Роль духовно-нравственных ориентиров в формировании профессионально-личостных качеств социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:04, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время одной из задач высшей школы является подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста для работы в динамично меняющихся условиях, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи.

Содержание

Введение
Глава 1. Социальная работа как гуманистический вид социальной деятельности
1.1. Гуманистическая сущность социальной работы
1.2. Основополагающая роль морали в социальной работе
Глава 2. Подготовка специалистов социальной работы
2.1.Особенности подготовки специалистов для системы социальной работы
2.2. Роль профессиональной подготовки в формировании личности специалиста по социальной работе
Глава 2. Специфика деятельности специалиста по социальной работе
2.1. Социально-духовные детерминанты социальной работы
2.2. Социально-гуманистические аспекты социальной работы
3. Профессионально значимые личностные качества специалиста по социальной работе
3.1. Профессионально значимые требования к качествам личности специалиста
3.2.Экспериментальное исследование профессионально важных качеств специалиста по социальной работе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

работа моя.docx

— 77.00 Кб (Скачать)

Этический стандарт профессии объединяет принципы и стандарты этического поведения, в них формулируются программные  цели и долговременные ценности социальной работы, предписывающие и запрещающие  принципы, ключевые положения, определяющие ответственность и обязательство  социальных работников. Поведение и  образ действий, предписываемое профессиональной этикой, основываются на балансе личных интересов социального работника  и его обязанностей. В основе этого  баланса – общефилософская концепция  ответственности. Ответственность  как принцип социальной работы в  этическом стандарте осуществляется на уровне ответственности перед  клиентом (приоритет его интересов), перед коллегами (сотрудничество, корректность), перед работодателями (выполнение обязанности  перед соответствующим органом  социальной защиты), перед профессией (сохранение базовых ценностей и  предназначения социальной работы).

На  практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, профессии, обществу. Данные проблемные области и этические  дилеммы не являются общими для разных стран, но есть группы дилемм, которые свойственны любой модели социальной помощи15:

- независимость и манипулирование;

- патернализм и самоопределение;

- принцип информированного согласия;

- необходимость говорить правду;

- конфиденциальность и частный характер сообщений;

- доносительство;

- законы и благополучие клиента;

- личные и профессиональные ценности.

Таким образом, в основе профессиональных принципов социальной работы лежит  все тот же гуманистический фундамент, который вообще является основанием для всей этой профессиональной деятельности, области научного исследования, общественного  явления «социальная работа».

В следствии этого, мы видим, что гуманистический подход в социальной работе является одним из ведущих, так как именно на основании его принципов (гуманизм, альтруизм, человеколюбие и др.) и строится успешная деятельность социального работника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1.2. Основополагающая роль морали в социальной работе

 

Под моралью  (нравственностью)  в научной литературе понимают

систему высших ценностей,  характеризующуюся противоположностью

добра и зла и обусловливающую  нормы долженствования человеческого поведения

Большое значение в  социальной работе имеет высокий  уровень моральности социального  работника, который является необходимым  условием успешной профессиональной деятельности, так как только высокоморальный  человек способен наиболее адекватно, в соответствии с ситуацией понять другого человека и тактично оказать  ему необходимую помощь. Таким  образом, уровень нравственности является определяющей характеристикой личности социального работника. Нравственность работника социальной сферы, определяясь  нравственным сознанием, реализуется  в его нравственном поведении. Поэтому  так важно изучение нравственного  сознания и поведения социального  работника.

Рассмотрим структуру  нравственного сознания. Нравственное сознание социального работника  состоит из трех компонентов: нравственные знания, нравственные убеждения и  нравственная потребность.

Начнем с рассмотрения роли нравственных знаний в поведении  и деятельности социальных работников.

В средних специальных  и высших учебных заведениях, а  также на курсах и факультетах  повышения квалификации социальные работники овладевают основами знаний из области морали. В процессе обучения будущие специалисты знакомятся с историей этических учений, познают  сущность и структуру морали. Полученные знания помогают им лучше понять нравственные проблемы в современном обществе, сопоставить личные нравственные нормативы  с профессиональными, сформулировать свои нравственные принципы и нравственную позицию, выработать навыки нравственного поведения в профессиональной деятельности.

Социальные работники, не получившие необходимую этическую  подготовку в учебных заведениях, на курсах и факультетах повышения  квалификации и занимающиеся только практической деятельностью, поступают  в соответствии со своим пониманием добра и зла, социальной справедливости, основанном на общественных ценностях  и личном жизненном опыте. В этом случае возрастает возможность несовпадения личных и профессиональных моральных установок.

