Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:04, дипломная работа
В настоящее время одной из задач высшей школы является подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста для работы в динамично меняющихся условиях, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи.
Введение
Глава 1. Социальная работа как гуманистический вид социальной деятельности
1.1. Гуманистическая сущность социальной работы
1.2. Основополагающая роль морали в социальной работе
Глава 2. Подготовка специалистов социальной работы
2.1.Особенности подготовки специалистов для системы социальной работы
2.2. Роль профессиональной подготовки в формировании личности специалиста по социальной работе
Глава 2. Специфика деятельности специалиста по социальной работе
2.1. Социально-духовные детерминанты социальной работы
2.2. Социально-гуманистические аспекты социальной работы
3. Профессионально значимые личностные качества специалиста по социальной работе
3.1. Профессионально значимые требования к качествам личности специалиста
3.2.Экспериментальное исследование профессионально важных качеств специалиста по социальной работе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Этический
стандарт профессии объединяет принципы
и стандарты этического поведения,
в них формулируются
На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, профессии, обществу. Данные проблемные области и этические дилеммы не являются общими для разных стран, но есть группы дилемм, которые свойственны любой модели социальной помощи15:
- независимость и манипулирование;
- патернализм и самоопределение;
- принцип информированного согласия;
- необходимость говорить правду;
- конфиденциальность и частный характер сообщений;
- доносительство;
- законы и благополучие клиента;
- личные и профессиональные ценности.
Таким образом, в основе профессиональных принципов социальной работы лежит все тот же гуманистический фундамент, который вообще является основанием для всей этой профессиональной деятельности, области научного исследования, общественного явления «социальная работа».
В следствии этого, мы видим, что гуманистический подход в социальной работе является одним из ведущих, так как именно на основании его принципов (гуманизм, альтруизм, человеколюбие и др.) и строится успешная деятельность социального работника.
1.2. Основополагающая роль морали в социальной работе
Под моралью (нравственностью) в научной литературе понимают
систему высших ценностей,
характеризующуюся
добра и зла и обусловливающую нормы долженствования человеческого поведения
Большое значение в
социальной работе имеет высокий
уровень моральности
Рассмотрим структуру нравственного сознания. Нравственное сознание социального работника состоит из трех компонентов: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность.
Начнем с рассмотрения роли нравственных знаний в поведении и деятельности социальных работников.
В средних специальных и высших учебных заведениях, а также на курсах и факультетах повышения квалификации социальные работники овладевают основами знаний из области морали. В процессе обучения будущие специалисты знакомятся с историей этических учений, познают сущность и структуру морали. Полученные знания помогают им лучше понять нравственные проблемы в современном обществе, сопоставить личные нравственные нормативы с профессиональными, сформулировать свои нравственные принципы и нравственную позицию, выработать навыки нравственного поведения в профессиональной деятельности.
Социальные работники, не получившие необходимую этическую подготовку в учебных заведениях, на курсах и факультетах повышения квалификации и занимающиеся только практической деятельностью, поступают в соответствии со своим пониманием добра и зла, социальной справедливости, основанном на общественных ценностях и личном жизненном опыте. В этом случае возрастает возможность несовпадения личных и профессиональных моральных установок.
Вместе с тем нравственные
знания имеют самостоятельность
в том смысле, что могут применяться
в конкретных моральных поступках
частично, полностью или не использоваться.
Бывают случаи, когда социальный работник,
теоретически хорошо зная нормы общей
и профессиональной морали, игнорирует
их на практике. Таким образом, хотя
нравственные знания и являются необходимым
условием нравственного поведения,
но не гарантируют его обязательной
и автоматической реализации на практике.
В заключение следует отметить, что
только социальный работник, имеющий
высокий уровень духовно-
Нравственные убеждения
– устойчивая совокупность взглядов
социального работника на нормы
общей и профессиональной морали.
