Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:01, лекция
Государство является главным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом и занимает в политической системе особое место:
— центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство. Парламент, Верховный суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие право вое положение и механизм действия всех элементов политической системы;
Государство является главным звеном
политической системы,
ее центральным структурным элементом
и занимает в политической системе особое
место:
— центральный аппарат государственной
власти (глава государства, Правительство.
Парламент, Верховный суд) образуют высший
уровень политической системы. На этом
уровне принимаются нормативные акты,
определяющие право вое положение и механизм
действия всех элементов политической
системы;
— средний уровень политической системы
образуют аппараты управления и другие
органы власти на местах. Структура среднего
уровня служит связующим звеном между
высшим уровнем политической системы
и обществом;
— нижний уровень политической системы
имеет неоднородную и сложную структуру.
Структурными элементами массового уровня
являются: политические
группировки, партии, народные движения,
массовые политические и неполитические
организации, пользующиеся политическим
влиянием.
Государство
находится в постоянном и
Роль и место государства в политической
системе обусловлены рядом особенностей
государства:
- во-первых, государство выступает как
единственная организация, объединяющая
всех граждан;
- во-вторых, оно обладает публичной властью
и в необходимых случаях может применять
принуждение;
- в-третьих, обладает монопольным правом
издания законов и установления правил
поведения;
- в-четвертых, обладает суверенитетом;
- в-пятых, интегрирует общество в единое
целое.
Государство
как политическая организация
имеет открытые и теневые структуры,
которые призваны решать политические
задачи гласными и негласными методами.
Так называемые теневые структуры в целях
решения государственных задач работают
в режиме секретности, используют негласных
сотрудников и негласные методы деятельности.
В ряде случаев официальные государственные
учреждения осуществляют негласные функции,
а высшие должностные лица государства
скрывают смысл открытых политических
действий, то есть ведут политическую
игру.
Необходимость теневых элементов и функций
на верхнем и среднем уровнях политической
системы обусловлены наличием противостоящих
и противоборствующих элементов в политическом
обществе, которые в случае необходимости
осуществляют скрытные действия.
Политическое общество в целом играет
арбитражную роль, так как стремится контролировать
деятельность государственного аппарата.
Общественный контроль осуществляется
различными ассоциациями, массовыми, в
том числе забастовочными движениями,
народными обществами, состоящими из ветеранов,
женщин, молодежи и творческих лиц.
Формами контроля и воздействия на государственную власть выступают гласные и негласные средства и действия участников политического процесса. Гласными, открытыми путями воздействия на государственную власть являются: использование средств массовой информации, участие в массовых акциях одобрения или протеста и демократических процессах (выборы, референдумы, митинги). Негласные теневые воздействия на государственную власть проявляются в политических интригах с помощью групп давления, так называемых мозговых центров, близкого окружения, элитарных клубов, товарищеских групп, парламентских лобби и политических фракций.
Понятие "гражданское общество" позволяет разграничить сферы политической и неполитической жизни общества и употребляется в двух значениях.
Гражданское общество в широком смысле - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений.
Гражданское общество в подлинном и более узком смысле представляет собой цивилизованное состояние общества, характерной чертой которого является равноправие личности, сообщества граждан и государства.
Гражданское общество формируют три начала: индивидуальное, коллективное и государственное. Силой, связующей личность и общество, является государство. Последнее выделяется на определенном этапе развития общества и объединяет его членов в гражданское сообщество, закрепляя законодательно его структурные элементы: хозяйственные, экономические, семейные, культурные, правовые и другие отношения с участием граждан.
Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан.
Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Первенство государства, его верховенство по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества. Доминирование государства проявляется в сокращении публичной сферы, гражданских инициатив и увеличении обязанностей индивида перед государством в ущерб правам и свободам граждан.
В
условиях демократии
Государство
призвано обслуживать
Современное гражданское общество неотделимо
от правового государства, точно так же
как правовое государство неотделимо
от гражданского общества. Гражданское
общество выступает оборотной стороной
правового государства, они не существуют
друг без друга. Формирование гражданского
общества представляет собой необходимое
условие перехода к правовой государственности,
равно как правовое государство является
фактором, способствующим превращению
общества в гражданское целое. Игнорирование
этой закономерности проявляется в попытках
посттоталитарных государств перейти
к правовой государственности до создания
гражданского общества. Однако подобный
переход не может быть осуществлен в короткий
срок, поскольку форсирование этого процесса
ведет к разрушительным экономическим
и социально-политическим последствиям.