Вместе с тем нравственные знания имеют самостоятельность  в том смысле, что могут применяться  в конкретных моральных поступках  частично, полностью или не использоваться. Бывают случаи, когда социальный работник, теоретически хорошо зная нормы общей  и профессиональной морали, игнорирует их на практике. Таким образом, хотя нравственные знания и являются необходимым  условием нравственного поведения, но не гарантируют его обязательной и автоматической реализации на практике. В заключение следует отметить, что  только социальный работник, имеющий  высокий уровень духовно-нравственной культуры и постоянно самосовершенствующийся в течение всей жизни, однозначно способен органично воплощать свои моральные знания и установки  в практической деятельности.

Нравственные убеждения  – устойчивая совокупность взглядов социального работника на нормы  общей и профессиональной морали. Они формируются в результате жизненной и профессиональной деятельности и принимаются личностью социального  работника в качестве единственно  верных. Нравственные убеждения характеризуют моральный и профессиональный облик социального работника и являются основой для его сознательной профессиональной деятельности. Они способствуют развитию волевых качеств и выработке стабильных форм морального отношения к явлениям социальной жизни. Как и нравственные знания, нравственные убеждения обладают относительной самостоятельностью, так как не всегда, в силу различных причин социальный работник поступает в соответствии с собственными убеждениями.

Нравственная потребность  является наивысшим уровнем нравственного  сознания социального работника. Для  нее характерно наличие моральной  потребности в соблюдении требований профессиональной этики. В этом случае следование нормам и требованиям  профессиональной морали превращается во внутреннюю потребность специалиста, который организует свое поведение  и деятельность в соответствии с  требованиями нравственности. Постоянное соблюдение норм и требований профессиональной морали становится качеством личности, оказывающем большое мобилизующее влияние на личность социального работника. Поведение и деятельность социального работника, обусловленные его нравственной потребностью, как правило, не зависит от ситуативных случайностей и отличаются моральной направленностью, стремлением к добру и социальной справедливости.

Нравственность социального  работника формируется под воздействием норм морального поведения, принятых в  данном трудовой коллективе и влиянием моральных отношений, господствующих в социуме. При этом следует отметить, что в определении моральной позиции социального работника особенно важную роль играет профессиональная мораль, служащая ориентиром при оценке и реализации тех или иных действий в обществе. Связь нравственных знаний, убеждений и потребностей с практической деятельностью проявляется в разной степени и нравственные потребности в наибольшей мере обеспечивают ее устойчивость.

Нравственное поведение  в профессиональной деятельности, в  том числе и в сфере социальной работы, отнюдь не обеспечивается условиями  и содержанием труда, хотя определяется и предполагается в некоторой  степени профессиональными обязанностями. Профессиональная деятельность не может  ограничиться только пунктуальным выполнением  функциональных обязанностей. Обязанности, ставшие моральным долгом, выполняются  специалистом по внутреннему убеждению  сознательно и творчески, без  внешнего воздействия и стимулирования. Эффективная организация социальной работы немыслима без высокой  творческой активности специалистов, в процессе которой роль мотивирования  профессиональной деятельности соображениями  морального долга возрастает. Нравственное поведение социального работника  сопряжено с творческим добросовестным выполнением профессиональных обязанностей, сопровождающееся осознанием личной ответственности  за результаты своей деятельности.

Рассмотрим понятия долга  и ответственности в социальной работе. Долг является важнейшей категорией как общей, так и профессиональной этики, Последняя выражает общественные и профессиональные связи специалиста  и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность  перед ними. Поведение специалиста, следование определенным нормам морали в повседневной практической деятельности во многом зависит от отношения его  к своему делу. В отличие от профессиональных обязанностей, которые воспринимаются специалистом как внешне заданные, профессиональный долг выражает внутреннюю нравственную потребность и нравственную необходимость должного поведения. Таким образом, долг социального  работника можно понимать как  нравственную необходимость, фиксированную  в качестве субъективного принципа поведения применительно к конкретной ситуации. Совокупность правовых и  моральных требований, предъявляемых  к профессии социального работника, составляют содержание его профессионального  долга. Профессиональный долг обусловлен объективными (обязанности) и субъективными  факторами (чувства, убеждения, мотивы профессиональной деятельности и т.д.), оказывающих влияние на поведение специалиста.

