Особенности развития памяти детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:44, доклад

Описание работы

Вопрос о развитии памяти породил в психологии большие споры. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме в психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.

Работа содержит 1 файл

Особенности развития памяти детей дошкольного возраста.docx

— 19.13 Кб (Скачать)

Особенности развития памяти детей дошкольного возраста

Вопрос о развитии памяти породил в психологии большие  споры. При всей кажущейся очевидности  и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого  дошкольного возраста, не имеют классического  однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме в психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.

Достаточно простыми и  понятными представляются теоретические  положения концепции развития памяти, предложенной П.П. Блонским. Основным положением данной концепции о соотношении образной и словесной памяти в их развитии является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности.

Самый ранний вид – моторная или двигательная память начальное  свое выражение находит в первых, условных двигательных рефлексах детей. Эта реакция наблюдается уже  на первом месяце после рождения.

Начало эмоциональной  или аффективной памяти, относится  к первому полугодию жизни  ребенка.

Первые зачатки свободных  воспоминаний, с которыми, можно  связывать начало образной памяти, относятся им ко второму году жизни.

Более высокий вид памяти – память-рассказ. Она имеется  у ребенка уже в 3-4 года, когда  начинают развиваться самые основы логики. Память-рассказ и представляет собой, согласно П.П. Блонскому, подлинную словесную память, которую необходимо отличать от запоминания и воспроизведения речевых движений, например, при заучивании бессмысленного словесного материала. Представляя собой, высший уровень памяти, память-рассказ, в свою очередь, не сразу выступает в наиболее совершенных формах. Она проходит путь, характеризующийся основными стадиями развития рассказа. Первоначально рассказ – это только словесное сопровождение действия, далее это слова, сопровождаемые действием, и лишь затем словесный рассказ выступает сам по себе, как живое и образное сообщение.

Память в дошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит  преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего  не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание  и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело  на него впечатление, что было интересно.

Качество непроизвольного  запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно  ребенок действует по отношению  к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом  выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить  перед собой цель запомнить или  припомнить что-нибудь и тем более  не применяет для этого специальных  приемов.

Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного  возраста значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала. Непроизвольное запоминание  в дошкольном возрасте может быть прочным и точным. Если события  этой поры имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Дошкольный возраст является периодом, освобожденным от амнезии младенчества и раннего возраста.

Первые припоминания впечатлений, полученных в раннем детстве, относятся  обычно к возрасту около трёх лет (имеются в виду воспоминания взрослых людей, связанные с детством). Было установлено, что почти 75% первых детских  воспоминаний приходится на возраст  от трёх до четырёх лет. Это значит, что к данному возрасту, т.е. к  началу раннего дошкольного детства, у ребёнка связываются долговременная память и её основные механизмы. Одним  из них является ассоциативная связь  запоминаемого материала с эмоциональными переживаниями.

У большинства нормально  развивающихся детей младшего и  среднего дошкольного возраста неплохо  развиты непосредственная и механическая память.

У некоторых детей дошкольного  возраста встречается особый вид  зрительной памяти, который носит  название эйдетической памяти. Образы эйдетической памяти по своей яркости  и отчетливости приближаются к образам  восприятия. После однократного восприятия материала и очень небольшой  умственной обработки, ребенок продолжает «видеть» материал, и прекрасно восстанавливает  его. Эйдетическая память - возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном возрасте, в период школьного обучения обычно утрачивают эту способность. На самом деле, такой вид памяти не так уж и редок, и имеется у многих детей.

На протяжении первого  года жизни заметно увеличивается  латентный период узнавания. Если восьми-, девятимесячный ребенок узнает близкого человека после двух-, трех- недельной разлуки, то ребенок второго года жизни может узнавать знакомое лицо после полутора- и двухмесячного перерыва. На втором году жизни резко увеличивается объем и прочность детской памяти, что связано не только с созреванием нервного аппарата ребенка, но и с освоением ходьбы, которая способствует быстрому обогащению опыта ребенка.

