Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 17:48, курсовая работа
Область познания ребёнка-дошкольника значительно расширяется. Оно выходит за пределы того, что происходит дома или в детском саду, и охватывает более широкий круг явлений природы и общественной жизни, с которыми ребёнок знакомится на прогулках, во время экскурсий или же из рассказов взрослых, из прочитанной ему книги и т. д.
Особенности развития мышления детей дошкольного возраста
28.09.2010
Область познания
ребёнка-дошкольника
Развитие мышления
ребёнка-дошкольника неразрывно связано
с развитием его речи, с обучением
его родному языку. В умственном
воспитании дошкольника всё большую
роль играют, наряду с наглядным
показом, словесные указания и объяснения
родителей и воспитателей, касающиеся
не только того, что ребёнок воспринимает
в данный момент, но и предметов
и явлений, о которых ребёнок
впервые узнаёт при помощи слова.
Необходимо, однако, иметь в виду,
что словесные объяснения и указания
понимаются ребёнком (а не усваиваются
механически) лишь в том случае, если
они подкрепляются его
В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка: при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове. К концу раннего детства, относится и начало формирования знаковой функции сознания, когда ребенок овладевает употреблением предметов и изображений в качестве знаков – заместителей других предметов.
Характеристика развития мышления
В дошкольном детстве
ребенку приходится разрешать все
более сложные и разнообразные
задачи, требующие выделения и
использования связей и отношений
между предметами, явлениями, действиями.
В игре, рисовании, конструировании,
при выполнении учебных и трудовых
заданий он не просто использует заученные
действия, но постоянно видоизменяет
их, получая новые результаты. Дети
обнаруживают и используют зависимость
между степенью влажности глины
и ее податливостью при лепке,
между формой конструкции, и ее устойчивостью,
между силой удара по мячу и
высотой, на которую он подпрыгивает,
ударяясь о пол, и т.д. Развивающееся
мышление дает детям возможность
заранее предусматривать
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью[1].
Ребенок начинает
ставить перед собой
От выяснения
наиболее простых, прозрачных, лежащих
на поверхности связей и отношений
вещей дошкольники постепенно переходят
к пониманию гораздо более
сложных и скрытых
Наблюдение тех
или иных явлений, собственный опыт
действий с предметами позволяют
старшим дошкольникам уточнять представления
о причинах явлений, приходить путем
рассуждений к более
К концу дошкольного возраста дети начинают решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых физических и других связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях.
Расширение круга
задач, доступных мышлению ребенка,
связано с усвоением им все
новых и новых знаний. Получение
знаний является обязательным условием
развития мышления детей. Дело в том,
что усвоение знаний происходит в
результате мышления, представляет собой
решение мыслительных задач. Ребенок
попросту не поймет объяснений взрослого,
не извлечет никаких уроков из собственного
опыта, если не сумеет выполнить мыслительных
действий, направленных на выделение
тех связей и отношений, на которые
ему указывают взрослые и от которых
зависит успех его
Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризацин внешних ориентировочных действий.
Действуя в
уме с образами, ребенок представляет
себе реальное действие с предметом
и его результат и таким
путем решает стоящую перед ним
задачу. Это уже знакомое нам наглядно-образное
мышление. Выполнение действий со знаками
требует отвлечения от реальных предметов.
При этом используются слова и
числа как заместители
Правильность решения практической или познавательной задачи, требующей участия мышления, зависит от того, сможет ли ребенок выделить и связать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые важны, существенны для ее решения. Если ребенок пытается предсказать, поплывет предмет или утонет, связывая плавучесть, например, с величиной предмета, он только, случайно, может угадать решение, так как выделенное им свойство в действительности несущественно для плавания. Ребенок, который в этой же ситуации связывает способность тела плавать с материалом, из которого оно сделано, выделяет значительно более существенное свойство; его предположения будут оправдываться намного чаще, но опять-таки не всегда. И только выделение удельного веса тела по отношению к удельному весу жидкости (этими знаниями ребенок овладевает при изучении физики в школе) даст безошибочное решение во всех случаях.
Образное мышление ребёнка
Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, и которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата,- перемещение предмета, его использование или изменение[4].
Однако в усложняющейся
деятельности ребенка появляются задачи
нового типа, где результат действия
будет не прямым, а косвенным и
для его достижения необходимо будет
учесть связи между двумя или
несколькими явлениями, происходящими
одновременно или последовательно.
Простейшим примером может служить
отскакивание мяча от стенки или пола:
прямой результат действия здесь
заключается в том, что мяч
ударяется о стенку, косвенный
– в том, что он возвращается к
ребенку. Задачи, где необходимо учитывать
косвенный результат, возникают
в играх с механическими
Младшие дошкольники
решают подобные задачи при помощи
внешних ориентировочных
В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получив необходимый результат в уме.
Возможность переходить
к решению задач в уме
В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков- наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие объективно, независимо от действий, желаний и намерений самого ребенка. Отображение объективных связей – необходимое условие усвоения знаний, выходящих за рамки ознакомления с отдельными предметами и их свойствами[6].
В деятельности
взрослых людей наглядные
Дети очень
легко и быстро понимают разного
рода схематические изображения
и с успехом пользуются ими. Так,
начиная с пяти лет дошкольники
даже при однократном объяснении
могут понять, что такое план помещения,
и, пользуясь отметкой на плане, находят
в комнате спрятанный предмет. Они
узнают схематические изображения
предметов, пользуются схемой типа географической
карты, чтобы выбрать нужный путь
в разветвленной системе
Многие виды
знаний, которые ребенок не может
усвоить на основе словесного объяснения
взрослого или в процессе организованных
взрослыми действий с предметами,
он легко усваивает, если эти знания
дают ему в виде действий с моделями,
отображающими существенные черты
изучаемых явлений. Так, в процессе
обучения пятилетних дошкольников математике
было обнаружено, что чрезвычайно
трудно ознакомить детей с отношениями
части и целого. Словесные объяснения
дети не понимают, а действуя с составными
предметами, усваивают названия «часть»
и «целое» только применительно
к данному конкретному
Чрезвычайно эффективным
оказалось использование
Таким образом,
при соответствующих условиях обучения
образное мышление становится основой
для усвоения старшими дошкольниками
обобщенных знаний. К таким знаниям
относятся представления о
Переход к построению модельных образов, дающих возможность усваивать и использовать обобщенные знания – не единственное направление в развитии образного мышления дошкольников. Важное значение имеет то, что представления ребенка постепенно приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать наглядными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение.
Информация о работе Особенности развития мышления детей дошкольного возраста