Они формируются в результате
жизненной и профессиональной деятельности
и принимаются личностью
Нравственная потребность
является наивысшим уровнем
Нравственность социального
работника формируется под
Нравственное поведение
в профессиональной деятельности, в
том числе и в сфере социальной
работы, отнюдь не обеспечивается условиями
и содержанием труда, хотя определяется
и предполагается в некоторой
степени профессиональными
Рассмотрим понятия долга
и ответственности в социальной
работе. Долг является важнейшей категорией
как общей, так и профессиональной
этики, Последняя выражает общественные
и профессиональные связи специалиста
и представляет собой совокупность
его обязанностей перед государством,
обществом, коллегами, профессией, клиентами,
перед собой и ответственность
перед ними. Поведение специалиста,
следование определенным нормам морали
в повседневной практической деятельности
во многом зависит от отношения его
к своему делу. В отличие от профессиональных
обязанностей, которые воспринимаются
специалистом как внешне заданные,
профессиональный долг выражает внутреннюю
нравственную потребность и нравственную
необходимость должного поведения.
Таким образом, долг социального
работника можно понимать как
нравственную необходимость, фиксированную
в качестве субъективного принципа
поведения применительно к
Долг выражает императивность морали и заставляет человека действовать в соответствии со своими нравственными ценностями и обязанностями. Чувство долга повелительно требует от социального работника все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях согласовывать с требованиями и нормами профессиональной морали. Сознательное и творческое отношение к выполнению профессионального долга является залогом успешной деятельности социального работника.
Если моральные требования выражают отношение общества к человеку, то долг – это отношение личности к обществу. Личность выполняет определенные моральные обязанности перед обществом. Категория «долг» наиболее полно выражает социальный характер деятельности социального работника и нормативный характер профессиональной этики. Моральный долг выступает как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, обусловленной стремлением к достижению социальной гармонии и справедливости. Он формируется на основе профессионального долга и высокий уровень его развития является необходимым условием профессиональной пригодности социального работника. Выполняя свой моральный долг, социальный работник к своим обязанностям относится творчески, в более широком объеме, чем это диктуется требованиями профессионального долга.
Поведение и деятельность социального работника, детерминируясь профессиональным и моральным долгом, реализуется в соответствии с юридическими и профессиональными требованиями, с учетом возможных реакций со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга. В то же время поведение социального работника характеризуется проявлением следующих характеристик:
а) свобода. Из системы общественных морально-нравственных нормативов социальный работник выбирает такие нормы, которые наиболее соответствуют его внутренним устремлениям и представлениям о добре и благе;
б) сознательность. Принятие
того или иного решения
в) добровольность проявляется в том, что чувство долга становится внутренним убеждением и основным мотивом поведения и деятельности социального работника в повседневной практике.
Если долг социального
работника состоит в том, чтобы
осознать, применить к конкретному
положению, в котором он находится,
и практически реализовать
Ответственность социального
работника характеризует его
личность с точки зрения нравственных
требований, предъявляемых к ней
в части профессионально-
Для деятельности социального работника характерна высокая степень самостоятельности и моральной ответственности. Ответственность неразрывно связана с творчеством и самостоятельностью, с внимательным отношением социального работника к окружающим людям, с которыми он общается в процессе профессиональной деятельности.
Ответственность социального
работника оценивается
Нередко социальный работник
попадает в ситуации, когда стандартно,
без творческого подхода
В то же время реализация моральных принципов социальной работы на практике часто представляет этическую проблему. Реализуя этические принципы в своей деятельности, социальный работник должен ответить на вопрос «как?», каким образом использовать их в конкретной ситуации. Отвечая на вопрос «почему?», он так или иначе поступает в конкретной ситуации в условиях выбора действий, социальный работник обосновывает свое поведение исходя из высших принципов. Подобного рода конфликты выступают в практической социальной работы как этические дилеммы. Этическая дилемма – это ситуация, в которой социальный работник стоит перед выбором двух равноценных возможностей. Необходимость выбора определяется тем, что субъекты социальной работы имеют разные, но имеющие одинаково важное значение, интересы, требования и ценности. К тому же личные и профессиональные ценности социального работника могут вступать в противоречие.
Известны следующие проблемные области, в которых возникают этические дилеммы.
1) испытание лояльности
социального работника