Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:12, дипломная работа
Актуальность исследования. Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия или работы памяти. Поэтому восприятие называют «сквозным» психическим процессом. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Введение 3
1. особенности внимания детей с задержкой психического развития (обзор литературы) 7
1.1. Внимание как психический процесс, его структура, виды и свойства 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития 15
1.3. Особенности произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития 25
1.4. Роль игры в обучении и воспитании детей с задержкой психического развития .27
2. Программа эксприментального исследоваия 36
2.1. Цель, задачи, организация исследования 36
2.2. Психодиагностические методики 39
3. Результаты констатирующего и формирующего эксперимента 44
3.1. Особенности произвольного внимания старших дошкольников с задержкой психического развития (констатирующий эксперимент) 44
3.2. Психологическая коррекция и развитие произвольного внимания старших дошкольников с задержкой психического развития (формирующий эксперимент) 46
3.3. Эффективность коррекционно-развивающей программы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
Список использованных источников 55
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени А.С. ПУШКИНА
Факультет дефектологии и социальной работы
Кафедра коррекционной педагогики и коррекционной психологии
«Утверждаю» ___________________
Зав. кафедрой КПиКП Логинова Е. Т.
"___"____________ 2012 г.
Дипломная работа
Дидактическая игра как метод развития произвольного внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития
Специальность: 050717.65– специальная дошкольная педагогика и психология
Выполнила:
студентка 6 курса заочной
формы обучения
Яковлева Марина Федоровна.
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
доцент
Алёшкин Н.И.
Санкт-Петербург
2012
Введение 3
1. особенности внимания детей с задержкой психического развития (обзор литературы) 7
1.1. Внимание как психический процесс, его структура, виды и свойства 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития 15
1.3. Особенности произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития 25
1.4. Роль игры в обучении и воспитании детей с задержкой психического развития .27
2. Программа эксприментального исследоваия 36
2.1. Цель, задачи, организация исследования 36
2.2. Психодиагностические методики 39
3. Результаты констатирующего и формирующего эксперимента 44
3.1. Особенности произвольного внимания старших дошкольников с задержкой психического развития (констатирующий эксперимент) 44
3.2. Психологическая коррекция и развитие произвольного внимания старших дошкольников с задержкой психического развития (формирующий эксперимент) 46
3.3. Эффективность коррекционно-развивающей программы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
Список использованных источников 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Актуальность исследования. Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия или работы памяти. Поэтому восприятие называют «сквозным» психическим процессом. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Внимание детей с задержкой психического развития имеет специфику, которая выражается в низком уровне сформированности всех свойств данного процесса: концентрации, устойчивости, распределения, переключения и объема. Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития отстает в темпах по сравнению с аналогичным процессом у детей того же возраста норматиной категории.
Внимание играет важную роль в учебной работе школьника. Сосредоточенность, направленность психики, сознания учащегося на определенные предметы и явления необходимы на всех этапах учебной деятельности – во время объяснения учителем правила, чтения рассказа, по ходу решения школьником математической задачи, во время диктанта, рисования, выполнения физического упражнения, в процессе повторения учебного материал.
Нередко непонимание учебного материала, появление ошибок при выполнении самостоятельных учебных заданий, неумение начинать и последовательно вести работу над заучиванием текстом, выполнением рисунков, технических изделий объясняются не отсутствием способностей к этим видам занятий, не слабостью сообразительности, не плохой памятью, а недостатком внимания. Поэтому целесообразно обучать ребенка вниманию с детства.
Само по себе развитие непроизвольного внимания не гарантирует возникновения произвольного. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослый тем самым дает ему средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием.
Эффективным средством направления и организации внимания ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития может стать дидактическая игра, которая имеет большое значение для развития произвольного внимания. В процессе дидактической игры ребенок учится координировать себя в соответствии с задачами игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить возможности использования дидактической игры для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического.
Задачи исследования:
– Проанализировать психолого-педагогическую, психологическую литературу по теме исследования.
– Подобрать и провести методики для диагностики произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
– Разработать коррекционно-развивающую
программу
с использованием дидактической игры
для развития
– Выполнить сравнительный анализ тест-результатов констатирующего и контрольного экспериментов для определения эффективности коррекционно-развивающей программы.
