Государство как институт политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Важнейшей характеристикой государства является то, что оно действует как институциональная система политического господства и обладает монополией на легитимное применение насилия.
Государство наряду с семьей, языком, культурой и т. п. является одним из фундаментальных институтов, составляющих инфраструктуру жизнедеятельности человека как общественного существа. Более того, государство есть в некотором роде наиболее высокоорганизованная форма политического общества.

Содержание

Введение …………………………………………………………….3
Глава 1.
Понятие и признаки государства …………………………………..4 - 7
Глава 2.
Функции государства в политической системе …………………...8 - 12
Глава3.
Типы и формы государственного устройства ……………………..12 - 15
Заключение …………………………………………………………..16 - 17
Литература …………………………………………………………....18

Работа содержит 1 файл

Государство как институт политической системы.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

              Саха государственная педагогическая академия

             Информационно – образовательный Центр СГПА

 

 

677 000, г. Якутск, пр. Ленина 3,

т. 34-22-42

 

 

 

 

                              

                      Политология.

 

      

 

 

 Контрольная работа на тему:

  « Государство  как институт  

                             политической системы».

 

 

 

 

 

 

                                         Курс – 4, отделение ПИМНО

                                                                       Студент: Тарбаева Елена Федотовна

                                                                                         Форма обучения: заочная

                                                                                Год выполнения работы – 2008

                                                                                                   Место выполнения:

                                                       Центральная районная библиотека  г. Ленска;

                                                                             г. Ленск, ул. Первомайская  7-11

 

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………….3

 

Глава 1.

Понятие и признаки государства …………………………………..4 - 7

 

Глава 2.

Функции государства в политической системе …………………...8 - 12

 

Глава3.

Типы и формы государственного устройства ……………………..12 - 15

 

Заключение …………………………………………………………..16 - 17

 

Литература …………………………………………………………....18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

     Ведущим институтом политической системы, сосредоточивающим максимальную политическую власть, является государство.

     Государство – концентрированное воплощение идеи политического. Именно вокруг государства группируются остальные политические институты, борьба между различными социально – политическими силами разворачивается прежде всего за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления.

    Важнейшей характеристикой государства является то, что оно действует как институциональная система политического господства и обладает монополией на легитимное применение насилия.

     Государство наряду с семьей, языком, культурой и т. п. является одним из фундаментальных институтов, составляющих инфраструктуру жизнедеятельности человека как общественного существа. Более того, государство есть в некотором роде наиболее высокоорганизованная форма политического общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Понятие и признаки государства.

 

     Государство – основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом; совокупность организаций и учреждений, реализующих властные функции в рамках определенной территории, определяющих базу экономических, политических и иных отношений.

     В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованно народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.

     Примерно до 17 века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития», «княжество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия», «правление» и др. Одним из первых от традиции широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследованием реальной организации государства.

     Четкое разграничение государства и общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган – государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.

     Само понятие «государство» в смысле «политически организованное общество» сравнительно новое, восходящее к временам Н.Макиавелли. В современном понимании государство представляет собой сложную, многофункциональную, внутренне дифференцированную целостность. Оно во многом обеспечивает целостность общества и выступает как некая сила, концентрированно выражающая и символизирующая общество в общем.  

     Государство является важной политической силой, обеспечивающей организованность общества, наличие в нем определенного порядка.

     Вопрос о происхождении государства в течении многих столетий был предметом многих дискуссий. Выдвигались различные гипотезы и теории.

     Одна из самых давних теорий происхождения государства – теократическая, т.е. теория божественного происхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом. Согласно другой, патриархальной теории, государство  возникает непосредственно из разросшейся семьи. Власть отца (главы семьи) постепенно перерастает во власть души.

      Иное объяснение государства с точки зрения теории его договорного происхождения. Переход от естественного (догосударственного) состояния общества к государственному происходит путем соглашения, заключения договора, которым люди соединяются в одно государство и подчиняются сразу же устанавливаемой государственной власти. Среди теорий, объясняющих возникновение государства, есть и такие: психологическая (в основе факторы психики человека), органическая (биологические факторы), материалистическая (социально – экономические факторы), теория насилия, основанная на военно–политических факторах, и т.д.

