Профессиональные требования к социальному работнику

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

В последнее время растёт интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла его существования. Руководитель изучает методику работы с подчинённым, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться”, преподаватели решают, как можно помочь справится с эмоциональным волнением студентам и учащимся других учебных заведений.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………4
2. Появление профессии социального работника………………………….5
3. Профессиональные требования к социальному работнику…………….6
3.1. Базовые характеристики социального работника…………………...6
3.1.1. Умения социального работника…………………………………7
3.2. Задачи практической деятельности социального работника……….9
3.3. Профессиональные функции специалиста по социальной работе...10
3.5. Специализация социальных работников…………………………….16
4. Духовно-нравственный портрет социального работника………………21
4.1. Личностные качества………………………………………………….22
4.2. Психофизиологические качества……………………………………..22
4.3. Психологические качества…………………………………………….23
4.4. Критерии профессиональной пригодности…………………………..25
5. Заключение…………………………………………………………………30
6. Список используемой литературы………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 174.00 Кб (Скачать)


  1. Введение

 

Психологическое познание имеет столь  же древний характер, как и сам  человек. Для того чтобы обосновать это утверждение нам просто необходимо вспомнить первых людей в истории, которые дали “толчок” к дальнейшему  развитию психологии.

В последнее время растёт интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла его существования. Руководитель изучает методику работы с подчинённым, родители  посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться”, преподаватели решают, как можно помочь справится с эмоциональным волнением студентам и учащимся других учебных заведений.

Наряду с интересом к материальному  состоянию или к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своём поведении, поверить в себя, в свои силы. Осознать непонятные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего, на том, что происходит с ними в настоящее время. Наша задача в данной работе понять, в чём состоит актуальность профессии социального работника и что должен представлять собой социальный работник как личность для обеспечения нормальной жизни в обществе.

Современное российское общество подвергается сильным психологическим травмам. Количество людей, вынужденных обращаться к психологам, за последние 5 лет, возросло в 1,5 раза. Социальные катаклизмы вызывают синдром, который частично поражает нервную систему

Психиатры утверждают, что 80 % выпускников  детских домов имеют психические  отклонения и являются их потенциальными пациентами3.

Нередко в помощи социального работника  нуждаются люди, которые не могут  решить свои проблемы из - за морального и физического состояния (престарелые, одинокие, инвалиды). У них, как правило, наблюдаются своеобразные тенденции  в сфере психики: агрессия, депрессия и т.д.

Кроме того, к социальной помощи прибегают  люди, которые не умеют или не знают, как найти правильный путь в решении проблемы, где найти  силы для преодоления создавшихся  трудностей.

Поэтому так остра необходимость  развития системы психологической помощи населению, подготовки квалифицированных специалистов, владеющих технологией работы в этой области

 

 

 

 

 

 

  1. Появление профессии социального работника 

Профессия социального работника, имея различные  формы и названия, известна в разные исторические эпохи и разные культуры. Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. до н. э. В это время в Вавилоне создавались коды справедливости — гражданские акты, призывавшие людей к любви к ближнему, заботе о бедных. В Древней Греции социальная работа была известна как "филантропия" (что в переводе с греческого означает "проявление любви в отношении человечества"), в Риме —

как "народная традиция". Древние инки процесс помощи определяли как "минка", языческие славянские племена как "слепня". В России социальная работа появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлась так. Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению (призрение — от "призреть, призревать", т. е. обратить взор) слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности, как и любой другой, зависел от знаний, жизненного опыта и профессионального мастерства этих людей.

В XX веке в СССР функции  социальных работников выполняли представители коммунистической партии и профсоюзов, а также работники различных ведомств социальной сферы. Обучение социальной работе как профессии в России началось в конце 80-х гг. XX века. Тогда же появилась новая интегративная профессия "социальная работа" со множеством специализаций в зависимости от ведомственной подчиненности.

Первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились  в конце XIX века в Амстердаме, затем  в Берлине, Лондоне, что означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке социального диагноза и выбора методов и средств социальной работы руководствуются не общими моральными критериями, а научно обоснованным профессиональным подходом. Социальная помощь стала рассматриваться как комбинация мер, результатом которых являются изменения, как самого человека, так и социального окружения. В течение всего XIX века устанавливалось понимание социальными работниками главного тезиса: для лечения социальных болезней человека необходимо высвободить и развить, преумножить ресурсы личности и ее социального окружения, прежде всего семьи.

Современный поход мировой  практике заключается в ясном  понимании того, что социальная работа является одной из форм деятельности, направленной на достижение социальных изменений. С этих позиций социальная работа является мощным сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Следовательно, применительно к современной России, ввергнутой в социальный передел без предварительной подготовки и добровольного согласия большей части общества, стремительное развитие социальных служб, включение в социальную работу общественных объединений, благотворительных фондов, творческих и профессиональных союзов, конфессий есть вопрос политический и один из приоритетных в сфере национальной безопасности.

3. Профессиональные требования  к социальному работнику

Социальные работники — специалисты  высшей квалификации, люди особой, деликатной профессии. Они предназначены для обеспечения многопрофильной системы служб социальной поддержки и защиты населения. В зависимости от профиля, специализации социальный работник России может работать непосредственно в жилом доме, на предприятиях и в учреждениях различных ведомств (школе, клинике, досуговом центре и др.) или специализированном учреждении (отделении социальной помощи, детском доме, центре реабилитации, социальном приюте, медико-психологической консультации, телефоне доверия, центре занятости населения и трудоустройства и т. п.).

Забота социального работника  распространяется на различные возрастные категории населения и предусматривает  активизацию социокультурных и  социально-педагогических функций  общества, семьи и личности.