Для диагностики произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР из экспериментальной и контрольной группы в констатирующем и формирующем эксперименте использовались следующие методики, предназначенные для диагностики произвольного внимания детей дошкольного возраста:
– методика «Домик» Н. И. Гуткиной;
– методика «Да и нет» («Запрещенные слова») Н. И. Гуткиной;
– методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера).
Количественная обработка тест-результатов выполнялась с помощью математико-статистических методов:
– частотного анализа и параметров статистических распределений психодиагностических показателей,
– непараметрического статистического критерия знаков для зависимых выборок (формирующий эксперимент).
Гипотеза исследования: трудности в формировании произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР связаны с низким уровнем основных свойств внимания. Эффективным методом психологической коррекции этих трудностей является дидактическая игра.
Экспериментальное исследование формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития осуществлялось на базе Государственного дошкольного образовательного учреждения детский сад №85 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга.
Практическая значимость. По результатам проведенного исследования было сделано сообщение на методическом совете детского сада и передан отчет с рекомендациями. Проведены беседы с воспитателями, проявившими заинтересованное отношение к результатам исследования. Выполнена программа групповой и индивидуальной психологической коррекции и развития произвольного внимания старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием дидактических игра под руководством взрослого.
В разделе анализируется внимание как психический процесс, его структура, виды и свойства. Рассматривается понятие задержки психического развития, а также классификации задержек психического развития. Приводится психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Обсуждаются особенности внимание детей с задержкой психического развития и дидактические игры как метод развития и коррекции произвольного внимания детей с задержкой психического развития.
Внимание – это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Внимание – это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.
Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности. Оно является одной из важных предпосылок всех видов деятельности, в первую очередь познавательной.
Выделяют три формы проявления внимания:
– сенсорное (перцептивное);
– интеллектуальное (мыслительное);
– моторное (двигательное).
Характеристики внимания:
– устойчивость;
– концентрация;
– переключаемость;
– распределение;
– объем.
Устойчивость внимания – это способность долгое время сохранять внимание, на какой – либо деятельности или объекте, не ослабляя его.
Концентрация внимания – удержание внимания на каком-либо объекте.
Переключаемость внимания – это способность переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Переключаемость внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой.
Распределение внимания – это способность рассредоточить внимание на нескольких разнородных объектах сразу.
Область распределения внимания может сужаться при переутомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания. Исходя из этого предположения, можно сказать, что распределение внимания зависит от физиологического и психологического состояния человека.
Объем внимания – это количество объектов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. Одновременно можно охватить примерно 7 объектов. Объем внимания может быть либо узким, либо широким.
В современной психологической науке выделяют несколько основных видов внимания.
Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Также существует и третий его вид, он получил название «постпроизвольное» внимание – оно заключается в возвращении к непроизвольному вниманию.
Непроизвольное внимание (пассивное) – вызывается особенностями раздражителя, деятельностью с объектом, оно связано с интересами, потребностями и склонностями человека.
Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Оно возникает не специально и поддерживается независимо от сознания человека. В силу своей увлекательности деятельность захватывает человека сама по себе.
Произвольное внимание (активное) – сознательно регулируемое, сосредоточенное на объекте.
А. Г. Ковалев главной особенностью произвольного внимания считает то, что оно предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания. Этот вид внимания очень тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Но они тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Произвольное внимание также связано с чувствами, интересами, прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не непосредственное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности. [4, 6, 30]
Существует еще один вид внимания. Оно возникает сознательно вслед за произвольным и не требует усилий, для того чтобы не отвлекаться. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным постпроизвольным.
Постпроизвольное внимание носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек " входит" в работу: интересным и значимым становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. В отличие от подлинно непроизвольного внимания постпроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий. [30]
Как видно из таблицы 1 эти виды внимания отличаются друг от друга только по своей сложности.
Таблица 1
Характеристика видов внимания
Виды внимания |
Непроизвольное внимание |
Произвольное внимание |
Постпроизвольное внимание |
Условие возникновения |
Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя |
Постановка (принятие) задачи |
Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес |
Основные характеристики |
Непроизвольность, легкость возникновения и переключения |
Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет |
Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение |
Механизм |
Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности |
Ведущая роль второй сигнальной системы (слова, речь) |
Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес |