Особенности развития детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:27, контрольная работа

Описание работы

В данной курсовой работе сделана попытка дать ответ на вопрос ─какая система физического воспитания нужна ребенку дошкольного возраста? Однако, чтобы определиться с ответом на поставленные выше вопрос, нужно понимать, что период дошкольного детства весьма неоднороден и состоит из этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Особенности развития детей дошкольного возраста……………………5
1.1 Морфо-функциональные и двигательные особенности детей 5-7 лет………5
1.2 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста..6
Глава 2 Особенности обучения движениям и развитие двигательных способностей ……………………………………………………………………….10
2.1 Процесс обучения движениям детей дошкольного возраста: основные этапы и принципы………………………………………………………………………….10
2.2 Особенности методики развития двигательных качеств дошкольников…12
2.3 Значение, развитие и направления совершенствования в развитии двигательных качеств дошкольников……………………………………………14
Глава 3 Методика обучения движениям детей дошкольного возраста………..19
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………………31

Работа содержит 1 файл

курсовая по физ.воспитанию.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

3. Бежать легко, с отрывом от почвы.

4. Сохранять направление бега.

5. Стараться ставить ногу перекатом с пятки на носок.

С возрастом у детей увеличивается длина шага (85—90 см), а темп бега становится менее частым (в среднем 168—178 шагов в минуту). Скорость бега постепенно возрастает: у мальчиков она больше, чем у девочек.

Методика обучения

Детей дошкольного возраста обучают различным видам бега:  в одиночку (обычный, на носках, широким шагом, с высоким подниманием колен и др.),  бегу в различных построениях (в колонне по одному, по два, врассыпную),  в разных направлениях (вперед, по кругу, змейкой и др.),  с изменением темпа, (с ускорением, на скорость),  с дополнительными заданиями и т. д.

Обычный бег выполняется перекатом c пятки на носок. Бежать таким способом по твердому грунту, доскам пола труднее, так как приземление на твердую не эластичную почву вызывает более сильное давление на суставные поверхности и более резкое сокращение мышц. В связи с этим обычный бег проводится на участке, в лесу.

Длительный гладкий бег, прямо связан с иммунитетом ребенка. Доктор медицинских наук Ю.Ф.Змановский, автор программы «Здоровый дошкольник», проводивший многолетние исследования с участием многочисленных грамотных и опытных специалистов утверждает однозначно: резистентность к ОРВИ прямо связана с уровнем развития общей выносливости. То есть - чем большее расстояние способен пробегать ребенок в среднем темпе без остановки, тем больше сопротивляемость его организма к ОРВИ.

Необходимо помнить, что начальной дистанцией для бега на которую следует ориентироваться будет:

  - для 2-3 лет – 30-60 м

  - для 3-4 лет – 60-90м

  - для 4-5 лет – 90-120 м

  - для 5-7 лет – 120-180 м.

В последнее время для возраста 5-7 лет определена дистанция (как тренировочная, так и контрольная) - 300 м.

Самое сложное - добиться того, чтобы ребенок бегал с удовольствием. Тогда возможна тренировка. Регулярное преодоление дистанции для детей 5 лет позволяет увеличить ее за год-два до 1000 м.

Определенную трудность тут представляет умение ребенка выполнять действительно гладкий бег с равномерной скоростью, так как для ребенка всегда хочется рвануть вперед. Однако формирование умения длительного равномерного бега благоприятно влияет и на формирования нервной системы.

Прыжки

Характеристика прыжков

Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм детей. Они способствуют развитию всех основных групп мышц, связок, суставов, особенно ног. При выполнении прыжка большая нагрузка падает на костную систему ног и позвоночника, происходит сотрясение всех внутренних органов. В прыжках с разбега усиливается нагрузка на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. В процессе выполнения прыжков у детей развиваются физические качества: сила, быстрота, равновесие, глазомер, координация движений. Прыжки помогают воспитанию волевых качеств: смелости, решительности, преодолению боязни, а также повышают эмоциональное состояние детей.

Прыжок — один из видов основных движений — относится к ациклическим, скоростно-силовым упражнениям. В прыжках нет повторяющихся фаз: каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определенной последовательности движение.

Для детей дошкольного возраста доступны наиболее простые виды прыжков: подпрыгивания на месте, с продвижением, спрыгивания с высоты, прыжки в длину с места и с разбега, прыжки в высоту с места и с прямого разбега.

Техника прыжка состоит из следующих элементов (фаз): исходное положения, замах или разбег, толчок, полет и приземление. Каждая предшествующая фаза подготавливает и обусловливает последующую: исходное положение помогает правильно выполнить замах (при прыжках с места), разбег (при прыжках с разбега); замах или разбег (подготовительная фаза) создает наиболее благоприятные условия для толчка от земли (пола). От амплитуды замаха зависит сила толчка. При разбеге развивается большая скорость горизонтального движения, что дает силу для толчка и в результате обеспечивает большую дальность полета.

