол и всеобщее беззаконие. Отказ от законности способствует росту коррупции, преступности, эскалации насилия во всех его формах и ведет к деградации общества.
Под принципами законности понимают принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности. К принципам законности относят всеобщность законности, верховенство закона, единство законности и целесообразности, связь законности с культурой, неотвратимость ответственности и контроль за реализацией закона.
- Всеобщность
законности означает равенство всех перед
законом независимо от социального положения,
благосостояния, национальности и других
признаков.
- Единство законности означает, что законы
имеют одинаковую силу на территории всего
государства. Законность не может быть
калужской или казанской, она должна быть
единой всероссийской.
- Верховенство закона означает, что законы
обладают высшей юридической силой и выступают
основным регулятором общественных отношений.
Все другие нормативные акты являются
подзаконными и принимаются на основе
и во исполнение законов.
Единство законности и целесообразности означает недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям мнимой либо пресловутой целесообразности, ибо высшая целесообразность заключается в неукоснительной реализации требований законов.
Неразрывная
связь законности с культурой
состоит в том, что законность
должна опираться на правовые (культурные)
законы и правовую культуру. Цивилизованные
законы создают нормативную базу законности,
а правовая культура выступает в качестве
условия создания правовых законов и качественной
их реализации.
Неотвратимость ответственности.
Этот принцип означает, что укрепление
законности связано не с суровостью законов,
а с неизбежностью наказания.
Контроль за реализацией законов.
Выполнение этого принципа заключается
в осуществлении контроля за деятельностью
государственных органов, должностных
лиц и правоохранительной системы в целом
в срорме прокурорского и конституционного
надзора, ибо бесконтрольность во многих
случаях порождает беззаконие.
Принципы законности взаимосвязаны между собой и образуют систему принципов, которая позволяет судить о состоянии законности, ее уровне и характере.
Правовые нормы регулируют различные типы общественных отношений и поэтому отличаются друг от друга по своим видам. Подразделение их на виды осуществляется по различным основаниям.
В
зависимости от социальной
функции права различают:
• регулятивные нормы, устанавливающие
субъективные права и юридические обязанности
субъектов права, условия их возникновения
и действия (например, норма, устанавливающая
порядок заключения договора подряда);
• охранительные нормы, определяющие
условия применения к субъекту мер государственно-принудительного
воздействия, характер и содержание этих
мер. Например, меры уголовного кодекса,
определяющие различные виды наказания
за те или иные преступления.
В зависимости от способа
воздействия на поведение
людей различают:
• обязывающие нормы, устанавливающие
обязанность лиц совершать определенные
положительные действия, например плата
за проезд на том или ином виде транспорта;
• запрещающие нормы, устанавливающие
запрет совершать недозволенные действия,
например злоупотреблять властью, нарушать
права граждан, грабить, убивать и т. д.;
• управомочивающие нормы — предоставляют
участникам правовых отношений возможность
совершать положительные действия в целях
удовлетворения своих законных интересов,
например, получать зарплату, подавать
иск в суд и т. д.
В зависимости от степени
определенности изложения элементов
правовой нормы в статьях нормативно-правовых
актов различают:
• абсолютно определенные нормы - определяющие
условия своего действия, права и обязанности
участников, меры юридической ответственности
за нарушение этих прав и обязанностей
с абсолютной точностью. Уточнение предписания
данного вида нормы не допускается;
• относительно определенные нормы, не
содержащие достаточно полных сведений
об условиях их действия, правах и обязанностях
участников правовых отношений и мерах
юридической ответственности. Они предоставляют
правоприменительным органам возможность
решить дело с учетом конкретных обстоятельств;
• альтернативные нормы, предусматривающие
несколько вариантов условий их действия,
поведения сторон или санкций за их нарушение.
В зависимости от способа
установления правил
поведения различают:
• императивные нормы, в категорической
форме предписывающие определенное поведение.
Отступление от выраженных в этих нормах
требований недопустимо. Они действуют
независимо от усмотрения субъектов. Императивные
нормы могут устанавливать запреты, связывания
или дозволения;
• диапозитивные нормы, предоставляющие
участникам правоотношений возможность
самим выбирать предпочтительный для
них вариант поведения, либо самим определять
конкретное содержание своих прав и обязанностей.
По отраслям нормы
права делят на:
• нормы государственного права,
• нормы административного права,
• нормы трудового права,
• нормы уголовного права
• нормы гражданского права.
По кругу лиц:
• Общие (на всех лиц, находящихся на данной
территории);
• специальные (определенный круг лиц).
Специализированные:
• Закрепительные - в обобщенном виде
выражают определенные элементы регулируемых
отношений (нормы, устанавливающие общие
условия исполнения обязательства).
• Дефинитивные - содержат научно сформулированные
определения юридических понятий и категорий
(преступление, договор).
• Нормы-принципы - формулируют общие
или отраслевые правовые принципы или
задачи данной группы юридических норм.
Система права - это объективное явление, возникающее в связи с регулированием сложной системы общественных отношений, имеющее внутреннее строение, выражающееся в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм и деление права на самостоятельные структурные элементы.
Структурные
элементы права:
• Отрасль права: систематизированная
совокупность правовых норм, образующих
самостоятельную часть системы права,
регулирующих качественно своеобразный
вид общественных отношений своих специфическим
методом.
• Институт права: совокупность норм,
образующих самостоятельную часть отрасли
права, регулирующих разновидность определенного
вида общественных отношений (институт
"купли-продажи").
• Подотрасль права: группа родственных
институтов права в составе определенной
отрасли права (обязательственное право,
совокупность институтов: мены, купли-
продажи, подряда и т.п.).