      Государство – продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организованном оформлении. В разные эпохи в различных условиях оно выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе. Таким образом, государство – исторически сложившаяся организация политической власти и управления социальными процессами в обществе, основной институт политической системы.

      Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от других политических институтов и организаций.

   1.Наличие особой  публичной власти, которая, воплощаясь  в государственных органах, выступает  как государственная власть. Ее  осуществляет особый слой людей,  выполняющих функции управления и принуждения составляющих аппарат государства, который наделен государственно – властными полномочиями, т.е. возможностью издавать обязательные для исполнения акты, прибегать в необходимых случаях к государственному воздействию.

   2.Территориальная  организация населения. Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на ней.

   3. Государственный  суверенитет, т.е. независимость  государственной власти от любой  иной власти внутри страны и вовне. Суверенитет дает право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает его, наряду с иными признаками, от других организаций общества (например, политических партий).

   4. Государство  – единственная организация,  которая занимается законотворчеством, т.е. издает законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения. Государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной.

   5. Государственная организация обязательно предполагает сбор налогов с населения, взыскиваемых в принудительном порядке.

      Государство можно определить как особую организацию политической власти общества, располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающим волю и интересы господствующего класса или всего народа.

Государство представляет все общество в совокупности, им и от его имени принимаются  все без исключения властные решения, касающиеся всех членов общества и  обязательные для выполнения всеми. Оно является носителем власти, юрисдикция которой распространяется на всех членов общества и на всю территорию страны. Принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия принципиально отличают его от других политических институтов, делают его основой политической системы.

     Государство невозможно представить себе без властвования, господства и подчинения. Оно отличается от всех других форм организации людей тем, что располагает военной силой и судебно – репрессивным аппаратом. Хотя насилие не является единственным средством государства, но для него это средство специфическое. Однако формы, средства, условия использования им насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитимном, или узаконенном, насилия со стороны государства.

      В современном обществе в руках государства концентрируется огромная сила. Во – первых, оно обладает монополией принятия общеобязательных правил поведения и способностью обеспечения их применения употреблением репрессивного аппарата (армия и полиция). Во – вторых, его сила обусловлена усилением вмешательства в экономическую жизнь общества. В – третьих, оно определенным образом является и опекуном общества, поскольку выполняет функции социальной защиты. В – четвертых, высшие государственные чиновники и лидеры политических партий самостоятельно принимают решения во всем более или менее важным вопросам развития общества.

      Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

  1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появления слоя профессионалов – управленцев. Этот признак отличает государство от родо – племенной организации, основанной на принципах самоуправления.
  2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
  3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
  4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы – армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
  5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы на содержание многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
  6. Обязанность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно, и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.
  7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий – государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

     Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство – субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями.

     В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенной правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

     Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.

 

 

 

 

Глава 2.

Функции государства  в политической системе.

 

    В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут свое происхождение от слова «полис», которые древние греки обозначали свои  города – государства. У разных народов государства возникали по-разному, на различных стадиях развития, в различные исторические промежутки времени. Но общими для них были такие исторические факторы, как совершенствование орудий труда и его разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и  групповых (классовых) интересов.

    Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Сказанное обусловлено следующим.

    1.Выступает  в качестве единственного официального  представителя всего народа, объединяемого  в пределах его территориальных  границ по признаку гражданства;

    2. является  единственным носителем суверенитета;

    3. содержит  специальный аппарат (публичную власть), предназначенный для управления обществом;

    4. владеет монополией  на законодательство;

5.Государство выступает прежде всего в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает его сегодня. В этом смысле оно «дало» жизнь политической системе общества в современном ее понимании.

  В то же время  не что иное, как государство, на протяжении всей истории человечества тысячекратно ввергало своих подданных в междоусобные и региональные вооруженные конфликты, войны, включая две мировые. В одних случаях (как агрессор) государство было и есть орудие определенных политических группировок, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества. В других случаях (как защитник) оно зачастую выражает общенародные интересы.

Информация о работе Государство как институт политической системы