3.1 Базовые характеристики социального работника

 

Опираясь на практический опыт социальной работы, можно выделить следующие  наиболее общие (базовые) характеристики социальных работников независимо от специализации:

•  способность обеспечить допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны и обществом, различными государственными и общественными структурами с другой;

• выполнять своеобразную роль "третьего человека", связующего звена между  личностью и микросредой, между  детьми и взрослыми, семьей и обществом;

• умение влиять на общение, отношения  между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента  к той или иной деятельности;

•  умение работать в условиях неформального  общения, оставаясь за спиной, в позиции  неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента;

• способность соучаствовать, сопереживать клиенту в решении его проблем; • умение строить взаимоотношения  на основе диалога, на равных; коммуникабельность, экстравертность.

Исходя из того, что главной целью  социальной работы считается "забота о благосостоянии и раскрытие  возможностей личности, семьи и общества", социальную работу правомерно рассматривать  как личностную службу помощи людям.

В мире существуют общепринятые ценности социального работника — это "обычаи, этические стандарты и принципы, существенные для данной культуры, группы людей или индивида". Среди специфических ценностей социальных работников как профессиональной группы приоритетными считаются стремление к преимуществу индивида по отношению к обществу, уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентами, готовность к передаче знаний и умений другим; уважение к индивидуальным и групповым различиям; стремление к развитию способностей подопечного помогать себе самому и др.

 

3.1.1. Умения социального работника

умения социального работника  заложены в профессиональном стандарте  специалиста. Выделено 12 таких умений:

1. Умение выслушать других с  пониманием и целенаправленностью.

2. Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценивания ситуации.

3.  Умение создавать и развивать  отношения, способствующие успешной  профессиональной деятельности.

4.  Умение наблюдать и интерпретировать  вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы.

5. Умение активизировать усилия  подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем,  добиться их доверия.

6.  Умение обсуждать острые  темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз.

7.  Умение разрабатывать новаторские  решения проблем подопечных.

8.  Умение выявлять нужды для  определения терапевтических зависимостей.

9.  Умение вести исследования  или интерпретировать выводы  исследований и положений профессиональной литературы.

10.  Умение обеспечивать и  улаживать отношения между конфликтующими  индивидами, группами.

11.  Умение обеспечивать межинституциональные  связи.

12.  Умение интерпретировать  социальные нужды и докладывать  о них в финансирующих фондах, органах общественности, в законодательных институтах.

В функциональном назначении любого социального работника на первое место выдвигается его "умение создавать и развивать отношения  между людьми, между человеком  и его окружением", "умение активизировать усилия подопечных по решению своих проблем", "умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами", "обеспечивать межинституциональные связи". Поскольку социальный работник имеет дело с человеком и его окружением (и прежде всего, с его семьей), подчеркивается, что знание развития и поведения человека в конкретной среде необходимо- любому и каждому социальному работнику, кем бы ни был его клиент — ребенок или взрослый, одинокий пенсионер или инвалид, семья или другая социальная группа. А это означает, что психолого-педагогическая компетентность в личностно-средовом контексте специалиста составляет базовую основу его функциональной грамотности, подготовленности.

Социальная работа как профессия, социальные работники как специалисты этой профессии призваны, таким образом, служить социальной заботе о нравственности народа, физическом и духовном здоровье нации, гармонизации отношений в обществе. По своему назначению, функциям социальная работа как форма государственного и негосударственного воздействия на отдельного человека и группы людей, призвана обеспечить должный материальный, социальный и культурный уровень жизни граждан, восстановить по мере необходимости их способности к функционированию в обществе.

Социальная работа как профессия направлена на человека в среде. Представляя собой личностную службу помощи людям, социальная работа нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте "личность и окружающая среда". Во главу угла ставится человек, и в центре внимания социальных работников — проблемы человека. Социальная работа наряду с помощью в общечеловеческих нуждах в периоды личного и социального неблагополучия человека предполагает и защиту человека в целом, его потребностей, интересов, человеческого достоинства, права на достойную жизнь.

Социальные работника помогают и способствуют всеми имеющимися в их распоряжении средствами благополучию и самовыражению человеческой личности, достижению социальной справедливости, развитию и правильному использованию  научных знаний применительно к социальному поведению человека, развитию ресурсов для удовлетворения индивидуальных, групповых, национальных и интернациональных потребностей и устремлений, защите всех прав человека.

В функции профессии социальных работников входят планирование социальной политики и оказание услуг в отношении различных групп населения и общин, а также их оценка. Деятельность социальных работников сосредоточена не только на стремлении защитить права человека, но и на удовлетворении его потребностей, развития личностных возможностей.

Осуществление всей практической деятельности социальных работников в мире рассматривается  в русле пяти ,   контекстов: географического, политического, социально-экономического, культурного и духовного.

Географический контекст определяет границы проведения социальной работы (агентство, регион, нация, государство). Политический контекст, т. е. наличие в стране определенного политического режима, системы, создает соответствующие условия для проведения практической социальной деятельности.

Социально-экономические факторы  обуславливают адекватные жизненные  средства, условия для работы, укрепления здоровья, для образования, социального  обеспечения и защиты, разнообразные  социальные услуги и поддержку.

Культурный и духовный контексты  требуют уважения верований, устремлений и культурных традиций отдельных личностей, семей, общин и наций, а также учета социальных ценностей общества, философско-политических воззрений, этики, идеалов людей, с которыми сталкиваются социальные работники.

К традиционным видам и формам социальной работы во многих странах относят социальную работу с семьей, детьми, подростками и молодежью, социальную работу в области психического здоровья, медицинскую социальную работу, школьную социальную работу и др.

Информация о работе Профессиональные требования к социальному работнику