Развитие моторной памяти начинается в середине первого года жизни. Освоение предметных действий сознает  благоприятные условия для запоминания  выполняемых движений и действий. Те из них, которые получают сильное  эмоциональное и деловое подкрепление в виде достигаемого ребенком желаемого  результата, быстро упрочиваются. На втором году жизни простые движения схватывания  предметов выполняются легко  и организованно. Ребенок воспроизводит  их по мере надобности в соответствующих условиях.

На третьем году жизни  на основе двигательной памяти у ребенка  вырабатываются действия. Они составляют основу навыков, формирующих уже  в последующие периоды. К таким  несформированными еще навыкам относятся, например, движения рук при умывании, действия ложкой во время еды. Зашнуровывание ботинок, застегивание пуговиц, перешагивание через препятствия, бег, прыжки и многие другие.

В дошкольном детстве развивается  особенно важный вид памяти – память на слова. Начиная с 6 месяцев, ребенок  запоминает некоторые звукосочетания, а затем и слова, которые связываются  с определенными предметами, лицами, действиями. В это время еще  можно выделить специально словесную  память, тогда как в последующие  годы она сливается со смысловой. Освоение разговорной речи ведет к быстрому развитию смысловой памяти и памяти на целые словесные цепи, комплексы.

На втором году жизни начавший ходить ребенок узнает много предметов, вещей и, различно действуя с ними, обогащает свои знания об окружающем мире. Так начинают накапливаться  первичные представления о вещах, людях, событиях, представления, об удаленности и направлении, о выполняемых движениях. На основе формирующейся обратной афферентации действия с вещами становятся все более точными, согласованными и разнообразными.

Изменяется и сам процесс  памяти: она постепенно освобождается  от опоры на восприятие. Наряду с  узнаванием формируется и воспроизведение, сначала непроизвольное, вызванное  вопросом, подсказкой взрослого, сходным  предметом или ситуацией, а затем и произвольное.

Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется  постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. З.М. Истомина проанализировала, как идет процесс становления произвольного и опосредованного запоминания у дошкольников, и пришла к следующим выводам. В дошкольном возрасте трех, четырех лет запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучения мнемическим операциям, являются непроизвольными. В дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.

Различные процессы памяти развиваются с возрастом у  детей неодинаково, причем одни из них  могут опережать другие. Например, произвольное воспроизведение возникает  раньше, чем произвольное запоминание, и в своем развитие как бы обгоняет его. От интереса ребенка к выполняемой  им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у  него процессов памяти.

Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в  себя два этапа. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.

С возрастом развивается  способность ребенка оценивать  возможности собственной памяти, причем, чем старше дети, тем лучше  они могут это делать. Со временем становятся более разнообразные  и гибкие стратегии запоминания  и воспроизведения материала, которые  применяет ребенок.[16]

В дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности. Главным видом памяти является образная, ее развитие и перестройка  связаны с изменениями, происходящими  в разных сферах психической жизни  ребенка. На протяжении дошкольного  возраста значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Словесно-логическая память дошкольника  интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении  со взрослыми и сверстниками. Дошкольный период – эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Элементы произвольного поведения – это главное достижение дошкольного возраста. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний.

К концу дошкольного детства  у ребенка появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется  в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.

Однако тот факт, что  память развивается у дошкольника  наиболее интенсивно по сравнению с  другими способностями, не значит, что  следует довольствоваться этим фактом. Наоборот, следует максимально развивать  память ребенка в период, когда  к этому располагают все факторы. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка начиная с раннего детства.

Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается  менее продуктивной, хотя в целом  эта форма памяти сохраняет господствующее положение. Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам  достигает высокого уровня. Для детей  характерны попытки проведения анализа  пространственных ситуаций.

Таким образом, к 6-7 годам  структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания  и припоминания. Накопление к дошкольному  возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития памяти повышает у ребенка чувство  уверенности в своих силах.


Информация о работе Особенности развития памяти детей дошкольного возраста