Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:04, курсовая работа
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности.
Введение…………………………………………………………….3
Анализ проблемы развития произвольной памяти……………….4
1. Память и её определения………………………………………............4
1.1. Основные характеристики памяти………………………………..4
1.2. Классификации памяти……………………………………………6
1.3. Основные процессы памяти……………………………………….8
2. Развитие памяти дошкольника………………………………………...10
2.1. Концепции развития памяти……………………………………….10
2.2. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте……12
2.3. Развитие непроизвольной памяти…………………………………..13
3. Этапы овладения произвольными формами памяти…………………...16
3.1. Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания…..16
3.2. Формирование произвольной памяти……………………………….18
4. Становление произвольной памяти………………………………………21
4.1. Развитие опосредственного и произвольного запоминания………..21
4.2. Обучение запоминанию в дошкольном детстве……………………..23
4.3. Обучение запоминанию с использованием мнемнических средств..24
Заключение……………………………………………………………..26
Литература………………………………………………………………27
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
Кафедра
коррекционной педагогики
и психологии
Особенности и способы развития памяти у детей
младшего
дошкольного возраста
КУРСОВАЯ РАБОТА
по специальности
050706 «Педагогика и
психология»
Воронеж
2009
Содержание
Введение…………………………………………
Анализ проблемы развития произвольной памяти……………….4
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности
Теория развития памяти породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития памяти дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения. Отметим дополнительный аспект исследования. С его помощью можно определить индивидуальные особенности развития памяти детей.
Память была определена как объект исследования, а память детей дошкольного возраста – предмет исследования. В ходе данной работы были сформулированы задачи исследования по определению уровня развития образной памяти; изучения зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминаемого материала и раскрытию индивидуальных особенностей произвольной памяти у детей дошкольников.
Анализ проблемы развития произвольной памяти
Память трудно свести к одному понятию. Память это:
1. психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации (Немов Р.С.) [17, с.150];
2. способность
вспоминать отдельные
3. совокупность
процессов и функций, которые
расширяют познавательные
Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание являются основными функциями памяти. Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека - это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения. (Гамезо М.В., Домашенко И.А.) [5, с.161].
Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково.
Разница может быть количественной, например:
Например,
некоторые люди отлично запоминают
материал, но потом не могут его
воспроизвести. Другие же, наоборот, с
трудом запоминают, т.к. у них слабо
развита кратковременная
Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, в зависимости от того, какой вид памяти доминирует. Может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что «чистые» виды памяти встречаются редко. В жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У разных людей более активны разные анализаторы, у большинства людей ведущей является зрительная память. Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют фотографическая память. (Немов Р.С.) [17, с.194]
Память зависит и от таких индивидуальных особенностей, как:
1.2. Классификация памяти
Деление памяти на виды зависит от особенностей деятельности. Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
По характеру участия воли (целевой деятельности):
По
характеру психической
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.
Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. (Ясперс Карл) [22, с.218-219] Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано в младенчестве: около 6 месяцев. (Макселон Юзеф) [14, с.126]
Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. (Крылов А.А., Маничева С.А.) [11, с.89]
Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память специфически человеческая в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие других видов памяти. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. (Гамезо М.В., Домашенко И.А.) [5, с. 159]
Информация о работе Особенности и способы развития памяти у детей младшего дошкольного возраста