Особенности и способы развития памяти у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение  единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Анализ проблемы развития произвольной памяти……………….4
1. Память и её определения………………………………………............4
1.1. Основные характеристики памяти………………………………..4
1.2. Классификации памяти……………………………………………6
1.3. Основные процессы памяти……………………………………….8
2. Развитие памяти дошкольника………………………………………...10
2.1. Концепции развития памяти……………………………………….10
2.2. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте……12
2.3. Развитие непроизвольной памяти…………………………………..13
3. Этапы овладения произвольными формами памяти…………………...16
3.1. Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания…..16
3.2. Формирование произвольной памяти……………………………….18
4. Становление произвольной памяти………………………………………21
4.1. Развитие опосредственного и произвольного запоминания………..21
4.2. Обучение запоминанию в дошкольном детстве……………………..23
4.3. Обучение запоминанию с использованием мнемнических средств..24
Заключение……………………………………………………………..26
Литература………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Курсовая last.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской федерации 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«Воронежский  государственный  педагогический университет»

Кафедра коррекционной педагогики и психологии 
 
 
 
 
 

Особенности и способы развития памяти у детей

младшего  дошкольного возраста 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по специальности 050706 «Педагогика и психология» 
 
 
 

                                                       Выполнила: студентка 2 курса

                                                            1 группы заочной формы обучения

                                                                       отделения «Педагогика и психология»

                                                                          психолого-педагогического факультета

                                                             Мануковская Влада Александровна 
 
 

                                             Научный руководитель:

                                                        Кандидат психологических наук

                                                       доцент кафедры коррекционной 

                                           психологии и педагогики

                                                  Светлана Петровна Дуванова

                                              ______________________

                                                              оценка

                                                       ___________«__»________200_

                                                             подпись                       дата 
 
 

Воронеж 2009 

Содержание 
 
 

      Введение…………………………………………………………….3

      Анализ проблемы развития произвольной памяти……………….4

  1. Память и её определения………………………………………............4
    1. Основные характеристики памяти………………………………..4
    2. Классификации памяти……………………………………………6
    3. Основные процессы памяти……………………………………….8
  2. Развитие памяти дошкольника………………………………………...10
    1. Концепции развития памяти……………………………………….10
    2. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте……12
    3. Развитие непроизвольной памяти…………………………………..13
  3. Этапы овладения произвольными формами памяти…………………...16
    1. Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания…..16
    2. Формирование произвольной памяти……………………………….18
  4. Становление произвольной памяти………………………………………21
    1. Развитие опосредственного и произвольного запоминания………..21
    2. Обучение запоминанию в дошкольном детстве……………………..23
    3. Обучение запоминанию с использованием мнемнических средств..24

    Заключение……………………………………………………………..26

    Литература………………………………………………………………27 
     
     

 

Введение

      У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности

      Теория  развития памяти породила большие споры  в психологии. В связи с этим, исследование развития памяти дошкольников достаточно актуально и может  помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения. Отметим дополнительный аспект исследования. С его помощью можно определить индивидуальные особенности развития памяти детей.

      Память  была определена как объект исследования, а память детей дошкольного возраста – предмет исследования. В ходе данной работы были сформулированы задачи исследования по определению уровня развития образной памяти; изучения зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминаемого материала и раскрытию индивидуальных особенностей произвольной памяти у детей дошкольников.

Анализ  проблемы развития произвольной памяти

  1. Память и её определения
 
  1. Определение памяти и её основные черты 
  2. Непроизвольная  и произвольная память
  3. Двигательная, эмоциональная, образная и логическая память
 

Память  трудно свести к одному понятию. Память это:

1. психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации (Немов Р.С.) [17, с.150];

2. способность  вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве (Макселон Юзеф) [14, с.124];

3. совокупность  процессов и функций, которые  расширяют познавательные возможности  человека; память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека (Немов Р.С.) [17, с.184];

  1. сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека.
  2. психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.
  3. Основные характеристики памяти

       Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание являются основными функциями памяти. Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека - это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения. (Гамезо М.В., Домашенко И.А.) [5, с.161].

  1. Объём памяти - способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти - 7 элементов (единиц) информации.
  2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей, её можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
  3. Точность запоминания - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации.
  4. Длительность запоминания - способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт.
  5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию.

      Память  также нельзя рассматривать в  отрыве от особенностей и свойств  личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково.

      Разница может быть количественной, например:

  1. в скорости запоминания;
  2. в прочности сохранения;
  3. в легкости воспроизведения, в точности и объеме запоминания. (Гамезо М.В., Домашенко И.А.) [5, с.160]

      Например, некоторые люди отлично запоминают материал, но потом не могут его  воспроизвести. Другие же, наоборот, с  трудом запоминают, т.к. у них слабо  развита кратковременная память, но долго хранят в памяти накопленную  информацию.

      Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, в зависимости от того, какой вид памяти доминирует. Может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что «чистые» виды памяти встречаются редко. В жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У разных людей более активны разные анализаторы, у большинства людей ведущей является зрительная память. Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют фотографическая память. (Немов Р.С.) [17, с.194]

      Память  зависит и от таких индивидуальных особенностей, как:

  1. интересы и склонности личности: то, чем человек больше интересуется, запоминается без труда;
  2. от отношения личности к той или иной деятельности: жизненно важно или можно пренебречь;
  3. от эмоционального настроя в конкретном случае;
  4. от физического состояния;
  5. от волевого усилия и многих других факторов. (Гамезо М.В., Домашенко И.А.) [5, с.159]

1.2. Классификация памяти

      Деление памяти на виды зависит от особенностей деятельности. Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

  1. по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;
  2. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности – на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
  3. по продолжению закрепления и сохранения материала, в связи с его ролью в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную;
  4. по сути предмета и способа запоминания. (Макселон Юзеф) [14, с.125]

      По  характеру участия воли (целевой деятельности):

  1. непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий;
  2. произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

      По  характеру психической деятельности. В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: Моторная, эмоциональная, сенсорная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.

      Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.

      Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. (Ясперс Карл) [22, с.218-219] Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано в младенчестве: около 6 месяцев. (Макселон Юзеф) [14, с.126]

      Образная память  – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. (Крылов А.А., Маничева С.А.) [11, с.89]

      Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

  • Слуховая память - это хорошее запоминание и воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.
  • Осязательная, обонятельная и вкусовая память сконцентрированы на удовлетворение биологических потребностей организма.

      Содержанием словесно-логической памяти  являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память специфически человеческая в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие других видов памяти. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. (Гамезо М.В., Домашенко И.А.) [5, с. 159]

Информация о работе Особенности и способы развития памяти у детей младшего дошкольного возраста