Правовым государством считается государство,
в котором господствует право. Правовое
государство построено на правовых началах:
- во-первых, во всех сферах общественной
жизни признав и осуществляет требования
права;
- во-вторых, ограничивает свою деятельность
в соответствии с правовыми установками.
Основными признаками правового государства
являются: верховенство правового закона,
реальность прав и свобод граждан, организация
и функционирование государственной власти
на основе принципа разделения властей.
Указанным признакам соответствуют три
составляющие: собственно правовой (нормативный)
компонент, индивидуально-правовой (компонент
прав и свобод граждан) и организационно-правовой
(институциональный) компонент.
Правовой компонент теории и практики
правового государства содержит такое
правопонимание, для которого характерно
различение права и закона и создание
на основе этого правопонимания правовых
законов.
Представительные органы государственной
власти.
Представительными государственными
органами являются законодательные органы
и местные органы власти. Они формируются
путем избрания населением, действуют
от его имени и ответственны перед ним.
Законодательный орган занимает главенствующее
положение в механизме государства: он
устанавливает предписания, обязательные
для исполнительной власти и составляющие
законодательную основу деятельности
судебной власти.
При
демократическом
Парламенты могут иметь двухпалатную
и однопалатную структуру. В федеративных
государствах парламенты состоят из
двух палат — нижней и верхней. Подобная
структура обеспечивает более устойчивое
равновесие сил между исполнительной
и законодательной властями, поскольку
власть одной палаты сдерживается деятельностью
другой палаты (Палата общин и Палата лордов
в Англии). Нижняя палата парламента состоит
из депутатов, избранных населением, а
верхняя - из представителей субъектов
федерации. Однопалатные парламенты существуют
в большинстве своем в государствах с
однородным национальным составом населения
или небольших по территории (Дания, Финляндия,
Польша).
При парламентах образуются и действуют
постоянные и временные комитеты и комиссии.
Они ведут работу по конкретным вопросам,
входящим в компетенцию парламента.
Исполнительно-распорядительные
органы государственной власти.
Центральными органами исполнительно-распорядительной
власти являются глава государства, правительство,
министерства, ведомства и другие центральные
учреждения органа.
В республиках главой государства является
выборный президент, а в монархических
государствах — монарх.
Правительство - это высший исполнительный
и распорядительный орган власти, который
осуществляет функцию управления государством.
Правительство может иметь ряд названий:
Совет министров, Кабинет министров и
тому подобное. В зависимости от государственного
устройства правительство может быть
единым (в унитарном государстве) либо
федеральным. Правительство по своему
составу может быть коалиционным либо
однопартийным.
Министерства, ведомства
и другие центральные учреждения призваны
обеспечивать должное управление основными
и наиболее важными сторонами общественной
жизни: экономикой и социальным строительством.
Количество министерств и других центральных
учреждений в различных государствах
может быть неодинаковым.
К числу специальных (силовых) органов
исполнительной власти следует отнести
органы охраны правопорядка, органы государственной
безопасности и вооруженные силы. Для
решения задач по охране правопорядка,
обеспечения безопасности государства
и его обороны от нападения эти государственные
органы могут применять меры силового
воздействия, в том числе с использованием
боевой техники и оружия.
Судебные и правоохранительные органы
государственной власти.
Суд — это орган государства, который
в процессуальном порядке осуществляет
правосудие по гражданским, административным
и уголовным делам. Суд как независимый
орган власти опирается на закон и подчиняется
только закону. Вступившие в законную
силу решения суда обязательны для всех
субъектов права и подлежат безусловному
исполнению.
Судебная система возглавляется верховными
судебными органами, которые во многих
государствах выполняют функции Конституционного
суда.
В соответствии с правовой сферой, на
которую распространяются полномочия,
различают суды общей, специальной и административной
юрисдикции.
Суды общей юрисдикции (общегражданские
суды) рассматривают гражданские, трудовые,
имущественные споры, дела об административных
правонарушениях и уголовные дела.
Суды специальной юрисдикции (специализированные
суды) рассматривают дела, судопроизводство
по которым имеет свою специфику, например,
арбитражный суд.
Административные суды в основном рассматривают
жалобы граждан на превышение государственными
служащими своих полномочий, а также споры
служащих с администрацией (в России таких
судов нет). Их главная задача - обеспечить
законность в государственном управлении.
Вместе с тем в систему специализированных
правоохранительных органов принято включать
органы правосудия, юстиции, нотариата,
ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности,
внешней разведки и адвокатуры.