Долг выражает императивность морали и заставляет человека действовать  в соответствии со своими нравственными  ценностями и обязанностями. Чувство долга повелительно требует от социального работника все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях согласовывать с требованиями и нормами профессиональной морали. Сознательное и творческое отношение к выполнению профессионального долга является залогом успешной деятельности социального работника.

Если моральные требования выражают отношение общества к человеку, то долг – это отношение личности к обществу. Личность выполняет определенные моральные обязанности перед  обществом. Категория «долг» наиболее полно выражает социальный характер деятельности социального работника  и нормативный характер профессиональной этики. Моральный долг выступает  как глубоко осознанная необходимость  определенной линии поведения, обусловленной  стремлением к достижению социальной гармонии и справедливости. Он формируется  на основе профессионального долга и высокий уровень его развития является необходимым условием профессиональной пригодности социального работника. Выполняя свой моральный долг, социальный работник к своим обязанностям относится творчески, в более широком объеме, чем это диктуется требованиями профессионального долга.

Поведение и деятельность социального работника, детерминируясь профессиональным и моральным долгом, реализуется в соответствии с юридическими и профессиональными требованиями, с учетом возможных реакций со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга. В то же время поведение социального работника характеризуется проявлением следующих характеристик:

а) свобода. Из системы общественных морально-нравственных нормативов социальный работник выбирает такие нормы, которые  наиболее соответствуют его внутренним устремлениям и представлениям о  добре и благе;

б) сознательность. Принятие того или иного решения осуществляется в результате осознания необходимости, обусловленной конкретной ситуацией, выбора наиболее оптимального варианта;

в) добровольность проявляется  в том, что чувство долга становится внутренним убеждением и основным мотивом  поведения и деятельности социального  работника в повседневной практике.

Если долг социального  работника состоит в том, чтобы  осознать, применить к конкретному  положению, в котором он находится, и практически реализовать моральные  требования, то вопрос, в какой мере эта задача выполняется или в  какой мере человек повинен в  ее невыполнении, - это вопрос о личной ответственности специалиста. Ответственность и долг взаимосвязаны и никогда не рассматриваются изолированно.

Ответственность социального  работника характеризует его  личность с точки зрения нравственных требований, предъявляемых к ней  в части профессионально-квалификационных и личностных качеств и деятельности. Ответственность выступает как  средство регуляции поведения личности социального работника со стороны  общества, так и с позиции долга, совести, чести самого человека.

Для деятельности социального  работника характерна высокая степень  самостоятельности и моральной  ответственности. Ответственность  неразрывно связана с творчеством  и самостоятельностью, с внимательным отношением социального работника  к окружающим людям, с которыми он общается в процессе профессиональной деятельности.

Ответственность социального  работника оценивается конкретно, с учетом органического единства прав и должностных обязанностей. Мера ответственности социального  работника увеличивается в связи  с возрастанием его социальных полномочий и возможностей.

Нередко социальный работник попадает в ситуации, когда стандартно, без творческого подхода невозможно решить ту или иную проблему. Следуя внутренней потребности поступать  всегда нравственно, социальный работник должен учитывать имеющуюся в  обществе систему нравственных норм и ценностей.

В то же время реализация моральных принципов социальной работы на практике часто представляет этическую проблему. Реализуя этические  принципы в своей деятельности, социальный работник должен ответить на вопрос «как?», каким образом использовать их в  конкретной ситуации. Отвечая на вопрос «почему?», он так или иначе поступает в конкретной ситуации в условиях выбора действий, социальный работник обосновывает свое поведение исходя из высших принципов. Подобного рода конфликты выступают в практической социальной работы как этические дилеммы. Этическая дилемма – это ситуация, в которой социальный работник стоит перед выбором двух равноценных возможностей. Необходимость выбора определяется тем, что субъекты социальной работы имеют разные, но имеющие одинаково важное значение, интересы, требования и ценности. К тому же личные и профессиональные ценности социального работника могут вступать в противоречие.

Известны следующие проблемные области, в которых возникают  этические дилеммы.

1) испытание лояльности  социального работника происходит  на стыке конфликта интересов:  самого социального работника  и клиента; отдельного клиента  и других людей; группы клиентов; группы клиентов и остальной  части общества; систем учреждений  и групп клиентов; системы (учреждения) наблюдателя и социальных работников; различных групп профессионалов;

Информация о работе Роль духовно-нравственных ориентиров в формировании профессионально-личостных качеств социальной работы