• Норма права: правило должного, первичная
составляющая системы права, регулирующая
типовое общественное отношение определенной
разновидности.
Критерии деления
права на отрасли.
1. Предмет правового регулирования: качественно
определенный вид общественных отношений,
на который направлено воздействие данной
отрасли права.
2. Метод правового регулирования: сочетание
юридических средств и приемов, при помощи
которых осуществляется воздействие права
на поведение субъектов и на общественные
отношения.
3. Трудовые отношения (отрасль трудового
права)
• Соглашение сторон, договор (метод гражданского
права)
• Семейно-брачные отношения (отрасль
семейного права)
• Приказ, предписание (метод административного
права)
Основные отрасли
права:
• Государственное (конституционное)
• Административное
• Гражданско-процессуальное
• Уголовное
• Уголовно-процессуальное
• Гражданское
• Семейное
• Финансовое
• Земельное
• Исправительно-трудовое
• Трудовое
• Природоохранительное (экологическое)
• Международное
Система законодательства - совокупность
источников права, которые являются формой
выражения права, то есть совокупность
законов и подзаконных нормативных актов.
Структура системы законодательства
По горизонтали (по
сферам общественных
отношений):
• Отраслевое законодательство содержит
нормы, регулирующие качественно определенный
вид общественных отношений, являющийся
предметом одной отрасли права (земельное,
семейное законодательство).
• Внутриотраслевое законодательство
содержит нормы подотрасли или института
права, регулирующих разновидности отраслевых
правоотношений (авторское в составе гражданского)
• Комплексное законодательство включает
нормы нескольких отраслей права, регулирующих
различные по своему содержанию общественные
отношения, составляющие самостоятельную
сферу общественной деятельности (хозяйственное,
транспортное, военное).
По вертикали (по уровню юридической
силы, в зависимости от органа, государственной
власти, издавшего нормативный акт):
• Парламентские законы
• Нормативные указы главы государства
(Президента)
• Постановления Правительства
• Нормативные акты министерств и ведомств
• Нормативные акты муниципальных органов
власти.
Соотношение отраслей
права и законодательства. Отрасль системы
права: группируется по признаку единства
предмета и метода правового регулирования
общественных отношений. Отрасль законодательства:
комплекс законов и подзаконных нормативны
актов, содержащих нормы одной или нескольких
отраслей права.
В общей теории права механизм правового регулирования рассматривается как юридическая надстройка в системном, "работающем" виде. Взаимодействие норм права и правосознания осуществляется в рамках правового регулирования общественных отношений. Правовое регулирование понимается прежде всего как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-правовых актов.
В этом процессе ведущая роль принадлежит государству, его законодательным и исполнительным органам. Именно они принимают наибольшую часть действующих в обществе норм права. Активную правотворческую деятельность осуществляет также общество, его организации и объединения. В частности, население в ходе референдума может принимать и принимает законы.
Правовое регулирование осуществляется с определенными и вполне конкретными юридическими и социальными целями. Общие юридические цели правового регулирования сводятся к созданию в обществе стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов, граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.
Согласно Конституции РФ общие юридические и социальные цели правового регулирования в Российской Федерации выражаются прежде всего в утверждении прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранении исторически сложившегося государственного единства, возрождении суверенной государственности России, утверждении незыблемости ее демократической основы. Конечным итогом деятельности по достижению этих целей видится обеспечение благополучия и процветания России, что согласуется с пониманием ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.
Под механизмом правового регулирования в узком смысле понимается система правовых средств, с помощью которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения. Правовое воздействие охватывает все формы и направления влияния права на общественную жизнь, в том числе правовое регулирование, идеологическое и воспитательное воздействие.
Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование, которое осуществляется при помощи особой системы правовых средств, образующих в совокупности механизм правового регулирования.
Основными
элементами механизма правового
регулирования являются юридические
нормы, правоотношения и акты реализации
прав и обязанностей.
Юридические нормы — это начальный
элемент механизма правового регулирования,
выполняющий роль модели поведения.
Правоотношения
- это элемент механизма правового регулирования,
с помощью которого осуществляется правовая
связь между субъектами права посредством
субъективных прав и юридических обязанностей.
Акты реализации прав и обязанностей - это завершающий элемент механизма правового регулирования. Его роль заключается в реализации правовой нормы (модели поведения) в правомерное поведение (факт действительности). В ряде случаев в качестве "пускового элемента", приводящего в действие правовую программу, заложенную в норме, выполняют юридические факты и акты применения. Последние обеспечивают возникновение правоотношения в совокупности с юридическими фактами либо его реализацию.
Кроме трех основных и двух факультативных элементов механизма правового регулирования, специфическую роль в этом механизме играет правосознание (субъективная среда функционирования механизма правового регулирования) и законность (стержень механизма правового регулирования). Остальные правовые явления - юридическая техника, толкование норм права, юридическая ответственность и другие - примыкают к элементам механизма правового регулирования, входят в его орбиту.
Реализацией права называется его воплощение в поведении людей и в общественных отношениях. Право оказывает многообразное влияние на общественную жизнь.
В зависимости от содержания правовых норм и от отношения к их осуществлению со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений оно способно создать либо демократический правопорядок, основанный на гарантированных правах и свободах граждан, либо тоталитарный строй с детальной регламентацией большой части общественных отношений, замкнутых на государство и подверженных его контролю, либо, наконец, режим беззакония, при котором большинство законов носит декларативный характер, а многие общественные отношения регулируются произвольными велениями агентов власти. Правовое воздействие на общественные отношения имеет разные формы, частично совпадающие с влиянием на те же отношения идеологии, политики, морали.
Специфические
для права способы его
Информация о работе Государство, как особое звено политической системы