Общая теория
права выделяет три
вида правопонимания: нормативное, социологическое
и нравственное.
Согласно нормативной точке зрения, право
представляет собой систему юридических
норм, изданных государством и взятых
под его защиту. Сторонники этого подхода
в большинстве случаев отождествляют
право и закон.
Нормативное правопонимание основано
на представлении, что право - это нормы,
изложенные в законах и подзаконных актах.
При таком подходе различие между правом
как системой норм и законом как формой
права проводится формально, а не по существу.
Представители социологического направления
под правом понимают правоотношения или
право в действии. Юристы-социологи обращаются
к процессу реализации норм права и выдвигают
лозунг "право в действии — живое право".
По Муромцеву, право представляет собой
"совокупность правовых отношений (правовой
порядок)" (Муромцев С. Определение и
основное разделение права. — М., 1879. С.
47—48). Современные сторонники социологического
подхода утверждают, что "право выступает
в первую очередь как определенный порядок
в обществе" (Лившиц Р. 3. Теория права.
— М., 1994. С. 1). Законы, по их мнению, представляют
собой только часть права. Действующее
право существует не в виде законов, а
как система общественных отношений. По
мнению юристов-социологов, правовые отношения
собственности, властеотношения и семейные
отношения исторически предшествуют правовым
нормам. Последние лишь закрепляют правоотношения,
сложившиеся в действующую систему права.
С позиций нормативной теории социологический
подход к праву означает отказ от авторитета
закона и предоставление судье правотворческих
функций. Положительной стороной социологического
направления является стремление исследовать
право во взаимодействии с другими элементами
социальной структуры и выявить реальные
механизмы действия права.
Некоторые современные теоретики определяют
право как нормативные установки цивилизованного
общества, выражающие идеи справедливости
и свободы, закрепленные посредством законодательства
и охраняемые государством.
Особым своеобразием отличаются феминистические
концепции, направленные против действующего
законодательства, в котором феминистки
видят сугубо мужское право, ставящее
женщин в зависимое положение.
В связи с этим сторонницы либерального
феминизма стремятся исключить из права
нормы, проводящие различие между полами,
и тем самым предоставить женщинам возможность
конкурировать с мужчинами в любой сфере
деятельности. Либеральная школа отстаивает
формальное равенство полов. Это означает,
что закон не должен делать различий между
мужчинами и женщинами. Вместе с тем каждый
индивид вправе заявить, кем он себя считает.
Ассимиляционный феминизм идет еще дальше.
Сторонницы этого направления считают,
что общество вообще должно целенаправленно
уничтожать разницу между женщинами и
мужчинами, не делая никаких различий
между полами. Они предлагают рассматривать
беременность как временную нетрудоспособность,
а в дальнейшем вообще изъять роды из женского
опыта, ликвидировать традиционную семью,
создать искусственное размножение и
специальные учреждения для выращивания
детей.
Бивалентный феминизм, напротив, подчеркивает
разницу между полами и требует особого
отношения к каждому полу и прежде всего
к женскому. Сторонницы этого направления
выступают за создание двойной системы
права, так как мужчины и женщины существенно
различаются физически и психически. При
этом высказывается мысль, что женщины
не должны приспосабливаться к мужским
нормам и стандартам, они заслуживают
специального отношения и специальных
привилегий. Культурологический феминизм
рассматривает женщину как существо более
совершенное, чем мужчина. По мнению феминисток,
женщине присущи такие культурные ценности,
как воспитание детей и забота о других
людях. Женская зрелость заключается в
соединении. Для женщин характерны сочувствие,
сопереживание, заботливость. Мужская
зрелость проявляется в самостоятельности
и отделении. Для мужчин важнее индивидуализм
и соревновательность. Им присущи эгоизм
и агрессивность. Феминистки предлагают
трансформировать право на основе женских
ценностей, сделать его менее императивным.
Радикальный феминизм рассматривает
женщин не как индивидуальное существо,
а как угнетенный социальный класс. Радикальные
феминистки предлагают реконструировать
равенство полов качественно — путем
изменения законов и количественно —
путем распределения власти между мужчинами
и женщинами на паритетных началах. Качественные
изменения должны включать в себя принятие
законов, защищающих женщин от: сексуального
домогательства, сексуального насилия
и других форм физического насилия; запрещающих
порнографию как явление, которое унижает
женщину; разрешающих свободу абортов
и половых связей.
Информация о работе Государство, как особое звено политической системы