Особенности коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:57, контрольная работа

Описание работы

Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем – школы. По определению известного психолога Р.С.Немова коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

Содержание

Введение 3
1. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности 5
2. Факторы, влияющие на взаимоотношения. 9
3. Формирование доброжелательного отношения к сверстнику 11
4. Моя практика и выводы: 13
Список литература: 14

Работа содержит 1 файл

речь.doc

— 76.00 Кб (Скачать)


8

 

Министерство образования и науки Красноярского края

КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж №2»

Отделение переподготовки и повышения квалификации

 

 

 

 

 

 

Вальковская Наталья Николаевна

Особенности коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Контрольная работа.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Руководитель:

Мещерякова Л.Н.

Преподаватель

педагогических дисциплин

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012 г.

Содержание

Введение

1. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности

2. Факторы, влияющие на взаимоотношения.

3. Формирование доброжелательного отношения к сверстнику

4. Моя практика и выводы:

Список литература:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем – школы. По определению известного психолога Р.С.Немова коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

Составитель словаря “Педагогическое речеведение” А.А.Князьков, ссылаясь на психолога А.Н.Леонтьева, дает более ёмкое определение коммуникативных способностей. У него, коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) – понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. Из определения следует, что коммуникативные способности обладают сложной, уровневой структурой.

К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в общении; его локализованность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнера; собственное самочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки.

Следовательно, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.

Любому взрослому, будь то родитель или педагог, нужно помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы.

По мнению педагога Е.Юдиной, взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, – наиболее вероятный образец для ребенка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения.

Ребенок всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт дошкольника создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слова.

Однако задачи коммуникативного развития дошкольника не исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать мысль. Ребенка надо научить, не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Коммуникация - процесс обмена информацией, контактная линия связи.

При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними.

От педагога требуется большое мастерство, глубокое знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей.

Воспитатель в группе - самый главный человек для маленького ребенка. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать.

Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного контакта, наиболее благоприятных условий для установления дружеских отношений. Функция воспитателя направлена на развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве субъекта взаимодействия. Другими словами, именно воспитателем организуется специальная работа по формированию дружеских отношений со сверстниками.

Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников необходимо учитывать это в своей работе.

Нужно обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников. Это поможет привести к изменению их позиций и будет эффективным средством нормализации отношений со сверстниками.

Педагогический такт является одним из главных проявлений мастерства педагога. Тактичное отношение - это уважение к личности ребенка.

Раз в неделю, можно и чаще, включать игровые упражнения в педагогический процесс, что способствует формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, проводить с детьми беседы о дружбе.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Сюжетно-ролевая игра, также как и другие виды игр, оказывает большое влияние на формирования дружеских отношений среди сверстников.

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей.

Воспитание основ коммуникативной культуры детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

 

 

 

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций, например, ребята, играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

Магазин игрушек

Цель: развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению. Дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-покупатели отходят в противоположный конец комнаты, дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец подходит к каждому ребёнку и спрашивает, какой игрушкой он будет. Покупатель должен отгадать игрушку, которую ему показывают. Кто не угадает, уходит без покупки.

Ищем клад

Цель: развить умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач. Эта игра включает в себя две части. Первая часть способствует развитию доверия детей друг к другу и помогает им лучше осознать и понять себя и своих товарищей. Воспитатель просит детей разбиться на две команды несколько необычным способом, по цвету волос – тёмные и светлые. Во второй части игры детям говорится о том, что сейчас каждая команда начнёт искать “клад”, спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается план комнаты с отмеченным местом, где спрятан клад.

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик – Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы...

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

 

 

 

 

 

 

 

2. Факторы, влияющие на взаимоотношения.

Важный фактор благополучного психического развития ребенка это общение. Бывает так, что у ребенка возникают трудности в общении со сверстниками, какие они могут быть:

1.      ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру.

2.      ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер.

3.      ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно.

4.      ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.

Все эти трудности объясняются нарушением одного или всех следующих условий "полноценного общения":

        наличие взаимных симпатий;

        наличие интереса к деятельности сверстника, стремление играть вместе;

        наличие сопереживания;

        наличие способности "приспосабливаться" друг к другу;

        наличие необходимого уровня игровых умений и навыков.

Как правило, дети рассказывают мамам о своих друзьях, если этого не происходит, стоит обратить внимание на это, и расспросить подробнее ребенка. Здесь родителям, стоит помочь ребенку наладить контакт, к сожалению не все дети с легкостью и готовностью на него идут. Некоторые дети замыкаются, или же стесняются, и происходит дефицит общения. Если родители отмечают, что у малыша имеются проблемы со сверстниками, не надо на это акцентировать внимание, помогите ему как бы неприметно, также в данной ситуации пригодится помощь друзей. Договоритесь о совместных прогулках, или запишитесь на кружки, в которых дети активно общаются. Бывает так, что общение не ладиться со сверстниками, а со взрослыми людьми ребенок ладит, и общается совершенно нормально, это не плохой факт, но все же малышу требуются налаживать отношения и с друзьями своего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формирование доброжелательного отношения к сверстнику

Эффективным средством, для доброжелательного отношения к сверстникам при помощи родителей, это наверное проведение совместных праздников, там хорошо если дети водят хороводы, игры в которых нет соревновательных моментах, так же например показ мультика, при котором дети переживают одинаковые положительные эмоции, создается атмосфера содружества. Хорошее отношение к сверстникам должно быть основано на сочувствие к детям, значит родителям нужно заняться воспитанием нравственных качеств ребенка, попробуйте с эмоциями читать книги, делайте ударение, на бедах героев, и как им тяжело. Хорошим методом, для развития эмоций является осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Пусть малыш расскажет о переживаниях своих, и называет их. В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка являются главными методами социального и морального воспитания. В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это, как было показано выше, является источником большинства проблемных форм межличностных отношений.

Информация о работе Особенности коммуникативного развития детей дошкольного возраста