Толчок создает необходимую для полета начальную скорость и правильное направление. При прыжках с места толчок производится двумя ногами одновременно, а при прыжках с разбега — одной, более сильной ногой. Сила толчка зависит от размаха или разбега. Разбег и толчок обеспечивают результат выполнения прыжка в целом.

Длина и высота траектории полета, которую описывает общий центр тяжести тела, находятся в прямой зависимости от горизонтальной скорости, развиваемой при разбеге, и вертикальной скорости, развиваемой при толчке одной или двумя ногами, и определяются предыдущими элементами (разбег и толчок). Скорость и направление движения в полете изменить нельзя, но важно создать наиболее выгодное положение тела при преодолении препятствия и подготовиться к приземлению. Основная задача при приземлении — погасить скорость полета без резких сотрясений и толчков и сохранить равновесие.              

Прыжки можно разделить на 2 типа по принципу координации:

1. Прыжок толчком двумя ногами - требует симметричной координации ног и рук (то есть действия обеими ногами сразу).

2. Прыжок толчком одной (с разбега) - требует больше перекрестной координации, а при приземлении на две ноги - симметричной.

Для чего необходимо такое разделение?

Дело в том, что при выполнении прыжков с предельным усилием дети смешивают две, в общем-то, противоположные техники, в результате - не могут добиться толкового результата ни в одном варианте. Поэтому следует разделять эти упражнения по времени: например сегодня прыгаем толчком двумя, завтра - с разбега.

С самого начала необходимо требовать четкого выполнения техники, то есть - добиваться четкой координации движений, которая как раз и управляется головным мозгом и формирование которой способствует формированию нейронных связей, следовательно - развитию соответствующих отделов ЦНС.

Методика обучения

Обучение прыжкам осуществляется в определенной последовательности: начинается оно с самых простых видов прыжка — подпрыгивания, спрыгивания с высоты, затем переходят к обучению более сложным видам прыжка — прыжок в длину с места, с разбега и завершают — прыжком в высоту с места и разбега.

При обучении детей спрыгиванию воспитатель показывает и объясняет, как нужно выполнять упражнение. Сначала детям дается очень маленькая высота (5 см), поэтому не требуется сильного замаха (взмаха) и толчка. Все внимание ребенка обращается на приземление. Затем высота предмета увеличивается (в старшей группе до 40 см) и обращается внимание на движение рук при замахе и толчок, на приземление с прямой спиной и сохранение равновесия после приземления.

Старшим детям предлагают спрыгивать в определенное место, например за линию или в кружок, расположенные на расстоянии 15—20 см от того предмета, с которого прыгает ребенок. Такое задание требует от детей умения соразмерить силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть, рассчитать точность приземления в определенное место. По мере овладения детьми техникой прыжков с высоты задания усложняются, например: прыгать боком, с хлопками и т. д.

В связи с тем, что детям во многом присуще конкретное, предметное мышление, им непонятно высказывание - прыгнуть как можно дальше или бросить как можно дальше. Им это «дальше» нужно сравнить с конкретным расстоянием. Поэтому ребенку нужно ставить ясную цель.

Можно, например, начинать прыгать с детьми 3 лет с места толчком двумя через обруч 60 см. Это называется - прыгать через лужу. Как правило, больше половины детей поначалу не могут перепрыгнуть такое расстояние. Можно взять другой ориентир (отметить прыгалкой, веревкой, мелом, шарфиком, рисунком на коврике - на что хватит фантазии). Можно допускать временно двойной прыжок на двух - в обруч и из обруча, мотивируя тем, что, прыгнув в лужу, нужно сразу из нее выпрыгнуть. Но тут такая особенность – при занятиях в группе детей можно поставить в пример умеющего прыгать. Если же занятия индивидуальны, то лучше применять доступное расстояние, чтобы ребенок обязательно перепрыгнул.

Прыгать желательно на мягкое покрытие (мат, матрац) на улице - травка, песочек и в обуви.

К прыжкам с разбега можно подходить к 4 годам. Прыгать так же на мат с короткого разбега (3-5 м) через тот же обруч. Обязательное условие - техника: разбег, толчок одной ногой, приземление на две ноги приседая. Нельзя падать на руки, попу и т.д. Постепенно размер обруча увеличивается. Дети любят прыгать.

В дошкольном возрасте, примерно с 5 лет, можно учиться прыгать в высоту. Прыгают в высоту - с прямого разбега способом согнув ноги. То есть точно таким же способом, как и в длину с разбега. Обычно рекомендуют прыгать через натянутую веревочку. Однако дети боятся зацепить веревку и упасть, боятся, когда качается стойка, на которой эта веревка крепится, отсюда - невозможность показать нормальный результат. Лучше соорудить из старых пластиковых бутылок простую пластиковую имитацию кустиков и травы высотой 30-40 см. На улице можно прыгать через кустики. Можно делать и повыше - зависит от результата ребенка. В чем разница? Дело в том, что такое препятствие демонстрирует ребенку безопасность прыжка, даже если он зацепится. Нужно показать, что нога может свободно проходить через эти "кустики". Он перестанет опасаться прыгать и будет проявлять свои способности полнее.

Нужно помнить, что для ребенка дошкольника основным, ведущим видом деятельности является игра. Следовательно - нужно играть. И тут уж зависит от личной фантазии - как человек сможет обеспечить ребенку такие игровые условия, при которых он будет тренироваться - то есть выполнять движение неоднократно и правильно.

Метание, бросание, катание и ловля

Характеристика метания

Метание относится к скоростно-силовым упражнениям. Оно способствует укреплению всех основных групп мышц, а также воспитывает силу, быстроту, ловкость, глазомер, гибкость, равновесие. Действия с предметами (мешочками с песком), мячами развивают кожно-мышечные ощущения.

Предметы могут быть различные, но чаще всего используется мяч.

Разделение такое же как и в прыжках:

1. Малый мяч одной рукой - требует перекрестной координации.

2. Большой мяч двумя руками - требует симметричной координации.

Метание требует развитых мышц плечевого пояса и определенной крепости связок и суставов. В связи с этим в дошкольных учреждениях большое место занимают подготовительные упражнения к метанию: катание, прокатывание, скатывание, бросание, «школа мяча».

Подготовительные упражнения развивают глазомер, силу, умение бросать мяч в определенном направлении и другие качества, необходимые для метания на дальность и в цель. Эти упражнения выполняются правой и левой рукой, чтобы равномерно развивать все группы мышц.

Методика обучения

Сначала обучают детей подготовительным упражнениям (катание, прокатывание, скатывание и др.), а затем уже более сложным видам (метание на дальность и в цель).

Существует понятие "школа мяча", раскрытое еще П.Ф.Лесгафтом (1952), и содержащее систему упражнений в подбрасывании, ловле, отбивании мяча, как малого, так и большого. Для детей дошкольного возраста из «школы мяча» можно выделить следующие виды упражнений:

1. Упражнения для тактильной чувствительности: мяч катать в ладонях, на предплечьях, крутить пальцами, крутить пальцами на полу, катать стопой, толкать головой в положении на четвереньках и т.д.

2. Подбрасывание и ловля. Как правило, дети, подбросив мяч убирают руки в стороны, поэтому поймать мяч им нелегко. Основное внимание - руки остаются на месте, собраны в корзиночку, мяч как бы сам падает в руки. Малый мяч постепенно бросать одной - ловим двумя, потом бросаем и ловим одной.

На что, на мой взгляд, нужно обратить внимание:

Первый момент - дети подбрасывают мяч и смотрят не на него, а на взрослого, ожидая реакции. Одобрить, и обратить внимание на необходимость следить за мячом - в противном случае поймать невозможно.

Второй момент - дети поначалу бросают невысоко. Нужно научиться бросать мяч повыше.

После этого необходимо перейти к броску с хлопком, двумя, тремя и т.д. Условие – обязательно поймать мяч, не дав ему упасть на пол. Следующие упражнения в ударах мяч в пол и ловле его после отскока. Далее бросать мяч в стену и ловить от стены (не давать упасть на пол).

Выполнять бросок двумя руками в цель - лучше в вертикальную, а не в высокую взрослую баскетбольную корзину. Для детей определен стандарт - высота баскетбольного кольца 1,8 м, но при необходимости можно опустить ниже – на 1,6 метра. Если такого кольца нет - лучше бросать в вертикальную цель. Бросок должен производиться не из-под кольца, а с расстояния 2-4 м.

Дальше разнообразные ведения, отбивания, перебрасывания с обязательным акцентом внимания на точность выполнения действий.

Третий момент - отдельно нужно отметить метание малого мяча в цель и на дальность. В силу особенностей детского мышления понятие "на дальность" нужно заменить - добросить до дерева (столба, куста, забора, через реку, футбольное поле и т.д.).

Метание в цель, как и стрельба, учит сосредоточению, концентрации, высокой координации, умению воспроизвести такие же действия много раз (как однообразие прицеливания). Дети, как правило, бросают в цель поворачиваясь бросающей стороной вперед. Нужно специально формировать исходное положение - правая рука с мячом сзади, левая нога и рука впереди. Нужно сразу учить правильно прицеливаться и бросать точно.

Ползание и лазание

Общая характеристика

Достаточно разнообразные действия, характеризующиеся тем, что в перемещениях участвуют не только ноги, но и руки. Эти упражнения способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, укреплению основных групп мышц (особенно косых мышц, мышц живота, стопы и кисти). Кроме того, они оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, на воспитание гибкости, координации движений, глазомера, а также смелости и других качеств.

Информация о работе Особенности развития детей дошкольного возраста